ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭТИКА В ЭПИДЕМИОЛОГИИБиомедицинская этика / Под ред. В.И. Петровского. – М.: Медицина, 1998. ЭТИКА В ЭПИДЕМИОЛОГИИ Б.Л. Черкасский, В.В. Малеев ВОЗ и Совет международных медицинских организаций (СЮМ5) постоянно обращаются к проблеме соблюдения морально-этических и правовых норм при организации и осуществлении противоэпидемических мероприятий [3,4,7]. При этом постоянно подчеркивается наличие принципиально важного для эпидемиологической практики универсального конфликта между интересами и правами индивида, с одной стороны, и интересами общества — с другой, конфликта, заключающегося в том, что интересы общества в этой сфере нередко не только не совпадают с интересами индивида, но подчас прямо противоречат им. Приходится признать, что в России разработка этих вопросов лишь начинается (если не считать прошедшие в средствах массовой информации малоквалифицированные дискуссии по поводу одного из аспектов противоэпидемической деятельности вакцинации населения). Между тем, поскольку масштабы постоянно осуществляемых мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями настолько велики, что они в той или иной мере затрагивают интересы каждого гражданина в течение его жизни, можно утверждать, что рассмотрение этических и правовых аспектов эпидемиологии актуально с точки зрения всего населения страны. Важно при этом подчеркнуть, что морально-этические и правовые проблемы эпидемиологии имеют отчетливый политический аспект, поскольку трактовка их оказывается принципиально различной в тоталитарном и демократическом обществах. В недалеком прошлом в нашей стране общественные ценности имели безусловный приоритет над индивидуальными. В связи с этим любые профилактические и противоэпидемические мероприятия осуществлялись с использованием методов принуждения посредством действовавших механизмов государственного командно-административного воздействия. Инструментом такого принуждения выступали Министерство здравоохранения как часть государственного аппарата и его учреждения на местах. При этом, с одной стороны, не признавалось право индивидуума на осознанный и свободный выбор распределяемых медицинских услуг, а с другой -- не была юридически закреплена ответственность органов и уч- реждений здравоохранения и их сотрудников за ущерб, причиненный отдельным гражданам. Декларировавшееся право на возмещение «ятрогенного» ущерба не было подкреплено юридической или административной практикой. Такой подход был обусловлен еще и тем, что, как правило, противоэпидемическая практика была ориентирована не на охрану здоровья отдельной личности, а на управление санитарно-эпидемиологическим благополучием контингентов населения и общества в целом, выразителем интересов которого выступало государство. Вполне очевидно, что в подобных условиях не только решение морально-этических и правовых проблем профилактической и противоэпидемической деятельности, но даже постановка их не были актуальными. В настоящее время в России правовые аспекты профилактической и противоэпидемической деятельности в общем виде закреплены в Конституции Российской Федерации. Доктрина соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья нашла отражение и в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятых Верховным Советом РСФСР 22 июля 1993 г. Кроме того, в соответствии с принятым 7 февраля 1992 г. законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», лица, пользующиеся медицинскими услугами, включая и мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями, защищаются от причинения вреда их здоровью и жизни вследствие некачественного оказания таких услуг. Необходимо также сослаться на закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., в котором регламентируется право граждан в судебном порядке жаловаться на неправомерные действия (решения) государственных органов или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан. Наконец, нормативно-правовой, т.е. юридической основой деятельности по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями человека служит закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятый 19 апреля 1991 г. В соответствии с этим законом под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается «такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности». Критерии безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его
жизнедеятельности устанавливаются нормативными актами (санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы), обязательными для соблюдения всеми предприятиями, организациями и гражданами России. Законом оговариваются и права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Человек имеет право на: - благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений; - своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и(или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний; - получение полных и достоверных сведений о состоянии среды обитания, здоровья населения, эпидемиологической обстановки, качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды, о действующих санитарных правилах, принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; - участие в разработке, обсуждении и принятии государственных решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В современной России после принятия новой Конституции и новых законов в области здравоохранения и санэпиднадзо-ра каждый гражданин получил право самостоятельно принимать решения в вопросах охраны собственного здоровья. Означает ли это, что политика обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России отныне должна полностью исключить практику принуждения при реализации противоэпидемических мероприятий и базироваться только на убеждении? Рассмотрение этических и правовых аспектов деятельности по борьбе и профилактике инфекционных и паразитарных болезней должно исходить из того специфического и свойственного только болезням этого вида обстоятельства, что в отличие, например, от соматических болезней они представляют опасность не только для индивида, который подвергается риску заражения и заболевания, но и для окружающих его лиц. В связи с этим профилактика и борьба с инфекционными и паразитарными болезнями имеет целью обеспечение безопасности не только того лица, к которому применяются те или иные профилактические или противоэпидемические мероприятия, но одновременно и других лиц, в отношении ко-
торых данный индивид может послужить потенциальным источником заражения, т.е. стать социально опасным. Этими соображениями в основном и определяется заинтересованность общества в осуществлении профилактических или противоэпидемических мероприятий, которые, защищая каждого индивида, одновременно обеспечивают эпидемиологическое благополучие общества. Следовательно, обоснованием проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий служит общественный интерес. Именно с этим и связано то обстоятельство, что профилактические и противоэпидемические мероприятия приобретают подчас принудительный характер. Вместе с тем с эпидемиологической точки зрения вполне оправдано рассматривать и правовые аспекты профилактических и противоэпидемических мероприятий дифференцированно, применительно к антропонозным, зоонозным или сапронозным инфекциям. Поскольку при антропонозах зараженный человек является источником возбудителя инфекции для других членов общества, восприимчивых к инфекции, то, например, вакцинопрофилактика таких инфекций или мероприятия по принудительной изоляции больного в медицинском стационаре или по месту жительства с ограничением его права на свободу передвижения с эпидемиологической точки зрения оправдываются интересами охраны здоровья других лиц. В этом случае государство в лице служб Госсанэпиднадзора и здравоохранения выполняет по существу полицейские функции, осуществляя принудительное вмешательство в жизнь гражданина в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в Конституции и других законах государства. Именно такие функции предусмотрены Конституцией Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях соблюдения основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Совершенно иным должен быть подход к проблеме профилактики и борьбы с зоонозными или сапронозными инфекциями, при которых зараженный человек, как правило (за исключением, например, легочной формы чумы, сальмонеллезов, кампилобактериоза, ряда вирусных геморрагических лихорадок и др.), не служит источником заражения других лиц. В подобных случаях речь идет только о вопросах личного здоровья и жизни индивида, решение которых входит в сферу прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим
профилактические или противоэпидемические мероприятия, направленные на человека (например, вакцинопрофилактика туляремии, лептоспироза, клещевого энцефалита и других зоонозных инфекций, госпитализация заболевших этими инфекциями и др.), непременно должны осуществляться только при условии добровольного согласия, основанного на осознанном и свободном волеизъявлении. Исключением может быть лишь ситуация, когда жизни больного угрожает непосредственная опасность, но он не может по состоянию здоровья (например, находится без сознания) выразить свое согласие. Для детей младше 15 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, такое согласие должно быть получено от их законных представителей (родителей, опекунов). В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» закреплено и право граждан на отказ от медицинского вмешательства (статья 33). При этом гражданину или его законному представителю разъясняются возможные последствия такого отказа, что оформляется записью в медицинской документации и скрепляется подписью самого гражданина и медицинского работника. Тем самым реализуется право гражданина на неприкосновенность его личности и свободу волеизъявления в принятии значимых для его здоровья решений при осознании его ответственности за возможные последствия. Так, одним из возможных последствий отказа от профилактической иммунизации может, например, стать отстранение от выполнения профессиональных обязанностей или от посещения дошкольных, школьных и других образовательных учреждений. В средствах массовой информации такая мера иногда называется «дискриминационной» и «ущемляющей права человека». С эпидемиологической же точки зрения она вполне оправдана: ведь таким способом осуществляется защита здоровья членов коллектива, поскольку отказавшийся от иммунизации человек, заболев, может стать источником возбудителя опасной для других лиц инфекционной болезни и тем самым создать угрозу ее распространения в коллективе. Вместе с тем в «Основах» предусмотрены и случаи, когда медицинская помощь (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) может быть оказана и без согласия граждан или их законных представителей (статья 34). Речь, в частности, идет о лицах, «страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих лиц». При этом здесь же подчеркивается, что оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противо- эпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством, т.е. законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». К сожалению, упомянутая выше дифференциация антропонозных и зоонозных или сапронозных инфекций отсутствует в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статья 24 которого (п.4) изложена в общей форме: «Больные инфекционными заболеваниями граждане с подозрением на такие заболевания подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а при необходимости — лечению, обязательной госпитализации и изоляции (карантину)». По нашему мнению, формулировка «при необходимости» не только не уточняет права граждан в подобной ситуации, но открывает возможности для административного произвола. В этом смысле более определенно продолжение статьи 4: «Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний (выделено нами - Б.Ч. и В.М.) в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода — временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию». В данном случае потенциальная опасность распространения инфекционной болезни служит обоснованием регламентируемых законом принудительных мер. Система обеспечения эпидемиологического благополучия населения базируется на комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий. Профилактические медицинские мероприятия, как правило, направлены на одно из трех звеньев эпидемического процесса: 1) на предупреждение появления или ликвидацию (обезвреживание, устранение) источника возбудителя инфекции; 2) на предупреждение возможности реализации или выключение (разрыв) механизма передачи возбудителя; 3) на создание или повышение иммунитета населения. К профилактическим мероприятиям по предупреждению возникновения источников возбудителей инфекции относятся карантинные меры на границах и внутри страны, профилактическая дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунопрофилактика, общесанитарные меры, повышение санитарной грамотности населения. Наиболее значительный моральный и материальный ущерб наносится населению в периоды эпидемий так назы-
ваемых карантинных (конвенционных) особо опасных инфекционных болезней, мероприятия в отношении которых регулируются международными правилами (чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки и др.). Этот ущерб прежде всего связан с введением карантина. Условия карантина предусматривают медицинский (санитарный) досмотр прибывающих из-за рубежа транспортных средств, который включает медицинский осмотр экипажей (бригад) и пассажиров, устный опрос, а по клинико-эпидеми-ологическим показаниям — телесный осмотр с целью выявления больных (подозрительных); проверку морской санитарной декларации, санитарной части общей декларации самолета, свидетельства о дератизации или об освобождении от нее; проверку паспортов и билетов (по эпидемиологическим показаниям) с целью выяснения маршрутов следования; санитарный осмотр транспортных средств на наличие грызунов (включая контейнеры и лихтеры). При наличии показаний проводят дезинфекционные, дезинсекционные и дератизаци-онные работы. Статья 24 (п.2) закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гласит: «В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах» местными органами исполнительной власти «могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения». Речь идет о введении карантина. При этом в пункте 4 данной статьи указывается, что для оперативного руководства и организации работ по ликвидации эпидемического очага образуется чрезвычайная противоэпидемическая комиссия (ЧПК) или санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) - орган, создаваемый при администрации республики (края, области, города, района). Он предназначен для руководства противоэпидемическими мероприятиями в эпидемическом очаге и обладает функциями контроля за их выполнением и административного воздействия на должностных лиц, на которые возложено проведение этих мероприятий. Наносимый при введении международного карантина моральный и материальный ущерб связан с запретами на туризм, созданием непопулярного имиджа страны и ее граждан, ограничением их нормальной жизнедеятельности. При этом, как показал опыт работы при эпидемии чумы в Индии в сентябре — октябре 1994 г., «международные медико-санитарные правила», принятые Всемирной ассамблеей здравоохра- нения (ВАЗ) 25 июля 1969 г. (с поправками в 1973 и 1981 гг.), оказались неэффективными в предупреждении возникновения заболеваний. По нашему мнению, совершенно неоправданно введение ограничений для всей страны, если эпидемия охватывает лишь отдельные ее районы. В Индии, например, в 1994 г. не было больных чумой в Дели, Бомбее, Мадрасе, однако транспортные связи с портами этих городов были прерваны. В США, Англии и других странах имели место инциденты, когда на основании одной лишь национальной принадлежности наиболее тщательному медицинскому обследованию и профилактическим мерам подвергались индусы, постоянно проживающие в этих странах и не посещавшие Индию в период эпидемии. Аналогичной дискриминации в этих и других странах подвергались жители Заира летом 1995 г. в период эпидемии лихорадки Эбола. Таким образом, разумное толкование и строгое соблюдение «Международных медико-санитарных правил» способно не только обеспечить гарантию прав граждан, но и минимизировать экономический и политический ущерб, причиненный в связи с нарушением духа и буквы этих правил. Профилактическая дератизация предусматривает создание неблагоприятных условий для существования грызунов с целью снижения их численности на объектах, имеющих эпидемиологическое значение. К мерам по предотвращению реализации механизма передачи возбудителей относятся профилактическая дезинфекция и профилактическая дезинсекция. Профилактическая дезинфекция, т.е. умерщвление на объектах, имеющих эпидемиологическое значение, возбудителей инфекционных и паразитарных болезней проводится до выявления больного. На предупреждение передачи возбудителей членистоногими направлена профилактическая дезинсекция, т.е. сокращение численности имеющихся и предупреждение выплода вшей, блох, комаров, москитов, клещей и др. Как этический, так и правовой аспекты мероприятий профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации в первую очередь сводятся к предотвращению возможного ущерба природным биоценозам, предупреждению вреда растительному и животному миру в результате использования экологически небезвредных химических препаратов. Такой вред может быть предотвращен путем постепенной замены химических дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств другими, экологически чистыми (биологическими, механическими и др.), вплоть до полного запрета использования химических средств в будущем.
Правовой основой применения средств борьбы с микроорганизмами, кровососущими членистоногими и грызунами является обязательная государственная регистрация и сертификация качеств этих средств, подтверждающая их эффективность и низкую токсичность для человека. Контроль качества этих препаратов в России осуществляет Научно-исследовательский институт профилактической токсикологии и дезинфекции. Такой контроль важен еще и потому, что в последние годы на российский рынок хлынуло огромное количество импортных препаратов сомнительного качества. Например, в Москве была запрещена реализация ряда препаратов китайского производства (ратицид «Хорошая кошка» и инсектицид «Последний ужин»), которые отличались повышенной токсичностью и были опасны для здоровья людей. Таким образом, на все допускаемые на российский рынок препараты наряду с сертификатом качества должны в обязательном порядке иметься разрешения на применение их в медицинской практике и разрешение на продажу населению. Одним из способов реализации государственной политики в области охраны здоровья населения, обеспечивающим предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, является иммунопрофилактика (вакцинация) населения. Иммунопрофилактика осуществляется в обязательном порядке или на добровольной основе. На территории Российской Федерации введены обязательные массовые плановые профилактические прививки против 6 инфекционных болезней - туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, кори и столбняка (закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статья 24, п.5). Иммунизация против упомянутых инфекционных болезней соответствует «Расширенной программе иммунизации», принятой ВОЗ в 1974 г. и имеющей конечной целью ликвидацию некоторых из этих инфекций в глобальном масштабе. Иммунизация против других инфекционных болезней (брюшной тиф, вирусный гепатит В, туляремия, бруцеллез, сибирская язва, лептоспироз, холера, чума, коксиеллез, клещевой энцефалит, желтая лихорадка, грипп) проводится по так называемым эпидемиологическим или экстренным показаниям только отдельным группам населения, которые в силу своих профессиональных обязанностей или бытовых условий подвергаются повышенному риску заражения этими инфекциями. Перечень инфекционных болезней, против которых проводится иммунизация (кроме обязательных), сроки проведения прививок, подлежащие иммунизации контингенты насе- ления определяются совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. Законодательные органы республик РФ, краев, областей в зависимости от специфики местной эпидемиологической ситуации могут собственными законами (постановлениями) вносить дополнения в перечень проводимых прививок. Основными принципами иммунопрофилактики являются: а) доступность, бесплатность, информированность, добровольность в одних или обязательность в других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации; б) соблюдение конституционных прав и обязанностей граждан при проведении иммунизации; в) своевременность, эффективность и безопасность. Иммунизация должна проводиться в строгом соответствии с перечнем противопоказаний, определенным в совместных нормативных документах Минздрава и Госкомсанэпиднадзора России. Противники обязательной иммунопрофилактики инфекционных болезней, активно выступающие в средствах массовой информации и сформировавшие тем самым определенное предубеждение населения против прививок, в частности, обосновывают свою позицию тем, что вакцинопрофилактика якобы вообще не является радикальной мерой борьбы с инфекционными болезнями. Так, утверждается, что не в результате реализации этой меры, а «благодаря эпидемиологическому надзору, комплексу мер ликвидирована оспа» [1]. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что эпидемиологический надзор в программе ликвидации оспы был призван не заменить вакцинопрофилактику, а лишь способствовать повышению ее эффективности, позволив перейти от сплошной иммунизации населения как основного стратегического принципа борьбы с оспой к вакцинации лиц в окружении больного, т.е. в эпидемическом очаге. Вакцинопрофилактика уже давно имеет высокую социальную значимость, поскольку в отношении ряда инфекционных болезней она остается единственным эффективным средством предупреждения их распространения среди населения. По данным ВОЗ, в мире ежегодно делается около 4 млрд прививок людям [7]. Вакцинопрофилактика во всех странах является составной и неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения. Например, в США применяется около 50 типов вакцин, причем они используются не только для профилактики детских инфекций, но и инфекций, поражающих преимущественно пожилых людей.
Во многих странах накоплены многочисленные факты, свидетельствующие о том, что отмена обязательной вакцинопрофилактики неизбежно приводит к безудержному росту заболеваемости соответствующими инфекциями, сопровождающемуся огромными социальными и экономическими потерями. Так, когда после резкого снижения заболеваемости корью в США в 1969—1970 гг. Федеральное правительство сократило финансирование вакцинопрофилактики, это сразу же вызвало рост заболеваемости корью. Восстановление же в 1971 г. соответствующей расходной статьи бюджета позволило вновь развернуть широкую кампанию иммунизации, что привело к снижению заболеваемости [2]. Жизнь доказала безусловную необходимость плановой обязательной вакцинопрофилактики и других инфекций. Так, в 1994 г, в России заболели дифтерией 39 703 человека, т.е. в 2,6 раза больше, чем в 1993 г. (15 229 человек), из которых умерли 1104. Показатели заболеваемости составили соответственно 26,8 и 10,3 на 100 000 населения. При этом не вызывает сомнений, что основной причиной чрезвычайного роста заболеваемости дифтерией в России послужил охват вакцинопрофилактикой детей: в 1994 г. лишь 36,3 % (вместо необходимых 91 — 95 %) детей в возрасте до 11 мес. получили полный курс положенных прививок. В ходе выполнения «Расширенной программы ВОЗ по иммунизации» было установлено, что массовая полноценная и систематическая иммунизация населения живой поливалентной вакциной приводит не только к ликвидации заболеваемости полиомиелитом, но и к прекращению циркуляции «дикого» полиовируса в окружающей среде. Данное обстоятельство послужило доказательством возможности глобальной ликвидации полиомиелита с помощью массовой вакцинопрофилактики, обеспечивающей «охват» иммунизацией не менее 90 — 95 % детей и подростков. В связи с этим 13 мая 1988 г. на 41-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) было принято решение о необходимости и возможности глобального искоренения полиомиелита к 2000 г. В России в 1992 — 1994 гг. был зарегистрирован 21 случай заболевания полиомиелитом на 12 административных территориях. Заболевания были обусловлены только тем, что уровень охвата прививками подлежащих иммунизации контингентов в России слишком медленно приближается к рекомендуемому ВОЗ (90 — 95 %). Поскольку в России имеются все условия для ликвидации полиомиелита, можно надеяться, что эта задача будет решена в ближайшие годы. В то же время имеется и наглядное подтверждение той реальной опасности, которой чреват срыв программы плановой иммунизации. Речь идет о беспрецедентной вспышке полиомиелита, начавшейся в Чечне в июле 1995 г., охватившей более 100 человек и сопровождавшейся параличами и летальным исходом. Вспышка была обусловлена фактическим отсутствием достаточной иммунной прослойки среди детского населения в результате прекращения вакцинопрофилактики полиомиелита на территории Чечни. Не менее наглядным доказательством жизненной необходимости плановой массовой вакцинопрофилактики служит и развившаяся в 90-х годах на территории России эпидемия дифтерии, сопровождавшаяся значительной летальностью. Не вызывает сомнений, что основной ее причиной является низкий уровень охвата населения прививками. Наиболее часто приводимым аргументом противников массовой иммунизации является утверждение, что используемые для целей иммунопрофилактики препараты небезвредны и поэтому вакцинация чревата опасными для здоровья прививаемых поствакцинальными реакциями. В связи с этим в первую очередь следует рассмотреть вопрос, служит ли реальный риск возникновения поствакцинальных осложнений у некоторых иммунизированных людей достаточным обоснованием отказа от массовой вакцинопрофилактики инфекций. В качестве иллюстрации напомним, что летальность при коклюше может достигнуть 4 %. Кроме того, коклюш может приводить к необратимым поражениям мозга в 0,6 — 2 % случаев, не говоря уже о вероятности развития других серьезных осложнений. В то же время поствакцинальные осложнения в виде тяжелого неврологического заболевания возникают в 1 случае на ПО 000 прививок против коклюша, т.е. в 0,09 % случаев, а одно стойкое неврологическое расстройство — на 310 000 прививок, т.е. в 0,03 % случаев [2]. Таким образом, вероятность возникновения поствакцинальных осложнений при иммунизации против коклюша во много раз ниже риска возникновения тяжелых последствий заболевания этой инфекцией. Согласно действующим в Российской Федерации стандартам, процент сильных (с повышением температуры тела до 38,5 °С и более) реакций на введение АКДС-вакцины не должен превышать 3, в действительности же он не превышает и 1. Умерли же от дифтерии только в 1994 г. 2,78 % заболевших. Для осуществления иммунопрофилактики используются иммунобиологические препараты, производимые в России и за рубежом, перечень которых зарегистрирован Государст-
венным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. Приходится иметь в виду, что применяемые в медицинской практике иммунобиологические препараты небезвредны. Они могут быть причиной поствакцинального инфекционного процесса, способны вызывать аллергию, индуцировать аутоиммунные состояния и иммунодефициты. Возможность возникновения поствакцинальных осложнений связана с двумя факторами: а) врожденными особенностями, индивидуальной иммунной реактивностью; б) иммунобиологические препараты могут содержать различные примеси, консерванты и сорбенты (гетерологичный белок, ДНК, антибиотики, мертиолат, формальдегид, окись алюминия). Вместе с тем в декларации ВАЗ, принятой в мае 1992 г., указано: «...государства-члены в своих программах иммунизации используют только те вакцины, которые соответствуют требованиям ВОЗ». Ответственность за качество иммунобиологического препарата в первую очередь несет предприятие-изготовитель, которое обязано соблюдать требования технологического режима и постоянно осуществлять контроль препаратов, начиная с оценки качества исходного сырья и используемых в производстве реактивов, питательных сред, полуфабрикатов и кончая готовой продукцией. Медицинские работники, осуществляющие вакцинопрофи-лактику, несут юридическую ответственность за: - использование иммунопрепаратов, не зарегистрирован - несвоевременную иммунизацию соответствующих кон- - отсутствие регистрации всех необходимых данных о - несвоевременное информирование граждан о предстоящих профилактических иммунизациях. Поствакцинальные осложнения регистрируются территориальными органами здравоохранения и Госсанэпиднадзора, расследуются возможные причины этих осложнений и проводятся необходимые мероприятия по предупреждению их возникновения. В случае, если иммунизация станет причиной смерти, стойкого или длительного (3 мес. и более) нарушения здоровья человека, последний (а в случае его смерти — круг лиц, установленный действующим законодательством) имеет право на возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью (включая получение материальной компенсации), в соответствии с действующим законодательством. В случае, когда поствакцинальное осложнение развилось в результате применения серии зарегистрированного препарата, не отвечающей требованиям Государственного стандарта качества препарата (Фармакопейной статьи), компенсация возлагается на предприятие-изготовитель, если же осложнение возникло в результате применения зарубежного препарата, не зарегистрированного в Российской Федерации, компенсация возлагается на юридическое лицо, поставившее препарат. Во всех остальных случаях компенсация возлагается на Минздравмедпром России и производится из средств, выделенных из федерального бюджета. Одна из основных этических проблем в области вакцино-профилактики связана с доказанной возможностью трансмиссии парентеральным путем возбудителей вирусных инфекций, в том числе гепатитов В, С и дельта и особенно ВИЧ-инфекции. Одной из трагедий, вызванных нарушениями правил иммунизации, является вспышка СПИДа в 1990 г. в Элисте, где дети были заражены ВИЧ-инфекцией в медицинском стационаре в результате переноса вируса загрязненной иглой. В настоящее время повышена юридическая ответственность руководителей учреждений здравоохранения, которые, организуя и проводя вакцинопрофилактику инфекций среди населения, обязаны обеспечить максимальную защиту людей от парентерального заражения. Противники иммунопрофилактики утверждают, что иммунизации должны подвергаться только абсолютно здоровые люди, поскольку вакцинация является тяжелым стрессом для организма и ослабленный организм реагирует на прививку развитием побочных реакций. В связи с этим, по их мнению, перечень медицинских противопоказаний к прививкам должен быть расширен. Между тем именно лица с ослабленным здоровьем в других странах мира относятся к группе риска, поскольку именно они по сравнению со здоровыми в большей степени подвержены риску заболевания и поэтому должны иммунизироваться в первую очередь. Педиатры в других странах мира вовсе не считают вакцинацию тяжелым стрессом для организма. Что же касается требования увеличить число медицинских противопоказаний к вакцинации, то, во-первых, оно не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования, а во-вторых, с эпидемиологической точки зрения, т.е. в плане борьбы за сохранение общественного здоровья, это тупиковый путь,
поскольку он ведет к выхолащиванию самого смысла иммунопрофилактики. Ведь чем больше медицинских отводов (отказов), тем меньше иммунная прослойка среди населения, в результате такая прослойка окажется недостаточной для того, чтобы прервать циркуляцию возбудителя в природе и прекратить или хотя бы снизить заболеваемость. Исходя из этих соображений, группа экспертов ВОЗ в июле 1995 г. рекомендовала органам здравоохранения России пересмотреть и сократить перечень медицинских противопоказаний к иммунизациям против дифтерии, полиомиелита, коклюша, кори. Противники иммунопрофилактики настаивают также на том, чтобы иммунизации обязательно предшествовала оценка индивидуального статуса каждого прививаемого, поскольку в популяции имеются индивиды, либо уже обладающие иммунитетом к данной инфекции, либо неспособные выработать поствакцинальный иммунитет. В связи с этим можно вновь сослаться на мнение упомянутой выше группы экспертов ВОЗ, согласно которому предварительное серологическое тестирование каждого иммунизируемого человека нецелесообразно. В развитых странах специалисты пришли к заключению, что, во-первых, необходимые для этого организационные мероприятия сделают саму кампанию вакцинопрофилактики нереалистичной, а во-вторых, связанные с этим финансовые затруднения лягут настолько тяжелым бременем на бюджет здравоохранения, что сделают эту кампанию невозможной с экономической точки зрения. В связи с этим взамен индивидуального серологического исследования предлагаются выявление и отвод от иммунизации часто и длительно болеющих лиц, что может стать свидетельством о имеющихся у них нарушениях иммунного статуса, а также проведение выборочных кластерных иммунологических исследований определенных контингентов населения для фиксации их поствакцинального иммунного статуса. Помимо собственно профилактических, система борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями включает комплекс так называемых противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в эпидемическом очаге с целью его ликвидации и предотвращения возникновения новых очагов. Противоэпидемические мероприятия в эпидемическом очаге следующие: - выявление и госпитализация (изоляция) больного и носителей; - активное выявление лиц с клиническими проявлениями заболевания; - выявление и изоляция лиц, соприкасавшихся с больными, носителями или с трупами; - дезинфекция квартиры, вещей, предметов, нательного - организация экстренной профилактики населения; - организация санитарной очистки населенных пунктов; - санитарно-просветительная работа среди населения; - исследование объектов окружающей среды на коитаминированность возбудителем очаговой инфекции и их дезинфекция; - выявление инфицированности животных источников и переносчиков возбудителя инфекции и организация В очагах некоторых особо опасных инфекций (чума, холера) устанавливается строгий карантин. Вполне очевиден тот огромный моральный и материальный ущерб, который наносится населению в условиях карантина. Моральный ущерб в первую очередь связан с нарушением гарантированного Конституцией права человека на свободное передвижение, и оправданным он может быть либо при условии осознанного и добровольного согласия лица, подвергаемого карантинным мероприятиям, на участие в этих мероприятиях для предотвращения распространения возбудителя особо опасной инфекции за пределы очага, либо в тех определенных законодательством случаях, когда интересы безопасности общества оказываются выше личных интересов индивида. Вместе с тем в условиях карантина известны случаи нарушения прав человека, не оправданные истинными интересами противоэпидемической безопасности общества. Так, нарушение этических норм нередко демонстративно проявляется в период проведения неоправданной массовой химиолрофилак-тики в очаге особо опасной инфекции. Примером может служить тетрациклинопрофилактика холеры в Одессе и ряде других территорий бывшего СССР в 1970 г., когда этим мероприятием были охвачены многие тысячи жителей. Как показали последующие наблюдения, массовая химиопрофилак-
тика неспособна защитить население, если продолжают функционировать основные пути передачи возбудителя инфекции. Вместе с тем проведение такого мероприятия повышает тревогу населения, создает лишь видимость защиты, одновременно нанося вред здоровью детей, и, кроме того, способствует появлению антибиотико-резистентных штаммов возбудителя. При этом нарушается главный принцип врачебной этики «не навреди», врач обязан любым способом избежать неблагоприятных последствий медицинского вмешательства. Вообще карантин при появлении холеры представляется мерой, не только неоправданно ущемляющей права граждан, но и нецелесообразной с эпидемиологической точки зрения. Практика 70-х годов показала эпидемическую и экономическую оправданность смягчения рекомендовавшихся ранее жестких карантинных мер в очагах холеры. Несмотря на то что на территории астраханского очага из волжской воды продолжали выделять холерный эмбрион Эль-Тор, ЧПК приняла решение разрешить вывоз сельскохозяйственных продуктов за пределы Астраханской области, и это не вызвало никаких негативных последствий. Подобный опыт, в частности, послужил основанием для того, чтобы не вводить жесткие карантинные меры вокруг очага холеры в Дагестане в период вспышки 1994 г. Госпитализация инфекционных больных - эффективное противоэпидемическое мероприятие, имеющее целью изоляцию источника возбудителя инфекции. В зависимости от нозологической формы инфекционной болезни госпитализация больного может быть обязательной или избирательной. Обязательной госпитализации подлежат больные и лица с подозрением на инфекционное заболевание, представляющие высокую эпидемиологическую опасность для окружающих или лечение которых невозможно в домашних условиях (холера, чума, натуральная оспа, черная лихорадка, сыпной и возвратный тифы, полиомиелит, дифтерия, менингококковая инфекция, брюшной тиф и паратифы и др.).. Нормативной основой проведения обязательной, т.е. принудительной, госпитализации больных служит закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому главные государственные санитарные врачи страны, субъектов федерации, территорий и на транспорте и их заместители имеют право «принимать решения... об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих» (статья 38, п.8). Как указывалось выше, возможность обязательной госпитализации ин- фекционных больных предусмотрена и статьей 24 (п.4). В подобных случаях добровольное согласие самого больного, а при особых обстоятельствах — его родителей или опекунов, не является обязательным условием госпитализации. При других инфекционных болезнях, когда больной не представляет непосредственной опасности для окружающих, госпитализация проводится избирательно и решение о ней принимает лечащий врач, выявивший больного. В таких случаях показанием к госпитализации могут быть тяжесть клинического течения болезни, неблагоприятные санитарно-бытовые условия проживания больного, невозможность обеспечения за ним необходимого ухода и др. В подобных случаях госпитализация должна проводиться только при согласии самого больного, а при особых обстоятельствах — его родителей или опекунов. Особого рассмотрения заслуживают морально-этические и правовые аспекты выписки переболевшего инфекционной болезнью из стационара, последующего наблюдения за ним и мер, предпринимаемых в случаях, если он продолжает представлять эпидемиологическую опасность после выписки. Выписка из стационара проводится после клинического выздоровления и в большинстве случаев после окончания «заразного» периода. При решении вопроса о сроках выписки, кратности микробиологического (вирусологического, паразитологического) контроля, необходимости последующего направления на диспансерное наблюдение руководствуются официальными документами, которые определяют эти показатели с учетом продолжительности «заразного» периода при каждой инфекционной болезни. Кроме того, при некоторых болезнях выписке в обязательном порядке предшествует лабораторное исследование (иногда многократное) с целью выявления возможного носительства. Упомянутые действия регламентируются статьей 24 (п.4) закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гласящей: «Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию». С целью воздействия на третье звено эпидемического процесса, т.е. на невосприимчивых к данной инфекции лиц, за
лицами, контактировавшими с источником возбудителя инфекции или подвергшимися риску заражения через те или иные факторы передачи возбудителя в очаге, устанавливается медицинское наблюдение. Его проводят в течение срока, равного максимальной длительности инкубационного периода данной инфекционной болезни, и продлевают на соответствующий срок после появления каждого нового вторичного случая заболевания в данном очаге. В эпидемическом очаге лица, общавшиеся с источником возбудителя инфекции, иногда подвергаются некоторым ограничениям в виде разобщения- Оно чаще всего осуществляется в отношении детей, посещающих детские учреждения, а также взрослых, работающих в детских учреждениях, на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и др. Юридическим обоснованием данных противоэпидемических мероприятий служит упоминавшаяся статья 24 (п.4) закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». К мерам по разрыву механизма передачи возбудителя инфекции в первую очередь относятся те меры, которые направлены на обезвреживание факторов передачи. Это, прежде всего дезинфекция объектов, окружающих больного. При инфекциях, в передаче возбудителей которых могут участвовать живые переносчики (мухи, кровососущие членистоногие насекомые, клещи), разрыву механизма передачи способствуют меры, направленные на резкое сокращение численности таких переносчиков, т.е. проводится дезинсекция с использованием растворов водных эмульсий различных инсектицидов и др. Все подобные действия в юридическом отношении регламентируются указанным выше законом. В то же время при проведении перечисленных мероприятий должны строго соблюдаться требования предупреждения неадекватного, т.е. не неизбежного, морального и материального ущерба гражданам, а также руководителям и сотрудникам предприятий, учреждений и организаций, на территориях которых проводятся мероприятия. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (статья 31) и закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 5) предусматривают право граждан на информацию о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и их результатах. Недостоверное или неправильное информирование населения об эпидемиологической ситуации подчас вместо ожидаемой пользы может привести к противоположным результатам. Например, в период эпидемии холеры в Одессе в 1970 г. сотрудники милиции через громкоговорители предупреждали население о том, что город будет «закрыт на карантин». Это вызвало массовое паническое бегство людей, отдыхавших в этом курортном городе. Необходимо отметить существенное нарушение прав человека, манипулирование его интересами при злонамеренном или связанном с недостаточной квалификацией медицинского персонала сокрытии возникших инфекционных заболеваний или, напротив, при наличии ложной информации о них. Примерами могут служить и сокрытие многих случаев холеры под «маской» носительства в период эпидемии в 1970 г. в Астрахани, Керчи и Одессе, случаи необоснованных изменений диагнозов. В качестве примера можно привести и значительный материальный и моральный ущерб, нанесенный населению Воронежа (летом 1995 г.), когда было сообщено о возникшей там эпидемии малярии. В связи с этим проводились нарушающие экологию и быт людей массивные противомалярийные мероприятия, хотя, как выяснилось впоследствии, истинное число больных было минимальным и реальная заболеваемость не превышала обычного сезонного уровня. Причиной такой ситуации послужила низкая квалификация местного медицинского персонала в области диагностики инфекционных болезней. Наглядным примером неоправданного сокрытия информации может служить случай вспышки сибирской язвы в Свердловске (1979 г.), о которой был сделан доклад доктором М. Мезельсоном и соавт. (Гарвардский университет, США) на международной конференции (Винчестер, Великобритания, 19 — 23 сентября 1995 г.). Советские власти и медицинские специалисты неоднократно утверждали, что заражение людей сибирской язвой в Свердловске произошло в результате употребления в пищу мяса животных, павших от этой инфекции, и поэтому у большинства заболевших имеется кишечная форма заболевания. В представленном же на конференции упомянутом выше докладе утверждалось, что 2 апреля 1979 г. из расположенного на окраине Свердловска военного медицинского научно-исследовательского института произошла утечка вирулентной культуры сибиреязвенного микроба; инфицированный аэрозоль с потоком воздуха вынесло на улицы огромного промышленного центра, в результате чего легочной формой сибирской язвы заболели 79 человек, 68 из которых умерли.
Помимо непосредственного вреда здоровью людей и повышения риска возникновения и распространения заболеваний эпидемиологическая дезинформация подрывают веру людей в целесообразность и эффективность профилактических, противоэпидемических мероприятий и, наконец, в смысл самой политики государства в данной области. Политика обеспечения прав человека и гражданина при проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий требует привлечения населения к участию в формировании, разработке и реализации этой политики еще и потому, что любые официальные планы по охране здоровья населения могут стать реальностью только при условии добровольного и осознанного сотрудничества органов здравоохранения, Госсанэпиднадзора и населения, учета прав и свобод граждан. Это положение обусловливает необходимость того, чтобы как планирование, разработка и принятие решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так и программы их реализации должны основываться не только на принципах профессиональной целесообразности и необходимости, но и на том, как население представляет свои потребности в таких мерах. Проекты и планы, направленные на охрану и улучшение здоровья населения, в демократическом обществе должны создаваться «не для людей», а «вместе с людьми». Это в свою очередь означает, что руководители здравоохранения и Госсанэпиднадзора в центре и на местах должны обеспечить такую систему информации, которая облегчила участие неспециалистов в деятельности по охране и улучшения их здоровья. В связи с этим приобретает чрезвычайную актуальность работа по повышению санитарной грамотности населения в области эпидемиологии и профилактики инфекционных и паразитарных болезней. Гигиеническое воспитание и обучение всех граждан в соответствии с законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 26) осуществляется в образовательных учреждениях, а также при подготовке, переподготовке, повышении квалификации и при аттестации специалистов отраслей народного хозяйства, характер деятельности которых связан с пищевыми и приравненными к ним учреждениями и предприятиями. Обязательный элемент деятельности медицинских работников в эпидемическом очаге - беседы с целью повышения санитарной грамотности населения. Для решения морально-этических и правовых проблем противоэпидемической деятельности представляется необходимым создание системы защиты граждан, подвергающихся воздействию тех или иных профилактических или противоэпидемических мероприятий. Необходимы разработка и принятие юридических и этических документов, не только обеспечивающих право граждан на жизнь и здоровье, но и защищающих население от опасностей, которые могут быть связаны с разработкой новых средств и методов профилактики и борьбы с инфекционными болезнями. Необходимо принятие соответствующего федерального закона, регулирующего взаимоотношения в этой сфере, или дополнение закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» конкретизирующими его соответствующими санитарными правилами. Следует ввести страхование гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в связи с проведением профилактических или противоэпидемических мероприятий. Должно быть повышено качество и обеспечена безопасность средств и методов профилактики и борьбы с заразными болезнями путем проведения стандартизации и запрещения применения средств и методов воздействия на организм человека, не поддающихся стандартизации. Необходимы индивидуализация профилактических и противоэпидемических средств и методов воздействия на человеческий организм, а также дифференциация их в зависимости как от специфики эпидемиологии каждой инфекционной болезни, так и особенностей отдельных социальных групп населения (дети и подростки, пенсионеры, мигранты и т.п.). Следует более широко включать в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации эпидемиологов вопросы медицинской психологии и этики, привлекая в этих целях материалы о духовно-нравственных традициях русской медицины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|