Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественный стиль




Данному стилю не характерна оценочность изложения. Так же ему не присущи сухость высказывания, официальность и обязательность формы. Данный стиль используется в художественной литературе. Текст должен воздействовать на воображение читателя, а так же передавать мысли и чувства автора, для того, чтобы сформировать у читателей определенное отношение или настроение к тому или иному явлению, событию, объекту.

Это основой является литературный язык.

Для данного стиля характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия
  • Использование тропов и стилистических фигур

 

Разговорный стиль

Данный стиль речи используется в рамках неформального общения. Благодаря данному стилю автор часто выражает свои эмоции и чувства, обменивается информацией. Основными признаками данного стиля являются неофициальность, непринуждённость и непосредственность общения, а так же неподготовленность речи, тесная связь с ситуацией. Здесь основную роль играют мимика и жесты.

Этому стилю характерно широкое использование обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной лексики, частиц, междометий, фразеологизмов, вводных слов, неполных предложений, слов-предложений, обращений, повторов, перечислений, присоединительных конструкций.

Ярче всего он проявляется в устной речи. Стоит подчеркнуть, в диалогической форме. В письменной форме разговорный стиль используется в основном в неофициальной переписке, а так же в дневниках. Целью данного стиля является передача эмоций, обмен впечатлениями, общение.

Его основные черты:

- Непринуждённость и фамильярность

-Прерывистость и непоследовательность

- Эмоциональность

 

Последний, пятый функциональный стиль – публицистический. Этот стиль используется в газетных статьях, очерках, репортажах, интервью и фельетонах. Он служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ.

Так как целью данной работы является рассмотрение употребления метафор в публицистических текстах, остановимся на данном стиле более подробно.

Публицистический стиль представляет собой функциональную разновидность речи, которая обслуживает достаточно широкую сферу общественных отношений, таких как общественно-политические, культурные, спортивные, научные и другие. Чаще всего он встречается в газетных и журнальных статьях, поэтому его так же могут называть газетно-публицистическим, или журнально-публицистическим. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Публицистический стиль используется в массовых, популярных и политических текстах, которые воздействуют на наиболее актуальные общественно-политические процессы благодаря документальному отображению.

Понятие данного стиля складывается из языка газет, общественно-политических журналов, памфлетов, прокламаций которые в свою очередь содержат политическую информацию.

Помимо того, что основные средства публицистического стиля рассчитаны на информацию и логическое доказательство, они рассчитаны и на эмоциональное воздействие на слушателя.

Характерными особенностями публицистических статей и текстов являются актуальность, страстность, образность, острота и яркость повествования. Это обусловливается социальным назначением публицистики, основная цель которой - это формирование общественного мнение и активное воздействие на человека при сообщении фактов.

Жанры публицистического текста:

1. газетный – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионный – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторский – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативный – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламный – очерк, объявление, плакат, лозунг.

Основные функции публицистического текста:

 

-информационная функция

-воздействующаяили экспрессивная функция (или же «функция убеждения»)

-популяризаторская.

Одной из главных особенностей публицистического стиля является сочетание в нем двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).Информационная функция текстов, которые относятся к данному стилю, заключается в том, что перед авторами публицистических текстов стоит цель - информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о наиболее значимых для общества проблемах, а так же о взглядах авторов на данные проблемы.

Воздействующую функцию можно назвать самой важной функцией этого стиля. Она сопровождает информирование граждан о событиях, которые происходят в мире.

Цель публициста не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, а так же и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного вида поведения. Как правило публицистический текст ярко отражает личность автора. Он отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к фактам, которые он излагает. Воздействующая функция в публицистике имеет оттенок манипуляции, поэтому она выделяется на фоне других речевых воздействий.

При использовании лексики, воздействующая функция проявляется прежде всего в новизне значений, которые возникают за счет расширения лексической сочетаемости слов. Это вполне типичная для публицистических текстов черта в первую очередь связана со стремлением выразить мысль броско, ярко и эмоционально. Для газет характерны поиски хлестких и метких оценок, которые в свою очередь требуют необычных лексических сочетаний. Особенно если речь идет о полемике.

Главная задача газеты - передать определенное количество информации как можно за более короткий срок. Поэтому сообщение должно нести достаточно серьезную информативную нагрузку. Оно должно быть обобщенным и аргументированным. Все это находит выражение в употреблении лексических и синтаксических особенностей речи.

 

Кроме того, публицистике свойственно образное употребление слов: метафоры, метонимии, и олицетворения. Так же для публицистической речи характерно метафорическое использование различной терминологии. Эффект экспрессивности достигается частым использованием высокой книжной лексики, которая получила специализацию газетной. Она очень часто употреблялась в газетах прошлых лет. А так же разговорной и просторечной, а порой столкновением приведенных выше лексических пластов.

 

Экспрессивность в публицистических текстах проявляется главным образом в оценке событий и явлений. Она реализуется на всех уровнях языка в комплексе с элементами манипуляции.

1) Фонетический уровень (ораторские выступления и т.д.): интонационное разнообразие речи, эмоциональность (главной задачей которой является убедить аудиторию в своей правоте).

2) Графический уровень: графические и орфографические выделения, выделение заголовков статей крупным, цветным шрифтом, для привлечения внимание читателя.

3) Морфологический: особые способы употребления грамматических форм с целью привлечения внимания читателя.

4) Лексический уровень: употребление выражений и слов, которые несут определенную эмоциональную нагрузку.

5) Синтаксический уровень – краткость и броскость фраз и предложений. Чаще всего данный прием используется в заголовках статей (“L’Espagne aux abois, les Européens chicanent”, “La guerre des deux fronts”).

Основным стилистическим принципом публицистического текста является единство, а так же сопряжение экспрессии со стандартом, что является важнейшей особенностью газетной речи.

Н.М. Амосов разработал гипотезу, согласно которой обработка информации в мозгу человека осуществляется в виде взаимодействия двух программ - интеллектуальной и эмоциональной.

Так как все люди разные, у них всегда преобладает одна из этих двух программ. Таким образом, в языке средств массовых коммуникаций появляется необходимость учитывать обе эти программы, поэтому газетный язык должен быть доступным для всех людей.

Прежде всего это проявляется в лексике, являясь следствием специфики информационной функции в публицистического стиля. В чем она проявляется?

- В универсальности:

Разного рода публикации, теле- и радио -передачи и интернет информируют аудиторию о большом количестве сфер общественной жизни. Поэтому в публицистике используется огромное количество самой разной лексики, начиная с терминологии, заканчивая жаргонизмами и авторскими неологизмами.

- В направленности на широкую аудиторию:

Информация о наиболее значимых для общества событиях адресуется всем носителям языка, поэтому лексика, которая используется в публицистических текстах, должна быть понятна всем. Она должна быть общеупотребительной. В крайних случаях авторы могут прибегать к использованию сленга, жаргонов и арго. В подобных ситуациях это означает, что ориентация идет так же на аудиторию с невысоким уровнем культурного развития.

- В неспециальности информации:

Это может быть обсуждение специальных тем на более неспециализированном, упрощенном уровне, с комментариями к терминам, используемым в сообщении.

- В актуальности, а так же в быстроте передачи информации:

Это является главной причиной того, что язык прессы настолько стандартизирован. Пресса отличается от всех других средств передачи информации тем, она создается в наикратчайшие сроки, а это, в свою очередь часто приводит к тому, что языковой материал невозможно довести до идеала. Помимо этого, газеты и журналы создаются не одним человеком, а большим количеством корреспондентов. Все они подготавливают свои материалы по отдельности. В совокупности это становится причиной стандартизации газетной и журнальной лексики. Если журналист удачно изобрел или подобрал слово или выражение, оно может стать достоянием всей прессы и перейти в разряд газетных штампов

В некоторых толковых словарях подобные слова и выражения помечаются, как «газетные», «публицистические. Благодаря подобным словарям можно судить о проблемах и вопросах, которые наиболее остро волнуют общество на данный момент.

- В оценочности и субъективности:

Это основные факторы экспрессивности языка прессы. Каждый автор, при написании статьи, так или иначе, благодаря специфической лексике, вносит в нее отпечаток своей авторской позиции, не смотря на то, что он может хотеть просто скупо перечислить факты, сохранить субъективность и непредвзятость.

Но как правило, публицистика не ставит перед журналистами такой цели (непредвзятое, «сухое», изложение фактов), наоборот она должна отражать мнения и настроения, комментарии авторов, а так же их размышления. Что включает данную особенность публицистики в разряд воздействующих средств публицистического функционального стиля.

Оценочная лексика и яркие комментарии необходимы не только для того, чтобы выразить мнение журналиста, но и для того, чтобы убедить читателя. Таким образом они играют главную роль в формировании стереотипов в обществе.

Оценочность, в свою очередь, в виду того, что она является основным стилеобразующим принципом в публицистике, реализуется, главным образом, через тропы – метафору, метонимию и сравнение.

Кроме того, одной из основных характеристик публицистических текстов является их стандартизированность.

Если брать в расчет периодические издание, создаваемые не одним, а несколькими авторами, здесь, в результате совместной работы нескольких лиц и наличия разнообразных жанров образуются определенные речевые стандарты.

Они могут появляться и по другим причинам. Например, за счет повторяемости тематики и ограниченного круга тем. Одной из главных причин возникновения стандартов и газетных штампов можно назвать стремление к экспрессивности высказывания. Поиски средств экспрессивности в рамках газеты или журнала становятся причиной того, что экспрессия быстро переходит в стандарт. Когда удачно подобранный с точки зрения выразительности оборот, подхватывается многочисленными журналистами, он довольно быстро, буквально на глазах читателей, превращаясь в штамп. Таким образом, положительное стремление, которое обуславливается одной из основных задач общения в данной сфере, часто может вызывать свою противоположность.

Основная особенность публицистического стиля – это сопряжение экспрессии и стандартов. Тем не менее, отметим, что подобные взаимодействия могут встречаться и в других стилях. Однако, в отличие от публицистического стиля данное сопряжение далеко не является обязательным. Данные экстралингвистические основы публицистики указывают на базовые и наиболее частные стилевые черты, а так же стилистические признаки их реализации в газетной речи.

 

Г. О. Винокур полагает, что стандарт, или же штамп - это характерная черта языка газеты.А В. Г. Костомаров выделяет единый стилистически-конструктивный принцип газеты. Это объединение «экспрессии» и «стандарта», которые понимаются как оценочные, а так же информирующие начала, противопоставленные друг другу. Данные признаки можно соотнести с взаимодействием двух основных газетных функций - информационной и воздействующей. Они распределяются неравномерно по газетным жанрам, находясь в соответствии с двойственной природой газеты, главным назначением которой является информирование и убеждение.

Среди причин стандартизованности языка газеты можно выделить следующие: стремление к документальности повествования, повторяемость тематик, а так же оперативность в подготовке материалов.

Такая оппозиция, как «стандарт - экспрессия» позволяет нам провести стилевую границу между языком художественной литературы и языком публицистики, хотя стандарт и экспрессия присутствуют и в той и в другой языковой сфере.Поэтому единство экспрессии и стандарта, которое составляет специфику газетной речи, становится основным стилистическим принципом организации высказывания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных