Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особая роль средств речевой выразительности в публицистике обуславливается взаимодействием ее основных функций.




В целом, газетная лексика не однородна. Она включает в себя как большой круг книжных слов, а так же терминологии, так и разговорную и просторечную лексику. Все это делается, как правило, для реализации определенных целей, преследуемых автором. При этом существует ряд слов, являющихся типичными для газеты.

Кроме того, газета может порождать и создавать свою собственную фразеологию и устойчивые обороты речи (как нейтральные, так и оценочные).Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, в которых вложено новое содержание, которое в свою очередь включает в себя социальную оценку.

Помимо этого, одной из характеристик публицистического стиля является использование однородных членов, расчленение главных членов в именных предложениях, именительные представления, цепи номинативных предложений, а так же использование прямой речи и разговорных конструкций. Часто в публицистических текстах могут встречаться пассивные конструкции и безличные предложения, которые выполняют информативную функцию.

В газете слово часто принадлежит юристам, политикам, ученым, экономистам, поэтому их лексикон быстро проникает в газету.

Одним из главных свойств публицистического стиля является аналитичность. Сообщение должно быть передано с пояснениями, факты должны быть аргументированы. Таким образом, главным отличием публицистического стиля от научного является то, что автор не просто передает информацию. Его цель - убедить читателя в той или иной точке зрения и оказать на него воздействие. При этом речь автора обращена не только к интеллекту читателя, но и к его чувствам, к его воле.

Наряду с этим, средствами и приемами убеждающей речи могут быть и средства диалога (аргументация изначально диалогична, поскольку включает в себя не только основание авторского тезиса, но и опровержение антитезиса, предполагая спор с оппонентом. Отсюда широкое употребление вопросо-ответных комплексов, риторических вопросов).

Синтаксис убеждающей речи не обходится без побуждения и без использования специальных средств (акцентуаторов), которые подчеркивают уверенность автора. Все это приводит к тому, что в публицистике при аргументации логическое дополняется риторическим (тропами и фигурами речи), а диалогичность вызывает использование средств разговорной речи. Таким образом, в публицистике информационно-аналитическая и экспрессивная функции часто выступают вместе.

Однако, соотношение обеих основных стилистических функций публицистики и средства их реализации проявляются неодинаково в разных газетах и газетных жанрах. Тем не менее, было бы неправильно полагать, что в газетной речи отсутствует определенное стилистическое единство публицистики и тем более сомневаться в существовании публицистического стиля. Несмотря на все жанрово-стилистические различия, газетная речь в целом отвечает основным стилевым принципам функционирования в ней языковых средств и потому обладает достаточной целостностью и единством.

Как и все явления, публицистический стиль развивается и со временем претерпевает изменения, однако основные принципы функционирования этого стиля, а так же его главные функции – информативная и экспрессивная, остаются прежними. Меняется состав языковых единиц, некоторые особенности использования языка, представленность тех или иных стилистических приемов, но принципиальных изменений не происходит.

ГЛАВА 3

Статистика встречаемости метафор в публицистических текстах.

Как было сказано в первой главе, основным определяющим фактором выразительности и воздействующего потенциала текста является его тематика. От нее в большей степени зависит употребление того, или иного вида метафоры, что в свою очередь представляет собой важнейшее средство воздействия для данного текста.

Проследить его выразительный и воздействующий потенциал возможно только на уровне диктемы[1]. В одной диктеме может быть несколько метафор, как простых, так и развернутых. Причем, если взять ту же метафору отдельно от диктемы, она может иметь совершенно другой смысл, ибо в диктеме она будет являться частью целого. Диктема же в письменной речи может состоять из нескольких предложений или абзаца.

Кроме того, воздействующая функция, в публицистическом тексте реализуется комплексно, всех уровнях языка. Важно то, что между несколькими предложениями существует своего рода тематическая связь, благодаря которой подобное фразовое единство выражает законченную мысль. Поэтому при рассмотрении метафоры в тексте нужно отталкиваться именно от диктем, а точнее изучать ее в рамках одной диктемы.

Каков же процент использования метафор в публицистических текстах? Рассмотрим это на примере таблицы, материалом для которой послужили статьи известных французских газет “Le Monde” и “Le Figaro”.

miroir de la France post-coloniale   метафора
Libérés du fardeau populiste, les Finlandais font moins peur à l'Europe   метафора
Finlande: la percée des populistes va peser sur la politique européenne   гипербола
L'entrée fracassante des populistes sur la scène politique   метафора
De la rumeur à la confirmation   градация
La page Ockrent est définitivement tournée   метафора
Droite-bavoir contre gauche-calebard     Параллелизм
Amnesty International critique la passivité de l'ONU   метонимия
quatre grandes écoles de commerce signent une charte éthique     метонимия
le document médiéval datait de 1964     оксюморон
Mathieu Glayman, un papa dans la lutte des classes   метафора
La mondialisation, un sujet tarte à la crème?    
Orientation: les lettres et les sciences humaines mènent à tout   гипербола
La guerre mondiale des talents est-elle déclarée   гипербола
La philosophie en 10 leçons   литота
A l'école élémentaire, les notes sont inutiles"   гипербола
Quand les profs d’université deviennent des stars     гипербола
les entreprises ont besoin de vous L’art est partout, surtout dans votre copie!   гипербола
Une petite heure de gloire pour l’enseignement technique   литота
L'Allemagne décide de sortir du nucléaire d'ici 2022   метонимия
Silvio Berlusconi se prépare à perdre Milan   метонимия
Le grand malaise des provinces tunisiennes   метафора
Nadal plie mais ne rompt pas   градация
Yvan Colonna promet la «guerre» à un témoin-clé   гипербола
L'art de parler de l'islam sans jamais le nommer   ирония
Accusé d'agression sexuelle, Georges Tron quitte le gouvernement   инверсия
Femmes au bord de la crise de nerfs   гипербола
Nucléaire: Paris se distingue de Berlin   метонимия
Psychothérapies:la nouvelle vague     эпитет
Légumes «mortels»: l'origine de la bactérie pas identifiée     эпитет
e-G8: Orange enterre la Net neutralité   метафора
Le poids d'Internetdans l'économie   эпитет
Mitterrand: «Les acteurs de l'Internet doivent financer la création»   метафора
Les réseaux sociaux restent balbutiants sur le recrutement   метафора
Carburants: les petroliéres dos au mur   метафора
Pippa comme la poule aux oeufs d'or des enseignes   сравнение
Les sociétés d'assistance sont de plus en plus sollicitées   градация
De la musique à la video sur Facebook avec Spotify   градация
Les ventes de téléviseurs plongent en mai   гипербола
Chrysler tourne la page de sa faillite   метафора

Как мы видим, исходя из данной таблицы, метафора является наиболее часто употребляемой выразительной фигурой. Гипербола и метонимия встречаются так же достаточно часто, но уступают метафоре.

Кроме того, как мы уже отмечали, количественное соотношение метафор во многом зависит от тематики текста. В следующей таблице мы рассмотрим данную статистику[2].

  тематика текста Общее число единиц 2550 = 100%
метафоры 2191 ед. ≈ 86% сравнения 359 ед. ≈ 14%
  общественно- политическая и экономическая   591 единица ≈23% от общего числа ≈27% от числа метафор   62 единицы ≈2% от общего числа ≈17% от числа сравн.
  научная   572 единицы ≈22% от общего числа ≈26% от числа метафор   91 единица ≈3,5% от общего числа ≈25% от числа сравн.
  культурная     621 единица ≈24% от общего числа ≈28% от числа метафор   138 единиц ≈ 5,5 от общего числа ≈38% от числа сравнен.
спорт, путешествия, повседневная жизнь, развлечения     407 единиц ≈16% от общего числа ≈18% от числа метафор   68 единиц ≈2% от общего числа ≈19% от числа сравнен.

 

Из данной таблицы видно, что число метафор в текстах различных тематик не сильно различается. Хотя в текстах тематик «спорт, путешествия, повседневная жизнь, развлечения» число метафор несколько ниже.

Помимо этого, стоит отметить, что употребляемость метафор зависит от жанра к которому она принадлежит. Так, основная масса метафор приходится на информационно-аналитические и информационно-художественные жанры (41% и 38% всех метафор). На информационные жанры приходится только 21%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня изучение публицистики является одним из наиболее динамично развивающихся направлений лингвистики. Появляются новые черты исследований данной темы, изобретаются новые подходы (например когнитивная теория метафоры). Все чаще и чаще используются другие науки, такие как политология, философия, социология, психология, что позволяет установить более четкие границы способностей человеческого мышления и его связи с языком.

Благодаря стремительному прогрессу в сфере средств массовой информации (таких как телевидение, и, конечно же интернет) расширилась сфера действия публицистических текстов, а так же расширились их возможности.

Метафора уже рассматривается не просто как выразительное средство языка, троп, скрытое сравнение, а как средство познания, как важный элемент мышления и языка. Она является средством отображения окружающей нас действительности. Сегодня ее изучение выводится на совершенно новую ступень.

Изучение метафоры в публицистическом тексте имеет большое значение, ибо средства массовой информации сегодня позволяют человеку быть в курсе происходящего в практически любой сфере деятельности, даже той, которой он касается только косвенно.

Кроме того, мы пришли к выводу, что главными функциями метафоры являются оценка и воздействие. Причем для современных СМИ характерно использование такой лексики, которая смогла бы сделать информацию доступной для любых слоев населения, даже не самых образованных, таким образом оказывая влияния на более широкий круг лиц.

Если говорить о публицистических текстах, то можно сказать, что они стилистически неоднородны. Очень важно учитывать тематику жанра, от которой во многом будет зависеть выбор метафор. Поэтому воздействующая функция публицистики далеко не однородна для ее разных текстов.

Все названные в данной работе характеристики публицистических текстов справедливы как для французских, так и для других средств массовой информации, в силу массовой глобализации и распространения интернета.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Активное изучение текстов средств массовой информации началось относительно недавно, а точнее около сорока лет назад. Сила практического влияния газеты на жизнь человека очень велика, однако степень научного познания языка газеты еще очень мало изучены.

Целью данной работы является изучение роли метафоры в публицистическом тексте, а так же специфика употребления данного средства выразительности в зависимости от тематики теста.

Главной задачей автора, когда он создает газетную статью является не только информирование читателя, но и оценка информации, которая в ней предоставлена. Поэтому функционально-стилевое единство языка газеты обеспечивается постоянной реализацией в газетных текстах информативных и оценочных элементов. Эта особенность публицистики и публицистического стиля так же нашла отражение в заголовках статей. Так как журналисты постоянно ориентируются на оценку фактов, это делает неизбежным употребление в газете не только языковых, но и контекстуально-оценочных средств, среди которых особо выделяются ряды слов и словосочетаний, объединенных общностью понятийной соотнесенности (перифразы, синонимы, слова-конденсаты и т.п.), индивидуально-авторские метафоры и окказионализмы.

В данной работе будут рассмотрены современные текстовые СМИ (их тематика, стилистические аспекты, фигуры речи).

Сегодня анализ публицистических текстов - это одна из наиболее активно развивающихся областей исследования в лингвистике. Это можно объяснить тем, что роль средств массовой информации в обществе как никогда велика. Их целью является не только информирование, но и оказание влияния на публику, формирование определенного мнения по тому или иному вопросу. Кроме того, они могут оказывать внимания как на сам язык, так и на всю культуру в целом.

В рамках лингвистики вопрос публицистических текстов изучен еще не так хорошо, как в рамках журналистики. Основной акцент ставится на тексты общественно-политической тематики, хотя важно то, что публицистика далеко не ограничивается только этой тематикой.

 

 

 

 

 

 


[1] М.Я.Блох определяет диктему следующим образом: «диктема – это элементарная единица текста, то есть сверхфразовое единство, включенное в качестве составной части в уровневую структуру языка.»

[2] Данная статистика была проведена в научной диссертации Е.В.Ковалевской «Метафора и сравнение в публицистических текстах (на примере английского языка)». Помимо примеров из английского языка, в данной работе присутствуют примеры из французского и немецкого языков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных