Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Julius Evola. Metaphysique du sexe 21 страница




В индийской концепции ojas и ojas-зakti мы встречаем определенное приближение к истине, в частности, у современного автора Шивананды Сарасвати, хотя и у него заметны чисто моральные и гигиенические привнесения. "Семя, - пишет он,

 

[447]есть динамическая энергия, которую следует превратить в духовную (ojas)", и добавляет: "Ищущий подлинного огня духовной реализации должен жить в строгой чистоте". Здесь следует сделать оговорку. Сила, о которой говорит Шивананда, может быть аккумулирована любой формой самоподавления и самоограничения. Ведь самый сильный соблазн производит именно чистая и недоступная женщина, следовательно, энергетика ее максимальна. И это касается вовсе не только секса. Шивананда признает, что и "гнев, и мускульная сила могут быть преобразованы в ojas".

 

[448]Согласно известному с древности эзотерическому закону, подавление любого импульса, физического в особенности, освобождает энергию более тонкую и высокую; это в полной мере относится, разумеется, и к сексуальным желаниям. Результатом такого накопления ojas становится образование "магнетической ауры", вызывающей "священный ужас" - ее обладатель способен влиять на окружающих словом или даже взглядом. Та же самая энергия, ojas или ojas-зakti может быть использована для медитативных созерцаний или духовной реализации.

 

[449]

Так же объясняется и существование в самых разных традициях полового воздержания для воинов, до сих пор повсеместно сохраняющееся среди так называемых диких народов. Цель такого воздержания - прежде всего сохранение физической энергии ради аккумуляции сверх-природной, магической силы такой же природы, как и ojas, силы, необходимой для успешного ведения боя. Рассказ об этом находим в известном эпизоде Mahвbhвrata.

От ojas, тонкой энергии, порождаемой самоконтролем над сексуальными и иными эмоциями, следует отличать vоrya - принцип собственно духовной мужественности, вирильности, распыление которой ведет к смерти, а сохранение - к жизни. Vоrya часто смешивают с силой семени, но в индийской оперативно- мистической терминологии это все же разные вещи.

Мы уже говорили о "сосущей смерти, которая приходит вместе с женщиной", что в метафизической и аскетической перспективе означает лишение мужчины не просто его половой, нервной или жизненной силы, но самого его бытия, vоrya, трансцендентной вирильности. Именно потому аскеза - высшая степень мужественности. В ней проявляются особенности трансмутации как таковой - "течение вверх" потока, который при обычной природной половой жизни течет вниз; тот, кто практикует воздержание, меняет полярность этой силы. Такое воздержание как путь восхождения требуется прежде всего при занятиях оперативной магией; Элифас Леви указывает, что для "мага" нет ничего гибельнее, чем половая похоть. Но, поскольку это требование чисто "техническое", то надо иметь в виду, что трансмутация половой силы и достижение чистой вирильности могут быть использованы и "в дурных целях". Если использовать очень приблизительную простонародную терминологию, то воздержание в равной степени помогает при занятиях как "белой", так и "черной" магией.

 

 

51. Техника глубинной трансмутации в кундалини-йоге и даосизме

 

 

Только поняв это обстоятельство, мы можем начать разговор о йоге в собственном смысле слова. Понятия мистики и аскезы в широком смысле и собственно йоги отнюдь не тождественны. Под последней следует понимать совершенно конкретную оперативную технику, подкрепляемую точным знанием целей и последствий ее использования. Эта техника имеет многовековую историю развития. Любая йога - это всегда тайная доктрина "прямой трансмиссии" (то есть быстрого и прямого перехода на иной план). И хотя многие классические тексты переведены на европейские языки, написанное на Западе не дает возможности верно ориентироваться в данном вопросе и оставляет фундаментальные его аспекты закрытыми.

С одной стороны йога, прежде всего тибетская, всегда принимает во внимание и указывает способы преобразования именно силы пола, ojas. "Мистическая теплота", tumo, есть энергия, используемая для вызывания паранормальных психических и психологических явлений.

 

[450]В то же время западные исследователи, которые этой "теплоте" придают только значение силы, пробуждающей kundalinо, не выходят за рамки чисто "прикладных" подходов. Поэтому представляется уместным рассказать о собственно индийских свидетельствах, содержащихся в текстах по тантрической кундалини-йоге, более точно излагающие не только ее практику, но и доктрину.

В тантризме следует различать собственно йогу и конкретные сексуальные практики, о которых мы еще будем говорить; это два различных пути, и каждый из них рекомендуется людям того или иного типа, в соответствии с их глубинной природой. Однако любому, кто стремится преодолеть условно-человеческое и способен к этому, рекомендуется следование sattva, светоносному принципу "бытия", царственному пути rajas, принципу прорыва, огня, перехода - это может быть или чистая йога без соединения с женщиной, или, наоборот, практики, основанные как раз на этом. В этой связи выделяются два основных человеческих типа - духовный ("божественный", "divin", divya) и героический (vоrya). Оба типа, в конечном счете, "шиваичны", однако следуют они разными путями одной и той же традиционной религии.

Вообще для тантра-йоги характерен вопрос: "Зачем мне желать внешнюю женщину? Я имею женщину в самом себе".

 

[451]Это отсылка к носимому в глубине целостного и каждого отдельного бытия женскому началу, именуемому в западном герметизме "нашей Дианой", "тайной Евой" или "Гебой". Согласно тантре эта богиня присутствует в человеческом организме полностью и сама по себе, как стихийная сила, носящая имя "Та, Которая Свернута" (именно так можно перевести слово kundalinо). Йога, о которой мы говорим, является чисто внутренней: соединение мужского и женского осуществляется внутри самого йогина без внешнего соединения с лицом противоположного пола - воплощением и символом женского принципа. Используется знание гиперфизической физиологии тонких сил и элементов человеческого организма, дремлющих под спудом дневного сознания. В частности, речь идет о двух потоках, у обычного человека разворачивающихся из противоположных концов организма и текущих по позвоночнику навстречу друг другу - idв и pingalв. Первый связан с негативно-женским началом, Луной, второй - с позитивно-мужским, Солнцем. Это - проявления диады или полярности элементов в одном, едином человеческом теле. С помощью сложной техники йогин останавливает эти потоки и по боковым путям направляет их так, чтобы они встретились. Происходит замыкание кольца, после чего происходит пробуждение kundalinо.

Мы уже говорили, что kundalinо представляет внутри человека Великую Богиню, изначальную Шакти. Это "светоносная" жизненная сила, структурирующая тело, тайно живущая в нем и являющаяся источником его тонких энергий. Она именуется "Той, Которая Свернута", дабы подчеркнуть, что в условиях обычного человеческого существования ее природа не проявлена; она "спит" в сокрытом центре у основания позвоночника. Когда она проявляет себя, возникает связь между ней, огнем желания и сексуальной функцией.

 

[452]Потенциальная, скрытая супруга примордиального мужчины в символике kundalini изображается в виде змеи, обвивающей lingam-phallus Шивы.

В момент соединения двух встречных потоков kundalinо пробуждается и "разворачивается". Происходит обмен полярностей жизненной силы человека, и kundalinо начинает подниматься по спинному позвоночному каналу, именуемому sushumna, а также "путем Шакти", или, в буддийской тантре, "путем нирваны". Из этого места, где она располагается у профанов, kundalinо проходит в область макушки головы. Атрибуируя этой силе огненную природу, многие тексты сравнивают ее пробуждение с пожаром, который, распространяясь, пожирает и уничтожает всякую условность и ограниченность. Поэтому о sushumna говорится как о "молниевидной дороге" внутреннего соединения мужского и женского, которое происходит непосредственно в ее конце, в макушке. Происходит excessus - Шива и Шакти, бог и богиня соединяются в объятиях, происходит их полное преображение и полное вхождение шактического начала в шиваическое, тождественное "великому освобождению", трансцендентному восстановлению и преодолению двойственности на космическом уровне.

Все отсылки к физическому организму человека не могут вводить в заблуждение относительно мнимого истощения телесного состава. В тантризме тело "космизируется", в нем действуют те же начала и силы, что и в мире в целом, в природе. Это вообще традиционные представления о соотношении микрокосма и макрокосма. Подъем kundalinо у йогина является составной частью сверхчувственного опыта, прохождением сквозь стихии, "элементы" (как и в древних Мистериях), сквозь множественность проявлений бытия, по-разному символически обозначаемых в разных школах - конкретно в йоге как центры, расположенные по оси позвоночника. Они приводятся в действие kundalinо по мере ее подъема.

 

[453]

В данной йогической практике основным является ключ к раскрытию глубинной энергии, ее оживление и затем оперативное использование в достижении основной цели. Сила kundalinо, которая у обычных людей служит их сексуальным импульсам и животному размножению, ведет йогина к "освобождению".

 

[454]Существует как бы двойная полярность: полярное преодоление полярности пола рождает трансмутацию и пробуждение. Тексты особо настаивают на "хранении силы семени", vоrya; на "подъеме ее потока ввысь" (urdhvaretas), говорится о практике "обратного ее направления" (wjanв-sadhвna).

 

[455]Об операции "направления семени в противоположную сторону" говорится в Упанишадах (см. Maitrо-Upanishad, VI, 33; Mahвnarayвna-upanishad, XII, I) и вообще в текстах по Хатха-йоге. В Dhyвna-bindu-upanishad (86) читаем: "Тому, кто сохраняет семя внутри себя, не следует бояться смерти." А вот Candilya-upanishad: "Или научиться побеждать bindu, или не преуспеть в йоге"; bindu - один из терминов, обозначающих оккультную силу семени, vоrya. Согласно учению и символике тантры, пока kundalinо спит, она преграждает доступ к главному пути, sushumna; иначе говоря, обычная сексуальность человека, связанная с деторождением, закрывает путь к инициатическому возрождению. Спящая kundalinо затворяет отверстие для вхождения phallus'a Шивы, и семя возрождения не может подниматься вверх. В то же время говорится, что после того, как поток жизненной энергии перешел через две "боковые черты", закрывающие у обыкновенного человека ее прохождение, когда sushumna свободна и начинается подъем, условное течение времени приостанавливается и "вспыхивает огонь смерти".

Так происходит ломка границ уровней бытия, которое многие традиции именуют "инициатической смертью". "О, ты, поднимающаяся как шлейф молнии", - поется в одном из гимнов Великой Богине, уже цитированном нами.

 

[456]Но такие практики связаны с очень большими опасностями: в одном из текстов сказано, что тот, кто пытается поднимать kundalinо без руководства опытного йогина, может не только пережить огромные трудности, но и умереть, причем не инициатической смертью, а физической. Поэтому kundalinо-yoga предписывает строгую дисциплину и самодисциплину, концентрацию ума и очищение тела. Только муж, подлинно являющий собой образ Шивы, способен выдержать, когда она, обнаженная, поднимается, и, более того, способен заставить ее действовать как это ему надо. Один из текстов называет ее вдовой, по причине ее отделения от Единого и движения к упадку - этот упадок надо оставить - соединить два потока ida и pingalв, отражающих внутри организма метафизическую диаду. "Вдову" следует "обнажить" и овладеть ею силой. Тогда она начнет двигаться к своему высшему предназначению - и высшей точке оргазма.

 

[457]

Для достижения своей цели kundalinо-yoga предусматривает развитую технику, как дыхательную, так и особых положений тела (asana). Этот режим дыхания должен привести к способности управлять тонкими энергиями организма. Некоторые дополнительные подробности: помимо ida и pingalв в текстах говорится также о двух других потоках - prвna-vayu и вpana-vayu. Каждый из них следует также направить в противоположную обычному течению направлении. Prвna-vayu относится к вдохновению и поглощению жизненной энергии, вpana-vayu, наоборот, - к секреторно-эякулятивной функции организма. Эта йогическая операция называется viparоta-karanо операция обращения (переворачивания).

Нетрудно понять, что часть операции, относящаяся к обратному направлению вpana-vayu, имеет в виду предотвращение выброса семени.

Принимая во внимание общий характер данной книги, отметим соответствие ему всего, что сказано выше о kundalinо-yoga. Речь здесь идет о "глубинном", внутреннем пути, который требует строгой чистоты и воздержания. В мире условных проявлений, в мире внешнем, женщина, Шакти, - всего лишь воплощение kundalini; безвредно иметь с нею теогамические отношения можно лишь по прошествии аскетического пути, дающего возможность осуществить в самом себе принцип абсолютно и трансцендентно мужского, шиваическое начало Vajra- dhara ("Скипетроносца" - по тибетской терминологии).

Не только йога, но и другие тайные традиции знают пути подобного превращения. Таков китайский даосизм, такова западная и восточная алхимия, выражающая те же самые смыслы на языке трансмутации металлов. Всякий эзотерический символизм принципиально поливалентен. Неудивительно, что алхимические, герметические схемы могут быть истолкованы также и в категориях пола. Такое истолкование, конечно, не обязательно, скорее, наоборот, его лучше избегать. Надо также иметь в виду, что, насколько нам известно, мастера алхимии, кроме Николая Фламмеля, до получения золота, жили в строгом воздержании. Впрочем, у нас нет на эту тему ясных свидетельств, хотя современные авторы и используют герметическую символику достаточно широко для толкования предметов в том числе и данного исследования. Наше отношение к данной проблеме уже высказано - толкование алхимического Великого Делания - opus transformationis - в чисто инициатической терминологии находится вне пределов этого исследования и составляет тему другой нашей книги.

 

[458]

Что касается даосизма, то в нем, как и в тантра-йоге, предусмотрены оба пути - внутреннего, глубинного преображения йогического типа и открыто сексуальных практик. Ко второму пути мы еще вернемся. Что же касается первого, то в даосских руководствах для следующих этим путем мотивы пола не проявлены ясно. Более отчетливо их можно увидеть в достаточно позднем тексте T'ai J Chin hua Tsung chich. На европейские языки это можно перевести как "Тайна Золотого Цветка".

 

[459]В нем содержится много интересных совпадений с индийской kundalinо-yoga.

Этот даосский текст, как и вся китайская традиция, констатирует наличие изначальной двойственности yang- yin; при этом речь вдет не о строгом разграничении между мужчинами и женщинами, но о двойственности "мужское-женское" внутри одного человека. У мужчины yang - собственно мужское, светлое начало локализовано в области головы и особенно глаз; yin - женское - составляет его темную изнанку р'о располагается в нижней части тела, именуемой "пространство силы", что в принципе совпадает с индийским женским принципом зakti. Диада также проявляет себя как принцип hsing - бытие и ming - жизнь (проявления, множественность). Когда возникает индивидуальное существование "бытие и жизнь разделяются и более уже не встречаются" - если, конечно, не следовать описанным в тексте инициатическим путем собирания всех внутренних сил к "Великому Полюсу" (T'si chi), "Великому Единому" или "Состоянию вне двойственности" (wu chi) - это и есть воссоединение бытия и жизни yang и yin.

Экзистенциальный статус обычного человека таков, что "его Центр не защищен", женское начало yin, также именуемое "низшей душой", господствует над мужским yang или "высшей душой" и заставляет служить себе, направляя силы человека изнутри вовне, к феноменальному. Такая направленность во внешний мир называется "прямолинейно перевернутой" и связана с рассеянием жизненной энергии и "изначального семени". Отправная точка восстановления - "заставить свет вращаться" (в других вариантах - "кристаллизация света"). Для этого рекомендуется духовное сосредоточение ("неподвижное созерцание", chih Kuan), а также, как и в йоге, дыхательные упражнения. После перенаправления "прямолинейно перевернутой ориентации" вовнутрь и достижения "внутреннего вращения" практикуется опускание сознания в "пространство силы". Там происходит прорыв на другой уровень бытия и достигается соединение двух противоположных начал "дистилляция yin и чистого yang". С возвращением к изначальному, "вне двойственности" бытию, "Золотой Цветок распускается" и рождается kuei. Этот термин можно перевести как "божественное активное бытие". Интересно, что иероглиф, обозначающий kuei, обозначает также гром; мы уже отмечали наличие в разных традициях связи между восстановительными мистериями, числом три и символизмом грома.

Господство-владение "изначальным семенем" и его удержание внутри - основной мотив предписаний данного текста. Хотя это и не указано буквально, все интонации и смыслы заставляют предположить тождественность этого "семени" и именуемого в индийской традиции vоrya, то есть тайной силой вирильности, перехватываемой женщиной в минуты любви, когда мужское семя изливается в ее тело. Мы находим в данном тексте слова, именующие основной принцип всякой половой магии - принцип превращения яда в лекарство: "Говорят о соединении мужчины и женщины, от которого происходят сыновья и дочери. Но безрассудное растрачивание внутренней сущности телесных сил в необузданных удовольствиях губит энергию семени, а тем самым и тело. Мудрецы не знают иного пути сохранения жизни, кроме уменьшения наслаждения и сбережения семени".

 

[460]Прежде, всего бросается в глаза основная даосская тема - тема долголетия, которую, как и в случае с алхимическими эликсирами жизни, можно также понимать символически - как тему реинтеграции, восполнения жизни как таковой, но можно и буквально. Предполагаемый автор текста, древний мудрец P'eng утверждает, что для достижения долголетия требуется соединиться с женщиной, однако он же оговаривает, что речь идет не о физическом половом соитии, но о соединении двух сублимированных начал - светлого, светового начала yang и влажной силы yin. Трансмутация происходит внутри самого человека, на внутреннем плане. Это, если использовать герметический словарь, -"операция в одной вазе", а не "операция двух ваз", как именуется связь с женщиной. В более древних даосских текстах говорится и о возможности последнего, однако главные предпосылки - те же самые, что и в "Тайне Золотого Цветка".

 

 

52. Пол в Каббале и Элевзинских Мистериях

 

 

Нам остается рассмотреть случаи, когда переход на экстатический, мистический и инициатический уровни осуществляется непосредственно через физическое соитие мужчины и женщины в особом режиме полового сношения. Иными словами, предстоит краткое обозрение методов "оперативной магии", имеющих хождение в некоторых кругах с более или менее схожим миросозерцанием.

Все подобные явления можно разделить на соития сакрализованные и ритуальные. В первом случае акцент делается на символику и космические аналогии, во втором - на чистую практику. Одно не исключает другого; более того, мы часто видим, что существует особый режим "трансмутации" и "пробуждения", предполагающий строгие технические предписания. Однако цели второго, чисто практического подхода, все-таки иные. Он предназначен не для участия в sacrum, то есть чисто культово-институционной сфере, но для оживления сугубо личного опыта, используемого в этом случае, подобно

йоге, для "разобуславливания Эго". Здесь просто сознательно доводится до крайности все присутствующее и в обычной профанической любви. Изучение различных документов, принадлежащих маго-мантическим цивилизациям, и сопоставление их с наблюдениями даже над современной жизнью, свидетельствует, что некоторые знания и практики в этой области сохранились доныне.

Сюда, несомненно, относится кое-что из еврейской эзотерики, в особенности из хасидизма. В книге Zohar (1, 55, в) читаем: "Святой - да будет он благословен - не обитает там, где мужчина и женщина не соединены". Талмудическое изречение гласит: "Три вещи сами по себе по ту сторону мира - солнце, суббота и соединение полов".

 

[461]И снова Zohar, (III, 81, а): "Царь ищет только свойственное ему. Вот почему Святой - да будет он благословен - живет только там, где все (как и Он) едино. Когда святой человек сотворяет в самом себе это единство, то Оно живет в этом человеке. А когда человек сотворяет единство? Когда он осуществляет с женой соитие (siwurga). Иди и смотри! В минуту, когда человеческие существа - мужчина и женщина - соединены, и мысли их святы, человек совершенен и без единого пятна и зовется единым. Человек должен ясно понимать, что есть для него женщина: он и она одушевлены единой волей, и оба они несут один дух. Потому и сказано: "У кого нет жены, нет половины его самого" (Jebamoth, 83). И если мужчина и женщина соединяются, то соединяются и в теле и в душе, и человек становится единым, и Святой - да будет Он благословен - обретает жилище в этом едином и единое духовно".

 

[462]

Мы ясно видим здесь мотив андрогината, однако и половая магия как таковая не чужда каббалистам. Достойна упоминания секта "саббатиан" (Sabbatiens, не путать с одноименной русской сектой "субботников" - прим. перев.), основанная на доктрине Якова Франка. В кругах, близких к этой секте, распространено эзотерическое толкование "прихода мессии", который они понимают не как историко-политическое коллективно-на- циональное явление, но как внутреннее пробуждение, озарение на пути к Вышнему. Специфически сексуальный момент здесь состоит в том, что женщине вменяется мистическая сила мессии - соединение с ней дает пробуждение и спасение. Франк особо подчеркивал: "Я говорю вам, что евреи столь несчастны потому, что ждут прихода спасителя, а не Жены." Некоторым образом преломляя доктрину Шехины, саббатиане учили о "Жене" или "Деве" как женском архетипе, отражаемом в каждой конкретной женщине: "Ее сила присутствует в большинстве молодых женщин, но если она их покинет, то и они лишатся силы - уже своей". Для Франка она "дверь Бога, через которую можно войти в Него". И далее: "Если вы достойны принять эту Деву, в которой вся сила мира, то будете способны совершить Работу". Совершение "Работы" - сексуально-оргиастическая мистерия, после которой произносятся слова: "Посредством этой Работы мы приблизились к той, которая нага, без всякой одежды". Очень легко заметна здесь связь с "видением обнаженной Дианы", о котором мы уже говорили; в любом случае "милость" каббалистической Девы измеряется "градусом" (т.е. степенью посвященности) каждого участника.

 

[463]Существовали и иные близкие по духу течения

 

[464]- что происходило в их рамках, обычно не разглашалось. Конкретно в Саббатианстве среди прочих была распространена доктрина "мессианского таинства пробуждения" и достижения Единого - этим целям и служила оргия, средоточием которой было поклонение молодой обнаженной женщине. В этом легко увидеть остатки древних культов Великой Богини, таких как мистерии Иштар. Так же, как у тантристов школы Каула и средневековых европейских "Братьев свободного духа", в этих еврейских кругах господствовало представление о безгреховности подобного "пробуждения" с помощью женщины. Это соответствовало и каббалистической доктрине о том, что человек не может быть наказан, ибо в противном случае "это означало бы, то Бог наказывает Самого Себя".

Возвращаясь к античности, вспомним о наиболее известных Элевзинских Мистериях. Они, прежде всего, были праздниками не только символико-ритуальной, но и исто сексуальной иерогамии. Акцент в них был сделан на культ женского начала, божественной Жены. Сохранились многочисленные свидетельства, в основном христианских авторов, представлявших Элевзинские мистерии сугубо негативно. Оценка им давалась чисто моральная. Климент Александрийский, Феодор и Пселл писали примерно одно и то же: происходило поклонение женскому половому органу, который выставлялся на обозрение неофитов. Григорий Назианзин, упоминая о Деметре, главной богине мистерий, говорил, что ему "стыдно выносить на дневной свет свидетельства о IX о стыд н ых ночных инициациях, именуемых мистериями". Он, однако, рассказывал, что Деметру называли axiasyamene, то есть демонстрирующей свой пол приподниманием одежд. При этом он же писал, что "то, что раньше совершали ее любовники, теперь совершается только в символах".

 

[465]Все это заставляет думать, что в поздней античности Мистерии действительно совершалась символически, однако когда-то, совсем давно, действительно практиковалась ритуальная иерогамия жреца и жрицы. Мистерия восстановления осуществлялась ч ерез поклонение полу и женскому началу как таковому, как воплощению Великой Богини. После того, как совершалось брачное таинство, вспыхивал ослепительный с:вет и иерофант объявлял: "Великая Богиня дарует миру Священного Сына, Всесильная родила Всесильного". Затем, по некоторым свидетельствам

 

[466], демонстрировались колосья как символ инициатического возрождения и связи с первочеловеком-андрогином, и восстановлением. Текст гласит: "Духовное возрождение величественно, оно достигает неба, и исполнен сил возрожденный". Возможно, что когда-то под сенью Великой Богини по всему Средиземноморью совершались тайные сексуальные инициации, и известное нам об Элевзинских Мистериях - только их след. Сами же мистерии могли быть просто религиозным культом, открытым для всех, но сохранившим память о своих истоках.

Однако, конкретные сведения о чисто сексуальных посвятительных практиках исследователь может получить, лишь обратившись к учениям Востока, и прежде всего к тантризму, сохранившему традиции "Пути левой руки" и так называемый "тайный ритуал". Как мы уже говорили, эти пути даже в тантризме дозволены только для мужчин воинского типа, "вирильного" или "героического" (vоra), для тех, кого называют dvandvatita, то есть стоящих по ту сторону дуальности добра и зла, достоинства и вины, вообще всякой противоположности чисто человеческих ценностей.

 

 

53. Тантрические сексуальные практики

 

 

Мы же упоминали, что философия тантры имеет вполне определенную концепцию человеческой истории. Она повествует о постепенном упадке человечества, проходящего через четыре "века" или "эры" (yuga). В настоящее время мы переживаем последнюю фазу последней эры - "темного века" (Kali-yuga). Кали-юга - эпоха всеобщего распада, преобладания стихийных сил, женского начала, "Шакти развязанной". Духовность почти полностью утеряна, и единственное, что еще остается, - это попытаться использовать саму же диссолюцию, сами силы распада в целях созидания - это называется "оседлать тигра" и означает - не избегать и не уклоняться от опасных сил, но и противостоять им прямо, всячески стремясь использовать их во благо, чтобы, в конце концов, одержать победу. Поэтому тантризм уже не считает нужным держать в полном секрете доктрины и практики "Пути левой руки" только из-за того, что кто-то может ими злоупотребить.

 

[467]Фундаментальный принцип как индуистского, так и буддийского варианта тантры (т.н. Vajrаувnа) - "превращение яда в нектар", то есть использования в целях духовного освобождения тех самых сил, которые обычно ведут к гибели или распаду. Формула "оседлать тигра" тождественна формуле "яд как противоядие". Другой тантрический принцип заключается в том, что "наслаждение" и "освобождение" не всегда исключают друг друга, как это утверждают чисто аскетические школы. Цель тантрических практик - достичь и того и другого, иначе говоря, и страсть удовлетворить, и внутреннюю свободу приобрести. Однако даже многие учителя тантры полагают, что эти вещи все-таки нельзя раскрывать для всех. В одном из текстов сказано, что "это так же трудно, как идти по острию меча или держать тигра на привязи".

 

[468]Именно поэтому мы все- таки склонны считать, что в наше время тантрические принципы не применимы, так как огромное большинство мужчин и женщин не обладают достаточной духовной зрелостью, чтобы идти на такой риск. Это надо особо подчеркнуть. В любом случае каждому, кто считает, что тантризм может быть удобным оправданием для удовлетворения его необузданных инстинктов, следует напомнить, что для любого адепта требуется инициация, посвящение и "введение в цепь" (kula) дабы обрести защитную силу. До этого адепту необходима строгая аскеза и самодисциплина, как и во всех мистических практиках. Абсолютно так же дело обстоит и в других течениях, основанных на "аномии" и духовном освобождении от обыденной текущей морали,- это путь очень и очень тяжелый. Так было у Исмаилитов периода "Шейха Горы", у "Братьев свободного духа", Бегардов и Ортлибиенов, о которых мы читаем: "Прежде чем прийти к тому, что всякое наслаждение им дозволено, они проходили через очень строгое послушание; жизнь их подчинялась суровым правилам; им предписывался полный отказ от собственной личности дабы исполниться чистой славой и божественным великолепием. Они молились, медитировали, выполняли самую грязную работу. Но однажды наступала свобода духа и разрешалось все".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных