Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И действия с четким концом




 

Выше мы уже видели, что в отдельных случаях внутренняя и внешняя закон­ченность действия не совпадают. К этому стоит добавить, что и различные типы дей­ствий, в зависимости от своей структуры, ведут себя, с точки зрения образования напряжений потребностного типа, по-разному.

а) Постоянство значения ЗН/33 для отдельных заданий

 

Прежде всего следует показать, что различие значений ЗН/33 у разных заданий реально определяется структурой соответствующего типа действия, а не является выражением какого-либо случайного совпадения. Для того чтобы это сделать, мы со­поставили ранговый порядок заданий по ЗН/33 в двух различных опытах (в обоих групповых опытах IIIа и IIIb)16.

Таблица 18 показывает, что несмотря на различие абсолютных значений, на основе которых подсчитывались коэффициенты ЗН/33 в обоих групповых опытах, и несмотря на смену испытуемых, обнаруживается весьма хорошая положительная кор­реляция заданий по величине ЗН/33. (Среднее смещение рангового места составляет 7,1 %, коэффициент корреляции по Спирмену r = 0,9.)

 

В это сопоставление не включено одно задание — «загадка». Дело в том, что в силу случайных обстоятельств это задание имело в каждом из двух опытов совершенно раз­личное значение. Во втором групповом опыте оно было сформулировано так: назвать писателя, имя которого начинается на л. Как раз накануне школьники проходили Лессинга. Поэтому почти все они загадку решили. Задание оказалось для них не загадкой, а проверкой знаний. Такое изменение значения должно было бы сильно изменить и ранговое место этого задания во втором опыте по сравнению с первым. Так и оказа­лось в действительности: если бы это задание было включено в корреляционную таб­лицу, оно занимало бы в первом опыте ранговое место 2,5, а во втором — 11.

 

Весьма высокая позитивная корреляция результатов обоих опытов говорит о том, что коэффициент ЗН/33 отдельного задания — величина не случайная, но зако­номерно связанная с природой соответствующего действия.

ЗН/33 для продолжающихся действий и для действий с четким концом.

Если взглянуть на те задания в табл. 1, для которых ЗН/33 равен или примерно равен 1, то есть для которых законченные и незаконченные случаи запоминаются одинаково хорошо или одинаково плохо, то окажется, что подавляющая масса их принадлежит к одному определенному типу действий. Это задания, которые, в отли­чие от действий с четким концом, можно назвать продолжающимися действиями.

_________________

16 Для того, чтобы способ подсчета в табл. 18 был понятен, надо добавить следующее: посколь­ку, как было уже отмечено выше, экспериментатор не мог в групповых опытах прервать выполнение задания точно в тот момент, когда половина испытуемых его закончила, количество законченных и незаконченных случаев выполнения одного и того же задания является неодинаковым.

Для того, чтобы выровнять это различие, мы во втором групповом опыте действовали следующим образом: те задания, которые в первом групповом опыте были закончены большинством испытуемых, мы прерывали очень быстро, так что для этих заданий теперь получалось много незаконченных случаев и мало законченных, и наоборот (см. прим. к табл. 2). Таким образом, коэффициенты ЗН/33 в обоих опытах подсчитывались на основе совершенно различных числовых данных.

Таблица 18а

Абсолютные значения ЗН/Н и 33/3 для заданий, использовавшихся в обоих групповых опытах

 

Задания Групповой опыт I Групповой опыт II
ЗН/Н 33/3 ЗН/Н 33/3
Печатание имени 2/3 13/44 6/9 8/36
Написать 18 городов 29/43 2/4 5/13 9/32
Нарисовать вазу 9/15 9/32 20/22 9/23
Умножение 3/6 15/41 15/21 12/24
Записать стихотворение 19/22 12/25 8/25 3/20
Тест на складывание 8/20 8/27 9/26 4/19
Загадка 14/20 13/27 1/4 4/41
Разборка домика 6/15 7/31 12/24 6/21
Составить предложение 10/17 14/30 1/23 1/22
Задание со спичками 14/28 5/19 9/11 10/34
Корректурная проба 0/5^ 16/42 4/23 5/22
Переписать корреляционную таблицу 9/15 14/32 6/19 5/26
Заполнить крестиками спираль 4/9 12/38 9/20 8/25
Перемещение флага 7/15 10/32 6/19 5/26
Сложить открытку 5/12 17/35 17/21 17/24
Нарисовать план 16/26 10/21 16/27 8/18

 

_________________

^ Чтобы не получить для ЗН/33 неадекватное значение 0, при подсчете ЗН/33 мы добавили по 1 к числителю и знаменателю.

 

 

В качестве примера действия с четким концом можно привести изготовление коробочки, решение загадки или рисование вазы, в качестве примера продолжающе­гося действия — нанизывание бусин или непрерывное рисование крестиков. Действие с четким концом — это действие, направленное на достижение четко определенной, явной цели. В отличие от этого, продолжающееся действие не имеет явно выраженно­го и четко определенного конца17.

Если исключить задания, которые, в силу уже рассмотренных выше причин, занимают особое место (такие как конструирование ландшафта, задание со спичка­ми, имя) и связаны с потребностью выполнить действие еще раз, то окажется, что почти все задания, для которых ЗН/33 примерно равно 1, принадлежат к продолжаю­щимся действиям: наматывание ниток, нанизывание бус, рисование крестиков, про­должение орнамента из ячеек. С другой стороны, если взять действия, у которых ЗН/33 принимает особенно высокие значения, то это будут явно выраженные действия с четким концом: арифметическая задача, отгадывание загадки, изготовление коробоч­ки, рисунок.

Тот факт, что у продолжающихся действий ЗН/33 оказывается намного мень­шим, чем у действий с четким концом, можно объяснить двояким образом:

1) незаконченные продолжающиеся действия могут запоминаться хуже, чем незаконченные действия с четким концом;

2) законченные продолжающиеся действия могут запоминаться лучше, чем законченные действия с четким концом.

_________________

17 См.: Левин К. Намерение, воля и потребность. <Наст. изд. С. 94-164>

 

 

Таблицы 19 и 20 показывают, что и то, и другое имеет место: частота запо­минания законченных заданий (33/3) для продолжающихся действий выше, чем для действий с четким концом (50,5 % против 42 %), а частота запоминания незакон­ченных заданий для продолжающихся действий ниже, чем для действий с четким концом (55 % против 69 %). Если же принимать во внимание лишь явно выражен­ные действия с четким концом (верхняя половина рангового ряда, табл. 19), то эта разница будет еще большей (70 % против 41 %).

Для продолжающихся действий характерно то, что, с одной стороны, они ни­когда не доводятся до полного конца (например, до конца листа при рисовании кре­стиков), с другой стороны, в какой бы момент их не прервали, они никогда не явля­ются полностью незаконченными. Таким образом, с психологической точки зрения у них нет существенной разницы между «законченностью» и «прерванностыо», если не считать длительность работы, ибо всякое завершение для них устанавливается отно­сительно произвольно и не вытекает естественным образом из структуры работы.

Для того, чтобы создать хоть какую-нибудь разницу между законченным и не­законченным продолжающимся заданием, экспериментатор обозначал окончание продолжающегося действия следующим образом: в задании с бусами эксперимента­тор говорил: «Нанизывайте, пожалуйста, бусины до тех пор, пока не дойдете до узел-

Таблица 19

 

3, ЗН/Н и 33/3 для действий с четким концом ^

 

Задания ЗН/33 ∑3 в % ЗН/Н в % 33/3 в %
Арифметическая задача       31
Загадка 2,7   89 33
Счет от 55 до 17 2,6   45 17
Коробочка 2,6   87 33
Рисование 2,5   74 30
Перемещение флага 2,3   48 21
Задание с кубом 2,2   85 38
Квадратный корень 2,0   92 46
Лепка 1,9   69 36
Стихотворение 1,9   79 41
Складная линейка 1,8   70 39
Задание с ковриком 1,8   65 36
Задание с шарами 1,8   90 50
Складывание 1,7   62 37
Плетение стула 1,6   68 44
Мозаика 1,6   92 58
Спираль 1,6   60 37
Корректурная проба 1,3   69 54
Открытка 1,3   66 50
Печатание 1,3   62 46
Рисование монограммы 1,25   52 41
Умножение 1,2   45 37
Имя 1,15   56 48
Ландшафт 0,97   70 72
Задание со спичками 0,83   57 69
Среднее арифметическое 1,8 56 70 42

_________________

^ Для того, чтобы получить достаточно надежные значения, в таблицах 19 и 20, так же как и I таблице 16, приведены задания, использовавшиеся в нескольких сериях.

 

 

ка» (в отдельных случаях: «Пока все бусины не кончатся»); в рисовании крестиков: «Заполните крестиками один или два листа бумаги»; аналогично звучала инструкция и в задании «орнамент из ячеек» и «протыкание дырочек». В «наматывании ниток» инструкция была такой же, как и в задании с бусами.

Таблица 20

3, ЗН/Н и 33/3 для продолжающихся действий

 

Задание ЗН/33 3 в % ЗН/Н в % 33/3 в %
Наматывание ниток Нанизывание бус Рисование крестиков Орнамент из ячеек 1,07 1,14 1,27   43 72 61 46 43 68 54 37
Среднее арифметическое 1,1 53 55,5 50,5

 

Ниже мы попытаемся более детально проанализировать принципиальное дина­мическое различие между действиями с четким концом и продолжающимися дей­ствиями.

Похоже, что испытуемому неприятно браться за действие, которое «бесцель­но» и не имеет границ, поэтому, приступая к продолжающемуся действию, он снова пытается уточнить у экспериментатора цель этого действия, несмотря на то, что эк­спериментатор уже ее указал. Нередко испытуемые спрашивают: «Как долго мне надо рисовать крестики?» или «Мне надо нанизать все бусинки?» В таких случаях экспери­ментатор отвечал: «Да, надо заполнить весь этот лист, возможно еще и второй»; или в задании с нитками: «Пока Вы не дойдете до узелка», иногда — «Пока не кончится нитка». Тем самым, определенный конец, установленный экспериментатором, был довольно расплывчатым: его всегда можно было снова отодвинуть, он не был реально обозрим, а главное — с точки зрения самого действия не было никаких обоснований выбора именно этого конца, а не другого. Позднее испытуемые отмечали, что такой ответ экспериментатора был им весьма неприятен: «Мне было трудно начать работу. Я непременно хотел понять, где находится ее конец». Таким образом, испытуемые пытались с самого начала определить цель продолжающегося действия.

Позднее, в ходе выполнения задания, также наблюдалась тенденция завер­шить продолжающееся действие каким-либо реальным концом. То, что все бусины уже нанизаны, обычно не воспринималось испытуемыми как полностью закончен­ная работа. Они нередко делали из нитки с бусинами ожерелье или браслет, чтобы тем самым придать изделию действительную завершенность.

Там, где в ходе продолжающегося действия напрашивался естественный ко­нец, испытуемый пытался остановиться. При наматывании ниток на конструкцию из проволоки (задание № 12) они нередко останавливались, сделав один полный оборот.

Аналогичными по своей сути можно считать и те случаи, когда произвольно установленный экспериментатором конец кажется не вполне полноценным и нужда­ется в подтверждении или усилении. Например, если при рисовании крестиков ис­пытуемые хотели остановиться в конце страницы, они акцентировали этот конец заключительной точкой или обводили весь листок рамочкой.

[Иногда встречались и такие случаи, когда испытуемый был настолько сильно захвачен потоком действия, что готов был совершать его дальше и в форме продолжающегося действия как такового. Наблюдалось даже негативное отношение к пре­вращению продолжающегося действия в действие с четким концом. Причины этого явления не вполне понятны. Мы можем лишь отметить, что такое же предпочтение продолжающихся действий встречается при определенных обстоятельствах и в по­вседневной жизни. Например, если человек устал или погружен в глубокие раздумья, он может довольно долго заниматься какими-нибудь неотвязными мелочами.]

Экспериментатор препятствовал осуществлению стремления испытуемого пре­вратить продолжающееся действие в конечное. Так, в приведенном выше примере эк­спериментатор говорил: «Нет, это не нужно. Вам надо только нанизывать бусины»; или: «Нет, рамочку делать не надо, Вам надо только рисовать крестики».

 

По условиям опыта испытуемому не позволялось превращать продолжающееся дей­ствие в действие с четким концом, поскольку нам важно было сравнить, как преры­вание влияет на действия обоих типов.

 

Итак, испытуемому приходится отказаться от своего желания. И задание в из­вестной мере остается для него не вполне законченным. Во всяком случае, оно оста­ется если даже и «законченным», то не столь «завершенным», как готовое действие с четким концом. (Соответственно и 33, определяемое исходя из внешнего окончания действия, у продолжающихся действий оказалось более высоким: 50,5 % вместо 42 % — см. табл. 19 и 20.)

В такого рода случаях на задававшийся экспериментатором в ходе самоотчета вопрос: «А Вы, собственно, закончили задание с крестиками (или с бусинами)? Я забыла это отметить» — испытуемый отвечал: «А что значит закончил? Это задание бесконечно, его можно продолжать до скончания века».

Если испытуемый выражает желание «сделать завершающий штрих», то тем самым он начинает процесс превращения продолжающегося действия в конечное. Зап­рет экспериментатора мог означать в этом случае прерывание этого нового, восприни­маемого теперь уже как конечное действие, задания. Например, один из испытуемых отмечает: «Желание обвести листок рамочкой придало заданию совершенно другой характер. Запрет экспериментатора был препятствием в осуществлении новой цели».

Помимо наличия или отсутствия четкой цели, продолжающиеся и конечные действия отличаются друг от друга еще и по своим «побудительным силам». Действие с четким концом характеризуется тем, что субъекта привлекает цель действия, его установленный конец. В отличие от этого, в случае продолжающегося действия чело­века все снова и снова побуждает уже пройденная фаза его исполнения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных