ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Что такое мотивация?
Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут таиться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными. Вспомните 12-летнюю княжну Катю, одну из главных героинь «Неточки Незвановой» Достоевского. Взрослые никак не могут понять, что заставляет ее то и дело совершать необдуманные, противоречивые и дерзкие поступки. Ломают голову и родители, и гувернантка. То она почтительна со всеми, то грубит и капризничает. Катя то хочет учиться французскому, то она проявляет лень, невнимательность и небрежность. То девочка враждебно встречает сиротку Неточку, взятую в дом, издевается над ней, сердится, то, наоборот, всячески ее опекает и оберегает. Наконец, неизвестно, какие причины подталкивают ее дразнить грозного клыкастого бульдога и привирать старухе-бабушке, выдумывая будто бы запланированные, но не выполненные шалости. Прежде чем перейти к обсуждению конкретных фактов и закономерностей, необходимо дать определение мотивации. Различные школы современной психологии пока еще не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив» — они расходятся в понимании некоторых деталей. Да и само определение «мотива» представляет собой отдельную научную проблему.
Часть исследователей понимает под мотивом психичекое явление, становящееся побуждением к действию. Другие считают, что мотив — это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть и еще один вариант: мотив — это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности. (При этом в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности.)
Чтобы не утонуть в разнообразии мнений, давайте сформулируем простое рабочее определение. Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иномувиду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных). Исходя из современных психологических представлений о мотивации, моти-вационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|