ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация ощущений по модальностямВопрос 1. Познание Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закомерностях объективного мира.
В человеческом познании на банальном (бытовом) уровне выделяют, прежде всего, такие уровни, как чувственное и рациональное познание. Чувственное познание – это познание мира с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, слух), главными из которых являются зрение и слух. Оно носит конкретный и образный характер, оно оперирует единичными предметами, отличается наглядностью. Рациональное познание – это изучение мира с помощью разума, то есть мышления, интеллекта. Оно характеризуется абстрактностью, т.к. оперирует универсалиями (понятиями). На уровне физиологии мозга за чувственное познание отвечает правое полушарие, а за рациональное – левое полушарие мозга. Филогенетически первичным считается именно чувственное познание, а рациональное развивается на его основе. Аналогами чувственного и рационального уровней познания в науке выступают эмпирический и теоретический уровни. Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте, её классификацией и первичным обобщением. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект, имеет дело с «живой действительностью» и реализуется в основном посредством наблюдения и эксперимента. Здесь выявляют свойства объектов и процессов, фиксируют события, устанавливают закономерности (повторяемости, регулярности). Основная задача эмпирического исследования – достаточно точно зафиксировать, описать свойства, качества объектов. В результате такой деятельности формируются факты (фактуальный базис) науки. Теоретический уровень надстраивается над эмпирическим, т.е. теоретические исследования опираются на данные, полученные эмпирическим путём. На основе анализа и обобщения последних здесь формулируются гипотезы, законы и теории, касающиеся объекта исследования. Главные цели теоретического исследования состоят уже не в описании, а в объяснении изучаемых явлений, поиске законов, которым они подчинены, создании идеальных моделей явлений и процессов. Теоретическое познание носит не непосредственный, а опосредованный характер, имеет дело с понятиями или некими идеальными конструкциями, несуществующими в реальности (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердая поверхность). Такие идеальные объекты, в отличие от реальных, имеют конечное число свойств. Например, материальная точка имеет только два свойства: обладает массой и возможностью перемещаться в пространстве и времени. Считается, что эмпирический уровень более прочен и устойчив, чем теоретический: теории приходят и уходят, а факты остаются в науке навсегда, только по-разному интерпретируются. Можно также сказать, что на эмпирическом уровне происходит познание явлений, а на теоретическом осуществляется познание сущности, или на эмпирическом уровне познаётся сущность первого порядка, а на теоретическом – сущность второго (т.е. более глубокого) порядка. В ходе научного познания оба уровня взаимодействуют друг с другом. Действует принцип согласованности.
Каждому уровню познания соответствуют свои особенные формы познания, а эмпирическому и теоретическому уровням – не только формы, но также и методы познания.
Ощущения – первичная форма отражения действительности. Информация о внешнем мире может попасть в головной мозг только через соответствующие рецепторы. При воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, мы получаем зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные и другие ощущения. Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта (предмета) при непосредственном контакте с ним. В языке ощущения фиксируются обычно с помощью характеристик-прилагательных (зеленый, кислый, горячий, пронзительный, твердый и пр.). Ответная реакция организма на раздражения внешней или внутренней среды– рефлекс. Она считается основным механизмом нервной деятельности. Все психические процессы имеют рефлекторную природу, т.е. возникают в ответ на раздражения внешней или внутренней среды. Классификация ощущений по модальностям Различают пять основных модальностей (видов) ощущений: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Со времён Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. На самом деле их, видимо, значительно больше, потому что человек способен ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение своего тела (или отдельных его частей) в пространстве. И всё же человек ощущает далеко не все факторы окружающей среды. У нас нет анализаторных систем, которые бы позволяли чувствовать электрическое поле, рентгеновские лучи, радиоволны и многое другое. В процессе эволюции живые организмы развивались в разных направлениях, поэтому многие способны ощущать то, что не дано человеку. Орёл имеет более зоркое зрение, а собака различает недоступные человеку звуки и запахи. Кроме того, у некоторых живых существ сформировались органы чувств, которые отсутствуют у человека. Киты, дельфины, летучие мыши, бабочки способны ощущать ультразвуки; нильская щука и электрический сом улавливают даже слабые колебания электрического поля, многие рыбы тонко чувствуют изменение давления водной среды. Свойства ощущений 1. Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений. 2. Интенсивность – количественная характеристика ощущения. Интенсивность определяется функциональным состоянием рецептора и силой воздействующего на него раздражителя. 3. Длительность характеризует время действия ощущения. Длительность ощущения главным образом определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителей на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время – так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Ощущения также не исчезают одновременно с прекращением действия раздражителя, а обладают некоторой инерцией. На этом свойстве основана иллюзия отсутствия перерывов между кадрами кинофильма. 4. Локализация. Анализ информации, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. 5. Чувствительность. Она характеризуется порогами ощущений Абсолютно низкий порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное раздражение. Верхний абсолютный порог – это наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида. Например, болевые ощущения. В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами. Болевая реакция представляет собой наиболее инертную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию со стороны высших психических процессов. Многочисленные примеры свидетельствуют как о мужестве, об умении, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии, сосредоточении на своих болевых ощущениях. 6. Адаптация – изменение чувствительности наших органов чувств, применительно к внешним условиям. Для разных органов чувств, различны временные характеристики адаптации. Так, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Например, красильщики могут воспринимать до 50 – 60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металлов, указывающие на присутствие посторонних примесей. 7. Компенсация – усиление чувствительности одних ощущений из-за утраты чувствительности другими ощущениями. Например, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Скажем, глухие часто они способны понимать речь собеседника по движениям губ. Вторая форма чувственного познания – восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие – это целостное наглядно-образное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и качеств, действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие является действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Многие наши загадки дают нам описание предмета через ряд ощущений, а мы их должны синтезировать и понять, что же за предмет подразумевается («Зимой и летом одним цветом», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», «Желтое коромысло над домом повисло»). Или попробуйте объединить в единый предмет такие ощущения, как сладкий, красный и круглый или твердый, черный и сладкий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|