Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Этика и культура межличностного общения педагога




Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной деятельности педагога. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средство манипулятивного воздействия на личность учащегося.

Нравственные основания общения. Роль моральных принципов и норм в общении.

Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основная форма общения.

Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Проблемы виртуального общения в психолого-педагогической деятельности.

Тема 6. Этикет в профессиональной деятельности педагога

Понятие и предназначение этикета. Этика и этикет. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества.

Основные требования этикета. Общие принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях.

Этикет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила.

Этикет в речевой деятельности. Культура речи и речевой этикет.

Простейшие правила поведения в общественных местах. Этикет официальных и неофициальных мероприятий.

 

Содержание семинарских и практических занятий

Семинарское занятие №1 «Профессиональная этика педагога»

1. Профессиональная педагогическая этика: сущность, содержание, функции.

2. Основные категории педагогической этики.

3. Педагогическая мораль: понятие, принципы, проявления в деятельности педагога.

4. Этика в профессиональной деятельности социального педагога.

Задание. 1. При подготовке к семинару разбиться на 4 подгруппы. Каждой подгруппе подготовить презентацию по одному вопросу семинара (по выбору). При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара!

2. Подготовить индивидуальное сообщение «Зарождение и развитие педагогической этики». Использовать возможности электронной презентации.

Литература

основная: 2,3;

дополнительная: 3,4, 5, 19, 29, 31

Семинарское занятие № 2 «Деонтологические основы психолого-педагогической деятельности»

1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

2. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей психолого- педагогической деятельности.

3. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.

4. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога.

5. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение.

6. Авторитет и достоинство педагога.

Задание. 1. Разделиться на подгруппы, каждой подгруппе разработать презентацию по одному из вопросов семинара. Выступить с защитой презентации на занятии. При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара!

2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Чем отличаются деонтологические нормы от других этических требований профессиональной морали?

 

Литература

основная: 3;

дополнительная: 7, 16, 20;

Семинарское занятие № 3 «Этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности»

1. Понятие этического кодекса профессионала. Генезис профессиональных этических кодексов.

2. Структура и содержание профессионального этического кодекса.

3. Значение профессионального кодекса в психолого-педагогической деятельности.

4. Этический кодекс социального педагога.

Задание. 1. Сравнить профессиональные этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности (педагога общеобразовательного учреждения, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя ДОУ); выявить общее и особенное, заполнить таблицу.

 

Этический кодекс специалиста Общие позиции Отличительные черты Выводы
       

2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Почему практически все профессиональные кодексы содержат нормы добросовестности и уважительного отношения к труду? Какие профессиональные моральные нормы становятся приоритетными в настоящее время?

Литература

дополнительная: 4, 12, 13, 14, 21, 22, 23.

Семинарское занятие № 4 «Педагогическая этика в системе отношений «педагог – учащийся»

1. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения педагога и учащихся.

2. Принципы педагогической этики в отношениях педагога и учащихся.

3. Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися.

4. "Открытые" проблемы в системе отношений "педагог - учащийся".

Задание. Составить правила общения с подростком для учителя /социального педагога.

Литература

основная: 2,3;

дополнительная: 4, 5, 14, 19, 32,33

Семинарское занятие № 5 «Этика отношений в системе «педагог – педагог»

1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.

2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе.

6. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения. Проблема субординации в педагогическом коллективе.

 

Литература

основная: 2,3;

дополнительная: 4, 5, 14, 19, 32,33

 

 

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Лабораторная работа № 1. «Этика отношений участников образовательного процесса»

Содержание занятия:

1. Повторение теоретических основ:

· нормы и требования в отношениях педагога

v с обучающимися

v с коллегами

v с администрацией

v с родителями

2. Просмотр фильма с одновременным наблюдением за соблюдением педагогами этических норм в отношениях с обучающимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

3. Обсуждение результатов наблюдения.

4. Оформление таблицы по результатам наблюдения (групповая работа).

Педагог Этические нормы в отношениях
с учащимися с педагогами с родителями с администрацией
ситуа-ция коммен-тарий ситуа- ция коммен-тарий ситуа-ция коммен-тарий ситуа-ция коммен-тарий
                 
                 
                 

Результаты занятия: заполненная таблица.

Литература

основная: 2,3;

дополнительная: 4, 5, 14, 17, 19, 32,33

Лабораторно-практическое занятие № 2. «Педагогический такт и этикет в психолого-педагогической деятельности»

1. Повторение теоретических основ:

· Что такое "такт" и "этикет"?

· В чем состоит их взаимосвязь?

· Чем они отличаются от этики?

· В чем заключается природа проявления такта?

· Какие имеются признаки такта?

· Каковы основные принципы педагогического такта?

· Почему необходимо выполнять нормы этикета в организациях?

· Какие существуют общие принципы этикета?

· Каковы основные правила педагогического этикета?

2. Выполнение практических заданий.

Задание 1. Дать несколько определений сущности понятия педагогического такта:

· Быть приветливым - это значит…

· Быть внимательным - это …

· Быть предупредительным - это значит…

· Быть бескорыстным - это…

· Быть вежливым - это значит…

· Быть тактичным - это…

· Быть справедливым - это…

· Быть доброжелательным - это значит…

· Быть требовательным - это…

Вопросы для обсуждения:

1. Какое из приведенных определений вам ближе всего? Почему? Дайте развернутый ответ.

2. Педагогический такт - это профессиональное качество или его часть мастерства? мера целесообразного воздействия педагога на ученика? умение устанавливать продуктивный стиль общения? умение выбрать правильный подход к ученикам? оказывает действенное средство влияния на детей?

3. Чем отличается педагогический такт от общего понятия такта?

Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Прочитать типичные нарушения педагогического такта:

1) непоследовательность педагога в своих требованиях, расхождение указаний;

2) излишняя строгость педагога, которая исключает установление благоприятного психологического контакта с воспитанниками;

3) многословие педагога (тренера) в процессе воспитывающего воздействия, которое снижает действенность педагогического влияния;

4) однообразие воспитывающих высказываний и недостаточная требовательность педагога в процессе общения с учениками;

5) сухость, преобладание рассудительности в обращении, что затрудняет установление оптимального педагогического общения;

6) частое указание на недостатки учеников и излишнее захваливание снижает интерес к спортивным занятиям, деловую активность, усложняет взаимоотношение между педагогом и учениками;

7) неуместная ирония в обращении с учащимися, которая снижает интерес к занятиям, вызывает замешательство и скованность.

Согласны ли вы с этими перечисленными нарушениями педагогического такта педагогами? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.

Задание 3. Прочтите эпизоды несоблюдения правил педагогическогоэтикета, которые наблюдали студенты у педагогов в период педагогической практики:

1) в общении с учащимися ( крикливость, грубость, повышенная раздраженность, фамильярность и т.п.);

2) в общении со студентами-практикантами:

а)претензии и упреки в адрес преподавателей университета: "И чему только вас там учат?", "Ох, как плохо учат вас профессора?" или "Увы, ваши ученые не подготовили вас к практике";

б) к проведению педагогических наблюдений: "Кому нужны эти наблюдения?", "Все ваши задания никому не нужны и даже вашим ученым", или "И зачем задают вам их так много?";

3) безразличие или беспомощность в решении ситуаций: "Не знаю, что с вами делать?", "Не стойте с унылым лицом!", "Вас много, а я одна";

4) выражение недовольства или возмущения классных руководителей: "Опять что-то надо от меня…?", "Замучил меня со своей характеристикой…", "Свалились мне на голову…", "Нет времени у меня…", "Оставьте меня в покое…" "Как мне все вы надоели со своими вопросами…"и т.п.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие правила педагогического этикета нарушены?

2. К каким последствиям приводят подобные нарушения?

3. Как следует реагировать участникам в данных условиях?

Задание 4. Проанализироватьситуации из практики психолого-педагогической деятельности; обратить внимание на соблюдение норм педагогического этикета и проявление педагогического такта:

 

1) Вы пришли в школу после летних каникул и узнали, что в «проблемном» 7-м классе новый классный руководитель – новый педагог, молодой специалист, с которым Вы еще не знакомы. Познакомьтесь с коллегой;

 

2) Вы посещаете семьи СОП. Придя домой к школьнику, состоящему на внутришкольном учете, Вы застаете там бабушки и дедушку. Ваши действия? Что Вы скажете им?;

 

3) Вы – вожатый отряда самых младших воспитанников в ДОЛ. Сегодня в лагере очень вкусный завтрак. Повар Надежда Николаевна испекла булочки с джемом. Дети хотят поблагодарить Надежду Николаевну, но не знают, как это сделать. Помогите детям выразить благодарность и похвалу за вкусное угощение;

 

4) В школе новый социальный педагог, выпускник престижного вуза, который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций с родителями, и они им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с коллегами, и особенно с обслуживающим персоналом Вы каждый день слышите жалобы на него, а сегодня в Вашем присутствии он резко потребовал замолчать одного из технических работников. Ваши действия? Какие замечания необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

5) У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь?

6) На 18.00 Вы пригласили к себе родителей школьника, который постоянно опаздывает на все уроки, для выяснения причин его опозданий и принятия совместных мер по решению этой проблемы. Но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Родители пришли вовремя и ждут Вас. Как вы начнете беседу при встрече?

 

7) Вы недавно устроились на работу и тут же получили приглашение на корпоративную вечеринку. Как будете себя вести среди еще незнакомых коллег, с которыми Вам предстоит работать?

8) Ученик 7-го класса выбегая из классной комнаты, сильно толкает Вас. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что Вы предпримете в такой ситуации?

9) Увидев Вас в коридоре, подросток сказал: «Вы больны? У Вас очень усталый и утомленный вид». Какова будет Ваша реакция?

 

Обсудить результаты выполненного задания.

Задание 5. Объяснить, как понимается «золотое правило этики» применительно к поведению в компьютерных сетях. Предъявить разработанные при подготовке к занятию правила сетевого этикета.

Какие из них обязательны для специалиста в психолого-педагогической деятельности?

Результаты лабораторно-практического занятия: в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я уверена, что буду чувствовать себя уверенно в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….» (Теперь я еще больше беспокоюсь о том, что буду испытывать сложности в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….»)

Литература

основная: 2,3;

дополнительная: 3, 4, 5, 8, 14, 18, 19, 21






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных