Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опыты серий II и lla (групповые опыты)




 

Для дальнейшего подтверждения наших основных результатов рассмотрим дан­ные двух групповых опытов, которые, в силу технических причин, должны были проводиться несколько иначе, чем индивидуальные.

 

Все задания (за исключением № 18) выполнялись письменно. Каждое из них предъявлялось испытуемым на отдельном листочке. Листочки с заданиями были сло­жены в конверт в таком порядке, что когда испытуемый открывал конверт, перед ним оказывалась обратная сторона листка с первым заданием. По команде эксперимента­тора испытуемые начинали выполнять первое задание. Когда они завершали это зада­ние, или когда экспериментатор прерывал их, они должны были положить листок с заданием обратно в конверт. (Тем самым мы сразу достигали того, что задание убира­лось с глаз испытуемых.)

Поскольку испытуемые работали с разной скоростью, то установить единый мо­мент для прерывания действия было невозможно. Поэтому экспериментатор прерывал выполнение действия тогда, когда примерно половина всех испытуемых заканчивала выполнять задание.

После того как испытуемые убирали в конверт последнее задание, они должны были записать на отдельном листке (чтобы не создавать раздачей листков слишком сильного изменения ситуации, эти листы раздавались вместе с конвертами с задани­ями в самом начале опыта), какие задания им попались. В случае паузы в ходе пере­числения заданий, они должны были провести черту (чтобы обозначить место паузы), а затем продолжать записывать задания дальше. После опыта испытуемым задавались следующие вопросы, на которые они должны были ответить также письменно:

1. Как Вы объясняете себе прерывание выполнения заданий?

2. Что происходило в плане переживаний с предыдущим заданием, когда Вы начи­нали выполнять новое?

3. Доставил ли Вам опыт удовольствие?

Испытуемые получали следующие задания: 1. Печатание имени. 2. Рисование. 3. За­дание со спичками. 4. Стихотворение. 5. Разборка домика. 6. Разворачивание флага. 7. За­гадка. 8. Копирование корреляционной таблицы. 9. Умножение. 10. Заполнение спирали. 11. Тест на складывание. 12. Названия городов. 13. Рисование плана. 14. Составление пред­ложения. 15. Складывание открытки. 16. Корректурная проба. 17. Пересчитывание крес­тиков. 18. Плетение коврика. (Два последних задания предъявлялись лишь во втором групповом опыте.)

 

Результаты групповых опытов представлены в таблицах 7 и 8. В первом группо­вом опыте (со взрослыми) ЗН/33 = 1,9, во втором (со школьниками7) — ЗН/33 = 2,1.

Для 37 из 47 испытуемых первого группового опыта ЗН/33 > 1; для трех испыту­емых ЗН/33 = 1; для 7 испытуемых ЗН/33 < 1. Для 36 из 46 испытуемых второго груп­пового опыта ЗН/33 > 1; для 4 испытуемых ЗН/33 = 1; для 5 испытуемых ЗН/33< 1.

Сопоставление заданий по коэффициенту ЗН/33 также показывает преимуще­ственное запоминание незаконченных заданий: для 14 из 16 заданий первого группо­вого опыта и для 17 из 18 заданий второго группового опыта коэффициент ЗН/33 оказался больше 1 (ср. также табл. 18).

Таким образом, и групповые опыты с их несколько измененными условиями продемонстрировали при запоминании значительное преимущество незаконченных заданий.

________________

7 Я хочу выразить сердечную благодарность г-ну Малину, учителю 186-й Берлинской общеобра­зовательной школы, за его дружескую помощь.

Таблица 7

ЗН/33 в первом групповом опыте (испытуемые — 47 студентов).

Среднее арифметическое ЗН/33 = 1,9


Группа 1: ЗН/33 >1,5 Группа 2: 1,5>ЗН/33>1 Группа 3: ЗН/33 =1 Группа 4: ЗН/33< 1
Испыт. ЗН/33 Испыт. ЗН/33 Испыт. ЗН/33 Испыт. ЗН/33
  5,0   1,5   1,0   0,9
  5,0   1,5   1,0   0,85
  5,0   1,5   1,0   0,8
  4,0   1,5       0,7
  3,75 3,75 3,0   1,45 1,3 1,3 Среднее арифметическое 1   0,55 0,5 0,0
  3,0   1,25   Среднее арифметическое 0,61
  2,5   1,25  
  2,5   1,1  
  2,5 2,4 Среднее арифметическое 1,4      
  2,2      
  2,2        
  2,1        
  2,0        
  1,9        
  1,9        
  1,8        
  1.8        
  1,8        
  1,75        
  1,7        
  1.7        
  1.7        
  1,7        
  1,6        
Среднее арифметическое 2,6        
           

 

Ниже мы увидим, что у маленьких детей (в возрасте от 5 до 10 лет) коэффи­циент ЗН/33 оказывается в среднем более высоким, чем у взрослых. Однако среднее значение ЗН/33 у четырнадцатилетних школьников в групповом опыте (табл. 8) пре­восходит средний результат студентов лишь очень незначительно (2,1 против 1,9). Та­ким образом, четырнадцатилетние школьники обнаруживают в этом эксперименте почти такое же поведение, как и студенты.

Таблица 8

ЗН/33 во втором групповом опыте (испытуемые — 45 школьников 13—14 лет).

Среднее арифметическое ЗН/33 = 2,1


 

Группа 1: ЗН/33 >1,5 Группа 2: 1,5 >ЗН/33> 1 Группа 3: ЗН/33 = 1 Группа 4: ЗН/33< 1
Испыт. ЗН/33 Испыт. ЗН/33 Испыт. ЗН/33 Испыт. ЗН/33
  6   1.5   1   0,9
  6   1,4   1   0,9
  5   1,3   1   0,9
  4.7   1,3   1   0.8
  4   1,2 Среднее арифметическое 1 Среднее арифметическое 0,9
  4   1,2
  3,75   1,1
  3   1,1        
  3            
  2,5 2 Среднее арифметическое 1,3        
  2        
  2            
  2            
  2            
  2            
  2            
  1.9            
  1.9            
  1.9            
  1.7            
  1.7            
  1,7            
  1.7            
  1.7            
  1,6            
  1,6            
  1,6            
Среднее арифметическое 2,7            
           

 

 

Глава II. Теоретические возможности

 

Возникает вопрос: чем можно объяснить обнаруженное нами преимущество незаконченных заданий по сравнению с законченными?

Прежде чем перейти к обсуждению различных возможных объяснений, мы хо­тели бы несколько подробнее остановиться на поведении испытуемых при выполне­нии заданий и при их прерывании.

 

Ход опыта






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных