Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЕСЛИ ДУША НЕ ПОЗНАЛА ХРИСТА




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящая книга монаха Симеона Афонского «Ум во Христе» состоит из семнадцати глав, в каждой главе - трид­цать три изречения, это число выражает духовную зрелость и указывает на воз­раст Господа Иисуса Христа. Возводя нас от первой до последней главы по ступе­ням совершенства, автор показывает, как душа встречает Христа, отрекается от себя и устремляется к Богу. Наконец, на верхних ступенях душа познает Хри­ста, научается подлинной Любви.

Новая книга подобна свежим сле­дам, которые неожиданно показались на древней, протоптанной Святыми отцами тропе, называемой «узким пу­тем» ко Христу (Мф. 7: 13-14). Еще один человек прошел по этому пути, оставил следы, сделал заломы, поставил заруб­ки и составил краткое описание ори­ентиров. Подобно тому как луч луны, неожиданно упавший в просвет обла­ков, ярко освещает ночную тропу, так и новый взгляд автора открывает новую глубину в том, что казалось понятным, и подчас подобен озарению: «Самый важный момент во внимательной мо­литве не тот, когда мы молимся в келье, а когда выходим из нее». Мы доверчиво начинаем идти за автором след в след, и каждый новый шаг убеждает нас в правильности пути и в подлинности его духовного опыта.

Не случайно одно из названий этой книги - «Новый опыт познания старых Истин». Действительно, взгляд авто­ра на святоотеческое Предание можно назвать новым. Мы не можем подра­жать древним отцам, подвизавшимся в египетской пустыни. Современным людям трудно достичь таких высот и в полноте перенять образ мысли авторов «Древнего Патерика», ни у кого не вызывает сомнения, что повторить такое едва ли возможно. Тем не менее, по­чувствовать ревность древних отцов ко Спасению и передать это современным языком вполне под силу и нынешним подвижникам. Поэтому автор указыва­ет: это «новый опыт», не подражание, а именно новый практический опыт постижения святоотеческого Преда­ния. Ведь Живое Предание передается не посредством изучения различных исторических текстов, а через живого носителя, человека, опытно прошед­шего путь очищения. Нашему взору раскрывается некая тайна Церкви, то, каким образом крупицы древнего Пре­дания через духовный опыт передают­ся последующим поколениям.

В этой книге мы встретим множе­ство высказываний, отсылающих нас к известным аскетическим произведе­ниям, перекликающихся с древними текстами в таких темах, как отречение от себя, борьба с помыслами, хране­ние ума, непрестанная молитва, жизнь сердца и, конечно, Любовь. Поэтому так пронзительно звучат слова: «О чем не пишут книги, находится в тебе», с новой силой оживают привычные евангель­ские метафоры: «Когда в тебе откро­ются глаза Любви, только тогда можно сказать, что ты начал видеть». Это и есть пронизанность произведений еди­ным духом благодати.

Автору этой книги удается передать подвижнический опыт, используя ред­кий литературный жанр афористи­ческой и пословичной притчи, более понятной нашему поколению: «Тьма сердечного омрачения - обратная сто­рона книжного обучения». Мысль ав­тора удачно находит верные и глубокие слова, выражающие саму суть опыта святых отцов. Автор в полной мере чувствует, какими словами нужно рас­крыть духовный опыт, в каких выраже­ниях он «оживет» и будет воспринят со­временностью.

Книга открывает новые горизонты в осмыслении святоотеческой Традиции и незаменима для всех, интересующих­ся христианством, религией, культурой.

 

ЕСЛИ ДУША НЕ ПОЗНАЛА ХРИСТА

 

«Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»

(Иак. 1: 8).

 

 

1. Если душа не познала Хри­ста, все ее состояния - это посто­янный переход от одного заблуж­дения к другому.

2. Мы рождаемся только для то­го, чтобы познать Бога и это позна­ние освобождает нас от смерти.

3. Когда к Богу люди идут, огля­дываясь на мир, а к миру бегут, не оглядываясь на Бога, им трудно достичь Спасения.

4. Не держись за жизнь, пусть жизнь держится за тебя, ибо она существует ради твоего Спасения.

5. Стоит лишь только отречься от мира, и он утратит над тобой всякую власть.

6. Отречение от мира телом - достойно уважения, а отречение от него умом - достойно удивления.

7. Полностью выйдешь из ми­ра - войдешь в покой Божий, со­вершенно забудешь этот мир - об­ретешь чистоту Любви Божией.

8. Отвержение всего, что пре­пятствует постижению Божествен­ной Любви - это и есть истинное покаяние.

9. Тому, кто убежал от падаю­щей скалы, мелкая пыль порошит глаза; избежав больших грехов, не увязни в мелких прегрешениях.

10. Когда в тебе исчезнут зависть и мирские желания, ты сможешь понять, чего от тебя хочет Бог.

11. Постижение - это глубокое и прямое осознание Божественной воли во Святом Духе: «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа на­шего» (2 Пет. 1: 2).

12. Суть Истины - духовна, и по­тому постигается только Духом Святым; слова - материальны, и потому постичь Истину и расска­зать о ее сути не могут.

13. То, что исчезает, никогда не может постичь неисчезающую без­начальную Истину, которая может открыться лишь Сама и непости­жимым образом сделать невечное вечным.

14. Бог дает нам во владение всю землю, чтобы мы, живя на ней, достигли Неба.

15. Лестница, возводящая на Не­бо, это шаг за шагом исправление себя по Евангельским заповедям, чтобы сделаться «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4).

16. Преображение эгоизма в Бо­жественную Любовь - самое вели­кое чудо во Вселенной.

17. Жизнь в Боге возможна лишь при полном отказе от самого себя и во всецелом принятии Божест­венной Любви, открывающей нам свободный вход в вечное Царство Божие.

18. Только Божественная Лю­бовь, вечная и негибнущая, есть «закон духа жизни» (Рим. 8: 2), ко­торый преодолевает все виды при­вязанностей, ведущие к рабству греха и смерти.

19. Привязанность есть грех и смерть; только отречение дарует нам Свободу от греха и смерти и возводит в Сыны Божии.

20. Сын Божий по благодати тот, чей ум постоянно утвержден в Боге.

21. Обойди всю землю и Небеса - лучше ума, утвержденного во Хри­сте, ничего не найдешь: «соединя­ющийся с Господом есть один дух с Господом» (l Кор. 6:17).

22. Когда человек отягощается грехами и дурными помыслами, он начинает замечать самые мелкие прегрешения ближних и высказы­вает им свои претензии, противо­реча Евангелию, которое говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза...» (Мф. 7: 5).

23. Как только человек начинает очищать свой ум от дурных помыс­лов, он начинает постигать, что рассеянный превратный ум - его главный враг для Спасения.

24. Всякая недобрая мысль стре­мится превратиться в отрицание жизни и в смерть - таково свой­ство этого мира.

25. Всякая добрая мысль неиз­менно претворяется в Спасение и Жизнь вечную - таково свойство духовного мира, ибо «помышле­ния плотские суть смерть, а по­мышления духовные - жизнь и мир» (Рим. 8: 6).

26. Духовное восхождение к Спа­сению - это очищение сердца от помыслов, преображение чистого сердца благодатью, вселение в не­го умного света; и окончательное завершение восхождения - дости­жение нетленной и неувядаемой Божественной Любви.

27. Чистое сердце - это путь Правды и безграничная Любовь, поэтому стяжанию чистоты сер­дечной стоит посвятить всю свою жизнь, чтобы избавиться от лжи и ненависти.

28. Христос не отвергает нико­го, но гордые и тщеславные не на­ходят себе места рядом с кротким Христом; а в скромных и унижен­ных обитает Сам Христос.

29. Сделай рассеянный ум про­стым внимательным умом, отверг­шим всякие помыслы.

30. Сделай простой вниматель­ный ум цельным умом, пребыва­ющим в постоянном хранении от рассеяния.

31. Если сможешь это сделать, то этот единый цельный ум соеди­нится с сердцем, в котором восси­яет Христос светом невыразимой Небесной Любви.

32. Как бы ни наступал на сми­ренную Любовь искаженный нена­вистью мир, сокрушить эту Любовь он не может, «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (l Кор. 4: 20).

33. В Любви исчезают все стра­дания и скорби, ибо она есть со­вершенный покой и благодать Свя­таго Духа: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, пол­на милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных