Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А) Поведение испытуемых




 

Как правило, испытуемые стремились к тому, чтобы выполнить задания воз­можно лучше. При этом, насколько мы могли наблюдать, у испытуемых выделились три основные установки, характеризующие понимание заданий и их выполнение.

Свою работу испытуемые делали, побуждаемые либо:

1) чувством долга перед экспериментатором;

2) честолюбием;

3) самим содержанием задания.

Первая установка. Испытуемый чувствует себя обязанным «честно» вести себя в ходе опыта по отношению к экспериментатору. Психологически неискушенные ис­пытуемые верят, что экспериментатор хочет в научных целях сравнить их работу с работой других испытуемых, и нуждается для этого в самых высоких результатах, на которые они способны.

Такие испытуемые видят в экспериментаторе человека, обладающего большим опытом работы с этими заданиями и ожидающего от них вполне определенных ре­зультатов; и они, как правило, стараются в возможно большей степени подстроиться под желания экспериментатора. Выполняя задания, они бросают на него взгляды, пытаясь по его поведению понять, доволен ли экспериментатор их работой. Напри­мер, один из испытуемых рассказал следующее: «Я заметил, что Вы были недоволь­ны эллипсом, но я не знал, были ли мои крестики слишком большими для Вас, или чересчур маленькими». Другой испытуемый отмечает: «Я хотел определить по выра­жению Вашего лица, достаточно ли шлем хорош для Вас».

Во многих случаях такое подстраивание под экспериментатора проявлялось в прямых вопросах или обращениях за советом, например: «Как Вы считаете, мне сто­ит взять зеленые или красные бусины?»; «Вы хотели бы, чтобы крышка закрывалась пло'тнее, или Вас устроит, если я оставлю ее так?...»

Вторая установка. Нередко испытуемые верили, что в опытах испытываются их способности, и хотели поэтому в полной мере продемонстрировать свой «практичес­кий интеллект». (Этот термин использовался в самоотчетах многих испытуемых). Та­кие испытуемые часто осведомлялись, как выполнили данное задание другие, и не­редко отмечали: «Наверное, никто не действовал так глупо, как я!», или: «Я не силен в рисовании. Мне было неприятно показывать это Вам». В случае правильного реше­ния или удачного выполнения задания такие испытуемые радовались, приободря­лись, иногда смеялись.

Это желание себя показать, временами соединявшееся со своеобразным стрем­лением испытать свои силы, побуждало испытуемых стараться выполнить задание как можно лучше без какой бы то ни было посторонней помощи, в частности, со стороны экспериментатора. (Таким образом, испытуемые этой группы вели себя по отношению к экспериментатору существенно более самостоятельно, чем испытуемые первой груп­пы). Мы встречаемся здесь с одним из случаев личного интереса при так называемых лабораторных опытах.

Третья установка. В этом случае все решалось не подстройкой под эксперимента­тора и не собственным честолюбием испытуемого, а самим заданием, побуждающим испытуемого работать над ним («побудительностью предметов»8) и «надлежащим об­разом» его выполнить (например, сделать круг как можно более ровным, и т.п.). Так, одна из испытуемых, лепя собаку из пластилина, сказала: «У таксы не должен быть такой длинный хвост, и совсем не потому, что экспериментатор может подумать, что я не умею лепить, нет, такса сама на меня за такой хвост обидится». И испытуемая долго возится, укорачивая хвост вылепленного животного. Таким образом, сам пред­мет вызывает здесь потребность выполнить задание или улучшить получившийся про­дукт, исходя из объективных критериев.

________________

8 См.: Левин К. Намерение, воля и потребность. <Наст. изд. С. 94-164>






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных