ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 5. Этика и культура межличностного общения педагогаОбщение как нравственная ценность. Общение в профессиональной деятельности педагога. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средство манипулятивного воздействия на личность учащегося. Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в общении. Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Проблемы виртуального общения в психолого-педагогической деятельности. Тема 6. Этикет в профессиональной деятельности педагога Понятие и предназначение этикета. Этика и этикет. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества. Основные требования этикета. Общие принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Этикет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила. Этикет в речевой деятельности. Культура речи и речевой этикет. Простейшие правила поведения в общественных местах. Этикет официальных и неофициальных мероприятий.
Содержание семинарских и практических занятий Семинарское занятие №1 «Профессиональная этика педагога» 1. Профессиональная педагогическая этика: сущность, содержание, функции. 2. Основные категории педагогической этики. 3. Педагогическая мораль: понятие, принципы, проявления в деятельности педагога. 4. Этика в профессиональной деятельности социального педагога. Задание. 1. При подготовке к семинару разбиться на 4 подгруппы. Каждой подгруппе подготовить презентацию по одному вопросу семинара (по выбору). При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара! 2. Подготовить индивидуальное сообщение «Зарождение и развитие педагогической этики». Использовать возможности электронной презентации. Литература основная: 2,3; дополнительная: 3,4, 5, 19, 29, 31 Семинарское занятие № 2 «Деонтологические основы психолого-педагогической деятельности» 1. Деонтология как учение о долге и должном поведении. 2. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей психолого- педагогической деятельности. 3. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл. 4. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога. 5. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение. 6. Авторитет и достоинство педагога. Задание. 1. Разделиться на подгруппы, каждой подгруппе разработать презентацию по одному из вопросов семинара. Выступить с защитой презентации на занятии. При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара! 2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Чем отличаются деонтологические нормы от других этических требований профессиональной морали?
Литература основная: 3; дополнительная: 7, 16, 20; Семинарское занятие № 3 «Этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности» 1. Понятие этического кодекса профессионала. Генезис профессиональных этических кодексов. 2. Структура и содержание профессионального этического кодекса. 3. Значение профессионального кодекса в психолого-педагогической деятельности. 4. Этический кодекс социального педагога. Задание. 1. Сравнить профессиональные этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности (педагога общеобразовательного учреждения, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя ДОУ); выявить общее и особенное, заполнить таблицу.
2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Почему практически все профессиональные кодексы содержат нормы добросовестности и уважительного отношения к труду? Какие профессиональные моральные нормы становятся приоритетными в настоящее время? Литература дополнительная: 4, 12, 13, 14, 21, 22, 23. Семинарское занятие № 4 «Педагогическая этика в системе отношений «педагог – учащийся» 1. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения педагога и учащихся. 2. Принципы педагогической этики в отношениях педагога и учащихся. 3. Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися. 4. "Открытые" проблемы в системе отношений "педагог - учащийся". Задание. Составить правила общения с подростком для учителя /социального педагога. Литература основная: 2,3; дополнительная: 4, 5, 14, 19, 32,33 Семинарское занятие № 5 «Этика отношений в системе «педагог – педагог» 1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе. 2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе. 4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе. 6. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения. Проблема субординации в педагогическом коллективе.
Литература основная: 2,3; дополнительная: 4, 5, 14, 19, 32,33
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) Лабораторная работа № 1. «Этика отношений участников образовательного процесса» Содержание занятия: 1. Повторение теоретических основ: · нормы и требования в отношениях педагога v с обучающимися v с коллегами v с администрацией v с родителями 2. Просмотр фильма с одновременным наблюдением за соблюдением педагогами этических норм в отношениях с обучающимися, с коллегами, с администрацией, с родителями. 3. Обсуждение результатов наблюдения. 4. Оформление таблицы по результатам наблюдения (групповая работа).
Результаты занятия: заполненная таблица. Литература основная: 2,3; дополнительная: 4, 5, 14, 17, 19, 32,33 Лабораторно-практическое занятие № 2. «Педагогический такт и этикет в психолого-педагогической деятельности» 1. Повторение теоретических основ: · Что такое "такт" и "этикет"? · В чем состоит их взаимосвязь? · Чем они отличаются от этики? · В чем заключается природа проявления такта? · Какие имеются признаки такта? · Каковы основные принципы педагогического такта? · Почему необходимо выполнять нормы этикета в организациях? · Какие существуют общие принципы этикета? · Каковы основные правила педагогического этикета? 2. Выполнение практических заданий. Задание 1. Дать несколько определений сущности понятия педагогического такта: · Быть приветливым - это значит… · Быть внимательным - это … · Быть предупредительным - это значит… · Быть бескорыстным - это… · Быть вежливым - это значит… · Быть тактичным - это… · Быть справедливым - это… · Быть доброжелательным - это значит… · Быть требовательным - это… Вопросы для обсуждения: 1. Какое из приведенных определений вам ближе всего? Почему? Дайте развернутый ответ. 2. Педагогический такт - это профессиональное качество или его часть мастерства? мера целесообразного воздействия педагога на ученика? умение устанавливать продуктивный стиль общения? умение выбрать правильный подход к ученикам? оказывает действенное средство влияния на детей? 3. Чем отличается педагогический такт от общего понятия такта? Обоснуйте свой ответ. Задание 2. Прочитать типичные нарушения педагогического такта: 1) непоследовательность педагога в своих требованиях, расхождение указаний; 2) излишняя строгость педагога, которая исключает установление благоприятного психологического контакта с воспитанниками; 3) многословие педагога (тренера) в процессе воспитывающего воздействия, которое снижает действенность педагогического влияния; 4) однообразие воспитывающих высказываний и недостаточная требовательность педагога в процессе общения с учениками; 5) сухость, преобладание рассудительности в обращении, что затрудняет установление оптимального педагогического общения; 6) частое указание на недостатки учеников и излишнее захваливание снижает интерес к спортивным занятиям, деловую активность, усложняет взаимоотношение между педагогом и учениками; 7) неуместная ирония в обращении с учащимися, которая снижает интерес к занятиям, вызывает замешательство и скованность. Согласны ли вы с этими перечисленными нарушениями педагогического такта педагогами? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры. Задание 3. Прочтите эпизоды несоблюдения правил педагогическогоэтикета, которые наблюдали студенты у педагогов в период педагогической практики: 1) в общении с учащимися ( крикливость, грубость, повышенная раздраженность, фамильярность и т.п.); 2) в общении со студентами-практикантами: а)претензии и упреки в адрес преподавателей университета: "И чему только вас там учат?", "Ох, как плохо учат вас профессора?" или "Увы, ваши ученые не подготовили вас к практике"; б) к проведению педагогических наблюдений: "Кому нужны эти наблюдения?", "Все ваши задания никому не нужны и даже вашим ученым", или "И зачем задают вам их так много?"; 3) безразличие или беспомощность в решении ситуаций: "Не знаю, что с вами делать?", "Не стойте с унылым лицом!", "Вас много, а я одна"; 4) выражение недовольства или возмущения классных руководителей: "Опять что-то надо от меня…?", "Замучил меня со своей характеристикой…", "Свалились мне на голову…", "Нет времени у меня…", "Оставьте меня в покое…" "Как мне все вы надоели со своими вопросами…"и т.п. Вопросы для обсуждения: 1. Какие правила педагогического этикета нарушены? 2. К каким последствиям приводят подобные нарушения? 3. Как следует реагировать участникам в данных условиях? Задание 4. Проанализироватьситуации из практики психолого-педагогической деятельности; обратить внимание на соблюдение норм педагогического этикета и проявление педагогического такта:
1) Вы пришли в школу после летних каникул и узнали, что в «проблемном» 7-м классе новый классный руководитель – новый педагог, молодой специалист, с которым Вы еще не знакомы. Познакомьтесь с коллегой;
2) Вы посещаете семьи СОП. Придя домой к школьнику, состоящему на внутришкольном учете, Вы застаете там бабушки и дедушку. Ваши действия? Что Вы скажете им?;
3) Вы – вожатый отряда самых младших воспитанников в ДОЛ. Сегодня в лагере очень вкусный завтрак. Повар Надежда Николаевна испекла булочки с джемом. Дети хотят поблагодарить Надежду Николаевну, но не знают, как это сделать. Помогите детям выразить благодарность и похвалу за вкусное угощение;
4) В школе новый социальный педагог, выпускник престижного вуза, который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций с родителями, и они им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с коллегами, и особенно с обслуживающим персоналом Вы каждый день слышите жалобы на него, а сегодня в Вашем присутствии он резко потребовал замолчать одного из технических работников. Ваши действия? Какие замечания необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе? 5) У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь? 6) На 18.00 Вы пригласили к себе родителей школьника, который постоянно опаздывает на все уроки, для выяснения причин его опозданий и принятия совместных мер по решению этой проблемы. Но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Родители пришли вовремя и ждут Вас. Как вы начнете беседу при встрече?
7) Вы недавно устроились на работу и тут же получили приглашение на корпоративную вечеринку. Как будете себя вести среди еще незнакомых коллег, с которыми Вам предстоит работать? 8) Ученик 7-го класса выбегая из классной комнаты, сильно толкает Вас. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что Вы предпримете в такой ситуации? 9) Увидев Вас в коридоре, подросток сказал: «Вы больны? У Вас очень усталый и утомленный вид». Какова будет Ваша реакция?
Обсудить результаты выполненного задания. Задание 5. Объяснить, как понимается «золотое правило этики» применительно к поведению в компьютерных сетях. Предъявить разработанные при подготовке к занятию правила сетевого этикета. Какие из них обязательны для специалиста в психолого-педагогической деятельности? Результаты лабораторно-практического занятия: в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я уверена, что буду чувствовать себя уверенно в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….» (Теперь я еще больше беспокоюсь о том, что буду испытывать сложности в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….») Литература основная: 2,3; дополнительная: 3, 4, 5, 8, 14, 18, 19, 21 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|