Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Военно-бытовые и походные песни




В военно - бытовых и походных песнях запечатлён удалой казачий дух. В них прославляются доблесть, отвага, мужество наших земляков. Неизменными идеалами казачества были сыновняя любовь к родной земле, боевое братство, воля. Об этом и пели казаки в дальних и трудных походах. В песнях военный быт казаков, суровый боевой уклад – поход, битва, разлука с родительским домом и любимыми. «Подлинным шедевром народной музыки является в программе Кубанского казачьего хора оригинальный кубанский вариант песни «Роспрягайтэ, хлопци, конэй», записанной в станице Дятьковской. Динамическая устремленность ее размашистого ритма, широта и чувственная открытость напева перекликаются с подобными чертами знаменитой во всем мире русской «Калинки». Не случайно песня «Роспрягайтэ, хлопци, конэй» стала своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора». Послушайте походную песню «Роспрягайтэ, хлопци, конэй» в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора.

(слушание музыки)

Вопросы 1.Какие черты казачьего характера отразились в этой песне? 2.Чем отличаются военно-бытовые песни от исторических и походных?

(ответы учащихся)

Шуточные, плясовые песни

Шуточных и плясовых песен было на Кубани необычайно много. С шутками и прибаутками, с притопыванием и присвистыванием, которые

выражали широкую натуру кубанцев, украшали свадьбы и гулянки, праздники в казачьих станицах и хуторах.

Послушайте шуточную песню «Грэчаныкы» в исполнении Кубанского казачьего хора.

Вопросы 1.В ритме какого танца написана эта песня? 2.А какие ещё шуточные, плясовые песни вы знаете? 3.Какие музыкальные инструменты звучали во время исполнения?

Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь были хорошо известны. Наиболее популярны были гармошка (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и трещотки. В случае необходимости в музыкальные инструменты превращались предметы, далекие от искусства – рубэль (приспособление для глажения белья), лучина (тонкая длинная щепка, которую в зажжённом виде использовали для освещения жилища), ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи. Еще в начале XX века в кубанских станицах можно было встретить странствующих лирников и кобзарей, а в Екатеринодаре существовала школа профессиональных бандуристов.

Давайте посмотрим, как выглядели народные музыкальные инструменты, бытующие на Кубани. (слайды)

Строевые песни казаков – понятие широкое. Его подчас трудно отделить от собственно русских народных песен. Под это определение подходят как сугубо военные, так и бытовые песни, исполнявшиеся во время прохождения церемониальным маршем. Для русской императорской арии, в которую казачьи войска входили на правах, в основном, иррегулярной кавалерии, не редкость было исполнять народные песни о крестьянском житье-бытье, как например, песню "Во кузнице", которую можно видеть в кинофильме "Белый дьявол" (1930), где полковые песенники исполняют ее перед строем сразу после "Взвейтесь, соколы, орлами". Сочетать военные и невоенные песни, иногда фривольного содержания, было нормой тогдашнего времени. Офицеры поощряли подобную практику, так как песни, любые, но спетые с душой, поднимали дух войска. К собственно военным можно отнести многочисленную когорту различных полковых песен, известных на сегодня лишь в качестве стихотворений, написанных по заказу полкового объединения профессиональными авторами или с участием полковых талантов. Как правило, в них освещался боевой путь полка или другой воинской части, начиная от первых дней его формирования.

Прослушайте песню «По горам карпатским»


По горам Карпатским метелица вьётся,
Лютые морозы чудовище творят.

А казаки чёрны, чёрны, чернобровы
С германцами бьются за Родину стоят.

Хотели германцы, чтоб наши казаки
К ихнему престолу служить пошли.

А наши казаки, храбрые вояки,
К ихнему престолу служить не пошли.

Заиграли трубы, били барабаны.
Отворились двери и вышел генерал.

Полилась рекою горячая кровь.

Песня о воинском долге и верности присяге. Судя по содержанию, в ней рассказывается о событиях Первой мировой войны, в которой Кубанское казачье войско наряду с другими казачьими войсками, принимало самое непосредственное участие. Упоминание Карпат позволяет определить дату изложенных в песне событий – 1915 год и локализовать их в пространстве. Согласно летописи Великой войны, Карпатская операция русской армии, имевшая целью прорыв в Венгрию, проводилась зимой-весной 1915 года. Операция характеризовалась тяжелыми встречными боями на заснеженных горных перевалах в зимнюю стужу и сопровождалась большими потерями обеих сторон. Со стороны противника, на этом театре военных действия воевали немецкие и австрийские войска. Понятно, что исторические детали в песне могут быть условны. Не исключено, что песня "По горам Карпатским " представляет собой "перепев" более старой, о Кавказской войне и сражениях с чеченцами. Существуют варианты, где рассказывается не о кубанцах, а о донцах и несколько раз упоминается Шамиль. В таком случае, перед нами переделка на новый лад. Бойцам Первой мировой песня о сражениях в горах могла показаться наиболее подходящей для описания тех нелегких условий, в которых им пришлось воевать, уже с другим врагом. Возможно, вариант с рассказом о Шамиле представляет собой своеобразное попурри из нескольких казачьих песен, объединенных в одну. В таком случае, говорить о существовании первоисточника не приходится.

Обрядовые песни.

Люди не всегда были уверены в том, что поле принесет урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы все это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию народа. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.

Зимний цикл.

В середине зимы на Кубани праздновали Рождество Христово. Значение святой рождественской ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. Потому что Иисус Христос – Дух, родившийся во плоти на Земле, чтобы принять на себя и искупить грехи человечества.

Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями. Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесет благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. По дворам ходили ряженые. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.

«Рожиство твое, Христе Боже наш» - рождествовали мужчины в домах утром 7января.

«Прысвятое та й Рожжыство» - колядка. Колядовали женщины вечером 7 января.

«Коляд, коляд, колядница» - колядка детская.

«Щидровачка, щидровала» - щедровка детская.

«Маланька хадила» - «маланка» детская (обрядовая песня, сопровождающая «вождение Мыланки» 13 января)

«Поля, ты поля» - «посеванка», «посевали» в домах мужчины утром 14 января.

Весенний цикл.

Если весенние праздники по символике, целям достаточно легко отделить от зимних, то границу между весенними и летними, с учётом тех же признаков, провести сложнее. Тем не менее согласно народной традиции временными рубежами весеннего периода являются с одной стороны, масленица, с другой – Благовещенье, Пасха.

Весенний цикл праздников включает в себя: Масленицу, Великопостный комплекс, Пасху и Проводы.

Одним из самых популярных праздников на Кубани была «Масленица».

Встреча Масленицы проходит всегда широко и ярко во всех станицах и городах. Этот праздник можно считать универсальным для Кубани, потому как обрядовое ряжение и ритуал прощения в последний день для многих станиц имел свои, порой существенные, особенности.

Заметное место в празднике, особенно в линейных станицах, занимали игры и хороводы. Существовали специальные масленичные песни, связанные с основными ритуалами (вязание колодок, например) и молодежными гуляниями. Однако к нашему времени сохранились лишь коротенькие припевки, фрагменты таких песен, или же единичные развёрнутые тексты.

«Ой, Масляна, Масляна» - масленичная припевка

«Кружки тканые, палатняные» - масляничная, когда шли «карагодом» по улице «вязать колодки»».

Содержание других масленичных песен связано с семейной жизнью, отношениями по линии зять – теща, муж – жена: «Выпал беленький снежок, / На сырую землю…»; «Уж ты, ель, мая ель зилиная, / О-ох, зилиная…»; «Ой, с пад тынушка да варабьюшок па периду да он идет …»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных