Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника направленной визуализации




Техника направленной визуализации — это направление по­тока воображения клиента в определенное русло. В арт-те-рапевтической работе техника направленной визуализации применяется довольно широко. Она, как правило, дополня­ется изобразительным этапом.

Этапы техники направленной визуализации

Техника направленной визуализации в сочетании с изобра­зительной работой включает в себя четыре этапа:

 

1. Настройка на визуализацию. Положение тела в про­странстве может быть разным, в зависимости от того, какая степень релаксации требуется данному клиенту. Релаксация может быть разной глубины: при поверхностной релаксации клиент сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ; при средней степени — клиент лежит в удобной позе; при глубокой —ле­жит, прислушиваясь к своему дыханию, концентрируя свое внимание на телесных ощущениях и на процессе расслабле­ния. Уровень релаксации зависит от степени готовности клиента.

Арт-терапевт на этом этапе может использовать следую­щий текст: «Закройте глаза, и мы отправимся в воображае мое фантастическое путешествие. Когда мы вернемся, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произо­шло в путешествии.

 

Теперь расположитесь поудобнее и закройте глаза. Ко­гда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находитесь. Это ваше пространство. Вы владеете этим пространством и в этой комнате, и в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого. Закрыв глаза, вы можете почувствовать это пространство. В нем находятся ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство.

Обращайте внимание на то, что будет происходить с ва­шим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться, просто отмечайте эти моменты. Следуйте за всем телом от головы до кончиков пальцев.

Сейчас я расскажу вам маленькую историю и пригла­шаю вас совершить воображаемое путешествие. Представ­ляйте, что мы идем вместе.

Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вам, и за­мечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете это делать.

Обратите внимание на то, будет вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его совер­шать, просто слушайте мой голос, следуйте за мной и следи­те за тем, что происходит».

 

2. Рассказывание или чтение истории, путешествия. История имеет три части — начало, кульминацию и завер­шение. Во время кульминации участник группы обретает что-то важное для себя. В конце слушатель должен пройти все этапы пути в обратном направлении к исходной точке. Обязательно, чтобы его процесс был завершен.

История прочитывается медленно, при этом необходи­мо избегать конкретизации образов, с большим числом пауз, чтобы дать возможность вообразить вещи, которые возника­ют в рассказе. Сюжет выбирается с учетом задач, возраста и запросов клиентов. Темы могут быть разными — «прогулка по лесу», «волна в океане», «потаенный сад», «дом»...

Кульминационный момент связан с активностью вооб­ражения, в этот момент слушающий активно пытается най­ти решение сложной для себя ситуации и запускаются про­цессы самоисцеления.

3. Возвращение из путешествия. После возвращения в бодрствующее состояние клиенту предлагается изобразить запомнившиеся ощущения и образы. В процессе изображе­ния возникает состояние рефлексии над материалом вообра­жения.

 

4. Обсуждение работы. После «путешествия» нет интер­претации происходившего; обсуждение может проходить сначала в малых группах, а затем в круге.

Основная задача при проведении техники направлен­ной визуализации заключается в том, чтобы «оживить» ла­тентные, неосознаваемые стороны личности, а затем в той или иной мере осмыслить их как источник скрытых потреб­ностей, потенций и силы.

При использовании данного метода необходимо соблю­дать меры предосторожности, дозированно применять его с клиентами, поскольку могут возникнуть следующие ослож­нения:

- утрата уверенности в реальности;

- подчинение энергии бессознательного;

- отождествление себя с образами, самим же создан­ными;

-непосредственное отреагирование материала в реаль­ной жизни (изменение поведения).

Ниже приведены несколько текстов для «путешест­вий»:

«Прогулка по лесу». Однажды вы отправились в лес; быть может, вам хотелось испытать нечто невиданное; мо­жет быть, вас переполняло чувство полноты жизни, которое вы иногда испытываете, а может, вы захотели чего-то еще...

Это лес в ближайшем пригороде, а может быть, где-то в сельской местности или просто городской лесопарк.

Итак, вы входите в лес. Солнце уже село, и сгустились сумерки. После теплого дня в воздухе ощущается аромат хвои и листвы. Вы ощущаете запах трав и лесных цветов. Все эти запахи, смешиваясь, создают удивительный кок­тейль, который вливается в вашу грудь и распространяется по всему вашему телу...

Вечерний воздух постепенно остывает, закат сулит вам прохладу. Вы медленно идете по лесной тропинке, в полу­тьме вы различаете очертания деревьев, кустов, трав. Пери­одически то одна, то другая птица издает трель. Это особая музыка ночного леса и обещание чего-то удивительного, почти таинственного. Может быть, этот щебет птиц и шелест травы говорят вам о чем-то ином...

Постепенно вы выходите на опушку леса и видите поля­ну. Она почти круглая и похожа на внутренний двор замка или пространство храма. Вы чувствуете себя хорошо, вы за­щищены стенами леса вокруг поляны. Это место вам очень нравится. Здесь вы ощущаете особый покой, умиротворен­ность. Как будто это ваша поляна, место, где вы можете по­быть наедине с собой, погрузиться в себя и в свои ощущения.

Вы идете к центру поляны и останавливаетесь там. Это не только центр поляны, вам кажется, что это центр вашего существа, вы остаетесь с ним... и зачарованные, в состоянии блаженного погружения, пребываете здесь в течение некото­рого времени...

Вы вслушиваетесь в ощущения своего тела... в образы, проникающие в ваше сознание, в загадочную картину мира, окружающего вас со всех сторон...

Вам бы хотелось стоять здесь еще и еще... но вам нужно возвращаться домой.

Ваши ноги словно прилипли к земле, и вы наклоняетесь к ней, чтобы попросить ее отпустить вас. И тут ваше внима­ние привлекает один предмет, лежащий у ваших ног. Что это? Вы наклоняетесь и видите его... ваша рука тянется к этому предмету, и вы его поднимаете...

Оказывается, эта ночная прогулка по лесу подарила вам и это... словно вы ожидали какой-то находки, которая увен­чает ваше удивительное путешествие. Вы внимательно рас­сматриваете найденный предмет, пытаетесь отгадать, как он мог очутиться здесь, какова его истории, что он несет вам...

А теперь вы возвращаетесь обратно.

 

«Прогулка по лесу» (сокращенный вариант). Представь­те себе, что вы идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют пти­цы. Солнечные лучи проникают сквозь листву, касаются ва­шей кожи... Воздух пропитан разнообразными запахами, почувствуйте их... Вы идете по тропинке, смотрите по сторо­нам. Постарайтесь запомнить все, что вы видите...

А теперь вы возвращаетесь обратно.

Откройте глаза, и когда вы будете готовы, нарисуйте свои впечатления от путешествия.

Не беспокойтесь, хорошо ли нарисовано изображение, главное — суметь описать свое путешествие.

 

«Волна». Закройте глаза и ощутите себя в океане голу­бого цвета.

Почувствуйте, что вы — волна в этом океане, струящая­ся вверх и вниз. Вы медленно поднимаетесь и опадаете, как волны. А теперь вы ощущаете, что растекаетесь и исчезаете точно так же, как это происходит с волнами в океане. И — ах.

Теперь вы составляете одно целое с океаном голубого цвета, в котором больше нет волн, нет разницы между вами и океаном.

А теперь прислушайтесь... медленно вслушивайтесь в себя... слушайте голос океана у себя в теле...

А сейчас звук затихает и вновь возникает волна, совсем так, как волна в океане, которая вновь появляется после того, как исчезла, образует другую волну, а затем еще и еще...

А теперь вы возвращаетесь обратно.

 

«Куст роз». Закройте глаза, войдите в свое пространство и вообразите себя кустом роз.

- Какой вы куст?

- На вас есть цветы?

- Если есть, то какие (они не обязательно должны быть розами)? Какого цвета ваши цветы? Сколько их у вас?

- Полностью ли распустились ваши цветы или у вас только бутоны?

- Есть ли у вас листья? Какие они?

- Как выглядит ваш стебель и ветви?

- Как выглядят ваши корни? Или, может быть, у вас их нет? Если есть, то какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они?

- Есть ли у вас шипы?

- Где вы растете?

- Что вас окружает?

- Как вы поддерживаете свое существование?

- Кто-нибудь ухаживает за вами?

- Какая сейчас погода?

Откройте глаза, и когда вы будете готовы, нарисуйте свой куст роз.

Не беспокойтесь, хорошо ли нарисовано изображение, главное — объяснить (записать описание).

После окончания описания необходимо прочесть каж­дое утверждение и спросить, насколько его высказывания от имени куста роз соответствуют его собственной жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных