Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






http://hftw.ru/news/a-106.html

Неподъемные «подъемные»

 

«Подъемными» в просторечии называют денежную компенсацию стоимости одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, которую может получить сирота по окончании образовательного учреждения.

Разберемся с порядком и условиями предоставления подобной компенсации.

Общее правило о предоставлении «подъемных» закреплено в ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой «Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации». Аналогичное правило установлено и в отношении обучения за счет средств регионального и местного бюджетов (абз. 2 ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ)

Таким образом, компенсация рассматривается законодателем как замещающая гарантия и предоставляется исключительно по желанию выпускника. Необходимо отметить, что на практике подавляющее большинство образовательных учреждений не готово осуществлять закупку одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования по спискам, утвержденным Правительством Российской Федерации и готово предоставлять денежную компенсацию. Некоторые образовательные учреждения осуществляют ее перечисление даже не дожидаясь выражения «желания выпускника», что по сути нарушает права выпускников (некоторые из которых безусловно хотели бы получать по выпуску именно вещи, а не денежные средства) и может быть оспорено. В виду того, что законодательство не определяет порядок выражения «желания выпускника» на замену выдачи вещей выдачей «подъемных», представляется обоснованным мнение, что для осуществления замены выпускник обязан подать в администрацию образовательного учреждения письменное заявление на имя руководителя образовательного учреждения (примерный текст заявления: «В соответствии с положением ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании образовательного учреждения вправе получать денежную компенсацию стоимости одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Исходя из отмеченного, прошу осуществить мне замену выдачи одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования на денежную компенсацию в связи с окончанием обучения в ____ (вставить название образовательного учреждения) по ______ (вписать название своей специальности) специальности. Указанные денежные средства прошу перевести на мою банковскую карту в ____ (вписать наименование кредитной организации) № счета ________ (вписать номер своего расчетного счета»). Срок обращения в администрацию образовательного учреждения с подобным заявлением законодательно не определен, вместе с тем, сам факт обращения должен быть привязан к моменту подписания приказа об отчислении обучающегося в связи с завершением обучения, соответственно заявление может быть подано непосредственно после фактического завершения обучения или после подписания приказа об отчислении обучающегося. Полагаем, что в отношении «подъемных» действуют также общие сроки исковой давности и если в течение трех лет после окончания образовательного учреждения лицо не обратилось за выдачей компенсации, при этом выдача одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования ему также не была произведена, то он лишается права на обращение в суд за принудительной выдачей вещей или компенсации, за исключением случаев, когда пропуск срока был вызван чрезвычайными обстоятельствами, не зависящими от воли обращающегося.

Правом на получение «подъемных» обладают только лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть те лица, которые во время обучения в образовательном учреждении находились на полном государственном обеспечении и соответствуют критериям, установленным ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Возраст лица на момент окончания обучения не имеет значения, если на момент поступления в образовательное учреждение лицу не было 23 лет и оно было зачислено на полное государственное обеспечение как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть даже если такое лицо заканчивает обучение в образовательном учреждении в 27 лет, правом на получение соответствующей компенсации оно будет обладать.

Часто на практике возникают вопросы о выдаче «подъемных» негосударственными образовательными учреждениями или в случае обучения на очно-заочной или заочной формах обучения. Как видно из приведенной выше цитаты положения законодательства, возможность выдачи компенсации в подобных случаях не предусмотрена. Вместе с тем, само негосударственное образовательное учреждение или государственное (муниципальное) образовательное учреждение при обучении на очно-заочной или заочной форме обучения вправе по собственному усмотрения выдавать выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вещи или денежные средства. Однако подобное предоставление будет определяться локальным актом образовательного учреждения и будет носить разовый характер, то есть распространяется только на конкретное образовательное учреждение и только на конкретного выпускника и не может применяться по аналогии в отношении других выпускников и других образовательных учреждений.

Еще одним спорным моментом при толковании положения ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ является указание на однократность предоставления вещей или компенсации. Что это означает? Однократность подразумевает, что лицо имеет право на получение вещей или «подъемных» только по окончании одного образовательного учреждения, независимо от количества полученных образований и специальностей. Федеральный закон не допускает однократное предоставление вещей, а затем однократное предоставление компенсации (однократность применима к обоим вариантам, а не к каждому из них по отдельности). Федеральный закон не допускает предоставление компенсации или вещей по окончании бакалавриата, если лицо подает заявление о продолжении обучения в магистратуре того же образовательного учреждения по той же специальности (вещи или выплата будут предоставлены по окончании магистратуры). В случае завершения обучения в колледже и поступлении в дальнейшем на учебу в другой колледж, в тот же колледж, но на другую специальность или в вуз, предоставление одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования или денежной компенсации осуществляется по окончании только первичного обучения в колледже. Вместе с тем, на практике встречаются ситуации, когда образовательные учреждения выплачивают «подъемные» повторно. Эта ситуация является редкой и законодательно подобное правило не установлено (наоборот, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ фактически исключает такую возможность). В данном случае следует говорить либо об ошибке самого образовательного учреждения, либо о незнании норм действующего законодательства. Возможна также и ситуация, при которой локальным актом самого образовательного учреждения предполагается выплата соответствующей компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от ранее произведенных в их отношении выплат компенсации или выдачи вещей. В таком случае выплата компенсации осуществляется из внебюджетных средств образовательного учреждения. Допускается и выплата подобных сумм не всем, а лишь особо отличившимся выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке поощрения, независимо от ранее выплаченных сумм или выданных вещей.

Состав и количество вещей (одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования), предоставляемого выпускникам, утверждается на федеральном и региональном уровнях. Лицам, обучавшимся в федеральных образовательных учреждениях, выдача осуществляется в соответствии с положением Постановления Правительства РФ, а лицам, обучавшимся в региональных и муниципальных образовательных учреждениях, - в соответствии с актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Мурманской области от 21 марта 2011 года № 118-ПП «О порядке и размере материального и денежного обеспечения выпускников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства ЯНАО от 12 ноября 2013 года № 920-П «О нормах питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ямало-Ненецком автономном округе» и др.).

Также региональное законодательство определяет и размер компенсации. Так, например, согласно Постановлению Правительства Калужской области от 22 февраля 2005 года № 53 «Об утверждении положения о порядке обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти Калужской области и муниципальных образований области, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», размер компенсации составляет 57 986,10 руб. Периодически эти суммы подлежат корректировке, в том числе по причине инфляции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С уважением, Оргкомитет конференции | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных