Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие слухового восприятия




 

Слух — это одно из пяти внешних чувств, лающее возмож­ность воспринимать звуки различного происхождения. Орга­ном слуха является ухо.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тон­кое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ре­бенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, раз­вивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть фор­мируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух и восприятие неречевых зву­ков играют большую роль в ориентировке человека в окру­жающем мире. Различение звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удале­нии отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука позволяет узнать на­правление, откуда идет звук, дает возможность лучше ориен­тироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) не­обходимо развивать с первых лет жизни. Эта способность не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Специальное обучение ребенка восприятию звуков поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избе­жать несчастных случаев (например, при переходе через ули­цу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Речевой (фонематический) слух — это способность улавли­вать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, по­нимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человече­скую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научить­ся понимать речь — основное средство общения между людь­ми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы ре­бенок научился правильно говорить: произносить звуки, отчетливо проговаривать слова, использовать все возможно­сти голоса (говорить выразительно, менять громкость и ско­рость речи).

Речевой слух развивается с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от голосов других людей, улавливать интонацию речи. Лепет ребенка — активное про­явление собственно фонематического слуха. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в возрасте 5—6 лет. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чи­стой.

Занятие 1. Постучим, погремим!

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, по­лиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

Ход занятия

Игра проводится на полу или за столом.

Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые по­лучаются при манипуляции с предметами: постучите дере­вянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или метал­лическими ложками друг о друга, проведите палочкой по ба­тарее, уроните карандаш на пол и т. п.

Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их из­дают. (Можно производить звуки за ширмой.)

Можно пригласить ребенка в центр комнаты и произво­дить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать пред­мет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем при­глашают следующего игрока.

Сначала нужно договориться с детьми о том, какие пред­меты будут использоваться в игре. В дальнейшем можно ис­пользовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-ни­будь из малышей роль ведущего.

Занятие 2. Тук-тук!

Цели. Развивать слуховое внимание.

Материалы. Кукла и другие игрушки.

Ход занятия

Сядьте вместе с детьми за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гос­ти пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости».

Скажите детям, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь: «Я буду ГОТОВИТЬ угощение, а вы внимательно слушай­те: когда раздастся стук в дверь, спросите: „Кто там?"»

Расстояние от источника звука до детей, а также силу сту­ка можно постепенно менять.

Эту игру можно провести и с участием второго взрослого или ребенка постарше. В этом варианте игры взрослый или ребенок стучит в дверь и приводит с собой игрушку.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных