Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование




 

Выделяют различные ситуации психодиагностики: ситуацию экспертизы и ситуацию психологической помощи (Г.С. Абрамова).

Ситуация экспертизы, в которой клиент может оказаться не по своей воле (например, работа медико-педагогической комиссии), перестраивает все задачи взаимодействия клиента и психолога по типу социальных задач. Клиент в этом случае предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения. На способы работы психолога-диагноста накладываются жесткие требования защищенности его методик от возможной фальсификации при осознанной стратегии подэкспертного. Ситуация экспертизы в работе психодиагноста становится психологической задачей для него самого, так как он должен понять, что на самом деле означает стремление клиента выглядеть «правильным».

В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психодиагноста строится совсем по-другому. Если клиент начинает сам формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологической помощи), то он уже открыт, направлен на сотрудничество, готов выполнять все инструкции, вносит в них уточнения, переспрашивает, просит новых заданий. В таком случае резко повышаются требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами.

Психодиагносту-практику необходимо четко рефлексировать свои задачи взаимодействия с клиентом. Эффективность прогностической диагностики значительно возрастает, если специалист владеет факторами риска, характеризующими психическое развитие ребенка в каждом возрасте. Факторами риска в дошкольном возрасте можно считать выраженную психомоторную расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях (Г.С. Абрамова):

склонность ребенка к косметической лжи, приукрашиванию ситуации, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, подражание дурным примерам старших по возрасту детей или взрослых;

инфантильные, истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;

реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.

В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения, которые психодиагност может выявить с помощью клинических методов:

сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;

неуменьшающаяся двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;

повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

акцентуация компонентов впечатлений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастеническими явлениями;

отрицательное отношение к занятиям: эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;

реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения - грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;

выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы из-за слабых интеллектуальных предпосылок и отсутствия интереса к учебе;

нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием старших детей и взрослых;

дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, являются следующие:

отсутствие редукции черт психической незрелости, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, впечатлительностью; в случаях акселерации полового созревания – выраженная аффективная возбудимость;

ранние проявления влечений; повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек – истериоформная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе; педагогическая запущенность, связанная как с органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией;

переориентация интересов на внешкольное окружение; поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т.д.);

неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста;

неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению школьной программы.

Сочетание этих факторов в прогностической диагностике дает психологу основания для использования их в качестве краткосрочного или более длительного прогноза при сообщении клиенту психологической информации о ребенке. При этом обязательно отмечается вероятностный характер прогноза, а если это возможно, то и степень вероятности прогнозируемого качества.

Прогностический диагноз по полученной психологической информации в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которыми пользуется психолог. Длительный прогноз определяет представление психолога об устойчивых, а кратковременный – об изменчивых характеристиках личности.

Психологический прогноз может быть также благоприятным.

Так, в младшем школьном возрасте к благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие:

способность ребенка к выработке дисциплинированных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;

появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;

стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и других регламентированных формах деятельности.

В подростковом возрасте прогностически благоприятными могут служить следующие факторы:

гармоничность психофизического созревания;

положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам;

целенаправленность во внеучебной деятельности;

ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в шмеле и вне ее;

корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;

устойчивость к неблагоприятным средствам влияния, невыраженность реакции отрицательной имитации;

невротический, с внутренними конфликтами тип переживания, а не психопатический тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.

Для взрослого человека благоприятными прогностическими факторами можно считать следующие:

умение вставать на точку зрения другого человека;

способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной;

способность безоценочного отношения к действиям другого человека;

готовность к изменению типа реагирования;

личностная рефлексия;

положительное отношение к себе;

сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.

Таким образом, прогностическая диагностика через сообщение психологом информации клиенту ведет к актуализации благоприятных факторов во внутреннем мире человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных