Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Екатерина Михайлова 16 страница




Заживление “ран”

После выбрасывания кинжалов, кольев, заноз нанесенные ими “раны” некоторое время еще “кровоточат”. Важно пронаблюдать завершение этого процесса. Как правило, они очень быстро затягиваются. В случае если на месте бывшей раны остается “рубчик”, можно предложить пациенту пронаблюдать его рассасывание. То же касается и “гнезд”, где “жили” бывшие мыши, тараканы и прочая “живность”. Как правило, они выворачиваются подобно целлофановому мешку и очищаются.

Например, со дна колодца, имеющего отверстие в области груди, может быть извлечена чугунная гиря, и весь колодец может высохнуть и вывернуться наружу так, что мембрана передней грудной стенки будет восстановлена. Сначала она будет казаться “пергаментной”, истонченной, “со сниженным тургором”, но потом ее эластичность и нормальная толщина восстановятся.

Ощущения вниз — образы вдаль

Если сделать проверку, то можно обнаружить, что образы, осаждавшие сознание, отошли от него — отдалились, поблекли (поменяли все свои субмодальности в сторону уменьшения яркости, слышимости и т.д., если говорить языком НЛП). Возникли совершенно новые образы. Это наблюдение представляется очень значимым. Оно говорит о взаимодополняемости подходов. “Отпускание образов” может дополнять непосредственные изменения в самоощущении, а контроль за ощущениями на уровне тела может быть хорошим подспорьем в верификации эффективности “работы с модальностями”.

Вот пример комбинированной работы. Молодой женщине 22 лет, полной комплекции потребовалась помощь. Она недавно пережила рождение мертвого ребенка. Ожидание ребенка в этой семье было особенно насыщено эмоциями, поскольку долгое время О. не могла забеременеть, и супруги прошли большие испытания на этапе искусственного зачатия и ранних сроках беременности. По заключению врачей, неожиданно обнаружившийся скрытый сахарный диабет привел к резкому нарушению обмена веществ, в результате чего и погиб плод.

Описываемая работа происходила во время второй встречи, на второй неделе после выписки пациентки из больницы.

Рисунки, по мнению пациентки, изображали ее мужа. В первом случае этому образу соответствовало светлое ощущение во лбу, и О. позволила ощущениям сойти струей вниз так, что свет напитал каждую клеточку ее существа. Муж в этих испытаниях показал себя с наилучшей стороны.

Обнаружился и другой аспект отношений. “Боюсь оставаться с ним одна”. Дело в том, приступы крайне плохого самочувствия случились с О. через три дня после выхода из больницы, и муж не смог в достаточной степени помочь О. в ее переживаниях страха. О. боится находиться дома одна. Особенно страшно просыпаться. Сначала все нормально, но через мгновенье О. как будто видит лежащую перед ней маску, и ей становится плохо — она как будто эту маску надевает.

Пациентка любит свой дом, своих собак, которых она завела еще в то время, когда была уверена, что у них с мужем никогда не будет детей. Она даже хочет стать ветеринаром и уже лечит всех собак в поселке. Но сейчас одно воспоминание о доме повергает ее в ужас.

Образ дома вызывает в ней ужас: темное окно, а в окне появляется “медсестра” с длинными руками (образ одного из ее кошмарных сновидений). “За мной”, — понимает О. Некуда спрятаться, некуда бежать. Заперто.

Сначала я предполагал использовать в работе с О. технику “взмаха” из арсенала НЛП. Я дал ей инструкцию: в правом нижнем углу от этой картинки увидеть дом таким, каким она хотела бы его видеть. Замысел мой прост: позволить потом второй, “хорошей”, картинке быстро встать в центр, стать яркой и большой.

— Не удается, — отвечает пациентка. — Невозможно найти образ “второй картинки”.

Вероятно, если бы я настаивал, пациентка нашла бы такую возможность, но мне показалось проще уточнить, что она испытывает в связи с первой картинкой, которая уже есть. Где самые заметные ощущения на уровне тела?

— В животе.

— Там что-то большое, маленькое, тяжелое, легкое? Какой образ имеет?

— Бесформенный пористый камень, пемза, — говорит пациентка и показывает его размеры, соединив кончики пальцев в сферу.

— Нужен там этот камень?

— Нет.

— Пусть рассыпается?

— Да.

— Наблюдайте за этим процессом.

— Ниже опускается, к подвздошным областям. На него даже страшно смотреть.

Между тем камень вышел через бока в области крыльев подвздошных костей. В ноги же полилось тепло. Пациентка открывает глаза.

— Прикройте глаза еще раз. Какой теперь образ дома?

— Людей мало. Я бы хотела, чтобы там были мама, папа, бабушка, дедушка... Это, конечно невозможно. Я хочу там жить с мужем. Хочу мужу что-то хорошее сделать.

Разумеется, этот сеанс не решил все проблемы пациентки. Последующие сеансы были призваны отработать другие компоненты ее состояния — ощущение боли в груди и др. Тем не менее, встреча уже на следующий день подтвердила изменение настро­ения О.

 

Комментарий. Работа “без резкости”, с выяснением того, что мешает перемене видения дома, в данном случае оказалась результативной. НЛП, вероятно, рассчитывает на “саморассыпание” внутрителесных структур. Соматопсихотерапия предлагает непосредственно наблюдать за ходом этого процесса. “Пейзажный” образ автоматически меняется при изменении состояния видящего. Образ обстоятельств или себя в обстоятельствах, впрочем, тоже можно усовершенствовать. Возможна работа “обоюдной поддержки”— заход от работы с внешним образом и заход работы с ощущением в теле дополняют друг друга.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

Промежуточное состояние характеризуется отсутствием мыслей, полным растворением сознания в ощущениях.

Shapeless

После того как прилог, отнимавший большой процент сил человека, разряжен и удален, наступает промежуточное состояние “пустоты сознания”. Оно может быть более или менее продолжительным, в зависимости от того, насколько другие мысли или не имели почвы для своего развития из-за подавляющего влияния того, от чего только что избавились, или все же наличествовали в довольно активном состоянии. Обычно промежуточное состояние длится секунды. Некоторые люди не делают акцента на этом переживании.

Приводимый ниже случай характерен тем, что пациентка довольно подробно описала это состояние, которое длилось примерно пять минут.

Основная работа с ней была не совсем простой, так как первоначальная тревога пациентки была выражена в крайней степени и существовала очень длительное время. Это был тяжелый камень на груди, сантиметров 15 толщиной. С принятием пациенткой решения не питать больше этот камень и последующим успокоением, тело ее “надулось воздухом” и от остатка “камня” — некоей “тени” — она избавилась без труда. И тогда наступило состояние безмыслия.

Всегда угнетаемая массой тревожных мыслей, В.А. удивилась их полному отсутствию. По мнению пациентки, было бы особенно хорошо, чтобы на смену тревожным мыслям сразу пришли хорошие. И она стала их искать. Внутри таких мыслей не оказалось. Но их не было и снаружи.

— Ничто не мешает мне смотреть, но я не вижу их ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева, ни вверху, ни внизу, хотя кажется, что удобнее всего было бы принять их сверху. Но там ничего нет.

Я побуждаю ее ждать. Продолжая ожидать, пациентка описывает ощущения более детально:

— Я — никто, — констатирует она.

— Может быть, Вы действительно никто? — не исключаю я.

— Может быть, — подтверждает В.А. — Не имею тела.

— Это хорошо или плохо?

— Я не ощущаю различий между “хорошо” и “плохо”. Сознание пустое.

Ожидание затягивается. Предлагаю В.А. повнимательнее смотреть, где же то, что должно быть на этом месте. (Задачу наблюдения формулирую максимально абстрактно).

— Я его не вижу.

— Может быть, внимательнее смотреть надо? — не отстаю я.

— И глаз у меня нет, я только что заметила.

— Объем есть? — интересуюсь я.

— Есть.

— Большой, маленький?

— Средний.

Где объем, там должна быть и форма. Спрашиваю о форме.

— Расплывчатая. Шейплис, — произносит пациентка по-английски, — самое подходящее слово, — комментирует она и становится неподвижной.

— Так замерла, что внутри ничего не шелохнется! Процессы все затормозились.

— А кто говорит?

— Слышу голос, но кто говорит, не могу сказать.

— Но сознание-то есть!

— Есть.

— Где центр сознания?

— Нет его.

— Всем существом осознаете?

— Да.

Наконец, пациентка делает выдох.

— Что-то стало проявляться? — уточняю я.

— Ощущения.

— Телесность стала проявляться?

На этот вопрос я не получил ответа, поскольку пациентка была поглощена своими новыми ощущениями. Через некоторое время она спросила:

— Это Вы излучаете тепло или я? Если Вы, то спасибо. Мне это очень приятно.

— У Вас собственного тепла достаточно, когда душа свободна, и ощущения равномерно распределяются по телу.

Когда пациентка открыла глаза, я спросил ее:

— Что же Вы переживали?

— Я бы сказала, частичное возвращение в себя.

— Насколько?

— На одну треть. Это огромный прогресс для меня!

Учитывая то, что мы поработали на этом сеансе только один компонент состояния пациентки, это действительно огромный прогресс.

 

Мы описали “промежуточное состояние” в типичной работе “от плохого к хорошему”. А вот пример “промежуточного состояния” при менее типичной работе “от хорошего к лучшему”.

От хорошего к лучшему

Пациентка Е.Т., 32 лет, искусствовед, специалист по изображениям монастырей в русской иконописи. Основная симптоматика — астено-депрессивная. Личность по складу астено-шизоидная: утонченная, с длинным тонким носом, о наличии эпирадикала свидетельствуют густые волосы, решительный голос. Это наше второе занятие. Темой предыдущего были “очистка мозгов от пыли” и некоторые другие моменты. Сегодня пациентка выглядит гораздо свежее, глаза блестят. Утверждает, что в значительной степени успокоилась благодаря предыдущей работе, сознание прояснилось.

Вместо традиционного “прямого” опроса об ощущениях предлагаю пациентке порисовать, одновременно выигрывая время для отдыха перед работой. Верхняя часть туловища и голова на рисунке оказались окрашенными в приятный оранжевый цвет. Возраст персонажа —30 лет, — близкий к реальному возрасту Е.А.

Отказываюсь от обычного использования возраста как отправного пункта работы и начинаю работать с цветом.

Пациентка откинулась в кресло и закрыла глаза.

— Где у Вас в теле самый приятный цвет?

— В груди, — показывает место, прикладывает к нему ладонь. — Ярко-желтый диск.

Предлагаю дать этому цвету усилиться:

— Усиливаясь, он занимает большую зону?

— Да!

— Что при этом расширяется?

— Спокойствие.

— Это хорошо, что оно расширяется, делается сильнее?

— Да, конечно!

— Тогда пусть это спокойствие, этот красивый желтый цвет, занимает все пространство организма. Продолжайте наблюдать за этим процессом.

Через некоторое время уточняю:

— Когда приятный желтый цвет разливается по Вашему организму и Вы все больше успокаиваетесь, где Вы оказываетесь?

— В море.

— Получите все ощущения, которые нужны Вам в море, — предлагаю я пациентке.

— То, что мне нужно, это ощущение единства.

— Побудьте в море, сколько Вам надо.

— Я бы не вылезала из него.

— Море голубое?

— Да.

— Прохладное?

— Нет, теплое, приятное.

— И солнце есть?

— Есть.

Таким образом, я задал серию вопросов, единственной целью которых было поддержать контакт.

— Что происходит с Вашим организмом?

— Растворяется. Вода проходит через тело. Прозрачность. Вода и тело — единая стихия.

Когда пациентка это произносит, я невольно вспоминаю недавно прочитанный текст “О древних практиках обретения Просветления”. Там встречались описания почти тождественных переживаний.

— Вода чистая? — задаю я поддерживающий вопрос.

— Да. Чистая.

Я делаю попытку уточнить ощущение цвета в теле. Но Е. о нем ничего сказать не может. И тела нет, и цвета нет. Бесцветность.

Завершая эту часть сеанса и стараясь плавно вернуть пациентку к ситуации реальной жизни, предлагаю попробовать перенести полученное ощущение в повседневность. Она не верит в то, что это возможно, настолько разными ей кажутся мир моря и повседневный мир ее квартиры. “Кроме того, — дополняет она, — это состояние беззащитности”.

Е. открывает глаза, но мы еще не закончили работу. Пока она делает второй рисунок, я открываю книгу “Даосская Йога” и нахожу главку “Медитация на стихии воды”.

О чем в ней говорится? Сначала маленькая предыстория. “Вследствие его великого сострадания ко всем живым существам, которых он дал обет спасти, и предвидя наше нынешнее смущение и растерянность в этом веке окончания Дхармы, Будда повелел 25 Великим Бодхисаттвам и Архатам, присутствовавшим на соборе в Шурангаме, рассказать об их методах практики и личных опытах и переживаниях”.

А теперь история. Чандрапрабха Бодхисаттва, простершись перед Буддой, рассказывает о своем способе достижения Просветления. (Это 20-й способ). Метод состоял в смотрении в тело, употребляя как предметы медитации жидкости тела, созерцая, что эта водная стихия в теле не отличается от той же стихии в благоухающих океанах, которые окружают Чистые Страны Будд вне нашего мира.

“Когда я достиг этого созерцания, — продолжает Чандрапрабха, — то осознал только одинаковость повсюду стихии воды, но не смог оставить вид моего тела. [...] Когда мой ученик посмотрел в комнату, он увидел, что она наполнена чистой водой. Он был невежественным мальчиком — подобрал сломанную черепицу, бросил ее в воду с всплеском, посмотрел с любопытством и ушел. Когда я вышел из состояния Дхьяны, внезапно почувствовал боль в сердце (из-за привязанности к ложному понятию “эго”, существующему в теле) [...]

[...] Когда мальчик вернулся и обо всем рассказал, я попросил: “Когда опять увидишь воду в моей комнате, открой дверь, войди в воду и вынь черепицу”. Мальчик повиновался. Когда я вернулся из Дхьяны, боль исчезла”.

Позже этот Бодхисаттва сумел устранить понятие о теле, “осуществив совершенное соединение этого тела и благоуханных океанов”, обрел “неотступную веру и невозмутимое пребывание в реальности, лежащей в основе всех вещей, которая вне создания и разрушения”.

Я вкратце пересказал Е. содержание этого текста, не упоминая о буддизме, не называя имен, лишь обратил ее внимание на любопытный параллелизм описываемых ощущений.

Тем временем она закончила второй рисунок: шар с глазами, ушами, “чувствилищами” конечностей. Возраст этого существа — до пяти лет. По мнению пациентки, этот образ выражает радостное, комфортное, легкое состояние.

По возрасту, означенному при рисунке, можно судить, что в 5 лет произошло событие или настал период жизни, который оборвал непрерывность ее блаженства. После пяти лет к ее состоянию стали примешиваться компоненты, не очень гармонирующие с переживанием блаженства. Возможно, появилась необходимость защищаться.

Обсуждение и отработка в ощущениях влияний последующих времен и реакций на них составили ткань работы в оставшейся части сеанса. (“То, что связано с периодом жизни вслед за пятью годами, где?” И так далее.)

Мы успели описать главное: особенности переживания блаженства растворения в ощущениях. Спокойствие, которое пережила пациентка, находясь в “море”, для нее является эталоном ощущения расслабленности. И одновременно это довольно характерное переживание по окончании любой работы в СПТ. Пейзаж может быть и другим, но состояние сходное. Особенность данной работы состоит в том, что она была как бы инверсивной: сначала было актуализировано “хорошее” состояние, а потом задан вопрос: есть что-то, что мешает так чувствовать себя чаще? И затем начиналась работа с “негативным”.

Придя на следующий сеанс через неделю, пациентка чувствовала себя практически здоровой и интересовалась исключительно тем, как сохранить вновь обретенное нормальное состояние. Мы говорили с ней о том, что тело чутко к изменениям состояния сознания, поэтому, следя за ощущениями в теле, можно уберечь себя от накопления негативных зарядов, стоит только научиться реагировать сразу, а не отсроченно, на изменения самоощущения. “Эталонные” же ощущения достигнуты сейчас.

Любопытно, что пациентка начала эту встречу приподношением книги, в которой было заложено одно стихотворение. Им мы и закончим наш рассказ. Это китайское стихотворение неизвестного автора XVII века (эпоха Мин). Я думаю, что показанная автором способность прослеживать связи, в том числе “акаузальные”, между явлениями может служить образцом наблюдательности, столь нужной всем нам.

Надпись на стене монастыря Цинлясы в горах Сишань*

Горный монах,

воды зачерпнув в пруду,

Вспугнул-разбудил

двух драконов-юнцов.

И тучами вмиг

небо заволокло,

И целых три дня

хлестал непрестанно дождь.

Критерии успешности процедуры

1. Равномерность распределения ощущений внутреннего наполнения (отсутствие доставляющих дискомфорт концентратов и дохождение ощущений приятного наполнения до кончиков пальцев рук и ног).

2. Некоторые физиологические реакции: отхождение мокроты в горле, прояснение зрения, облегчение дыхания.

3. Изменившийся рисунок символической фигурки человека из квадратиков, кружков, треугольников (более гармоничное распределение элементов в фигурке, возраст, приблизившийся к паспортному).

4. “Ощущения вниз — образы вдаль”. Отхождение в субъективном восприятии образов проблемной ситуации и изменение их характера.

5. Изменение поз: закрытых — на открытые.

6. Общая перемена впечатления от человека. Он становится “светящимся”.

7. Поведенческие перемены (не ездил в метро — поехал).

8. Отзывы близких. “Объективный анамнез” ценили старые психиатры, считая, что хорошо собранный анамнез — это половина диагноза. Говоря о критериях оценки эффекта надо, видимо, говорить об “объективном катамнезе”.

Уже первый сеанс работы в СПТ дает, как правило, заметные улучшения по всем перечисленным позициям.

Сделанная с самого начала ставка на самоопределение процесса самим пациентом, на доверие к его способности определять, что хорошо, что плохо, предполагает и то, что главным критерием правильности движения неизменно выступает его собственное самочувствие, его собственный “диагностический аппарат” включается в оценку эффекта.

ФАЗА НАРАБОТКИ ПОЗИТИВА

Когда состояние спокойствия достигнуто

Когда состояние спокойствия достигнуто, важно сделать шаг вперед, понимая, что решение проблем на этом не заканчивается, а только начинается. Именно в таком состоянии пациент может увидеть ситуацию по-новому, “всем организмом”, всем потенциалом, которым он теперь распоряжается.

В начале практики я довольствовался успокоением как таковым. Лишь со временем стало ясно, что лучше “присутствовать” при принятии человеком новых решений. В ряде случаев наблюдались интересные феномены полярных превращений структур. Например, защитная пластинка “боязни людей” в груди превращается в алое сердце (как его рисуют) любви к людям. Соответственно, жизненный стиль человека меняется: вместо пассивной обороны человек избирает активную позицию сотрудничества с ближними на общее благо. Или ком обиды в груди “на глазах” превращается в цветок прощения. Темное облако неуверенности над головой у молодого человека, стремящегося стать актером, превращается в свою противоположность — светлое облако уверенности и спускается в тело, наполняя его. Надломленный стержень уверенности в себе — в монолитный шар этой же самой уверенности и т.д.

Эту технику я условно называю техникой “перековки мечей на орала”. Полярность образования меняется с использованием всей энергии и всей пластической массы исходного образования.

Приведу пример трансформации состояния пациентки и формирования нового контура ощущений.

Оболочка из жевательного мармелада

Пациентка Т., 25 лет, воспитывает двухлетнюю дочь. Жалуется на усталость в спине. При отсутствии острых болей не может держаться вертикально более двух часов, обязательно должна полежать. Попытка поднять дополнительно два килограмма приводит к полной декомпенсации, женщина сгибается и падает. Проходила курс мануальной терапии у известного специалиста. На полгода процедур хватало. Доктор рекомендовал укрепляющие упражнения, но женщина не делала их, ленилась. Пациентка настроена на повторный курс мануальной терапии уже с моей помощью, после которого намерена не лениться.

— Прежде чем делать что-либо физическое, я хочу задать Вам вопрос. Прикройте глаза. Есть что-то на спине?

— Да.

— Что это?

— Тяжесть.

— Большая, маленькая?

— Кажется, тонны.

— Что это, по ощущению?

— Пластины металлические, по пластине на каждом плече.

— Давно, недавно Вы их приняли?

— Три года назад.

— В Вашей жизни были особые обстоятельства?

— Да.

— Сейчас сделайте небольшую передышку. Вот Вам карандаш. Нарисуйте символическую фигуру человека из квадратиков, кружков и треугольников, число элементов в фигурке —10.

Пациентка выполнила задание, а затем фломастерами раскрасила фигурку, определила предпочитаемый цвет и все последующие за ним. Подписала: мужчина, 30—40 лет.

— Продолжим? То, что заставило Вас принять пластины на плечи, в Вас или вне Вас? Где оно?

— Во мне. В голове. Во лбу.

— Там что-то темное — светлое, большое — маленькое? Что там, по ощущению?

— Темная масса, нетвердая. Глина, в которой встречаются крупинки гранита.

— Сколько их там?

— Много.

— Какой процент Ваших сил собирает на себе эта масса во лбу?

— 80—90.

— Что это, если назвать другими словами: беспокойство, со­мнение?

— Протест.

— Протест, который у Вас во лбу в виде глины с гранитом, помогает Вам решать проблемы?

— Нет, он убивает меня. Именно протест дает веществу в моем лбу энергию.

— Будете питать?

— Нет, хватит.

— Что будете делать?

— Успокаиваться.

— Успокаивайтесь. И наблюдайте, в виде чего распределяются ощущения: в виде света, газа, жидкости, массы?

— В виде тепла.

— Тепло движется преимущественно в руки, ноги, распределяется в голове?

— В руки и голову наполняет.

— Докуда дошло?

— До запястий, — делает выдох, самопроизвольно открывает глаза, улыбается.

— Первая фаза — успокоения — прошла у Вас прекрасно. Теперь снова прикройте глаза и определите, осталось ли что-то на месте бывшей глины с вкраплениями гранита?

— Да.

— Что это?

— Серое, большое пятно неопределенной формы, похожее на высохшую лужу. Там бугорки остались. Они как будто движущиеся... как маленькие гейзеры... Оно живое, не совсем высохшее.

— Можно дать ему высыхать и дальше?

— Да, можно.

— Дайте.

— Я сама заставляю его усохнуть.

— Получается, что Вы хозяйка, решаете, что питать Вам в себе, а что подвергать усушке?

— Да, я именно так себя ощущаю, — еще выдох.

— Что теперь осталось на месте бывшего пятна?

— Два пятна меньших размеров, не соединяющихся, но расположенных очень близко друг от друга. По бокам каждое пятно очерчено как бы мерцающими лампочками, свет непостоянный... Пятна сужаются, пространство между пятнами больше.

— Ощущения в теле?

— Покалывание в руках, ноги в икрах немеют. Лампочки желтые, три или четыре... Они больше становятся... Все стало как мозаика. (Игра такая в детстве была — “Калейдоскоп”: смотришь одним глазом, а там картинки сменяются.) Красок только две — желтая, “цыплячья” и чуть-чуть серо-голубая... Давит на виски прилично... Полоски металлические, и голову как будто тянет назад.

— Их назначение?

— Не знаю! Сжимают.

— Быть может, голова нуждается в том, чтобы ее сжимали?

— Нет. Ведь ее сейчас ничто не распирает.

— Тогда можно сказать им спасибо за службу?

— Да. Они сразу рассосались.

— Осталось что-то во лбу?

— Остатка нет. Но у меня есть ощущение, что я силой туда не пускаю.

— То есть Вы с чем-то боретесь?

— Да, получается, что так.

— Вам это нужно для чего-то? Вы хотели бы сохранить свои протестные отношения с кем-то или с чем-то?

— Нет.

— Что будете делать?

— Успокаиваться еще глубже. Отпускать.

Отпустила и сделала выдох, открыла глаза.

— Сейчас Вы спокойны, голова свободна, тело наполнено?

— Да.

— Тем не менее, ситуации, подобные тем, что вызвали у Вас протестное состояние, в жизни возможны.

— Да.

— Что поможет Вам переживать их по-новому?

Пациентка прикрыла глаза.

— Оболочка вокруг меня.

— Из чего она сделана?

— Из материала, напоминающего жевательный мармелад.

— Вам остается наблюдать, как это будет действовать в жизни. Осталось что-то на плечах?

— Нет.

Пациентка сидит свободно, расправив грудь.

Придя на следующий прием, она засвидетельствовала, что спина больше не болит: “Хотя к вечеру бывает усталость, но это другая усталость, нормальная”. Не преминула, однако, и пошутить: “Самочувствие хорошее... вплоть до развода”. Было очевидно, что это значимое замечание. Тем не менее, еще некоторое время мы поговорили об ощущениях, в частности, о том, как живется с оболочкой “из жевательного мармелада”.

— Если раньше цвет был сверху голубой, снизу белый, то теперь он более равномерный. На наружной стороне цвет более сочный, на внутренней светимость поменьше. Форма изменилась. Если раньше это была форма яйца, независимого от фигуры человека, то сейчас она ближе к форме человеческого тела.

— Это подходит?

— Если раньше страшно было вытащить руку, то сейчас она облегает руки, туловище, ноги, все тело, и это удобнее. Она стала естественной для меня.

Казалось бы, на этом можно было и закончить: новое состояние сохраняется, пациентка ощущает себя комфортно. Но фраза о разводе, оброненная в начале встречи, разумеется, прозвучала не случайно. Дальнейший ход встречи полностью подтвердил это.

Пациентка проявила желание поговорить. Ее судьба складывается своеобразно. Воспитанная в хорошей семье, в которой к детям относились с уважением, отец посвящал им все свободное время, она вышла замуж за молодого человека, на поверку оказавшегося ненадежным. Когда тот узнал, что у Т. в родах была клиническая смерть и ребенок родился с отеком мозга, он стал уговаривать ее оставить ребенка в роддоме. Она восприняла это как предательство, и они расстались.

Мужчина, предложивший ей совместную жизнь, на 11 лет старше нее. Ему очень важно самоутверждаться. Т. объясняет это тем, что он учился в школе, где большинство были из богатых семей, а он был из семьи бедной. Каков бы ни был генез его сопернической настроенности, муж Т. борется со всеми людьми, в том числе и со своей женой. Планомерно подчиняет ее.

Далее Т. рассказывает:

— Я очень много смеялась после нашей работы. Муж не смог этого перенести. “Тебе надо к доктору, который головку лечит”. (Она не говорила ему, что посещала психотерапевта.)

“Что, трудно проигрывать?” — неудачно пошутила Т. Муж ушел в спальню и лег, свернувшись калачиком, лицом к стенке. Увидев это, Т. разжалобилась, все вернулось на круги своя. “Я не умею держать паузу”, — призналась она.

Однако мысли о разводе не оставили пациентку. Ей еще предстоит вырабатывать эффективные способы противодействия подавляющим устремлениям мужа, так как она стремится к товарищеским отношениям, и нет уверенности, что оболочка “из жевательного мармелада” будет достаточной для этого. Это амортизатор воздействий, но для успеха важна и активная позиция.

По катамнестическим сведениям, Т. и через два года все еще с этим мужчиной.

Этот вариант “наработки позитива” (я имею в виду нечто вроде создания “оболочек из жевательного мармелада”) в моей практике развития не получил. “Позитив” бесструктурен, как и добро в более широком смысле. Кроме того, в завершающей фазе работы, на мой взгляд, важно проделать обратный путь перевода сознания из структурного в функциональное состояние. И долго задерживаться на исследовании структуры — носителе добра — мне, как правило, не приходилось. Важно не только то, чтобы она была оптимально расположена, оптимально устроена, но и чтобы оптимально работала.

Впрочем, это не отрицает возможности выяснения структурных форм существования “позитива”.

Теперь приведу пример работы с такой позитивной вещью, как “воспитанность”, который также иллюстрирует реализацию принципа “нескольжения”. Как только в разговоре происходит упоминание о чем-то значимом, необходимо тут же выявлять его плоть и выверять, отрабатывать ее.

“Сам в жены не берет, другим не дает”

Пациентка И., молодая девушка, жалуется на то, что в отношениях с Б., ее молодым человеком, отсутствует какое-либо движение: “Сам в жены не берет, другим не дает”.

— Прикрой глаза. Далеко, близко Б. от тебя (в пространстве твоего сознания)?

— В пяти метрах справа.

— Что в связи с этим ощущаешь?

— Тепло в груди. (И. ощущает, что он подошел к ней и положил голову ей на колени.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных