Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие – это мысль, которая обобщает и выделяет предмет (из ряда ему подобных) на основе указания на его существенные и необходимые признаки.




Обычно понятие строится в два этапа: сначала мы подводим предмет под более широкий класс предметов, то есть относим его к роду («человек – это животное», «стол – предмет мебели», «гроза – погодное явление»), а затем перечисляем наиболее существенные и необходимые признаки предмета, то есть те признаки, без которых данный предмет не бывает, но которые характеризуют его существенные стороны.

Например, у всех людей есть ногти, но наличие ногтей вряд ли можно считать существенным признаком человека, потому в понятие человека их вряд ли правильно включать. А вот такие признаки человека, как прямохождение, относительно крупный и развитый мозг, владение речью и мышлением, способность трудиться, наличие нравственных качеств, – все это важные признаки человека и их можно смело отнести к понятию «человек».

Все понятия можно подразделить на бытовые и научные. К бытовым понятиям относятся, например, мебель, одежда, чашка, ложка. К научным – масса, электрон, энергия, молекула.

Понятия могут быть разной степени общности. Например, понятия «стол», «стул», «диван» и понятие «мебель» характеризуются различной степенью общности: первые три понятия менее общие, а четвёртое – более общее.

Наиболее общие научные понятия называются категориями. Категориями являются такие понятия, как «материя», «движение», «сознание», «качество», «причина». Категории разрабатываются в рамках философского знания, а используются во всех науках и в обыденной речи.

Чем более общим является понятие, тем больше его объем, т.е. совокупность предметов, в него входящие, а чем больше объем, тем меньше содержание. Поэтому самому общему философскому понятию «бытие» можно приписать только один признак – признак существования, и при этом мы не можем подвести его под род, ибо у него нет рода, оно само выступает родом для таких понятий, как материя, сознания, общество, пространство и время, которые мы называем формами (видами) бытия.

Любое понятие представляет собой абстракцию, поэтому для того, чтобы их использовать, необходимо обладать способностями абстрагирования и обобщения. В понятии происходит абстрагирование от конкретных свойств конкретных предметов и процессов и обобщение тех качеств и свойств, которые делают эти предметы похожими.

 

Используя понятия, человек формулирует суждения, умозаключения, делает выводы, строит гипотезы и теории, которые являются более сложными формами рационального познания мира.

Суждение – это высказывание (форма мысли), в которой что-либо утверждается или отрицается, которое может быть истинным или ложным.

В суждении выражается связь между предметом и его признаком, либо между предметами, либо просто факт существования предмета. В логике суждение обычно имеет форму: S–P, где S – субъект суждения (т.е. носитель признака, свойства), а Р – предикат суждения (т.е. само свойство). Например, в суждении «Роза красная» устанавливается связь между предметом (розой) и ее свойством (иметь красный цвет).

Другая группа суждений – это те, где устанавливается связь между предметами: «Солнце больше Луны», «Саша и Маша влюблены друг в друга», «На экваторе не бывает зимы». Наконец, последняя группа суждений – это экзистенциальные суждения (суждения существования), в которых констатируется факт существования предмета: «Снежный человек существует», «НЛО существует».

Также суждения бывают отрицательные и утвердительные. Пример первых – «Собака не лает», а вторых – «Собака лает».

 

Умозаключение представляет собой определённое рассуждение, в ходе которого на основании одного или нескольких суждений формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих. Проще говоря, умозаключение – это логический вывод из одного или нескольких суждений.

Например, из суждения: «Началась сессия» можно заключить, что «Студентам надо готовиться к экзаменам». Здесь второе утверждение является следствием первого.

Но чаще вывод делается не из одного, а из нескольких суждений:

1. Все люди смертны.

2. Сократ – человек

Вывод: Сократ смертен.

Или:

1. Начальник академии издал приказ об отчислении всех студентов, имеющих задолженности.

2. У Ивана Иванова есть задолженность по математике.

Вывод: Ивана Иванова отчислят.

Здесь третье суждение логически вытекает из первых двух.

Иногда из нескольких суждений можно сделать несколько выводов (суждений):

1. Все рыбы имеют плавники.

2. Кит имеет плавники.

3. Кит – не рыба.

Выводы: Некоторые не-рыбы имеют плавники.

Некоторые, имеющие плавники, не являются рыбами.

(Не все, имеющие плавники, являются рыбами).

К формам эмпирического познания относят факт (научный факт) и эмпирическое обобщение (эмпирический закон), а к формам теоретического познания: проблему, гипотезу, научный закон и научную теорию.

В самом широком смысле под фактом (от лат. factum – сделанное, совершившееся) в философии науки обычно понимают фиксацию какого-либо явления, свойства, процесса, события. Фиксация осуществляется в текстах, на фото и видео.

Различают, прежде всего, обыденные и научные факты, физические и исторические. В совокупности научные факты образуют фактуальный базис научных теорий и дисциплин. Однако подлинно научным факт становится только после того, как получит объяснение или интерпретацию в рамках какой-либо теории или дисциплины.

 

На основе фактов строится следующая форма научного познания – эмпирическое обобщение, называемая также иногда эмпирическим законом. Эмпирическое обобщение – это общий вывод на основе объединения множества сходных, родственных фактов.

Такое обобщение строится на основе индукции, то есть связано с переходом от частного к общему. Видным теоретиком и сторонником эмпирических обобщений был наш академик В.В. Вернадский, полагавший, что именно на основе эмпирических обобщений надлежит строить научное знание: до тех пор, пока не обнаружится хотя бы один факт, противоречащий полученному ранее эмпирическому обобщению (закону), последнее надлежит считать истинным.

Исходной формой теоретического познания является проблема (от греч. problema– преграда, трудность, задача), под которой понимается вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Считается, что именно с постановки проблемы начинается научное исследование, а некоторые методологи полагают, что постановка проблемы – уже полдела в ее решении.

Важно научиться отличать реальные проблемы от псевдопроблем, практические от теоретических, локальные и глобальные, частные и фундаментальные.

 

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных