Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. 1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса




 

Практический психолог в силу своих функциональных обязанностей является своеобразным экологом ребенка и образовательного учреждения. Именно ему более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника ребенка от «педалирования» его возможностей и способностей (термин А. В. Запорожца), от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от чрезмерных притязаний родителей и смещенной каузальной атрибуции педагогов. Его стратегия должна заключаться в том, чтобы декларированные гуманистические цели приблизить к реальному воплощению. Педагогический процесс, главной целью и ценностью которого является ребенок, его полноценное развитие, требует, чтобы личностью прежде всего был сам педагог. Именно психологу, занимающемуся коррекцией воспитательного микросоциума запущенного ребенка, предстоит обратиться к личности педагога: мотивам его деятельности, профессионально-личностным установкам, Я-концепции, способам общения с детьми, психическим состояниям; помочь ему увидеть личность в себе, ребенке, научить его смотреться в воспитанника как в зеркало, адекватно рефлексируя свои достоинства и недостатки.

Психологическая служба образования сегодня – это скорая помощь, которая помогает психологически выжить и преодолеть негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов на развитие, становление и самореализацию личности. Ее деятельность в основном базируется на симптоматическом и этимологическом принципах.

Психологическая служба образования завтрашнего дня - это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближайшего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом. Основные ее принципы – развитие и гуманизация. Она создает оптимальные психологические условия для развития каждого субъекта и очеловеченной системы образования в целом.

Исходя из этого, выделим приоритетные задачи деятельности психологов образования:

активное распространение гуманистических ценностей в образовании;

ориентация своей профессиональной деятельности на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;

реализация главной цели психологической службы образования - психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;

развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса – их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;

создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;

ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей;

переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса;

разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы, ориентированных на специфику социокультурных и психолого-педагогических условий;

разработка инвариантной (федеральной) и вариативной (региональной, школьной) частей планирования деятельности;

выработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи;

активное участие в экспертизе всех педагогических инноваций в системе образования, аттестации управленческих и педагогических кадров, оценке психологической эффективности и безопасности педагогических экспериментов, а также их психологическом обеспечении.

Условиями для реализации поставленных задач являются:

дальнейшее повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно высшую школу;

качественное инструментальное' обеспечение профессиональной деятельности психолога;

создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;

сотрудничество и преемственность в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;

объединение в единой структуре психологической службы специалистов «помогающих» профессий в целях комплексной поддержки развивающейся личности;

координация усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессиональной изоляции и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;

развитие личностного потенциала самого психолога.

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличаются технократическая и гуманистическая парадигмы обучения?

2. Каковы сущность, основные принципы и критерии гуманизации педагогического процесса?

3. Каким образом К. Роджерс трактует функции учителя и условия гуманизации обучения?

4. В чем состоит роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных