Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекции по психологии труда. Учебное пособие. 2 страница





нейшему дроблению УПНЫХ силовых движений на более мелкие, дозировочные, вплоть до появления микродвижений пальцев рук. Однако, наряду с мелкими движениями сохраняется еще множество рабочих движений, выполняемых более крупными мЫилпами рук. Переход к автоматизиованному производству требует максимальной точности и быстроты реакции (т.е. увеличивает роль пространствен но-временного компонента). Осуществление такой точности движений крупными мышцами невозможно. Только самые тонкие движения пальцев могут обеспечить необходимую точность. Именно с этим и связано появление массы микродвижений при оперировании органами дистанционного управления. Силовой фактор в таких движениях не отмирает, не упрощается, а, напротив, развивается и совершенствуется. И возможно, что такие мелкие движения требуют в своей массе больше мышечных усилий, чем движения грубые, силовые.
В структуре действий человека, имеющего дело со сложным техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные реакции (простая, дизъюнктивная, РдО). Поэтому инженерная психология уделяет большое внимание из1чению факторов, влияющих на скорость и точность сенсомоторных реакций. С точки зрения ёщей характеристики психомоторикй человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видов.сенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свидетельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды (4, с.48-52).
д) мнемические свойства
для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: обтм памяти, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к бiстрому- воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у бракера, врача), обонятельными и вкусовьхми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога,) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи.

Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лиигвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожден ных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту “деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания и время воспроизведения.
Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятий решения или какой- либо другой операции. Оперативная память тесно связана долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другоЙ стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.
Существенная роль в развитии прёфессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. Л. Смирнов отмечал влияние на запоминание ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям,

предъявляемым к ней. и к качеству, которому она должна удовлетворять (4).
Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.
Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании i5азличньих мнемических приемов. Их роль относительно невелика.
Организация материала на основании существенных признаков, т. е. по содержанию, значительно эффективнее. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительньши процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительньгх свойствах личности. (4, с.49-52)
е) имажинитивное свойства
Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств,и чены мало Можно говорить лишь в общем плане о крайних iiровлениях с кудости, огран иченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов - с другой. В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом приемов творческого (продуктивного) воображения. Получены некоторые данные, свидетельствующие о возможности целёнаправленного формйроваНия этих свойств, и приемов.
Еще шире, чем твре.скосвообржевие,включеновтрудовую Любое трудовоеёётвие ймеет цель, которая чаще всего вгуласт..в форме образа конечного продукга, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее чертежом, технологической картой, сло- весной инструкцией. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.
Диспетчер аэропорта на основе постулающей к нему по различными каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-времеиыой эрительны

образ воздушной ситуации. Образ этот трехмерный, динамический, включающий не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (З - 10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. В оптимальном режиме, когда движение воздушных судов происходит в соответствии с графиком, решения принимаются по стандартному алгоритму, предусмотрен ному инструкцией. Однако воздушная ситуация всегда в той или иной мере своеобразна. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются профессионально значимыми свойствами для диспетчера аэропорта.
Исследование факторов, влияющих на развитие профессионального воображения, взаимодействия образов воображения и образов памяти, изучение взаимосвязи образов разных модальностей - одна из насущных задач психодогии труда. (4, с. 54-55)
ж) лстельные свойства
Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовал БКГТё7йовым и было названо им пра ёiй’Г I’еiiлёв
ёёiьлряд особенностей практич омЫийi1)2нiоё
ретнIГЕ дзге деятельность, результаты лУ решения тут же подвергаются проверке; 2) создается план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; З) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдвижения множества гипотез.
В дальнейшем, продолжал изучение мышления в труде, В. Н. Пушкин предложил для него термин “оперативное” (от лат. орега - труд), т.е. мышление, непосредственно вллетенное в трудовую деятельность человека, при том деятельность,. состоящую из операций и протекающую быстро: все эти отгенки понятия “оперативный”, в той или иной степенй относятся к оперативному мышлению. Вюлочение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не примеаявлiаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласовалия. Этот процесс решения задач и может быть назвал оперативным мышлением.

В. Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мьгшления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую деятельность, воссоздает по определенной программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению Пушкина,, принципиальной разницы механизмов. даже планирование, осуществляемое по аданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возникновению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к ебвершенно новым резуль татам, т. е. является продуктивным.
В деятельности диспетчера, которую изучал В. Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следуюшие функции: 1) планирование - мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени; 2) контроль и регулирование - специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решеаие задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика - при возни квовении неисправностей и аварийных ситуаций.
) волевые свойства
В отечественной психологии Воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В трудовой деятельности роль воли, волевых свойств личности очень велика, так как в процессе труда часто возникают самые различные трудности: проТиВление материала” (в широком смысле слова), непредвиденные изменения производственной ситуаiии, утомление, монотония. Без прёодоления этих внешних и вкугренних трудностей деятельность не может быть успещной.
Вместе с тем значение тех или иных волевых свойств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство, решитель- ность и смелость, киициативность и самостоятельнОсть, выдержка и самообладание, неравнозначно для разных профессий. Значение того или иного волевого свойства определяется характером тру’а, особен-

ностями профессиональной среды, специфическими трудностями
А.Ц.Гiуни убедительно показал своеобразие и динамику структуры воли в различных видах спорта. Развитые им теоретические положения имеют более общее значение и могут быть распространены на трудовую деятельность. Пуни предлагает рассматривать совокупность волевых качеств (свойств) как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой, образуя определенную структуру. Ведущая роль того или иного волевого свойства определяется прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности. Стабильность или подвижность структуры волевых свойств зависит от степени устойчивости условий деятельности. В изменчивых условиях в качестве ведущего волевого свойства может выступать то одно, то другое свойство, изменяется и взаимодействие этих свойств.
авз характеристики я иформулировн ной И. М.Сеченовым, который называл волю деятельной стороной разума и волевом проявлев-ки
кие) компоненты, ибо воля - деятельная сторона разума;цо- i нальные (мiТй(нные), ибо воля - деятельная сторона моральных
чувств; оционньге компоненты (мени ибо проявления воли 3 связаны с преодолением препятствий различной степени трудности.
Проявления воли, так же как и процесс ее развития, у каждого человека имеют свои особенности. Они обусловлены неповторимостью пройденного жизненного пуш, вытекают из индивидуального своеобразия личности и связаны с ее направленностью, моральными принципами, индиввдуально-типологическими особенностями, стилем деятельности, с уже сложившейся структурой волевых свойств. Развитие воли и заключается в том, - отмечает А.Ц.Пуви, - чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще более отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом досткгвугь устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями.
Фундаментом волевой подготовки А. Ц. Пуни считает, в соответствии с приведенным выше определением, создание интеллектуальных основ воли (самостоятельности, крктiiчности, гибiюсти ума), моральных основ воли (нравственное воспитание) и формирование умений преодолевать препятствия.

А. Ц. Пуни и его учениками разработана техника регуляiiви волевых усилий в спорте. Приемы самоорганизации направлены на упорядочение деятельности и состояний спортсменов, экономию сил, коррёкцию техники исполнения двигательных актов, а именно на отвлечение и переключение внимания, идеомоторную подготовку, сосредоточение на технике движений, регуляцяю дыхания и др. Приемы самомобилизации (самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и т. д.) выступают преимущественно в форме произносимых про себя слов, фраз и даже монологов. Практика применения этих приемов в ходе спортивных соревнований и тренировок показала их высокую эффективность. Несомненно, что для многих видов трудовой деятельности, где возникает необходимость экстренного действия, или потребность в торможении отрицательных действий и реакций, подобная техника саморегуляции может принести ощутимую пользу, и овладение ею следовало бы включить в процесс профессиональной подготовки.
Все психические свойства стабильны в той мере, в какой они зависят от природных (главным образом типологических) особенностей. Вместе с тем при наличии необходимых отношений личности возникает возможность компенсации любого профессионально значимого свойства за счет других свойств индивида идя с помощью соответствующих умений и навыков. Эту компенсацию человек, преданный своему делу, может сформировать у себi интуитивно, однако эффект оказывается выше, когда такие задачи включены в процесс профессиональной подготовки.
1.2.3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Психические состояния представляют собой временные изменения в психике человека, происходящие под влиянием внешних и внутренних противоречий. Важность изучения психических состояний объясняется тем, что с”их изменением меняется эффективность поведения и деятельности человека, уровень работоспособности.
Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течении определенного времени и является одной из важнейших характеристик трудовой деятельности человека. Изменения функционального состояния организма в процессе деятельности называют фазами работоспособности. (7,.16)
Рассмотрим основные психологические характеристики работоспособности на примере операторской деятельности.

Работоспособность оператора обуславливается целым рядом факторов. которые можно разделить на две основные группы:
внешние и внутренние. К внешним факторам относятся - информационная структура сигналов (количество и форма предъявления информации), характеристика рабочей среды (удобство рабочего места, освещенность, температура и т.д.) Важнейшими внутренними факторами, влияющими на работоспособность оператора, являются - уровень подготовки и тренированности, эмоциональная устойчивость, гиппологические особенности высшей нервной деятельности и другие индивидуальные свойства его личности. Элементы человеческого организма взаимодействуют между собой на качественно ином уровне по сравнению с элементами машины. Поэтому при характеристике работоспособности человека недостаточно применять только количественный анализ. Важен учет не только количества совершенных действий и допущенных ошибок, но также учет их содержания и последующего влияния на результат деятельности, т.е. необходим качественный анализ. Основными характеристиками работоспособности оператора являются: продолжительность, точность, надежность и эффективность.
Деятельность человека-оператора протекает по фазам: предрабочее состояние, врабатьиваемость, устойчивы период работоспособности, утомление и восстановление функций.
а) предрабочее состояние
Организм человека может заблаговременно подготавливать себя к предстоящей деятельности посрёдством выработки стереотипа временных связей на привычную рабочую обстановку. Представление человека о предстоящей, ему деятельности, так называемый идеомоторный акт”, вызывает определенные предрабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки. Идеомоторные акты человека связаны с его предшествующим опытом, и чем больше он натренирован, тем ярче выражены у него эти состояния (процессы, связывающие Представления о движении с выполнением движения, известны в психологии как идеомоторные процессы).
б) врабатываемость
Человек не сразу Проявляет свою активность в полной мере. Период в течение которого. совершается переход от состояния покоя к рабочему состоянию, называется врабатываемостью. Наличие этого периода объясняется следующим. Система пребывающая в определенном состоянии, проявляет свойство инертности устремление сохранить это состояние. И необходимы силы противоборствующие этой инертности, чтобы сообщить определенному ряду функций новый уровень интенсивности.
Одним из источников активизации является интенсификациях в организме. Известно, что в работающей мышце интенсивность обмена веществ в несколько сот раз выше, чем в неработающей. Начало всякой работы протекает в условиях недостатка кислорода, т. е. органы дыхания и сердечно-сосудистой системы еще не достигли своей максимальной работоспособности и не могут обеспечить доставку к рабочим органам нужного количества кислорода.
Вторым источником активизации и деятельности -является налаживание координационных связей между нервными центрами и рабочими органами. Такая координация осуществляется с помощью механизмов доминанты и усвоения ритмов в ходе работы. Существуют два этапа выработки ритма: 1) подчинение ритму которое связано с воспроизведением заданного темпа раздражений, например, нажатием кнопок в ответ на ритмичные световые сигналы; 2) собственно усвоение ритма, которое произойдет тогда, когда ответные реакций на первый пусковой сигнал будут идти в темпе, соответствующем темпу подававшихся ранее сигналов, хотя они уже не действуют. Усвоение ритма наблюдается лишь на фоне доминантных состояний в нервных центрах, поэтому А.А. Ухтомский рассматривал создание доминантного очага как процесс усвоения ритма. Был установлен ряд последовательно развертывающихся явлений в процессе усвоения ритма. На первом этапе повышается лабильность нервных центров, что означает их способность отвечать возбуждением на каждое из частных раздражений. Второй этап связан с распространением ритма работы основного центра на соседние. доминантный центр начинает навязывать свой ритм возбуждения другим центрам (внутренняя синхронизация ритмической активности). На третьем этапе ответные реакция начинают соответствовать частоте поступающих стимулов (внешняя синхронизация ритмической деятельности). После этого возбуждение концентрируется и уходят из центров, которые не являются необходимыми для осуществления данной функции (концентрация усвоенного ритма). И наконец, деятельность человека будет спонтанно (самопроизвольно) осуществляться в усвоенном темпе даже после устранения стимула (следовая репродукция усвоенного ритма).

Таким образом, период врабатываемости связан с преодолением Инерционности покоя и с налаживанием координации между участвующими в деятельности системами.
длительность периода врабатываемости может быть довольно значительной. Например, утром после сна все показатели сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные часы. Может пройти два-три часа, пока сила, скорость и точность движений достигнут своих максимальных величин. Производительность труда на производстве в первый час более низкая, но ко второму-третьему часу работы значительно увеличивается.Пока еще нет данных, позволяющих установить постоянное время врабатываемости. На продо лжительность этого периода влияют следующие факторы:
1. Интенсивность работы. Чем интенсивнее работа, тем этот период короче (в абсолютных единицах времени). Однако по отношению ко всей длительности работы такой зависимости не обнаружено. В разных видах деятельности этот период может занимать от 20 до 50% общего для всей работы времени.
2. Возраст. Период врабатываемости короче у молодых, у лиц среднего и пожилого возраста. У молодых больше возбудимость нервных центров и быстрее происходит активизация обменных процессов.
З. Опыт, тренированность. У тренированных период врабатываемости короче.
4. Отношение человека к предстоящей работе. Положительные эмоции через эндокринную систему ускоряют активизацию физиологических функций. Отрицательные эмоции, связанные с деятельностью, замедляют врабатываемость.
Сокращать период врабатываемости можно разными средствами. Положительное влияние оказывают разминка в спорте и вводная гимнастика на производстве. Они должны включать в себя те физические или умствённые упражнения, которые адекватны предстоящей деятельности. Это повышает интенсификацию физиологических и психических функций к началу работы. Важна также регуляция эмоциональных состояний, формирование положительного отношения к выполняемой деятельности Необходима тренировка и профотбор.

в) период устойчивой работоспособности.
Этот период можно назвать
“периодом компенсации»{Зинченко В.П},Когда устанавливается оптимальный
режим работы организма и вырабатывается определенная стабилизация показателей. В отношении вегетативных функции данный период характеризуется равновесием между образованием и устранением продуктов обмена веществ во время работы. При этом организм еще не использовал всех возможны ресурсов. Например при мышечной деятельности потребляется два литра кислорода в минуту, а возможно его потребление до пяти литров в минуту. Следовательно в устойчивом состоянии сердечно-сосудистая м дыхательная. системы полностью обеспечивают окислительные процессы т.е. кислородный запрос равен кислородному, потреблению.
Устойчивое состояние распространяется также и на двигательные и сенсорные функции. В отношении двигательных функций состояние устойчивой работоспособности можно наблюдать на статических усилиях (удержание груза на вытянутой руке или фиксация столбика ртути на одном уровне при измерении усилия на водно-ртутном динамометре). Длительность периода устойчивой работоспособности при пс14хической деятельности оператора можно определить временем, в течение которого он не делает (или делает постоянно малое число) ошибок при осуществлении слежения за сигналом. Период устойчивой работоспособности составляет по отношению ко всему времени работы примерно 2/3
Стабильность проявления той или иной функции период устойчивой работоспособности не означает, что показатели этой функции остаются неизменными и могут быть представлены в виде прямой неколеблющейся линии. Каждая функция, даже в период устойчивой работоспособности, колеблется в каком-то диапазоне. Эти колебания происходят как бы спонтанно и могут иметь довольно большие периоды - от нескольких секунд до нескольких часов и дажё дней. Колебания функций зависят от функционального состояния организма или его отдельных систем. Чем актив- нее состояние, тем меньше вариативность. При пассивных состояниях (покой, врабатываемость, утомление) вариативность увеличивается. У взрослых вариативность меньше, чем у юношей. Уменьшается она с ростом тренированности. Величина колебаний зависит и от специфики самой функции. Так, для сенсорных функций двигательного аппарата она равна 8-16%, для сердечнососудистой системы - 20-30%. Важно и то, что выполнение основных функций, определяющих результат всей деятельности, связано с меньшими колебаниями, чем выполнение побочных действий. Таким образом, колебания функций могут служить еще одной важной характеристикой периода устойчивой работоспособности.
Период устойчивой работоспособности оператора служит важнейшим показателем его выносливости к данному виду работы при данном уровне ее интенсивности. Выносливость обусловливается различными факторами., основные из них:

1 Интенсивность работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности, меньше выносливость.

2. Специфика работы. Например, динамическая работа может
продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая деятельность. Имеет значение и то, какой орган включен в деятельность. Так, для различных мышц характерна различная выносливость к статическому усилию. Для мышц ног выносливость в 1,5- 2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, а среди мышц ног - разгибатели. При этом, несмотря на имеющуюся у человека функциональную асимметрию (праворукость), выносливость обеих рук одинакова.
З. Возраст. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом - снижается.
4’. Пол. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей выносливость при статической двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках мужчины выносливее.
5. Состояние высших уровней психической регуляции человека Концентрация внимания на выполняемой деятельности ускоряет утомление. В состоянии гипноза выносливость увеличивается. Волевое напряжение при интенсивной работе снижает показатели выносливости.
6. Эмоциональные состояния. Эмоции оказывают очень большое влияние на процесс устойчивой работоспособности. Положительные эмоции: уверенность, спокойствие, хорошее, бодрое настроение - активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности.. Отрицательные эмоции: страх, неуверенность, плохое настроение - оказывают астеническое действие, снижая работоспособность. При некоторых условиях - перегрузка или недостаточное количество информации, навязанный чрезмерно быстрый темп деятельности и т.п. - у оператора может возникнуть состояние эмоциональной напряженности или стресса, отрицательно воздействующие на процесс работы и даже приводящие к срыву.
7. Наличие умений и навыков, тренированность. Наличие правильных навыков и автоматизация действий снижает волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность оператора.
8. Тип высшей нервной деятельности. Работоспособность оператора в значительной степени зависит от индивидуальных природных возможностей его нервной системы.
Такая зависимость выступает особенно остро в условиях навязанного темпа работы и в экстремальных ситуациях, В подобных условиях снижается способность к адаптивности и в большей мере проявляется зависимость действий оператора от природных свойств его нервной деятельности.
Люди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к сильным раздражителям и экстремальным ситуациям. Вместе с тем нельзя считать слабый тип абсолютно непродуктивным в работе и “инвалидным”. Имеются данные, что при работе с однообразными слабыми раздражителями, т.е. в условиях монотонии, слабый тип оказывается продуктивнее сильного (Голубева, Рождественская, 1969).
Уравновешенность нервных процессов в последнее время связывается с понятием динамичности. Динамичность возбуждения выражается в легкости выработки положительных условных реакций. динамичность торможения проявляется в легкости выработки условных тормозных реакций (угашение, дифференцировка, запаздывание). Таким образом, под уравновешенностью нервных процессов по динамичности понимается скорость возникновения в нервной системе возбудительного или тормозного процессов.
г) период утомления

Период устойчивой работоспособности рано или Поздно сменяется периодом ее снижения, наступает утомление. Этот период характеризуется: снижением продуктивности работы (замедляется скорость реакции, появляются ошибочные или несвоевременные действия); появляются специфические сдвиги в физиологических процессах организма, а также субъективное переживание усталости. Слёдует заметить, что проблема утомления не без оснований считается одной из наиболее важных в структуре исследований трудовой деятельности человека.
Отечественная физиологическая школа, начиная с работ И М Сеченова сосредоточила свое внимание при изучении утомления человека на изменениях в ЦНС, преимущественно в ее высшем звене - коре полушарий головного.мозга
А.А.Ухтомскийi(1927) высказал мнение о том, что утомление возникает в результате затягивания физиологического интервала в афферентных зонах коры полушарий большого мозга,,В.В.Розенблат (1975) разработал теорию коркового происхождения,включающего процесс охранительного торможения в корковых клетках, возникающего вследствие значительного превышения расходования ресурсов нервных клеток над восстановлением, что ведет к истощению “функционального потенциала” этих нервных клеток. Разработанная П.К.Анохиным (1965,1975) теория функциональных систем, являющихся конкретным нейрофизиологическим субстратом всех сложных интегративных видов деятельности человека, в том числе и трудовой, позволяет рассмотреть процесс развития утомления нервно мышечного аппарата в соответствии с условиями формирования и функционирования данной функциональной системы и уточнить, некоторые положения теории центрально-нервного происхождения утомления. Согласно основным положениям теории функциональных систем П.К.Анохина, еще до начала деятельности в соответствии с конкретной задачей и условиями ее выполнения на основании афферентного синтеза, включающего мотивацию, обстановочную и пусковую афферентацию, формируется определенная (рабочая) функциональная система. Важнейшими элементами её являются программа действия и акцептор результатов действия. В процессе программирования определяется набор и последовательность включения двигательных актов. В соответствии с программой формируются команды к эффекгорным нейронам и далее к мышцам (эффекторный-центростремительный - от периферии к центру ЦИС). От проприорецепторов мышечно-суставного аппарата, органов зрения и других рецепторов регулирующие нервные центры получают информацию (обратная СВЯЗЬ) О происходящей деятельности и акцептор результатов действия сравнивает данные с запрограммированными действиями. Если имеются какие-либо расхождения между фактическими и запрограммированными действиями, то при помощи соответствующей импульсации в программу оперативно вносятся необходимые изменения.
В результате афферентного синтеза и сформировавшейся программы действия повышается уровень активации коры полушарий большого мозга с организацией в ней соответствующей “рабочей мозаики”. Последняя является необходимым нейрофизиологическим механизмом так называемой Предупредительной иннервацией мышечной деятельности.
Таким образом, в свете теории функциональных систем
П.К.Анохина, механизм утомления при локальной мышечной работе / может быть представлен следующим образом: при выполнении утомительной работы первоначальные функциональные изменения возникают в периферическом звене нервно-мышечного аппарата в виде снижения сократительной способности мышц. Затем, пройдя стадию компенсационной активации всех центральных структур нервно-мышечного аппарата, процесс завершается активным снижением интенсивности мышечной деятельности или прекращением ее в результате принятия решения высшим корковым звеном - акцептором результатов действия.
С психологической точки зрения утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н.Д.Левитов выделяет в состоянии утомления следующие компоненты
1Чувство
слабосилия. 2. Расстройство внимания. З. Расстройство сенсорных процессов. 4. Нарушение двигательных действий.
5. Нарушение памяти. 6. Нарушение мышления. 7. Трансформация мотивов деятельности. 8. Ослабление воли. 9. Сонливость. В
выделяет т
1 Первая характеризуется относительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т.д. Человек может еще продержаться усилием воли.Вторая проявляется в основном в ухудшении правильности, а не скорости выполняемых действий. Она не
может бiть полностью компенсирована стимуляцией и волевым усилием.3Третья характеризуется острым переживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных