Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессиональная компетентность педагога и ее структура




 

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности, широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования. А.К.Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость че­ловека в профессиональной деятельности:

специальная компетентность - владение собственно профессиональ­ной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проекти­ровать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная компетентность - владение совместной профессиональ­ной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профес­сии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная компетентность - владение способами личностного са­мовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность - владение способами самореализа­ции и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к про­фессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации (18, с.34-35).

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым нали­чие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога мож­но рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии; компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педа­гогической компетентности.

Существуют различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности. Один из них связан с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя (2), другой - с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности педагога:

компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности;

компетентность в сфере преподавательской деятельности;

компетентность в сфере воспитательной деятельности;

компетентность в сфере научно-методической и научно-исследовательской деятельности;

компетентность в сфере социально-педагогической деятельности;

компетентность в сфере культурно-просветительской деятельности;

компетентность в сфере коррекционно-развивающей деятельности;

компетентность в сфере управленческой деятельности (19, с.4).

Независимо от видов деятельности педагога, компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в Государственном стандарте высшего профессионального образования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных