Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Г) Прерывание заданий




 

В описывавшихся до сих пор опытах прерывание работы происходило следую­щим образом. Со словами: «А теперь сделайте, пожалуйста, вот это!», эксперимента­тор подавал испытуемому новое задание.

В первый раз испытуемые нередко бывали поражены и удивленно смотрели на экспериментатора. При последующих прерываниях испытуемые больше не удивлялись. Их изумление проходило, поскольку раньше или позже каждый испытуемый находил какое-либо «объяснение» удивившему его факту прерывания. В самоотчетах они отме­чали: «Вы хотели посмотреть, могу ли я сосредоточиваться», или: «Вы прерывали меня, когда видели, выбрал ли я правильный способ выполнения задания, или не­верный». Лишь в нескольких случаях испытуемые восприняли прерывание не как не­существенное для хода опыта событие, а как его истинную цель.

Однако нахождение объяснения вовсе не означает, что испытуемый согласен с прерыванием. Напротив, испытуемые обычно встречали прерывание в штыки. У некоторых из них это сопротивление доходило до того, что они отказывались отдать работу, даже когда экспериментатор настойчиво ее требовал. Иногда реакцию испы­туемых можно было оценить как состояние аффекта.

Поскольку прерывание имело свой смысл лишь тогда, когда оно вызывало у испытуемого ощущение незаконченности работы, то оно осуществлялось, как пра­вило, в тот момент, когда у экспериментатора складывалось впечатление, что ис­пытуемый максимально погружен в работу. Такие моменты мы называем «точками наиболее сильного контакта испытуемого с заданием». Такие точки максимального контакта с заданием обычно наблюдались в тот момент, когда испытуемый уже уви­дел, как сделать то, что требуется, но еще не вполне понял, как будет выглядеть ре­зультат. Пример: испытуемая лепит из пластилина собаку. Она замечает, что у нее уже получилось четвероногое существо, обладающее даже какой-то «собакоподобностью». Однако еще остается опасность того, что она собьется с верного пути, что вместо за­думанной собаки получится кошка. В такой момент контакта с заданием его завершение уже видится испытуемому близким и достижимым. Ситуация полна надежд, но в тоже время остается еще опасной. Задание ни в коей мере нельзя считать «в основ­ном законченным», как это временами бывает незадолго до его завершения.

д) «Полуспонтанные» высказывания испытуемых

 

Определить благоприятный для прерывания момент обычно бывает довольно легко, поскольку испытуемые в большинстве случаев находятся с экспериментатором в дружеских отношениях. Благодаря непринужденности ситуации испытуемые часто сами комментируют происходящее. Кроме того, экспериментатор может время от времени осведомляться, насколько они продвинулись в выполнении задания. В кон­тексте всей ситуации этот вопрос воспринимается не как выспрашивание, а как вы­ражение естественного интереса со стороны экспериментатора. И ответ, который дает испытуемый, следует понимать не как самонаблюдение в собственном смысле слова, но как его «полуспонтанное высказывание».

Ценность «полуспонтанных высказываний» такого рода заключается в том, что они позволяют достичь более глубокого понимания реально происходящих процес­сов, не нарушая и не искажая хода опыта. Испытуемый здесь не описывает свои пе­реживания задним числом с «позиции наблюдателя», а непосредственно реагирует на ситуацию и тем самым раскрывает ее характер.

Помимо этого, как мы уже упоминали выше, по окончании опыта испытуе­мые писали отчеты.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных