Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Б) Опыты серий VIa и VIб




 

Для того, чтобы выявить динамические отношения, приводящие к такому ре­зультату, нам остается выяснить вопрос о том, препятствует ли усталость возникно­вению напряжений, или она мешает им проявиться при перечислении заданий. Для ответа на этот вопрос были проведены две серии опытов.

а) Испытуемые выполняли задания в состоянии утомления, а опрашивались позднее — в нормальном свежем состоянии. Серия VIa, табл. 26.

б) Испытуемые выполняли задания в нормальном состоянии, а перечислять задания должны были в состоянии утомления. Серия VIб, табл. 27.

Время между выполнением заданий и их перечислением составляло 13—15 ча­сов. Задания выполнялись в состоянии утомления около 7 часов вечера, а затем пере­числялись на следующий день в 9—10 часов утра. Во второй серии опыты выполня­лись рано утром, а опрос происходил в 9—10 часов вечера20.

Таблица 26

 

ЗН/33 у испытуемых, которые выполняли задания в состоянии утомления,

а опрашивались в нормальном состоянии. Серия VIa

 

Испытуемые 3 33 ЗН/33 ЗН/33
S.   1   1,2 0,9
G1.       0,75 1,25
Z.       0,66 1,5
L.       0,5 2
Kl.       0,5 2
R1.       0,4 2,5
Ph.       0,33 3
Среднее арифметическое 9,4 3,6 5,8 0,61 1,87

_________________

19 К сожалению, число испытуемых, для которых можно сравнить индивидуальные результаты в обоих состояниях, слишком невелико. Однако для чисто статистического сравнения у нас количе­ство испытуемых вполне достаточное.

20 То, что различие результатов не может определяться тем фактом, что в промежутке между выполнением заданий и их перечислением испытуемые спали, вытекает из опытов Дженкинса и Далленбаха, которые обнаружили противоположный эффект сна: в их опытах сон не ухудшал результаты запоминания, но, наоборот, улучшал их (Jenkins, Dallenbach. Obliviscence during Sleep and Waking // The American Journal of Psychology. 1924. 34 (4)).

Таблица 27

 

ЗН/33 у испытуемых, которые выполняли задания в свежем состоянии,

а опрашивались в состоянии утомления. Серия опытов VI6

 

Испытуемые 3 ЗН 33 ЗН/33 ЗЗ/ЗН
L.   1   1,75 0,6
Ba.   1   1,4 0,7
Br.       1,33 0,75
K.       1 1
VI.       0,83 1,2
Dl.       0,8 1,25
Kz.       0,75 1,33
Tz.       0,6 1,67
Среднее арифметическое 9,4 4,75 4,6 1,06 1,06

Результаты серии VIa, где испытуемые работали в состоянии утомления, а пере­числяли задания на свежую голову, снова продемонстрировали преобладание запоминания законченных действий по сравнению с незаконченными действиями. И опять решающим оказалось уменьшение числа запомненных незаконченных заданий. (Количественные результаты обоих опытов также обнаруживают хорошее совпадение друг с другом. В серии VI ЗН/33 = 0,74, в серии VIa 3H/33= 0,61.)

В отличие от этого, результаты серии VIб, где испытуемые работали в нормаль­ном состоянии, а опрашивались в состоянии утомления, обнаружили равенство ЗН и 33 (ЗН/33 =1,06).

Для того, чтобы понять значение этих фактов, нам надо, забегая вперед, ука­зать на седьмую серию опытов.

В обеих только что обсуждавшихся сериях опрос проводился не сразу после выполнения заданий, а лишь по прошествии довольно значительного времени. Тем самым, как мы еще увидим ниже, значение ЗН/33 сдвигалось в направлении к 1. Поэтому результаты этих серий следует сравнивать не с основной серией опытов, а с результатами той серии, где опрос также проводился через 19 часов после выполне­ния заданий.

Если сделать это, то окажется, что серия VI6, когда испытуемые выполняли задания на свежую голову, а вспоминали их в состоянии утомления, дала те же ре­зультаты (в том числе и количественно), что и серия с таким же промежутком вре­мени, но при нормальном состоянии испытуемых как во время выполнения заданий, так и при опросе.

Итак, в целом опыты показывают, что причину низкого значения ЗН/33 у ус­талых испытуемых следует искать не во влиянии усталости на перечисление, а в воз­действии усталости на выполнение экспериментальных заданий.

Для того, чтобы напряженная динамическая система могла сохранять состоя­ние напряжения в течении определенного времени — а именно это является предпо­сылкой перевеса незаконченных действий при перечислении, — эта напряженная система должна обладать достаточной динамической «упругостью». Иначе говоря: для сохранения напряжения необходима определенная внутренняя стабильность, в про­тивном случае следует разрядка.

В состоянии же утомления испытуемый оказывается слишком «выдохшимся», соответственно, его внутренняя среда — слишком «рыхлой». В таких условиях напря­жения не могут удерживаться. (В лишенной упругости, относительно текучей среде

 

 

напряженному состоянию сохраниться труднее.) Поэтому и оказывается, что при прерывании от­дельных действий не может образоваться отде­ленных друг от друга и сохраняющихся до мо­мента опроса напряженных систем (см. рис. 4).

 

«Выдохшееся», динамически рыхлое психологи­ческое поле (обозначено слегка волнистыми линия­ми) представляет собой слишком мягкую и текучую среду для того, чтобы могли образоваться или сохра­ниться в качестве устойчивых напряженных систем те квазипотребности, которые соответствуют незакон­ченным действиям (они обозначены на рисунке как открытые системы - ). Ситуация опыта в целом также отграничена менее четко.

 

С другой стороны, здесь удивительно то, что запоминание законченных дей­ствий не только не ухудшается по сравнению с нормальным состоянием, но даже несколько улучшается. (Среднее значение 33 в состоянии утомления равно 5 в бод­ром — 4,25).

Как можно понять этот факт?

Теперь мы должны обратиться к вопросу, который мы не обсуждали ранее, но который имеет для наших опытов принципиальное значение. Законченные задания отличаются от незаконченных не только отсутствием квазипотребности, но еще и тем, что законченные действия, будучи завершенными, представляют собой в опре­деленном смысле готовые, прочные формы, в отличие от незавершенных, более нео­пределенных и непрочных оставшихся незаконченными процессов, которым недоста­ет законченности этих готовых форм.

Если это так, то, прежде всего, это подкрепляет наш основной результат: не­законченные задания запоминаются лучше, чем законченные. Ибо он показывает, что динамическая напряженность соответствующих квазипотребностей имеет в на­ших опытах несравненно большее значение для запоминания, чем замкнутость завершен­ных форм.

Одновременно с этим получают свое объяснение и результаты опытов в со­стоянии утомления: когда человек устал, то непрочные системы, находящиеся в напряженном состоянии, не могут сохраняться. С другой стороны, вполне можно предположить, что системы, лишенные напряжения (соответствующие законченным действиям), могут сохраняться и в состоянии утомления, поскольку они уже обла­дают вполне прочной и завершенной формой.

Значит, можно объяснить и то, почему в состоянии утомления (в противопо­ложность бодрому) незаконченные действия запоминаются настолько хуже закончен­ных: первые не обладают столь прочной формой и, кроме того, поддержание суще­ствования напряженных систем требует более высокой степени прочности, чем сохранение систем, которые не находятся в напряженном состоянии.

 

Усталость же в момент опроса затрагивает не возникновение напряжения, но лишь ситуацию опроса. А выше мы уже видели, что более выраженное ослабление контроля скорее способствует запоминанию незаконченных действий (ср. выше ситуацию сни­женного самосохранения).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных