ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЕСЛИ ДУША НЕ ПОЗНАЛА ХРИСТАПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга монаха Симеона Афонского «Ум во Христе» состоит из семнадцати глав, в каждой главе - тридцать три изречения, это число выражает духовную зрелость и указывает на возраст Господа Иисуса Христа. Возводя нас от первой до последней главы по ступеням совершенства, автор показывает, как душа встречает Христа, отрекается от себя и устремляется к Богу. Наконец, на верхних ступенях душа познает Христа, научается подлинной Любви. Новая книга подобна свежим следам, которые неожиданно показались на древней, протоптанной Святыми отцами тропе, называемой «узким путем» ко Христу (Мф. 7: 13-14). Еще один человек прошел по этому пути, оставил следы, сделал заломы, поставил зарубки и составил краткое описание ориентиров. Подобно тому как луч луны, неожиданно упавший в просвет облаков, ярко освещает ночную тропу, так и новый взгляд автора открывает новую глубину в том, что казалось понятным, и подчас подобен озарению: «Самый важный момент во внимательной молитве не тот, когда мы молимся в келье, а когда выходим из нее». Мы доверчиво начинаем идти за автором след в след, и каждый новый шаг убеждает нас в правильности пути и в подлинности его духовного опыта. Не случайно одно из названий этой книги - «Новый опыт познания старых Истин». Действительно, взгляд автора на святоотеческое Предание можно назвать новым. Мы не можем подражать древним отцам, подвизавшимся в египетской пустыни. Современным людям трудно достичь таких высот и в полноте перенять образ мысли авторов «Древнего Патерика», ни у кого не вызывает сомнения, что повторить такое едва ли возможно. Тем не менее, почувствовать ревность древних отцов ко Спасению и передать это современным языком вполне под силу и нынешним подвижникам. Поэтому автор указывает: это «новый опыт», не подражание, а именно новый практический опыт постижения святоотеческого Предания. Ведь Живое Предание передается не посредством изучения различных исторических текстов, а через живого носителя, человека, опытно прошедшего путь очищения. Нашему взору раскрывается некая тайна Церкви, то, каким образом крупицы древнего Предания через духовный опыт передаются последующим поколениям. В этой книге мы встретим множество высказываний, отсылающих нас к известным аскетическим произведениям, перекликающихся с древними текстами в таких темах, как отречение от себя, борьба с помыслами, хранение ума, непрестанная молитва, жизнь сердца и, конечно, Любовь. Поэтому так пронзительно звучат слова: «О чем не пишут книги, находится в тебе», с новой силой оживают привычные евангельские метафоры: «Когда в тебе откроются глаза Любви, только тогда можно сказать, что ты начал видеть». Это и есть пронизанность произведений единым духом благодати. Автору этой книги удается передать подвижнический опыт, используя редкий литературный жанр афористической и пословичной притчи, более понятной нашему поколению: «Тьма сердечного омрачения - обратная сторона книжного обучения». Мысль автора удачно находит верные и глубокие слова, выражающие саму суть опыта святых отцов. Автор в полной мере чувствует, какими словами нужно раскрыть духовный опыт, в каких выражениях он «оживет» и будет воспринят современностью. Книга открывает новые горизонты в осмыслении святоотеческой Традиции и незаменима для всех, интересующихся христианством, религией, культурой.
ЕСЛИ ДУША НЕ ПОЗНАЛА ХРИСТА
«Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8).
1. Если душа не познала Христа, все ее состояния - это постоянный переход от одного заблуждения к другому. 2. Мы рождаемся только для того, чтобы познать Бога и это познание освобождает нас от смерти. 3. Когда к Богу люди идут, оглядываясь на мир, а к миру бегут, не оглядываясь на Бога, им трудно достичь Спасения. 4. Не держись за жизнь, пусть жизнь держится за тебя, ибо она существует ради твоего Спасения. 5. Стоит лишь только отречься от мира, и он утратит над тобой всякую власть. 6. Отречение от мира телом - достойно уважения, а отречение от него умом - достойно удивления. 7. Полностью выйдешь из мира - войдешь в покой Божий, совершенно забудешь этот мир - обретешь чистоту Любви Божией. 8. Отвержение всего, что препятствует постижению Божественной Любви - это и есть истинное покаяние. 9. Тому, кто убежал от падающей скалы, мелкая пыль порошит глаза; избежав больших грехов, не увязни в мелких прегрешениях. 10. Когда в тебе исчезнут зависть и мирские желания, ты сможешь понять, чего от тебя хочет Бог. 11. Постижение - это глубокое и прямое осознание Божественной воли во Святом Духе: «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1: 2). 12. Суть Истины - духовна, и потому постигается только Духом Святым; слова - материальны, и потому постичь Истину и рассказать о ее сути не могут. 13. То, что исчезает, никогда не может постичь неисчезающую безначальную Истину, которая может открыться лишь Сама и непостижимым образом сделать невечное вечным. 14. Бог дает нам во владение всю землю, чтобы мы, живя на ней, достигли Неба. 15. Лестница, возводящая на Небо, это шаг за шагом исправление себя по Евангельским заповедям, чтобы сделаться «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). 16. Преображение эгоизма в Божественную Любовь - самое великое чудо во Вселенной. 17. Жизнь в Боге возможна лишь при полном отказе от самого себя и во всецелом принятии Божественной Любви, открывающей нам свободный вход в вечное Царство Божие. 18. Только Божественная Любовь, вечная и негибнущая, есть «закон духа жизни» (Рим. 8: 2), который преодолевает все виды привязанностей, ведущие к рабству греха и смерти. 19. Привязанность есть грех и смерть; только отречение дарует нам Свободу от греха и смерти и возводит в Сыны Божии. 20. Сын Божий по благодати тот, чей ум постоянно утвержден в Боге. 21. Обойди всю землю и Небеса - лучше ума, утвержденного во Христе, ничего не найдешь: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (l Кор. 6:17). 22. Когда человек отягощается грехами и дурными помыслами, он начинает замечать самые мелкие прегрешения ближних и высказывает им свои претензии, противореча Евангелию, которое говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза...» (Мф. 7: 5). 23. Как только человек начинает очищать свой ум от дурных помыслов, он начинает постигать, что рассеянный превратный ум - его главный враг для Спасения. 24. Всякая недобрая мысль стремится превратиться в отрицание жизни и в смерть - таково свойство этого мира. 25. Всякая добрая мысль неизменно претворяется в Спасение и Жизнь вечную - таково свойство духовного мира, ибо «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир» (Рим. 8: 6). 26. Духовное восхождение к Спасению - это очищение сердца от помыслов, преображение чистого сердца благодатью, вселение в него умного света; и окончательное завершение восхождения - достижение нетленной и неувядаемой Божественной Любви. 27. Чистое сердце - это путь Правды и безграничная Любовь, поэтому стяжанию чистоты сердечной стоит посвятить всю свою жизнь, чтобы избавиться от лжи и ненависти. 28. Христос не отвергает никого, но гордые и тщеславные не находят себе места рядом с кротким Христом; а в скромных и униженных обитает Сам Христос. 29. Сделай рассеянный ум простым внимательным умом, отвергшим всякие помыслы. 30. Сделай простой внимательный ум цельным умом, пребывающим в постоянном хранении от рассеяния. 31. Если сможешь это сделать, то этот единый цельный ум соединится с сердцем, в котором воссияет Христос светом невыразимой Небесной Любви. 32. Как бы ни наступал на смиренную Любовь искаженный ненавистью мир, сокрушить эту Любовь он не может, «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (l Кор. 4: 20). 33. В Любви исчезают все страдания и скорби, ибо она есть совершенный покой и благодать Святаго Духа: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|