Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть III ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ. 8 страница




Н.Н.Ладыгина-Котс детально изучала у шимпанзе про­цесс подготовки и даже изготовления орудия, необходи­мого для решения технически несложной задачи — выталкивания приманки из узкой трубки. На глазах у шим­панзе в трубку закладывалась приманка таким образом, что ее нельзя было достать просто пальцами. Одновременно с трубкой животному давались различные предметы, пригодные для выталкивания прикорма после некоторой их «доработки» (рис. 45). Подопытная обезьяна вполне (хотя и не всегда немедленно) справлялась со всеми этими за­дачами.

 

 

 

Рис. 45. Экспериментальное изучение орудийной деятельности у шимпанзе (опыты Ладыгиной-Котс). Некоторые предметы, предъявленные обезьяне (ветка, палка, обмотанная веревкой, изогнутая и спиралевидно закрученная проволока, проволочная сетка, кусок плетеной корзины)

В этих опытах также четко выступает двухфазность интеллектуального действия: приготовление орудия — пер­вая, подготовительная фаза, доставание приманки с по­мощью орудия — вторая фаза. Первая фаза вне связи со следующей фазой лишена какого бы то ни было биоло­гического смысла. Вторая фаза — фаза осуществления дея­тельности — в целом направлена на удовлетворение определенной биологической потребности животного (в описанных опытах — пищевой).

По Леонтьеву, первая, подготовительная фаза побуж­дается не самим предметом (например, палкой), на который она направлена, а объективным отношением палки к приманке. Реакция на это отношение и есть подготовка второй фазы, фазы осуществления, которая направлена на объект («цель»), побуждающий всю деятельность жи­вотного. Вторая фаза включает, таким образом, в себя оп­ределенную операцию, закрепляемую в виде навыка.

Большое значение как один из критериев интеллек­туального поведения имеет и то обстоятельство, что при решении задачи животное пользуется не одним стерео­типно выполняемым способом, а пробует разные способы, которые являются результатом ранее накопленного опыта. Следовательно, вместо проб различных движений, как это имеет место при неинтеллектуальных действиях, при ин­теллектуальном поведении имеют место пробы различных операций, что позволяет решить одну и ту же задачу раз­личными способами. Перенос и пробы различных опера­ций при решении сложной задачи находят у обезьян свое выражение, в частности, в том, что они практически ни­когда не пользуются орудиями совершенно одинаковым образом.

Таким образом, при интеллектуальном поведении мы имеем дело с переносом операции, причем этот перенос не требует, чтобы новая задача была непосредственно сход­ной с прежней. Операция, как отмечает Леонтьев, перестает быть неподвижно связанной с деятельностью, отвечаю­щей определенной задаче. И здесь мы можем проследить преемственность от сложных навыков.

Поскольку интеллектуальное поведение животных характеризуется отражением не просто предметных ком­понентов среды, а отношений между ними, здесь осуще­ствляется и перенос операции не только по принципу сходства вещей (например, преград), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства от­ношений, связей вещей, которым она отвечает.

 

 

Формы мышления.

 

 

На основе многолетних экспери­ментальных исследований Ладыгина-Котс пришла к выводу, что мышление животных имеет всегда конкретный чувственно-двигательный характер, что это мышление в действии, причем эти действия являются всегда предметно-отнесенными. Такое мышле­ние в действиях, по Ладыгиной-Котс, представляет собой практический анализ и синтез, который при орудийной деятельности осуществляется в ходе непосредственного об­ращения с объектами, в ходе их обследования, обработки и применения. Но при этом не исключаются, а, наоборот, играют большую роль те обобщенные зрительные пред­ставления, о которых шла речь выше.

В соответствии с этим Ладыгина-Котс считает воз­можным выделить две различные по сложности и глубине формы мышления (правда, только у человекообразных обе­зьян).

Первая форма характеризуется установлением связей раздражителей (предметов или явлений), непосредствен­но воспринимаемых животным в ходе его деятельности. Это анализ и синтез в наглядно обозреваемой ситуации. При­мером может служить выбор обезьяной предметов, при­годных для употребления в качестве орудия, с учетом их величины, плотности, формы и т.д.

Вторая форма характеризуется установлением связей между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и представлениями (зрительными следами). Так, в описан­ных опытах, в которых шимпанзе приходилось выталки­вать лакомство из трубы с помощью орудия, мыслительные операции такого типа проявлялись в изготовлении ору­дия, например в распутывании клубка проволоки и ее выпрямлении. Особенно убедительным доказательством существования этой высшей формы мышления является опыт, при котором обезьяне вместе с трубой давалась до­щечка значительно более широкая, чем диаметр трубы. Шимпанзе оказался в состоянии совершенно самостоятель­но отчленять от доски узкие лучины и использовать их в качестве орудия для выталкивания приманки из трубы.

Подобное поведение обезьяны можно здесь объяснить только тем, что у нее в ходе предыдущей деятельности сформировалось обобщенное зрительное представление о предмете типа палки (но только в ситуации данной задачи). Решающая роль предшествующего опыта в формиро­вании подобных зрительных представлений достаточно четко выступает в этой же серии экспериментов. Ведь еще до решения описанной задачи обезьяна накапливала опыт по «доработке» весьма различных предметов, среди кото­рых были и фигурные дощечки (рис. 46), превращение которых в пригодные для решения задачи орудия было для шимпанзе делом не более трудным, чем обламывание бо­ковых побегов ветки (рис. 45). Вместе с тем изготовление орудия из такой фигурной дощечки требует отщепления части ее в продольном направлении. Подобные действия и накапливаемый при этом опыт и подготовили обезьяну к решению задачи с широкой дощечкой, которая ей дава­лась в одном из следующих экспериментов.

 

 

 

 

Рис. 46. Фигурные доски с расширениями на концах или в середине, пред­лагавшиеся шимпанзе в опытах Ладыгиной-Котс

 

 

На основе установления связи обобщенного зритель­ного представления о необ­ходимом предмете (типа палки) с непосредственным восприятием второго пред­мета (трубы), также данно­го в конкретной ситуации опыта, обезьяна сумела выч­ленить (по воображаемой линии!) часть из целого -лучину из доски, причем таким образом, что она ока­залась пригодной служить орудием для выталкивания приманки.

Таким образом, шим­панзе в состоянии мысленно разлагать целые объекты на детали, равно как и сложные фигуры - на их составные части. Как уже указывалось, ведущую роль в поведении, и в частности в интеллектуальных действиях обезьян играют их руки, тактильно-кинестетическая чувствительность руки. И.П.Павлов гово­рил поэтому с полным основанием о «ручном мышлении» обезьян. Сочетание тактильно-кинестетической чув­ствительности со зрением дает обезьяне большие преиму­щества для установления пространственно-временных связей для практического анализа и синтеза. Именно это существенное расширение и углубление сенсорной сферы легло у обезьян в основу того, что И.П.Павлов обозначил как «улавливание постоянной связи между вещами» (или «нормальной связи вещей»)7.

 

 

Биологическая ограниченность интеллекта животных.

 

 

Наряду со всем этим надо четко представить себе биологическую ограниченность интеллектуального поведения обезьян. Как и все другие формы поведения, оно всецело определяется обра­зом жизни и чисто биологическими закономерностями, рамки которых не может перешагнуть даже самая умная обезьяна. Так, например, шимпанзе на воле каждый вечер устраивают себе искусно переплетенные спальные гнезда из ветвей и листьев, но, по свидетельству английской ис­следовательницы поведения обезьян Дж. ван Лавик-Гудолл, они никогда не сооружают навесов и остаются совершен­но беззащитными под проливным тропическим дождем.

Очень редко обезьяны пользуются на воле и орудиями. Правда, имеются отдельные наблюдения об орудийных действиях шимпанзе при добывании пищи или нападении. Но, как и другие человекообразные обезьяны, шимпанзе вполне обходятся в повседневной жизни без орудий. С дру­гой стороны, другие позвоночные (каланы, галапагосские дятловые вьюрки и др.) систематически пользуются пред­метами в качестве орудий. Уже это указывает на то, что орудийные действия сами по себе не обязательно являют­ся критериями высокоразвитой психической деятельнос­ти животных.

Биологическую ограниченность интеллекта антропои­дов вскрывает и анализ экспериментальных данных. Так,

7 Павловские среды. Т. III. С. 262.

 

Ладыгина-Котс показала, что зрительные образы, пред­ставления человекообразных обезьян являются значитель­но более слабыми, чем у человека, и всегда связаны с компонентами окружающей обстановки (ситуационная связанность представлений).

Эта ограниченность интеллектуального поведения неоднократно проявлялась в опытах Ладыгиной-Котс, когда шимпанзе допускал «нелепые» ошибки при употреблении предметов, предоставленных ему для выталкивания приманки из трубы. Так, например, он пытался втолкнуть в трубу ку­сок фанеры вопреки явному несоответствию ее ширины и принимался обгрызать его лишь после ряда таких неудач­ных попыток. Подчас неадекватность действий обусловли­валась преобладанием деструктивного манипулирования (рис. 47). Кроме того, была проведена специальная серия опытов, в которых обезьяне давалась труба, закрытая с одного конца, и крючок. Если приманка, заложенная в такую трубу, была прикреплена к нити, шимпанзе легко вытягивал ее оттуда. Несмотря на это обезьяна не сумела адекватно применить крючок и, более того, чаще всего отламывала загнутую его часть как мешавший элемент. Ладыгина-Котс писала по этому поводу, что «шимпанзе оказался неспособным перейти от шаблонного привыч­ного приема выталкивания приманки прямым, гладким единичным орудием к использованию приема притягива­ния к себе крюком», и усматривала в этом «недостаточ­ную пластичность психики шимпанзе, ограниченность его мышления»8.

Шимпанзе, по Ладыгиной-Котс, «не в состоянии схва­тить сразу существенные особенности в новой ситуации и установить новые связи на основе осмысливания непосред­ственно воспринимаемых отношений между предметами» 9.

Этот вывод Ладыгиной-Котс подтверждается экс­периментами и других исследователей. Так, шимпанзе по­казал ситуационную связанность своих представлений и

8 Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). М., 1959. С. 247.

9 Там же.

 

 

Рис. 47. Предметы, предлагавшиеся шимпанзе, при использовании которых обнаруживалась ограниченность интеллектуального поведения этой обезьяны: палочки пригодны для выталкивания приманки из трубы только в связанном виде, обезьяна же развязала их и пыталась применить поодиночке; крестовидно соединенные планки надо было соединить вместе, сдвинутые же под углом -распрямить до прямой, как это показано на нижней части рисунка. Вместо этого шимпанзе прежде всего разъединил планки и пытался применить их по отдельности (опыты Ладыгиной-Котс)

неспособность охватить существенное изменение в прежней ситуации в следующем опыте: шимпанзе предлагается с помощью палки подкатывать яблоко к клетке вокруг не­высокой стенки. После овладения обезьяной этим навы­ком убирается часть стенки непосредственно перед клеткой, в результате чего было бы удобнее непосредственно притя­гивать яблоко палкой. Тем не менее обезьяна продолжает выполнять прежнее сложное, трудное действие, отталкивая яблоко от себя и обводя его вокруг стенки (опыт Э.Г.Вацуро, рис. 48).

Даже самые сложные проявления интеллекта обезьян представляют со­бой в конце концов не что иное, как применение в новых условиях филоге­нетически выработанного способа действия. Ведь давно уже подмечалось сходство притягивания приманки с помощью палки с притягиванием плода, растущего на вет­ке. Войтонис и Ладыгина-Котс указывали на то, что раз­витая способность обезьян к практическому анализу связана с особенностями их питания; высокоразвитые сенсомоторные функции руки, их сочетание со зрением и как след­ствие отличительные познавательные способности обезьян Фабри объясняет функциональными особенностями их хватательных способностей (см. гл. 3) и т.д. Эта биологи­ческая обусловленность всей психической деятельности обезьян, включая и антропоидов, и является причиной отмеченной ограниченности их интеллектуальных способ­ностей, причиной их неспособности к установлению мыс­ленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированием в образы. Неспособность же мысленно оперировать одними лишь представлениями с неизбежно­стью приводит к неспособности понимать результаты сво­их действий, понимать истинные причинно-следственные связи. Это возможно лишь с помощью понятий, которые у обезьян, как и у всех других животных, по указанным при­чинам всецело отсутствуют.

 

 

Рис. 48. Опыт Вацуро, вскрывающий ограниченность и качественное своеобразие интеллекта человекообразных обезьян. Пояснения см в тексте.

 

В заключение приходится признать, что проблема ин­теллекта животных еще совершенно недостаточно изучена. По существу до сих пор проведены обстоятельные экспе­риментальные исследования только над обезьянами, преимущественно высшими, в то время как о возможности интеллектуальных действий у других позвоночных еще почти нет доказательных экспериментальных данных. Вме­сте с тем, как уже говорилось, сомнительно, чтобы ин­теллект был присущ только приматам.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных