Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация внимания




По своему происхождению и способам осуществления выделяют следующие основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает независимо от стоящих перед человеком целей и связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Непроизвольное внимание сознания наиболее привлекают сила и интенсивность раздражителя, его новизна и необычность; раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию организма; раздражители, связанные с общей направленностью личности.

Произвольное внимание сознания управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и вырабатывается в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, преднамеренным.

По своему происхождению произвольное внимание социальное: оно формируется у ребенка при его общении со взрослым. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своего поведения собственной инструкции.

Тот же механизм формирования и развития имеет профессиональное произвольное внимание.

Послепроизвольное внимание сознания проявляется тогда, когда мотив деятельности смещается с достижения цели на сам процесс деятельности. Деятельность становится интересной и значимой сама по себе. Послепроизвольное внимание не требует волевых усилий как при произвольном внимании, но остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Послепроизвольное внимание характеризуется высокой производительностью труда.

Свойства внимания

Внимание означает сосредоточенность сознания на объекте. Особенности сосредоточенности определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и объем.

1. Устойчивость. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний равны обычно 2 – 3 с., доходя максимум до 12 с. Например, прислушивание к тиканью часов, наблюдение сложных фигур. При наблюдении более сложных фигур, то одна, то другая часть будет выступать как фигура.

2. Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности.

3. Распределение внимания – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

4. Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке.

5. Объем внимания характеризуется числом объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаково высокой степенью ясности и отчетливости. Это число равно 5 + 2 объекта.

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.

2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных