Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стремление к воспроизведению




и коэффициент ЗН/33

 

Предположим, что сильно выраженное стремление к воспроизведению снижа­ет относительное преимущество незаконченных заданий даже при сохранении напря­жений потребностного типа. Тогда разделение испытуемых в соответствии с величи­ной их коэффициента ЗН/33 должно показать, что снижение коэффициента ЗН/33 происходит в результате не худшего запоминания незаконченных действий (ЗН), а лучшего запоминания законченных действий (33).

Таблица I, а также таблицы 12 и 13 показывают (см. средние значения в пра­вых столбцах), что, действительно, для испытуемых и с высоким, и с низким коэф­фициентом ЗН/33 значение ЗН примерно одинаково и равно 7.

 

Для испытуемых, имеющих коэффициент ЗН/33 меньше или равный 1, это уже не так. То есть этим испытуемым присущи не сильное стремление к воспроизведению, но слабые квазипотребности, связанные с незаконченными действиями, что и приво­дит к снижению ЗН (см. далее).

 

Таким образом, различие коэффициентов ЗН/33 обуславливается, в целом, раз­личным количеством запомненных законченных заданий (33). В то время как для ис­пытуемых первой группы (для которых значения ЗН/33 лежат между 6 и 2,5) 33= 2,1, для испытуемых второй группы (значения ЗН/33 лежат между 2 и 1,6) 33 = 3,8, для испытуемых третьей группы (значения ЗН/33 между 1,5 и 1,3) 33= 5,5. При этом зна­чение ЗН для всех этих групп остается примерно равным 7 (см. табл. 1).

Различные испытуемые отличаются друг от друга тем, как они запоминают законченные действия.

Напрашивается следующее объяснение: отдельные испытуемые приступают к перечислению заданий с неодинаково сильным стремлением к воспроизведению; однако вполне возможно, что к такому выравниванию значений ЗН и 33 приводит очень хорошая память, поскольку значения ЗН не могут быть выше максимума (об­щее количество незаконченных заданий), а временами этот максимум незаконченных заданий почти достигается при перечислении.

Для того, чтобы выяснить, какой из этих факторов решающий, необходимо об­ратиться к более детальному рассмотрению поведения испытуемых при перечислении.

 

Ход перечисления

 

Все испытуемые сначала довольно быстро перечисляли выполненные задания. Как правило, они очень старались называть задания в порядке их выполнения в ходе опыта, однако обычно это не удавалось, и испытуемые легко сбивались и отклоня­лись от этого порядка. Тогда они спрашивали экспериментатора, должны ли они следовать порядку заданий в опыте. Экспериментатор отвечал: «Вы должны перечис­лять задания в том порядке, как они приходят Вам в голову».

Испытуемый бегло перечисляет задания в течение некоторого времени, затем перечисление замедляется, задания называются рывками, с небольшими паузами, испытуемый начинает говорить неуверенно и временами произносит: «Так, что же там еще было?»; при этом он чувствует, что еще каких-то заданий не хватает. Вслед за этим замедленным перечислением наступает заминка. Испытуемый несколько раз повторяет: «Больше я не помню», «Мне кажется, это все». Однако некоторые испы­туемые стараются и после этой заминки припомнить еще какие-нибудь задания: «Ка­жется, были еще задания, я постараюсь сейчас их вспомнить».

В этой фазе наблюдается совершенно другое поведение испытуемых. Если рань­ше они спокойно перечисляли задания, то теперь в их поведении обнаруживается явная растерянность. В первый период испытуемые либо смотрели в глаза экспери­ментатору, либо направляли свой взгляд в одну точку. Теперь же их взгляд постоянно скользит по стенам и по полу. Испытуемые ищут точку опоры, пытаются строить ис­кусственные связи, располагают задания по группам. Обычные для этой стадии выс­казывания испытуемых: «Делал ли я еще что-то карандашом?», «Я ведь, кажется, еще что-то рисовал!», «Вы все спрятали! Если бы я только мог найти какую-нибудь зацепку!» В предшествующий период испытуемый в подобных зацепках не нуждался. Один из испытуемых высказался так: «Мне надо только сосредоточиться и восстано­вить в памяти первое задание, остальные вспомнятся сами собой». Однако теперь для того чтобы вспомнить задания испытуемые обращаются к различным интеллектуаль­ным вспомогательным средствам.

Одновременно со стадией заминки на первый план выступает самоконтроль испытуемых: они начинают проверять, что уже было ими названо. «Бусы я уже назы­вал, коробочку тоже». Иногда на этой стадии испытуемый больше озабочен не поис­ком еще не названных заданий, а попыткой проконтролировать то, что он уже на­звал.

Нередко после такой заминки испытуемому удавалось вспомнить еще одно или несколько заданий.

В том виде, как мы его сейчас описали, период заминки наблюдается лишь у меньшинства испытуемых. Большинство же останавливается после замедления, не пытаясь продолжать. (Лишь при последующем самоотчете иногда испытуемые вспо­минают еще какие-нибудь задания.) Испытуемые, которые пытаются вспоминать задания и после заминки, в большинстве своем принадлежат к группе, обладающей особой внутренней установкой по отношению к опросу: они рассматривают перечис­ление заданий как проверку памяти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных