Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гречишкинские поминовения




Каждый год в середине сентября на территории Кавказского района проходят Гречишкинские поминовения. Они посвящены подвигам кубанских казаков, защипавших на южные рубежи России от нападения горцев.

С 1803 года охрану кордонной линии по границе с Турцией на участке «Тифлисская - Казанская» несли казаки этих станиц. В станице Тифлисской (с 1936 года - Тбилисской) казаками командовал сотенный командир Андрей Леонтьевич Гречишкин. В русско-турецкую войну 1828-1829 годов турецкая агентура сумела подтолкнуть темиргоевских князей Айтековых к нападению на кордонную линию с целью снижения позиции России на переговорах о мире. Сотнику Гречишкину было приказано произвести разведку местности за Кубанью в междуречье Кубани и Зеленчука, обратив особое внимание на район Волчьих ворот - места спуска к Песчаному броду через речку Зеленчук (на территории хутора Песчаного).

Волчьи ворота в то время представляли собой узкий и крутой овраг в береговой круче, по дну которого проходила дорога к броду.

14 сентября Андрей Гречишкин во главе 20 казаков при двух урядниках убыл в станицу Казанскую, где пополнил свою сотню 38 (по другим данным - 42) казаками и одним урядником. Все казаки были вооружены холодным и огнестрельным оружием. Таким образом, неполная сотня Гречишкина, вместе с командиром насчитывала или 62-65 казаков. Покинув станицу Казанскую утром 15 сентября, он повёл казаков на юг.

Расстояние в до Волчьих ворот было пройдено к середине дня. И здесь сотня встретила неприятеля - толпу горцев, во много раз превосходящую численностью не полную сотню Гречишкина; горцы шли в набег на Тифлисскую. В Казанскую за подмогой немедленно был послан казак Иван Кустов, владелец лучшего в сотне коня. Гречишкин понял, что в конном строю от горцев не уйти. Сотня спешилась и в пешем строю стала отходить к Кубани, но неприятель, окружив казаков, открыл прицельный огонь. Тогда казакам пришлось заколоть своих верных лошадей, чтобы соорудить из них бруствер. Так они приняли свои последний бой. Горцы дважды предлагали казакам сдаться, но они отказались. Тогда противники атаковали казаков в конном, а затем и пешем строю. Бой длился несколько часов, и масса горцев буквально задавила горсть казаков. Так у Волчьих ворот полегла сотня Гречишкина, на помощь к ним никто не пришел, в Казанской резерва просто не оказалось. Забрав у казаков все ценное, горцы, отказавшись от набега, ушли за Зеленчук, так как внезапность нападения уже была утеряна.

Погибшие казаки из Казанской были похоронены в братской могиле за Восточными воротами станицы. Впоследствии на ее месте была построена церковь во имя св. Георгия Победоносца, разрушенная уже после Великой Отечественной войны. Сейчас на ее месте стоит крест. Погибшие казаки из Тифлисской были также похоронены в братской могиле в своей станице за Ставропольским шляхом (сейчас там автостанция). В 1861 году на этом месте была построена часовня, разрушенная по приказу властей в 1934 году и восстановленная жителями станицы в 1995-м.

Казаки Кубанского войска ежегодно собираются у Волчьих ворот помянуть героически погибшую сотню Андрея Гречишкина. По традиции в поминовениях принимают участие казачья молодежь, старики, местные жители.

 

Поминовения «Кущевская атака»

В конце июля 1942 года войска 17-й немецкой армии форсировали реку Дон и двинулись на Кубань. Для того чтобы остановить их продвижение, командующий Северо-Кавказским фронтом С.М. Буденный выдвинул к реке Ея на рубеж Кущевская, Канеловская, Старощербиновская 17-й кубанский казачий кавалерийский корпус в составе 12-й, 13-й, 15-й кубанских и 116-й донской кавалерийских дивизий, танковой бригады Орловского училища. Они приняли бой с честью и выполнили священный долг перед Родиной. В эти дни казаки вспоминают, как их деды и отцы боролись за каждый дом, за каждый клочок земли, за каждую человеческую жизнь, взамен отдавая свою...

Уже 1 августа 17-й корпус вступил в бой и стойко удерживал участок обороны к западу от Кущевской. Однако в самой станице 101-й горнострелковой дивизии противника удалось захватить плацдарм, потеснив соседей-казаков – 216-ю стрелковую дивизию. Правый фланг корпуса оказался открытым, поэтому командир 17-го кавкорпуса генерал-лейтенант Н.Я. Кириченко решил ночным налетом 15-й кавалерийской дивизии во взаимодействии с 216-й стрелковой дивизией овладеть Кущевской. В ночь на 1 августа дивизия произвела налет на станицу, но он оказался безуспешным, так как 216-я стрелковая дивизия в бою не участвовала. Следующей ночью казаки предприняли новую атаку силами 15-й, 13-й кавалерийских дивизий и танковой бригады. Завязались ожесточенные бои. Три раза Кущевская переходила из рук в руки. 216-я дивизия и на этот раз не оказала поддержки казакам. В итоге 17-й кавалерийский корпус отошел на исходные позиции. В этих ночных атаках на Кущевскую казаки 13-й кавалерийской дивизии уничтожили более тысячи гитлеровцев и около трехсот взяли в плен.

А в это время 198-я немецкая пехотная дивизия нанесла сильный удар в стык между 15-й и 12-й кавалерийскими дивизиями и, прорвав оборону, вышла на тылы корпуса. Но казаки не дрогнули. Помолившись и сжав волю в кулак, они лишь сильнее уверовали в себя, заняв круговую оборону в станице Шкуринской. Несколько дней продолжались тяжелые оборонительные бои. «Рвение казаков в бой, - говорилось в одном из донесений, - неизмеримо высоко, и настоящее оставление территории без боя отражается крайне болезненно на состоянии казаков, которые желают до последней капли крови отстаивать свою родную донскую и кубанскую землю».

Не добившись успеха в районе Шкуринской, немецкое командование вынуждено было повернуть свои войска в обход 17-му кавалерийскому корпусу. Это вынудило командование Северо-Кавказским фронтом 4 августа отдать приказ об отступлении казаков. В ходе этих сражений, которые стали боевым крещением корпуса, кавалеристы нанесли чувствительные удары противнику. Но велики были и наши потери – до трети личного состава.

Почему же 17-й кавалерийский корпус так долго противостоял ударам превосходящих сил противника, ведь части Северо-Кавказского фронта не выдерживали их и начинали отступать? Нужно помнить, что корпус представлял собой достаточно мощное, свежее соединение. Он насчитывал почти 23 тысячи человек, 25 танков, 179 орудий, 338 минометов и т. д. Эти силы грамотно использовались его командиром — генерал- лейтенантом Н.Я. Кириченко: оборона сочеталась с контратаками, в качестве резерва использовалась танковая бригада, из артиллерии была организована корпусная артиллерийская группа. Наконец, личный состав кавалерийских дивизий в основном состоял из добровольцев, уроженцев Кубани, которые стремились во что бы то ни стало защитить свою малую родину. И не их вина, что враг смог захватить в 1942 году большую часть Краснодарского края – кубанские казаки воевали умело, самоотверженно и выполнили задачу, несмотря на численное превосходство врага. Героизм, отвага и мужество, проявленные бойцами при защите маленькой станицы, навсегда остались в летописи битвы за Кавказ. И уже 27 августа 17-й кавалерийский корпус в числе первых воинских подразделений получил почетное звание «гвардейский».

В начале августа казаки Ейского казачьего отдела проводят поминовения «Кущевская атака». Посвящены они Кущевской атаке 1942 года.

17-му казачьему кавалерийскому корпусу под командованием генерала Николая Кириченко было приказано, во что бы то ни стало задержать врага и дать возможность частям Красной Армии, отступившим за Дон, подготовить оборону. Против двух сабельных казачьих полков за линией обороны располагались 101-я горно-стрелковая дивизия «Зеленая роза» и два полка СС. Против одного артиллерийского дивизиона были выставлены 12 пушек и 15 батарей немцев. Половину расстояния до противника казаки прошли на лошадях шагом, половину рысью, и лишь когда чужие траншеи стали видны невооруженным глазом, казачьи лавы перешли в галоп. Распахнув на 2-х километровом участке ворота в немецкий тыл, казаки накатили мощным валом и продвинулись на 12 километров в глубину. Через три часа, когда они возвращались на исходные позиции, за их спинами остались лежать тысячи противников. В дневнике убитого фашистского офицера была найдена такая запись: «Перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. И кони у них стальные. Живым отсюда не выбраться».

Уже несколько лет на кущевской земле в память о погибших возле мемориала «Поле казачьей славы» собираются казаки, школьники, ветераны.

_____________________________________________________________ Информационно-методический материал:

1) Кубанский казачий вестник № 30// г. «Кубанские новости» 2 августа 2008 г.

2) Плакаты ККВ, 2016. Казачьи поминовения.

3) Д/фильмы о ККВ, 2010. Это нужно не мёртвым! Это нужно живым! Храни заветы старины и доблести преданье (поминовения).

4) Д/фильм. Подвиг казаков под Кущёвской, 2012.

5) Д/фильм. Подвиг казаков защитников Георгиевского поста, http://ruskline.ru. 2014.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных