Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Удачи, настойчивости и терпения!




Жуковец Руслан

Эта книга содержит много как прямых указаний, так и намеков, объясняющих и помогающих искателю понять ос­новы духовной работы. Разные главы относятся к разным уровням бытия и существования, и смысл их откроется не сразу, это нормально. Отнеситесь к чтению данного труда как к упражнению, как к духовной работе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие....................................................................................................4

Ещё одно предисловие....................................................................................4

О Нём................................................................................................................5

Кое-что о Воле.................................................................................................6

О следовании Воле..........................................................................................7

Мир......................:.............................................................................................9

О цели...............................................................................................................10

Бессознательность........................................................................................11

Иллюзии........................................................................................................15

Обусловленность.........................................................................................17

О неполноценности.......................................................................................18

Ожидания.......................................................................................................19

Об эго и принятии себя................................................................................21

Немного о преходящем...............................................................................24

Впечатления...................................................................................................25

Как практиковать вначале............................................................................27

О чтении.........................................................................................................30

О внимании...................................................................................................33

Индивидуальная Работа................................................................................34

Об усилиях....................................................................................................35

Групповая Работа............................................................................................37

О сопротивлении............................................................................................39

О Работе Мастера..........................................................................................40

О питании.......................................................................................................42

О факторе времени.........................................................................................43

О техниках прошлого и настоящего...........................................................45

Учение............................................................................................................46

Истина............................................................................................................47

О лжи...............................................................................................................48

О Тьме..............................................................................................................50

Ученичество как необходимость..................................................................51

Ученичество..................................................................................................52

Чего не может дать Мастер и принятие ученичества...............................54

Практики в принятии...................................................................................54

О Сдаче и неследовании Воле......................................................................55

О следовании себе..........................................................................................57

О Просветлении..............................................................................................58

Об атеизме........................................................................................................59

Немного о подавлении....................................................................................60

О подавлении страха и отождествлении с ним..........................................61

О напряжении и расслаблении......................................................................63

О курении......................................................................................................... 65

Алкоголь...........................................................................................................67

Сексуальность..................................:............................................................... 71

Работа с сексуальной подавленностью..........................................................72

Как быть с внутренним состоянием?.............................................................. 75

Путь...................................................................................................................76

О выборе............................................................................................................78

О крайностях......................................................................................................79

О противоречивости..........................................................................................81

О разочаровании.................................................................................................82

Благодарность.................................................................................................... 83

О принципах, по которым существует мир

и проводится Работа..........................................................................................84

О неизбежных ошибках....................................................................................85

Послесловие. Как желать просветления и не беспокоиться из-за этого.....................................................................................................................88

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Эта книга построена по принципу прерывистого обучения. Каждая глава отражает какой-то аспект Учения, и может показаться, что между отдельными главами нет связи. Однако связь эта понимается в процессе изучения и Работы. Разные главы относятся к разным уровням бытия и Существования, и смысл их откроется несразу, это нормально.

Мастер всегда не договаривает. Путь мистика подразумевает скрытность, поскольку знание, полученное не вовремя, не готовым к нему человеком, не усвоится и способно навредить. Если накормить годовалого ребёнка бифштексом с кровью, вряд ли это пойдёт ему на пользу. Скрывается многое, потому что знать Путь пройти его— не одно и то же. Нельзя рассказать том, что должно быть пережито.

Тем не менее, в этой книге есть много как прямых указаний, так и намёков, объясняющих и помогающих искателю понять основы духовной работы.

Учитывая особенности стиля и способа передачи, а также возможности восприятия потенциальных чи­тателей, для получения наибольшей пользы от этой книги рекомендуется:

1. Отнестись к чтению данного труда как к упраж­нению, как к духовной Работе.

2. Обращать внимание на все места, где возникает неприятие содержания или теряется концентрация на тексте; на то, что не запоминается. Все проблемные для восприятия места указывают на ту или иную си­туацию, мешающую в индивидуальной Работе. Лучше всего обсудить их с Мастером.

3. Каждое прочтение книги принесёт плоды.

Удачи, настойчивости и терпения!

ЕЩЁ ОДНО ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Меня часто спрашивают о том, в какой последова­тельности следует выполнять техники, описываемые мною или другими Мастерами.

С чем работать сначала — с сексуальной подавленностью? гневом? страхом?

Существует универсальный принцип Работы над собой. Этот принцип называется недеяние.

Представьте себе, что вы сидите на берегу реки. И перед вами из воды появляются разные рыбы. Вот проплыла щука, а вот кит. Вы работаете с тем, что приходит, — и вся работа заключается в наблюдении, свидетельствовании, осознании.

Допустим, возникла ситуация, когда всплыла сек­суальная подавленность. Тогда у вас появляется воз­можность работать с ней. Тут и наблюдение, и техники выражения, и другие способы могут быть привлечены. Если же поднимается гнев, то вы можете что-то с ним делать, тренироваться в неотождествлении.

Жизнь, как река, приносит нам ситуации и пережи­вания — обнажающие нашу суть, отражающие наше состояние. Жизнь — сама по себе Мастер, если вы го­товы учиться.

Постоянное самонаблюдение, осознанность позво­ляет вам день за днем узнавать себя, избавляясь от иллюзий. Избавившись от иллюзий, вы избавитесь от страха, и негативная составляющая работы будет сделана.

Позитивная её часть — реализация индивидуаль­ности, познание Истины.

Помните о том, что вы — свидетель. Не пытайтесь действовать активно там, где это не нужно. Можно активно работать, например, с эмоциями, выражая их.

Нодаже на пике выражения не следует забывать о свидетельствовании.

 

О НЕМ

 

Бог, пребывающий в своём потенциале, в исходной точке, в начале, Богом не является. Потенциально он Бог, реально Он может им стать, может не стать. Лю­бой Бог реализуется через творение. Становясь Богом, Он не может не творить; не творя, Он не становится Богом. Однако творение как позитивный, положитель­ный акт не может быть бесконечным. Чистая позитив­ность становится застывшей. К примеру: вечная жизнь теряет свою ценность, вкус и, в конечном итоге, смысл. Она становится пресной и скучной. Поэтому Бог, во избежание застоя, омертвения Своего творения, дол­жен ввести противоположный, полярный ему эле­мент — уничтожение. А чтобы творение и уничтоже­ние могли существовать в динамическом равновесии, вводится нейтрализующий, поддерживающий элемент. Вишну, Брахма, Шива... В их взаимодействии, в тре­угольнике, элементы постоянно меняются ролями. Когда творение активно — усиливается рост, развитие. Когда активно уничтожение — происходит старение, распад, изнашивание. Когда активно поддержание ста­бильности — наступает равновесие, зрелость. На всех уровнях Бытия, во всех мирах, во всех процессах пред­ставлены эти силы. Бог начинает творение из Себя как из величайшего потенциала. (Если не так, если он на­чинает творить из Хаоса, как греческие боги, то он не главный Бог.) Творя из Себя, Он присутствует во всём бесконечном количестве вещей. Проявленность Его Присутствия меняется от одного уровня Бытия к дру­гому и от одной вещи к другой. Поэтому люди такженесут в себе Его Присутствие, не осознавая этого (или осознавая).

Неосознанное Присутствие заменяется эго, осознанное Присутствие имеет много названий. Осознанное присутствие есть реализация через творение, поддержание или уничтожение. Неосознанное Присутствие через костыль эго подчинено ряду законов, которым следует мир. Осознанное Присутствие следует своей Судьбе, следует Воле Его.

Ученик, начиная с эго, пытаясь подчиняться Воле, постепенно, через ряд трансформаций восприятия при­ходит к осознанию Присутствия Его в себе, что автоматически приводит к осознанию Присутствия Его в других, везде. Всё становится наполненным Им. Так чувствуют мистики.

Присутствие же стремится реализовать свою сущность через творение, поддержание или уничтожение. Реализация через творение наиболее известна — художники, поэты, создатели философских систем, изобре­татели. Реализация через поддержание или уничтожение не столь очевидна: миссия уничтожения лживого, отжившего — не всегда понятна окружающим. Поддерживать равновесие, гармонию; развивать то, что начато до тебя, — тоже реализующая человека работа.

 

КОЕ-ЧТО О ВОЛЕ

Ничто в этом мире не может существовать, если на то нет Воли Его. Всё, что люди могут увидеть и по­знать в своей субъективной реальности, происходит по Его Воле. Почему мы говорим о Нём — Он? Потому, что функция оплодотворения — функция янская, муж­ская, а рождение и вскармливание (поддержание) — иньская, женская. Он оплодотворяет мирыСвоей Волей и поэтому мы зовем Его — Он. Волей Его про­низано всё Творение: зрячие видят Истину и чувствуют Блаженство, а незрячие видят ложь и чувствуют стра­дание. Из своей субъективной реальности люди гово­рят: «О Боже! Как несправедлив мир!» Они стенают, они привязываются к вещам, верят в лучшее, не зная, в чём оно состоит; боятся смерти, не зная, что это; про­сят о помощи, не зная, в чём она. Они видят несколько снов одновременно и считают, что всё знают.

Мысль о том, что на всё это есть Воля Его, приводит их к безутешным выводам о жестокости Его и к без­верию. Однако не всегда то, что выглядит жестоким, является таковым, и не всегда то, что кажется милосер­дным, таким бывает. Является ли мир жестоким? Всё зависит от уровня сознания отвечающего. Является ли Диоген нищим?

Если на всё Воля, всё предопределено, то какой же смысл в усилиях? Почему бы не бросить Работу и жить спокойно? Те, кто могут это сделать, так и делают. Толь­ко жить спокойно у них не выходит. Они попадают на стезю бессознательного страдания — в свою субъек­тивную реальность. Осознанное же страдание позволяет стать проводником Воли, вырасти, познать тайну Творения. Энергия, трансформированная человеком, всё равнобудет искать выхода, реализации и либо унесёт бессознательность, либо будет направлена на рост осознанности.

Кчему играть в игру, конец которой известен? К чему смотреть фильм, который знаешь наизусть? Ради удовольствия? Теоретически мы можем знать, что это за игра — жизнь — и куда она нас ведёт. Практически мы этого не знаем.

Нам нужно прожить её, прожить так, чтобы чувствовать наполненность, реализованность, блаженство. Прожить как игру, как схватку, как Работу, так, как поведет нас Воля Его.

Воля проявляется в активности и пассивности, в действии и бездействии, присутствии и отсутствии. Принимая Волю Его, мы становимся на путь гармонии с миром и с Ним; мы обретаем связь с тем, что есть, что было, что будет; мы познаем таинственную Истину Его Творения.

 

О СЛЕДОВАНИИ ВОЛЕ

 

В обычной ситуации люди действуют под влиянием своих желаний, обусловленности или необходимости. Чаще всего мотивы принятых решений и следующих за ними поступков будут содержать в себе сложную комбинацию всех трёх элементов. Например, необхо­димость, явившаяся в виде голода, подталкивает к изысканию возможности перекусить, обусловлен­ность внесёт уточнения, что сейчас на дворе пост, и на­помнит о том, чего нельзя есть ни в коем случае. Затем желания внесут свои коррективы — «лучше бы насла­диться чем-нибудь гурманским».

Иногда эти элементы входят в противоречие — на­пример, необходимость зарабатывать деньги с жела­нием бездельничать. Когда сталкивается обусловлен­ность и желание, если первое сильнее — желание по­давляется, если сильнее второе — человек преступает свою мораль. И то и другое приводит, в итоге, к страда­ниям — подавленное желание проявляется внутренним напряжением; действие вопреки обусловленности провоцирует чувство вины и самоосуждение.

Обусловленность — та основа, на которой форми­руется ложный центр, в просторечии именуемый эго.

Эго стремится к отделению, отчуждению себя от ок­ружающего мира и постоянно занято самоотрицанием с последующим компенсаторным самоутверждением. Отделяясь от мира, эго теряет чувствительность, ста­новится жёстким, легко идёт на насилие над природой.

Проявление Воли Его в бытии человека с силь­ным эго крайне затруднено. Эго является встроенной глушилкой сигналов Божественного. Поэтому в таких случаяхБожественному приходится действовать через необходимость, через ситуации, вынуждающие человека двигаться в нужном направлении.

Все мало-мальски вменяемые религии ведут либо к принятию Воли (через сердце и молитву), либо к избавлению от эго (через медитацию и осознанность).

Следование Воле Его обычно сравнивают с нахождением

внутреннего Мастера.

В начале Пути мистик сталкивается с трудностью различения, что же является проявлением Воли, а что — проявлением собственных нереализованных желаний. Выяснению этого различия способствует искренность в наблюдении и осознании своих мотивов.

Упражнения в медитации дают рост осознанности и чувствительности.

Молитва очищает сердце и делает его чутким.

Искренняя готовность следовать Воле позволяет прийти к ощущению её в повседневной жизни.

Поначалу Воля проявляется в бытии ищущего от случая к случаю, проблесками. Как правило, это импульс, внезапное побуждение к действию, неожиданное решение. Побуждение это иррационально, объяснить его логически трудно, и если вмешивать сюда ум, то он всё разрушит. Глупо обсуждать своё переживание с людьми, умудренными житейским опытом (если это, конечно, не Мастер), поскольку их советы собьют вас с толку, вы запутаетесь и не сможете следовать тому, что чувствовали.

Доверие Сердцу, доверие, следование своим ощущениям, не вмешивая болтовню ума, позволяет получить новый опыт и расширить понимание.

По мере роста опыта растёт и доверие. Искатель постепенно созревает к Сдаче Мастеру и может стать учеником.

Следование Воле (Его или Мастера) не может быть полным сразу же после Сдачи. Следование требует уси­лия от ученика, оно вступает в трение и с желаниями, и с обусловленностью. В этом трении, в этом усилии, в этом сознательно принимаемом страдании происхо­дит медленная, но неумолимая трансформация, в ко­торой человек становится проводником чистой Воли, без примесей эго.

Исполнение Воли является реализацией искателя, насыщает жизнь, приводит в запредельное.

 

МИР

Мир магичен потому, что он манит, затягивает и порабощает. Мир формирует желания и отчасти сам формируется нашими желаниями, на этом по сей день паразитирует масса оккультных течений и сект. Мир волшебен — это красота из сказки Диснея.

Мир таинственен, мир полон законов, мир много­лик. Мир манит, мир путает, им хотят овладеть, от него хотят уйти. Всё заключено в мире, и все погружены в мир. Каков же мир с точки.зрения Работы?

Люди живут среди людей; миры животных, растений, минералов, а также ангелов и демонов (условно говоря) от них отделены. Тем не менее все эти миры соприкаса­ются и взаимопроникают. Мир человека — мир его субъективности, его иллюзии, его обусловленности, его сна. Субъективность восприятия, проецирование ожи­даний, страхов, надежд — вот отличительная черта мира человека. Именно поэтому те, кто знает, говорят о по­стижении объективной реальности, то есть восприятия того, что есть. Сложность понимания данного вопроса заключается в том, что, с одной стороны, субъективное восприятие актуально только для личности, существует только внутри воспринимающего (субъекта). То есть оно реально только для одного человека.

Однако этот человек посредством своей деятель­ности вовне делает актуальным своё восприятие для окружающих. Пример: человек в психозе, в бреду преследования легко может причинить вред окружаю­щим, тем, кто к его субъективным ощущениям не имеет никакого отношения (т.е. не в психозе). Или же один лунатик, идущий по крыше, может упасть с неё на го­лову другому лунатику, идущему по тротуару. Таким образом, субъективная реальность одного человека влияет на субъективную реальность другого. Что же мир? Мир взаимодействует, поддерживает, отвечает. Мир тесно связан с нами. До определенной степени мы и есть мир. Поэтому тот, кто испытывает страх, живет в опасном мире. Тот, кто испытывает гнев, живёт во враждебном мире. Тому, кто жаден, достаётся мир, в котором всё дорого и за всё надо платить. Тот, кто си­лён и любит силу, живёт в мире слабых. Тот, кто суеве­рен, живёт в мире загадок и предсказаний. Конечно же, изменение субъективного отношения к миру таин­ственным образом меняет его, открывая новые, доселе отсутствовавшие возможности. Однако авторы книг, доводящие эту идею до абсурда и утверждающие, что правильное желание и отношение к миру создадут вам любые условия жизни, несколько заблуждаются, так как не учитывают многих объективных законов.

Меняя себя, мы меняем свой мир; меняя свое отно­шение к миру, мы меняем себя. Существование таинст­венно: то, что сегодня кажется незыблемым, завтра исчезает; то, что сегодня — непонятная фантазия, завтра — реальность. Объективная реальность открыва­ется с избавлением от иллюзий, но это не значит, что она менее таинственна, скорее наоборот. Следуя Воле, двигаясь от субъективности к объективности, мы до­стигаем уровней восприятия, о которых нечего сказать словами. Эти уровни восприятия открывают перед нами такой мир, который лежит за пределами самого буйного воображения.

 

О ЦЕЛИ

 

Цель любого действия предопределяет и средства, и результат. Тот, кто ищет белые грибы, не берёт сы­роежки. Тот, кто собирает золото, не интересуется алю­миниевым ломом.

Определиться в том, какая у тебя цель в данный момент времени и отрезок жизни, необходимо любому ищущему.

Мелкие цели ведут к таким же мелким результатам.

Если человек имеет целью богатство, он должен раз­вить в себе скупость, безжалостность и стать трудого­ликом. Внутреннее всегда влияет на внешнее. При ус­ловии, что он смог развить в себе эти качества, он добивается успеха и достигает своей цели. Не сумев стать таким, человек испытывает разочарование, возможно, бедность, и винит во всём людей и обстоятельства. И люди, и обстоятельства, конечно, могут помешать кому-нибудь стать богатым, однако не исключено, что неточная формулировка цели действий привела к столь плачевному финалу.

Цель,которую ставит перед собой ищущий, задает высоту планки требуемых усилий. Если искатель хочет улучшить сон и здоровье, ему достаточно упражнений из йоги и некоторых видов медитаций. Воспринимая своё состояние поверхностно, он считает своё тело проблемным и не может увидеть глубоких причин собственных расстройств. Он сводит свою работу к уп­ражнениям над телом, потому что его цель — здоровье тела. В той степени, в которой он вложит свою энергию в достижение этой цели, он и будет иметь результаты.

Если кто-то захочет избавиться от страха, ему будет сложнее. Придётся осваивать либо техники самонаб­людения и осознавать механизм подавления эмоций, либо учиться самогипнозу и более эффективному по­давлению. Можно также изучать боевые единоборства и вооружиться до зубов.

Существуют разные пути достижения любой цели. Тот, кто боится, либо находит источник страха внутри и работает с ним; либо делается агрессивным и страш­ным.

Цель, выбранная в духовной Работе, определяет результат. Если вам одиноко, хочется общения и прият­но быть рядом с Мастером, то именно это вы и получите от Работы.

Если вам страшно и вы ищете защиту, именно это вы можете получить от Работы.

Если вами движет любопытство и желание блеснуть эрудицией, вы ничего не получите.

Если вы ищете Истину, Божественное и готовы це­ликом отдаться Работе, ваши шансы велики.

Найдя Истину, вы найдёте всё.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

 

Под бессознательностью мистики подразумевают состояние, в котором действия человека автоматизи­рованы, стереотипны и не требуют от личности уделять им внимание, осознавать их. Эти действия механистич­ны, и позволяют тратить на своё выполнение меньшее количество энергии. Пример: мы идём в магазин, не осознавая своей ходьбы (если, конечно, не споткнёмся), пребывая в мечтах. По отношению к своей ходьбе мы в этот момент бессознательны.

Другой пример: вам наступили на ногу в трамвае. Если гнев —ваша привычная реакция, то вы уже в гне­ве. Вы мгновенно отождествляетесь с ним, и далее ав­томатическая цепочка следствий: подавление или вы­ражение гнева, чувство вины или самоосуждения и т. д. Подобным же образом в нашем уме происходит авто­матическое повторение одних и тех же мыслей, обра­зов, воспоминаний, желаний и различных популярных мелодий.

Бессознательность — это состояние отсутствия при­сутствия нашего сознания в наших действиях, которое возможно благодаря развившимся у нас автоматиче­ским реакциям: двигательным, эмоциональным и мен­тальным.

Природа на всём экономит. Любая деятельность, осуществляемая людьми или животными (а порой су­ета муравьев выглядит намного осмысленней того, что делают люди), сводится законами нашего мира к самой простой и примитивной формуле. Природа предпо­читает эффективность. Эффективный дебил с точки зрения природы полезнее неэффективного умника. Это законы самоподдержания и самосохранения мира. Поэтому процессы, происходящие в уме человека, на­поминают закон, по которому вода всегда течёт вниз, — т. е. любая работа ума и любой процесс в нём автомати­зируются, потому что это уменьшает затрачиваемую энергию. С точки зрения эффективности и выживания вида это правильно, с точки зрения развития и роста автоматизация мышления является грубым и трудно­преодолимым препятствием. Если человек ставит целью овладение навыками какого-нибудь ремесла, овладение навыками общения с близкими и обучение нескольким нехитрым приёмам сексуального удовлетворения, то ему хватит автоматического мышления для всего этого. Мы можем задаться вопросом, чем же он в таком случае отличается от животного, и сами себе отве­тим — тем, что он умеет говорить. Причём для при­роды это не самый главный навык. Собаки лают, кошки мяукают, но не воображают о себе столько, сколько умудряется вообразить о себе среднестатистический гражданин мира.

Автоматизация мышления дополняет собой автома­тизацию двигательных стереотипов, развитых в теле, и скупую горстку эмоциональных реакций, которую может себе позволить современный человек. Жизнь его превращается в замкнутый круг, в котором привычные беды сменяются привычными надеждами, которые вытесняются привычными погонями за радостями, оборачивающимися привычными бедами. Чем полнее автоматизация человека, тем меньше Господь Бог может отличить его от насекомого, которое, собственно, есть робот, рабски подчиненный инстинктам.

Автоматизация мышления, эмоций, движений тела полезна с точки зрения природы, но абсолютно вредна с точки зрения духовного развития. Автоматизация всего, с помощью чего проявляется обычный человек, приводит к отсутствию в нем человека. Мы имеем набор заученных реакций, который иногда соответ­ствует, а иногда совершенно неадекватен текущей ситуации. Самое печальное, что принцип эффективности действует на человеке неправильно, и автоматизация человеческих проявлений вкупе с развитием эмоцио­нальных стереотипов приводит к тому, что человек постоянно попадает в проторенную колею однообраз­ных действий и столь же одинаковых и по большей части негативных эмоций. Он не просто превращается в робота, он становится постоянно страдающим робо­том. Чем механистичнее восприятие, тем меньше он чувствует это страдание; если же его чувствительность не убита до конца, ему приходится искать хоть какое-нибудь решение проблемы.

Сам поиск решения, а также походы на йогу, обра­щение к древним книгам не меняют в корне суть его автоматического мышления, они лишь меняют внеш­нюю форму его выражения. Если вы сменили привычку думать, что Бога нет, на привычку думать, что истина в Иисусе Христе, от этого нет пользы ни Иисусу Христу, ни истине, ни вам.

В чём же заключается сила бессознательности? Сила её в том, что не нужно думать, не нужно решать, а надо лишь следовать. Стереотипы рождают возможность тупого следования без необходимости осознавать и раз­мышлять. Вся программа ваших реакций уже заложе­на внутри вас, она уже давно действует, и когда вам кажется, что вы можете выбрать, чем вы займётесь в пятницу вечером, это будет всего лишь иллюзия вы­бора между обусловленностью и желанием. Нам ка­жется, что мы свободны, нам кажется, что наш свобод­ный разум принимает важные решения. На деле это плоды не очень умного воспитания и бесполезных ими­таций того себя, какого мы хотели бы видеть в речах окружающих на собственных похоронах.

Знаете ли вы, как выглядят бессознательные люди в глазах других бессознательных людей? А вот как: они говорят как глухие; они смотрят как будто бы они в кино,не видя ничего, кроме экрана собственных снов; они поют одну и ту же песню, на один и тот же лад; они ве­рят всему, о чём им рассказали; они никогда не держат обещаний, потому что, даже сдержав их, они не сле­дуют им; пытаясь кому-нибудь помочь, эти несчастные всегда думают о себе; решив изменить всё, они помнят о том, что нужно сохранить себя. Как можно помочь другим, сохранив себя? Как можно, узнав себя, считать других другими? Когда Лао-цзы узнал ответ на этот вопрос, он ушёл в горы и не вернулся. Мои горы — во­круг меня, и поэтому я продолжаю.

Бессознательность — то, что способствует выжива­нию, но отрицает развитие. Бессознательность — неотъемлемая часть этого плана бытия, один из законов, удерживающих нас в его границах и приравнивающих нас к животным. Не надо думать, что Господь Бог — са­дист, просто Он должен подчиняться законам собствен­ного творения, которые подразумевают необходимость усилий для дальнейшей эволюции. Там, где нет усилий, вода всегда будет течь вниз; там, где они есть, она пре­вратится в пар. Бессознательность — проводник Тьмы, проводник подавленных эмоций, как только она берет верх, в полной силе выступает подавленное желание.

Как мы можем узнать бессознательного человека? -

Чем бессознательней человек, тем дальше он от ре­альности, его сон отрывает его от происходящего и делает неадекватным; другими словами, чем неадекват­нее реакции человека на происходящее, тем более он бессознателен. Если вы говорите человеку про Фому, а он отвечает вам про Ёрему, это значит, что один из вас, а может вы оба, бессознательны, т. е. озабочены разными вещами, т. е. видите разные сны. У сна есть два подтверждения его реальности. Первое — во сне человек не несет ответственности за свои действия, что позволяет ему быть бессознательным. Второе — то, что он говорит во сне, не имеет значения и мотивировано только картинами снящегося ему сна, поэтому ложь, сказанная им, является ложью только относительно той реальности, в которой он не присутствует и которая сама по себе не имеет никакого значения. Все наслаж­даются ложью только ради того минутного чувства, в котором их воображаемое я проявляется полноценно, и где они говорят себе и другим; «Посмотрите на меня, я написал пять монографий, я хороший человек, и Бог — мой духовный учитель».

Кто сознательней — тот, кто верит, что истина в Иисусе Христе, или тот, кто считает, что истина в буддийском учении? Есть мнение, что любой выбор из двух бес­смысленных альтернатив так же бессмыслен, как и от­сутствие выбора. Вы никогда не приходите в магазин, в котором собираетесь сделать покупки, приходят либо ваши желания, либо гнев, они платят за вас, они выс­тупают от вашего имени, они берут всю ответствен­ность, которую вы можете взять на себя. Ни у кого нет времени разбираться с этим, всё течет механически. То, что могло быть решено за минуту, решается за час; то, что могло быть решено за час, решается задень; то, что могло быть решено за день, не решается никогда. Луч­шие из лучших смотрят друг на друга и испытывают страх, их бессознательность не позволяет им понять друг друга. Женщина смотрит в глаза мужчине, кото­рого давно хочет, и боится выразить свои чувства, по­тому что просто боится; мужчина смотрит ей в глаза, и, боясь сделать хоть что-нибудь, провоцирует ситуа­цию, где все полны гнева.

Тот, кто не верит в успех, никогда его не достигает. Тот, кто считает, что истина — это нелепое и вымучен­ное знание интеллектуалов, никогда её не достигнет.

Бессознательный ум всегда пьян. Он опьянён идея­ми о братстве (например, славян), идеями о ненависти (например, к хасидам), идеями о том, что его жизнь должна пройти стадии молодости, зрелости и старости, сочетая в себе соединенные определенным образом впечатления прошлого, настоящего и воображаемого будущего в том виде, в котором они позволят ему счи­тать свою жизнь удавшейся. Когда они, эти мечты и грёзы, невыполненные желания и сексуальные надеж­ды сходятся вместе, тогда человека охватывает смут­ная и невыразимая тоска, намекающая, что все они раз­бились о скалистый берег реальности и запретов на встречу с ней. После этого наступает разочарование, и некоторым удаётся протрезветь, но далеко не всем.

Бессознательность — это отсутствие себя в себе, это ситуация, в которой нет хозяина, в которой рефлексы, импульсы и все виды судорог заменяют власть чело­века над собой и над другими.

Осознанность в свете мистического знания всегда была противоположностью бессознательности. Осоз­нанность напоминает подключение к локальной сети по Интернету: через свой небольшой канал вы связаны со всем миром. Когда вам кажется, что вас используют, вас обманывают и все вокруг враги — это проявление бессознательности.

Никто, кроме Мастера, не может сказать вам, в со­знании вы или нет. Принимая Мастера, вы прини­маете Мастера, любовь, всё как есть и сознание. Войдя в пространство, в котором нет места вашей бессозна­тельной сути, вы, впервые в жизни, соприкасаетесь с уровнем Божественного восприятия. Мы не можем судить о том, насколько Господь хотел погрузить нас в беспросветную тьму, мы можем видеть выходы из нее. Каждый выход — это специфический путь. Каждый выход — это полная усилий стезя.

Если мы не хотим, чтобы вода текла вниз, мы должны вскипятить её. Если мы хотим, чтобы наше сознание перестало быть отождествлено с телом, в котором главенствует голод и похоть; с эмоциями, которыми мы, как на качелях, преодолеваем короткие расстояния от гнева до печали; с умом, в котором желания, прояв­ленные и непроявленные, являются центром всех смыс­лов жизни, — мы должны прикладывать усилия до тех пор, пока сознание не станет самостоятельным. Буду­чи неразвитым, некристаллизованным, оно подобно ре­бенку, нуждающемуся в руке взрослого, поддержке и опоре. Рождаясь к 21 году с тремя развитыми телами, человек имеет потенциальную возможность для разви­тия других тел, но ею не пользуется. Его энергия всегда течёт вниз, в удовлетворение сексуальных и других желаний. Сознание, являющееся основой для развития высшего восприятия, высших чувств, служит опорой животных инстинктов. Пока оно отождествлено с тремя низшими телами, человек продолжает быть жертвой обстоятельств, и, сколько бы ни стоила оправа его очков, он не может называться сознательным. До тех пор, пока сознание (то самое, Божественное!) отождествлено с любым из данных ему природой тел, человек всего лишь раб и, по сути, отличается от животных только способностью носить очки. Осознанность не дается нам как награда, мы не имеем её от рождения, как тело или плохое настроение. Для реализации осознанности в нашей жизни мы готовим почву, мы готовим сосуд, способный её вместить. Для выживания человече­ского вида достаточно механизмов, поддерживающих бессознательность. Для реализации той части Боже­ственного, которой мы обладаем и которая называется «вся бескрайняя полнота осознания себя и Бога», нужны усилия. Природа даёт вам зерно, из которого может родиться ещё несколько зёрен, хлеб вы должны испечь сими. Приготовление хлеба из зерна, выплавление ме­талла из руды, превращение Буратины в человека — цель того, что может быть названо духовной работой.

 

 

ИЛЛЮЗИИ

 

В психиатрии иллюзиями называются нарушения восприятия, когда мы в силу оптических искажений или плохой видимости, например, в темноте, ошиба­емся в оценке окружающей нас реальности. Классиче­ский пример оптической иллюзии — чайная ложка в стакане с водой. Со стороны из-за преломления водой лу­чей света ложка выглядит согнутой, даже сломанной, хотя на самом деле она цела-целёхонька. Другой род классической иллюзии, когда в дело вмешивается ум, приводится во многих индийских писаниях. В этомпримере человек, идущий по дороге вечером в мест­ности, где водятся змеи, видит лежащий на дороге обрывок веревки, и, поскольку он ждёт появления змей, вместо верёвки он видит змею и пугается.

Иллюзии в понимании мистиков — это наши пред­ставления о реальности, которые возникли и зафикси­ровались при пропускании всего спектра внешних впе­чатлений через призму ума. Ум, пребывая в постоян­ной активности, используя как базис заложенные в него программы обусловленности, постоянно продуцирует различные формы грёз, в которых и преломляются сиг­налы от всех органов чувств, контактирующих с окру­жающей действительностью. Вам пришла в голову мысль — это грёзы, это светофильтр, окрашивающий всё ваше восприятие реальности в данный момент времени. Светофильтр пропускает через себя лучи определенной длины волны, отсекая другие. Известная поговорка гласит: «Вор, глядя на святого, будет видеть только его карманы», и точно так же мужчина, думающий о сексе, глядя на женщину, будет видеть только её тело, да и то не всё. Таким образом, когда мы отождествлены с эмоциями или мыслями, со страхами или желания­ми, мы не можем объективно воспринимать реальность и уж, тем более, видеть свою ситуацию. Довольно час­то люди, смотрящие на нас со стороны, знают нас боль­ше, чем мы сами, и, несмотря на то что они видят нас через призму собственных грёз, они довольно часто оказываются правы относительно нашего положения.

Ум грезит, порождая иллюзии. Через процесс вос­питания логически закреплённые обоснования иллю­зий передаются подрастающим поколениям, и через каких-нибудь пару сотен лет заблуждения одного ста­новятся аксиомой для всех. В этот момент для тех, кто усвоил данную аксиому, иллюзии становятся неотде­лимы от реальности.

Самая печальная из всех имеющихся у человека иллюзий — это чувство его отделённости от всей полноты существования. Низшее я, формируемое через ум, реализуясь через отрицание, создаёт постоянное чув­ство изолированности и отделённости у каждого, кто с ним отождествлён. В результате этого появляются истории, в которых человек отделён от Бога, а Бог отделён от собственного творения; и у человека нет никаких способов быть в гармонии с окружающим ми­ром, только подобно бездушному роботу следовать по­лученным через посредника заповедям. Но даже тупо следовать заповедям, находясь в постоянных грёзах, и некоторой разновидности транса, практически невозможно. Грёзы, бесконечно возникающие между полюсами страха и желания, — являются нашими хозяевами, а мы их слугами.

Представьте себе лунатика, выходящего среди ночи прогуляться по карнизу. Существует ли у него объективная мотивация для этой опасной прогулки? Если бы мы спросили его самого, когда он бодрствует, то узнали бы, что никаких видимых причин для этого не было. Однако он вышел. Вся убедительная и крайне важная мотивация пришла к нему из грёз и образов его сна. Большинство людей находится в ситуации, малочем отличающейся от ситуации несчастного лунатика, — их действия диктуются мотивами, имеющими свои кор­ни в грёзах и иллюзиях, порою никак не связанных с реальностью и уходящих от неё всё дальше и дальше. Теряя контакт с реальностью, опираясь на свои иллю­зии, человек неминуемо обречен на страдания, потому что любой карниз рано или поздно кончается.

Что же делать с иллюзиями? Единственный способ, существовавший во все времена, но по-разному опи­сывавшийся, — перестать отождествлять энергию собственного сознания с деятельностью ума. Практики, создававшиеся мистиками, были направлены на овла­дение своим вниманием для того, чтобы разорвать порочный круг отождествлений и направить его осво­бодившуюся энергию вглубь собственного существа, на осознание высшего Я. День за днём прикладывая усилия, мистик владеет своим вниманием всё больше и больше, а значит, отождествляется с чем-либо всё меньше. Через эту работу он развивает волю; овладе­вая вниманием, он фактически овладевает собой.

Направляемая постоянным усилием самовспомина­ния, самоосознания, не связанная отождествлением энергия внимания постигает и активирует высшие психические и энергетические центры, приводящие нас к реализации высшего Я и осознанию связи с Единым. Чем больше искатель разотождествлён с кипучей самодеятельностью ума, тем менее он подвержен вли­янию иллюзий. Чем более он отделён от судорог и метаний своего ума, тем ближе он к восприятию так на­зываемой объективной реальности, ближе к Суще­ствованию. Будучи ближе к Существованию, он может почувствовать связь с ним и, двигаясь в Его ритме, прийти в гармонию с ним. Когда он пришёл в гармонию, ему не нужны никакие заповеди, потому что он слышит песню Существования, чувствует Волю и дви­гается вместе с ней.

 

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

 

Человеческий ум нуждается в базовой программе, на основе которой он мог бы принимать решения, отличать добро от зла и ориентироваться в мире. Большая часть этой программы бессознательно усваивается в процессе воспитания. Как правило, человек усваивает обусловленность своих родителей и мифологию культурной среды, в которой он рос.

С точки зрения Истины, нет никакой разницы, чем обусловлен человек, — воспитан ли он христианином, буддистом или атеистом, поскольку сама эта программа даёт возможность человеку быть бессознательным. Программа несёт в себе ответы на все вопросы и создаёт ощущение, что всё уже найдено, что открывать нечего и надо просто тупо идти за толпой.

Обусловленность подобна светофильтру — она окра­шивает мир в определённые цвета, сужает возможности восприятияи делает реальность многих так называе­мых религиозных людей чёрно-белой.

Не бывает хорошей или плохой обусловленности. Любые программы: те ли, что призывают уничтожить инородцев, или те, что говорят о всемирном братстве и любви, являются формой лжи и, с точки зрения Истины, одинаково бесполезны.

Ум — инструмент, полезный в миру, но в силу своей ограниченности, склонности к искажению, привязаннос­ти к словам и фантазиям он упрощает или уничтожаетлюбое переживание, тем более не своё. Ум движется между «да», «нет» и «не знаю», поэтому любая обус­ловленность, любая форма оценки реальности всегда искажает и упрощает последнюю.

Упрощённо и неправильно воспринимая жизнь, человек может позволить себе быть механистичным, потому что в мире, где всё понятно, осознанность не нужна. А если вдруг что-то непонятно, можно войти в Интернет, включить телевизор — и там всё объяснят; сон не будет нарушен. В мире, где живут по строгому расписанию, где к 9.00 на работу, воскресенье — выход­ной, а 25 декабря — Рождество Христово осознанность бессмысленна.

Не быть уверенным в своих знаниях и верованиях, научиться выходить за пределы ума и утончить своё восприятие, стремиться к прямому переживанию Истины, а не изучать её по книгам, — это и есть цель любого искателя и смысл так называемой духовной Работы.

 

О НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

 

Эго человека рождается как ответ на вопрос «Кто ты?» Вопрос этот задаётся окружающими людьми бед­ному, ничего не смыслящему ребёнку. В ответ на этот вопрос он вынужден придумывать некую историю себя, цепляясь при этом за всех своих родственников, имею­щиеся материальные ценности и верования. Сочинять приходится на ходу, и зачастую вся история выглядит несколько нелепо.

Представим себе, что кто-нибудь прямо сейчас спра­шивает нас: «Кто ты?» Первое, что всплывёт, это имя и фамилия, потом, возможно, должность, регалии и награды. Потом встанет вопрос национальности, поло­вой принадлежности и принадлежности к фан-клубу команды «Зенит». Всё это экстерьер, всё это туман, ко­торый мы создаём вокруг себя. Историю, которую мы создаём вокруг себя, приходится постоянно поддержи­вать. Отождествление с образом себя требует от нас усилий, и, боясь разоблачения нашего образа, мы оку­тываемся ложью. Определение себя для внешнего ис­пользования, для поддержания отношений с людьми всегда имеет привкус неполноценности. Нет такого ответа на вопрос «Кто ты?», который приносил бы удовлетворение тому, кто отвечает.

Ложь, какой бы красочной она ни была, остаётся ложью, и тот, кто лжёт, всегда знает об этом. Ложь — спутница страха, а страх — спутник лжи, они всегда вместе.

Страх потерять лицо преследует нас всю жизнь, страх несоответствия возложенным на нас ожиданиям следует за ним. Мы боимся не оправдать ожиданий родителей, неправильно повести себя в обществе, не уго­дить начальству и не знаем, что сказать детям, когда они объявляют нам, что всё, чему мы их учили, — дерьмо.

Пытаясь как-то улучшить ситуацию, мы гонимся за внешними атрибутами, нас привлекает то, что дорого, поскольку наличие дорогих вещей приближает нашу идентификацию если не к царям, то хотя бы к принцам.

Мы сами загоняем себя в угол, продавая друг другу разную дрянь и потом оценивая друг друга по количе­ству купленной дряни. Мы хотим большие и черные джипы, большие дома и большие члены.

Если понять, что всё большое служит подтвержде­нием нашего нелепого ответа на вопрос «Кто ты?», то захочется плакать. Всё дело в том, что отвечать надо на вопрос «Кто я?», задавая его самому себе. Только искренний ответ на этот вопрос может избавить нас от лжи, неуверенности и чувства собственной непол­ноценности.

Если у человека есть душа, то она внутри, и она яв­ляет собой его индивидуальность. Только глядя внутрь, можно найти её и удостовериться в её существовании. Не имеет смысла ответ на вопрос «Кто ты?», но ответ на вопрос «Кто я?» закрывает все остальные вопросы.

 

ОЖИДАНИЯ

 

Ожидания лежат в основе того, что люди называют отношениями, которым придаётся невероятная цен­ность. На ожиданиях предсказуемого поведения стро­ится всё общение между людьми. Например, вы идёте в гости, рассчитывая на то, что хозяева будут вам рады и гостеприимны. Хозяева тоже ждут, что вы будете в меру вежливыми и внимательными, оцените их уси­лия по подготовке к вашему приходу — вкусный ужин и новые занавески. Вы улыбаетесь, вам улыбаются, и всё это часть общественного договора, который вы под­писываете, согласившись прийти в гости.

Вы не можете знать в этот момент, насколько искрен­ней является реакция хозяев на ваши действия, вы толь­ко надеетесь на то, что она искренняя. Самый последний в мире лгун всегда надеется на то, что его лжи поверят и примут её, и в принятии его собственной лжи окружаю­щими концентрируются все его надежды и ожидания. Если вы не готовы оправдать ожидания окружающих или прямо и грубо нарушаете их, готовьтесь пожать гроз­дья гнева, стать изгоем, а может быть, и распятым.

Что вы ждёте от близких? Чтобы они приняли вас такими, какие вы есть, или хотя бы такими, какими вы стали, чтобы им угодить. Они — близкие, это ваша связь с источником существования, с миром и, через цепоч­ку родственников и перерождений, это ваша связь с Божественным. Вы бессознательно, автоматически ждёте к себе особого отношения. Иногда это отноше­ние присутствует, иногда оно становится бичом, через

который вам вбивается неуверенность в себе и чувство вины за то, чего вы никогда не делали, но могли бы сде­лать, если бы ваши близкие не были столь бдительны, удержав вас от этих тяжелейших проступков.

Ожидания — это тот бесконечно зыбкий материал, на котором пытается стоять эго. Эго хочет быть оце­нённым, эго нуждается в признании, молчание окру­жающих по отношению к себе оно воспринимает как оскорбление.

Ожидание одобрения или осуждения от окружаю­щих людей превращает нас в безумцев, которые становятся полностью зависимыми от добрых (или не очень) слов в свой адрес. Все знают басню о петухе и кукушке, но никто не понимает её, никто не понимает, что вокруг — точно такие же люди, ожидающие от нас оценки их внешнего вида, ума, профессиональных качеств и сексуальности.

На ожиданиях стоит всё наше восприятие мира. Мы надеемся на то, что завтра будет хорошая погода, это — ожидание; мы верим в то, что после смерти наша душа будет по справедливости заключена в рай или ад — это ожидание; нам нравится думать, что любовь человека противоположного пола будет вечной или хотя бы продлится до нашей смерти, после которой нам будет уже всё равно, и это — точно такое же ожидание, как и все предыдущие, навеянное страстью, желанием постоянства и страхом конфликтов.

Любое ожидание, чего бы мы ни ожидали, приводит нас к зависимости и страданиям, потому что ожидание — это всего лишь форма желания; точнее, ожидание — один из признаков не всегда осознаваемого желания.

Когда ожидание не имеет объекта, на который оно направлено, оно делает нас бдительнее, становясь фор­мой медитации. Ожидание чего-то конкретного делает нашу жизнь наполненной и не такой скучной, например, особенно если мы ждем матча любимой команды или выхода новой книги любимого автора; с точки зрения духовной работы в таком ожидании мы теряем гибкость восприятия и становимся готовыми страдать, когда наша команда проигрывает, а любимый писатель уми­рает. Ожидание определённого отношения к нам дела­ет нас счастливее, когда ожидания сбываются, и не­счастными во всех остальных случаях.

Ожидания уводят нас в будущее, и при этом не важно, ждём ли мы от жизни хорошего или плохого, посколь­ку в этот момент мы теряем связь с текущей ситуацией и становимся бессознательными. Чего бы мы ни ждали, свидания ли с любимым человеком или гибели врага, впадание в состояние ожидания напоминает погруже­ние в сон, полный сновидений, отождествившись с которым мы попадаем то в иллюзию счастья, то в иллю­зию горя, так и не потрудившись узнать, что же с нами происходит в этом мире на самом деле.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных