Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекции по психологии труда. Учебное пособие. 6 страница




также о внутреннем, физиологическом состоянии организма самого работаюшего. Они основаны на различных ощущениях: зрительных. слуховых, осязательных, вибрапионных, вкусовых и т.д.
щцивНы’мения используются для восприятия с помощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их свойств и пространственно-временных характеристик. Эти умения составляют один из главных компонентов квалификации любого оператора, и прежде всего работающего за пультом управления автоматизированной системы. Возрастающая роль этих умений в трудовом процессе - одна из отличительных особенностей современного производства. ПримеРЫ перцептивных умений: опознание различных сигналов на экране радиолокатора, выделение полезных сигналов из шума при радиоприеме, определение на глаз величины предметов, расстояния до неподвижных и движущихся объектов и т. д.
С цтивньими умениями органически связаны атгенционные. С их помощью организуется целенаправленное восприятие профессионально эначимой информации. К этому типу умений от— носятся: умение распределять свое внимание на ряде существенных элементов рабочей ситуации, умение непрерывно сохранять состояние бдительности и быстро реагировать на возможные появления сравнительно редких сигналов, умение переключать внимание с одного объекта на другой с оптимальной скоростью и в необходимой последовательности.
К группе умений, используемых для хранения и переработки информации, относятся мнемические, мьтслительнье и имажинитивные умения (23).
Мнемические умения оператора связаны с фунiсционированием двух типов памяти: долгосрочной и краткосрочной (яли оперативной), причем второй тип особенно характерен для деятельности диспетчера. Оперативная память используется для сохранения вновь восприкятой информации в течение относительно короткого периода времени яли для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долгосрочной памяти.
Примером использования мнемических умений, основанных на функционировании краткосрочной памяти, может служить быстрое запоминание оператором серии последовательно появляющихся сигналов для их последующего декодярованяя и анализа. Мне- мические умения, основанные на функционировании долгосрочной памяти, используются для запоминания, длительного хранения и периодического воспроизведения различных профессиональных знаний, в частности сведений о характеристиках объектов управления алгоритмов решения типичных задач и тм.
В процессе функционирования мыслительньтх умений происходит переработка информации, хранящейся как в оперативной, так и в долгосрочной памяти, в целях принятия решения о необходимых воздействиях на управляемый объект. Примерами использования мыслительныХ умений могут служить определение наладЧИКОМ характера и причин неполадок в работе технического устройства, регулирование аппаратчиком технологического процесса переработки сырья в непрерывном химическом производстве основанное на логическом анализе причин, вызвавiХIих то или иное отклонение от задаь[ньтх параметров, и т. п.
функционирование имажинитивныХ умений представляет собой процесс мыслецногО построения образов таких предметов или явлений, которые непосредственно не воспринимались оператором. При этом он опирается на имеющиеся у него понятия и представления о родственных предметах или явлеиях. в зависимости от наличия или отсутствия ГОТОВЫХ словеснЫх или графических описаний процесс построения образов (объекта или ситуации) носит либо репродуктивный, либо творческий характер. Примером испОЛьЗОния умений первого типа может служить построение рабочим образа нёзнакомого механизма по рабочим чертежам. К имажинитивным умениям второго типа следует отнести такие умствекяъие операции, как экстраполяция маршрута и времени движения самолета диспеТчером в системе управления воздушным движением яли сведение пилотом показаний отдельных приборов в единое представление о режиме полета самолета.
В группе умений, используемых для передачи переработанной информации, центральное место принадлежит сенсомоторныМ и перцептивномоторнЫМ умениям, которые применяет оператор длх непосредстВеыяОй реализации принятых решений, воздействуя на органы управления машины, на инструменты, приборы материалы. Присущая современному производству тенденция к резкому сокращению роли больших мьтшечных усилий в трудовом процессе сопровождается увеличением удельного веса сенсомОторных актов, связанных с быстрым и точным маiiипулировани ем мелкими объектами.
Умения этого типа представляют собой способность координировано выполнять IIерцептивНо-мОтОрнЫе действия. Примерами могут служить управляющие движения водителя, осуществляемые в ответ на определенные сигналы, характеризующие состояние дорожно-транспортной обстановки; двигательные акты маiлинистки, печатающей под диктовку или iю письменному тексту.
1.4.2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
Цель всякого трудового обучения - формирование умений, определяющих продуктивность, качество и скорость деятельности. Важнейщими характеристиками умений являются их сознательность, целенаправденность, произвольность и то, что Е.А.Милерян называет наиболее сложной, синтетической особенностью умений, “вариантная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности”.
В процессе упражнения происходит автоматизация некоторых компонентов умений, образование навыков. Эти навыки в свою очередь являются необходимым условием успешного овладения
iми, более обобщенными знаниями, навыками и умениями.
ых этапа о ы i ми ования навыков. Эти этапы более четко выражены в моторных навыках м были выделены именно при их исследовании. Однако основные характеристики процесса формирования навыков, являются общими как для мо- торных навыков, так и для сенсорных и интеллектуальных.
(Первый этап формирования навыка может быть назван пред- варитльным. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробнье, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.
Второй этап - аналитический. движения на этом этапе вьшоляются раздельно, происходит чувственньтй анализ силы, вёличины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, нiкто из тренирующихся их не замечает).
Э, Третий этап - синтетический. Отдельные элементы действияобъединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле.
. Регулятором действия - на этом этапе вступае1обобЩениь!й
) образ, в который Входят последовательность движений, их взаиМОСВЯЗЬ, иерархия.
/ Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На
‘этом этапе происходит устранение излишних движений И ИЗЛИЦ]не мышечiой напряженвоёти. Внимание перемешается с процесс действия на его результат. Это связано с тем, что контроль
движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом
этапе появляется возможность произвольно регулировать темп
выполняемых действий, образуется ритм движений.
В случа телык’д дрерыва в деятельности может про•‘ изойти деавтоматизац 4Я авыса, а затем, после дополнительных
тренировок, его восстановление.
Важнейшим условием формирования навыков является мно-
-. гократ14.II9вТорение. В результате многократных ловторений
действия трансфорыируются утрачивают сознательную целенаправленность способ их выполнений автоматизируется и они
.,; преврашаются в навык.
Затец,..согласно. Н Леонтьеву, данное действие вводится в
ж состав более сложного целостного действия, в котором оно окончательн отрабатываехся. Из самостоятельного действия, именшег собственную цель, навык превращается отдельную опера. цию, служащую средством_д9стижения более широкой цели и по-
тому выйолняЮiцуЮсЯ лишь под контролем сознания. дальнейшее
повышение обобщенности уёвт4ваемого действия достигается
- повторением его в условиях вариативных, требующих разнообрази приемов выполнения.
для образования умений нужны планомерньте упражнения,
основанные на последовательном варьировании и усложнении
условий деятельности, с тем чтобы человек мог сознательно учесть
‘. влияние этих факторов, приобрести чувственный опыт, необходимы для успешного применения знаний и навыков в решении
новых задач. Таким образом, вариативностЬ условий обучения
является необходимым фактором формирования гибких, легко
переносимых в новые условия умений.


14.З. ТРЕНИРОВКА И ТРЕНАЖЕРЫ
Одним из важных этапов профессионального обучения являетс тренировка в процессе которой закрепляются правильность, точность и быстрота действий. Процесс овладения профессиональными задачами начинается с приобретения знаний. Затем должны следовать упражнения, так как одно только знание правильных способов выполнения действий не может обеспечить успешного их осуществления. В психологии и педагогике упражнением называется повторное многократное выполнение действий, организованное определенным образом, с целью развития умений и навыков. Различают два типа упражнений: учебные и тренировочные. Учебные расширяют связи, помогают уяснить принципы решения. Тренировочные угiражнения направлены на отработку и автоматизацию действий, закрепление их правильности, точности, быстроты. Тренировочные упражнения отличаются от учебных тем, что в них систематично повторяются действия, уже освоенные в учебных упражнениях, но в постепенно усложняющихся условиях; повышаются требования к правильности, точности, быстроте; возрастает умственная и физическая нагрузка, создаются более сложные ситуации.
Требования к органиации упражнений наиболее полно описаны В.В.Чебышевой и американским психологом д.Уолфлом. Прежде всего, это определенность задачи упражнений, понимание цели и способов ее достижения.
Помимо того, что цель упражнения должна быть достаточно ясна, учащимся нужно, чтобы именно этой цели они достигали в процессе упражнения.
Необходимым условием успешности упражнения являются своевременные объективные оценки результатов упражнений. Активный саiмоконтроль и самооценка являются основным условием сознательной регуляции и усовершенствования заучиваемых действий. Многие авторы считают, что правильная организация обратной связи - основное условие эффективности упражнений.
Условием успешности тренировок является и активность учащихся в преодолении трудностей при овладении навыком, когда они сами настойчиво ищут правильные способы выполнения заучиваемых действий, преодоление ошибок, закрепление полученного успеха. Только при этом условии упражнение становится не механическим повторением одних и тех же действий, а активным и сознательным процессом их усовершенствования.
Необходимо разнообразить процесс упражнения, так как чрезмерное однообразие отрицательно влияет на интерес и активность

Лекции по психологии труда. Учебноепофе.
учащихся. Важным условием успешности упражнений является постепенность усложнения задачи и повышения требований к скорости, ТОЧНоСТИ работы и к одновременному соблюдению ряда требованйй. Сюда же относится постепенное повышение нагрузки, т.е. интенсивности и длительности работы без перерыва. Одним из факторов, определяющих эффективность тренировкИ, является правильное распределение упражнений во времени. Во время ‚IерерьпзОВ возникает возможность более полного анализа действий в каждом новом упражнении человек получает ВОЗМОЖНОСТЬ как бы заново оценить свои действия и условия работы. Но если перерывы слишком большие, это отрицательно влияет на тренировки. КХ.Платонов считает, что упражнения должны быть не слишком часты (чтобы не утомить учащегося) и не слишком редки (чтобы не разрушить образовавшиеся СВЯЗИ).
Уолфл отмечает, что в сложных заданиях, растянутые во времени тренировки создают у обучаемого тенденцию к фиксированию ответных действий, а конценТрИрованные упражнения позвОляют выработать более гибкие навыки.
Разные точки зрения существуют в отношении требования к разнообразию материала практических задач. Уолфл отмечает, что варьирОвание материала уменьшает скорость обучения. другие авторы указывают на то, что разнообразие замедляет наступление утомления, повышает интерес обучающихся. Разнообразие тренировочных задач способствует формированию более обобщенного навыка и тем самым облегчает перенос его в другие ситуации. Исследование инТёддекТуальных навыков и умений показало, что разнообразие форм представления материала является обязательным условием абстрагирования закономерностей решаемой задачи и выработки оптимальной стратегии. Большое значение имеют полнота и определенность инструкции: она должна содержать необходимые сведения и не допускать различного ее понимания. Вместе с тем предпочтительна инструкция немногословная, не содержащая лишних подробностей. Очень важно, чтобы ИнструкциЯ была своевременной - этой проблеме посвящен ряд исследований, в том числе новейших, направленных на обучение решению сложных интеллектуальных задач.
Обучение идет медленнее, если в приблизительно одинаковой обстановке предстоит усвоить несколько различных действий. Возникает интерферениия навыков - их отрипательное взаимное.
влияние. для ПРСдуПреждеiIия этого явления Уолфл предлагает ряд мер предосторожi{ости в том числе тщательньй инструктаж преподавателей с целью идентичности их методов обучения. Переход к тренировке других Навыков только после того, как предшествуюцiие хорошо закрепились, также уменьшает величину интерференции.
Интересно, что многие навки МОГУаiТь сформированы лишь в том случае, если [‘Р Унци1сгюлЬзуются модели реальных Устройств отображения Ияформацiи или пультоа управления.
Такие Устройства Получили название тренажеров. Для того чтобьи.обеспечить наиболе навыков, они дОЛЖНы отвечать определенным требован’иям:
1. Навыки, развиваемые на тренажере, должны по своей структуре соответствовать навыкам трудовой деятельности. Это не означает, что они должны быть и.х копией. Более того, во многих случаях даже полезны некоторое упрощение и схематизация. Далеко не всегда требуется формирование с помощью тренажера целостного навыка, иногда достаточно отработать только некоторые операции.
2. Тренажер не должен формировать навыки, дающие отрицательный эффект при переходе в реальные условия. Но при окончательной оценке тренажера с этой точки зрения надо учитывать, насколько отрицательные навыки, если они все-таки возникают, существеннь,, насколько трудно устранимьх и какова доля положительных навыков и качество последних.
3. В тренажере должна быть предусмотрена ВОЗМОЖНОСТЬ варьировать условия Выполнения действия.
4. Тренажер должен обеспечивать ВОЗМОЖНОСТЬ Воспринимать результаты производимых на нем действий. Желательно обеспечить и Объективную регистрацию этих результатов для последующего анализа.
5. Успешность применения тренажера определяется и такими очевидными факторами, как Методическая Целенаправленность и обеспечение Необходимого числа упражнений.
В Зависимости от Психофизиологической структуры формируемых Навыков тренажеры делят на четыре группы.
1. Тренажеры для формирования сенсорных дЮН,т е. наВЫКОВ Восприятия Сигналов и их первичной оценки.
102

На этих тренажерах обеспечивается максимальное соответствие между сенсорными модальностями сигнала на тренажере и теми, которые имеются в реальной обстановке. Так, на тренажерах для подготовки операторов зрительного профиля обеспечивается точная имитация внешнего вида индикаторов, а также сигналов и помех по форме, яркости, контрасту, размерам, вероятности появления и т. д.
Тренажеры этого типа применяют при подготовке радистов, операторов гидроакустических и радиолокаторных станций и др.
2. Тренажеры для формирования сенсомоторных навыков. Тренажеры этого типа копируют компоновку сенсорногё i моторного поля реальных пультов управления в тех их звеньях, которые используются для основных операций управления системой. С помощью этих тренажеров формируются и доводятся до автоматизма основные сенсомоторньте умения и навыки, необходимые в реальной деятельности. Применяются при подготовке пилотов, танкистов, шоферов, операторов, работающих в режимё слежения.
З. Тренажеры для формирования..уметвенных навыков. Они обеспечивают максимальное соответствие смысловёго сёДёржания подаваемых оператору сигналов (а также их последовательности и вероятности появления) реально протекающим процессам и событиям. В тренажерах этого типа не придается существенного значения копированию оборудования реального рабочего места. Используются для выработки способов решения алгоритмизированных задач и проблемных ситуаций в тех видахдеятельности, где оператор имеет дело с динамическими объектами. С их
‚ помощью готовят диспетчеров в авиации и железнодорожном транспорте, операторов некоторых технологических объектов, командиров кораблей и др.
4. Тренажеры смешанного типа К этой группе относят ‘грена‘.жеры, которые обеспечивают одновременное формирование ум- ственных, сенсорных и сенсомоторных навыков. В них воспроизводятся наиболее существенные особенности устройств индикации, ввода информации и состава задач. Наиболее типичными среди этой группы являются тренажеры для подготовки операторов сложных дистанционных сжтем управления энергетическими и технологи’ескими. блоками.
Но,беiусловно, и данная классификация не исчерпывает всех видов тренажеров. В основу классификации могут быть положены и другие принципы.
Тренажеры могут быть использованы не только для начального обучения, но и для поддержания навыков на требуемом уровне, для восстановления их после перерыва в работе, для отработки взаимодействия группы операторов. Тренажеры применяют для повторных систематических упражнений с возрастающей трудностью, при постоянном самоконтроле, уточнении и совершенствовании качества осваиваемых действий. Там, где нет систематичности и разнообразия в повторении, нет самоконтроля, уточнений и совершенствования действий, там нет тренировки, нет и тренажера. Методически неправильное использование тренажера превращает его в наглядное пособие. Это бывает в тех случаях, когда вместо многократных тренировочных упражнений все возрастающей степени сложности и трудности при непременном само- контроле качества каждого действия тренажер используется только для иллюстрации отдельных теоретических положений или показа действий.
Одной из важных психологических проблем конструирования и использования тренажеров явйяется вопрос о степени подобия тренажера реальному объекту. Важный принцип теории тренажеров заключается в том, что деятельность на тренажере должна не имитироваться, а моделироваться. Ее следует строить не на подражании, а на психологическом соответствии реальной трудовой деятельности в преднамеренно упрощенных условиях. Поскольку тренажер не может полностью имитировать все условия деятельности, при его использовании приходится иметь дело с большим или меньшим вычленением части из целостной трудовой деятельности. Весь вопрос заключается в том, чтобы это вычленение делать сознательно и обоснованно.
1.4.4 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
Интеллектуальными мы называем умения (и обслуживающие их навыки), связанные с хр евцема переработкой информации:
мнемические, мыслительные, имажмнитивные.
Обобщенность, как спёцифическое свойство умений, еще более выражена в умениях интеллектуальных. Именно в силу своей обобщенности умение отличается вариабельностью, позволяющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности. А формирование этих

свойств умения эффективнее осуществляется в проблемных ситуациях, ставяших обучаемых в положение исследователя, экспериментатора, творчески влалеювIего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолеваюЩего трудности которые возникают при решении постепенно усложиЯюшихся задач.
С. Л. Рубинштейн показЫивает что при повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имеющихся связей. Первоначальные “поисковые” приемы действий, способы решения задач уточняются,совершенствуются и в конце концов закрепляЮтЯ лишь те ходы мысли, те двигательные, реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия. В результате задачи, которые когда-то были для учащегося проблемными, решаются сразу, без развернутой цепи суждений и умозаключений.
Автоматизация умственных действий не означает сведения мывIления к навыку. В той мере, в какой решаемые задачи требуют применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, мышление вновь приобретает развернутую форму, возвращается на путь анализа материала, дифференциации знаний и системных обобщений. Интеллектуальные навыки, как и всякие другие, ЯВЛЯЮТСЯ В этом случае лишь компонентами творческой мыслительной деятельности, облегчающими решение новых задач.
для успешного формирования интеллектуальных умений и навыков необходимо отработанных сенсорных и аттенцйонных навьтков, ка основе которых только и возможно формрЯйие интеллектуальных умений и навыков. Процесс решени пробй ачВлюеЯльности всегда строится
на переработке поступающей информации. Эта информация носит сложный, многоэлементньий хар1с!’ер, поступает по различным каналам, по-разному ‘заюлврована.
Учебная информационная модель может быть значительно упрощена: можно, например, не требовать выделения релевантного сигнала из шумовогО фоа, различения Сигналов малой интенсивности и решения других сенсорных задач, возникающих в реальной деятельности. Однако условия учебной задачи, формирующей мыслительные, имажикитивные или мнемические умения и навыки, неизбежно должны даваться в виде тех или иных сенсорных сигналов.
.
Появление ошибок сенсорного характера отвлекает внимание обучаемого от основной цели учебной деятельности, что может удлинить процесс овладения интеллектуальными навыками. Автоматизация сенсорных действий, достигнутая до начала процесса формирования интеллектуальных навыков, способствует направленности сознания обучаемого на решение более сложных задач.
Все сказанное относится в равной степени к навыкам распределения, переключения, сохранения устойчивости внимания. Этап формирования сенсорных и аттенционных навыков должен предiвествовать этапу формирования интеллектуальных навыков.
Процесс редукции связей, свертывания умственных действий, характерный для интеллектуального навыка, может быть ускорен, если его специально направлять. Для этого следует изучить сокращенные способы решения тех или иных задач, используемые опьггными специалистами, сформулировать принципы редукции и помочь обучаемым уяснить эти принципы. Сама цель - найти сокращенные способы решения задачи, - будучи поставлена перед обучаемым, должна способствовать более успешной релукции.
Для того чтобы можно было обобщить ряд автоматизированных навыков, необходима постановка более общей цели, вынесенной за пределы обобщаемых навыков. Такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию. Оно становится способом выполнения нового действия, соответствующего новой цели. Это общее положение относится и к интеллектуальным навыкам, формирование которых может считаться законченным только после включения их в более широкий контекст.
IА.5. КРИТЕРИИ ОБУЧЕННОСТИ
При планировании процесса обучения и при разработке тренажера оказывается необходимым построение системы критериев и показателей, опираясь на которые можно строить процесс обучения. Этими критериями определяются и выбор методов оценки профессиональной подготовленности и уровень сформированности интеллектуальных умений и навыков. Показателем сформированности профессиональных умений может служить также качество работы.
В результате формирования умений происходит изменение всей личности. “Формирование умений, - пишет Милерян, - всегда затрагивает сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и

иональную сферы личности, неизменно сiiособствуя, при праiльных методах руководства, воспитанию тех личностных качеств, которые находят себе применение в данном виде трудовой деятелькости” (4, с.7 1). В числе таких качеств он называет планомерность,
ение хода событий, интеллектуальность и прогрессивность, йроявляющиеся в тенденции личности к прогрессивному развитию, амоусовершенствованию, ведущему к овладению все более сложными видами труда.
1.4.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ПЕРЕУЧИВА НИЯ
Психологическим и исследованиями показано, что перестро й- навыка протекает более успешно у тех работников, которые
ладеют более обобщенными умениями в данной деятельности. ычно степень обобщенности умений (вариативность реализации действия) возрастает с опытом работы. Поэтому переучивание работников с большим опытом оказывается задачей менее
сной, несмотря на их определенное пристрастие к старой системе Это положение следует учитываiъ при отборе людей для пере‘чивания: ориентировка преимущественно на молодые кадры (с их шее Положительным отношением к новонведениям) была бы неерной. Отношение надо создавать. Американские исследователи Л. ч и Дж. Френч специально занимались вопросом о преодолении опротивления изменениям. Они отметили, что изменение характера
оты обычно вызывает отрицательное к себе отношение, так как,аедет к потере ощущения мастерства даже у опытных работников. В тiроведенных этими исследователями экспериментах проверялся сле-
- способ: выбирались несколько работников, достаточно опытных и авторитетных; им приводили аргументы в пользу новой технологии, затем показывали приемы работы в измененных условиях. Этим
- аботникам предлагали потренироваться в новых методах, а затем научить этим методам всех. Работники одобрили такой порядок, и результатом был необычный рост успешности переучивания. Повторые эксперименты подтвердили, что быстрота переучивания протторциональна уровню положительного отношения и активного участия работников в переучивании.
Серьезная трудность при переучиваяни возникает из-за интерференции навыков, т.е. отрицательного влияния старого навыка на выработку нового автоматизированного действия. Интерферен! л возникает тогда, когда на сходные раздражители надо реагиро-
вать иным, чем ранее, способом или разные по характеру раздражители требуют одинаковых ответных действий. Например, если на одном станке кнопка пуск” находится слева, кнопка “стоп” справа, а на другом положение кнопок обратное, при переуивании неизбежны интерференция навыка и связанные с iiею ошибки. Для профилактики ошибок такого рода необходимо на этапе проектирования учитывать возможность интерференции навыков а сохранять если не внешнюю форму, то хотя бы пространственное положение некоторых элементов. Например, в нашей промышленности использовалась в прошлом целая серия токарных станков ДИП, при совершенствовании конструкции которых сохранили расположение и внешний вид органов управления. Благодаря этому рабочий, имеющий опыт рабо-
- ты на станке ДИП- 11, мог без особых усилий перейти к обработке деталей на станке дИГI-12. Конечно, возможность сохранения стабильных элементов на современных сложных пультах управления при перестройке системы ограничена, однако там, где такая возможность имеется, желательно эту стабильность поддерживать в целях снижения количества ошибок интерференции, а также для соданая положительного эмоционального фона при переучивании.
Система умений и навьтков,сформированная в процессе профессиональной подготовки и перестроенная адекватно новым условиям при переучивании, является одним из важнейших условий успешности трудовой деятельности. С помощью хорошо закрепленных навыков и широких, обобщенных умений могут быть комаенсированы профессионально значимые свойства, не поддающиеся существенному развитию.
1.5. ЛСИХОЛОГИЧЕСКНЕ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ТРУДА
1.5.1. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Исторически сложилась система общественного разделения труда. Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа трудовые коллективы, например, коллектив работников промышленного предприятия, коллектив преподавателей вуза или школы, коллектив сотрудников брокерской фирмы и т.д. Объединение людей в трудовые коллективы позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать

более крупные и мощные социально-прОизводственные системы (по сравнению с индивидуальной системой труда), интегрироваться в единый хозяйствеш4о-экономический комплекс.
‘ В отечественной науке понятие “трудовой коллектив” употребляется в социально-правовом и социальнопсихологическом смыслах. В социально-правовом смысле под трудовым коллектиi понимается общность (группа) людей, официально объединенных в организационную структуру, направленную на достиже ниё социальноэкономических целей и удовлетворениё интереёов посредствоМ совместной трудовой деятельности и имеющую пра- новой статус, определяемый законами общества. В социальнопсихологическом смысле коллектив определяется как выслiая стадия развития организованной общности (группы) людей. Таким- образом, трудовой коллектив, с одной стороны, это любая офипиально организованная общность (социальноправовой Смысл), а с другой стороны, - это высшая стадия развития этой общости (со.пиально-психологический СМЫСЛ).
В социологии и социальной психологии понятие “коллектив” тесно связано с понятием Группа представляет собой элеент социальной структуры общества. В самом широком плане социальная группа - это общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на -основе определенного признака. В зависимости от такого признака возможны минимум три классификации социальных групп (24).
В основу первой классификации положен такой критерий (при‚нак), как численность, т. е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:
1) малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии -- - -
2) средняя группа - относительно многочисленная общность людей, находящихся вопосредованном функциональном взаимодействии;
З) большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.
Понятие “коллектив” не применимо к бо)тьшой группе людей. Социально-правовой смысл понятия трудового коллектива применим к средней группе как совокупности всех работников того или иного предприятия и к малой группе как структурной единицы производственной организации. Социально-психологический смысл трудового коллектива как высшей стадии развития ГРУППЫ обычно используется при анализе малых групп.
Вторая классификация связана с таким критерием, как врмя существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы.. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например, этническая общность - это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих может быть либо кратковременной - люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной - люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.
Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа - это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, Например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа - всегда малая формальная группа. Вторичная группа - это совокупность первичных малых групп. Коллектив предприятия, Насчитывающий несколько тысяч работников, например Кировский завод, называется вторичным (или ОСНОВНЫМ), поскольку состоит из более мелких структурных подразделений - цехов, отделов. Вторичная группа - практически всегда средняя группа.
Таким образом, трудовой коллектив промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т. д. - это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим сОциально-психолОгические особенности трудового коллектива как средней группы (24).
Понимание трудового коллектива предприятия как средней социальной группы позволяет выявить социально-психологическую специфику данного типа групп, Трудовые коллективы, объединяющие работников в одну организационную структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеологической изни общества. Их роль прояляется. в основном в следующем:
1. В трудовых коллективах происходит включение большин-iв членов общества в совместную социально значимую деятельюсть.
2. В трудовых коллективах человек получает возможность
5отать на современных средствах производства, например на ложных станках с числовым программным управлением.
3. На основе закона о приватизации предприятий конкретный ботник утверждается в качестве собственника средств произюдства.
4. В процессе овладения специальностью, приобретения про,ес.сиональных знаний, умений и навыков формируется субъект
- ственно значимой деятельности.
5. В процессе общения в трудовом коллективе происходит форщрование целей и ценностей личности, направленных на удовворение потребностей общества.
6. В процессе совместной трудовой деятёльности создаются ловия для развития творческой активности личности.
7. Социально-организованная деятельность трудового коллек- а предполагает возможность коллективного обсуждения и со$естного решения вопросов деятельности предприятия, оценки боты должностных лиц, использования гласности, информирости, контроля за их деятельностью.
В социальной психологии при изучении трудовых коллектиприменяется структурно-функциональный анализ. Под струкой трудового коллектива понимается относительно постоянсистема взаимосвязей работников и их связей с коллективом целом. Под функциями трудового коллектива понимаются разчные стандартизированные действия, регулируемые социаль-правовым нормами и контролируемые социальными инститами
1.52 ТИПЫ СТРУКТУР ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Социально-демографичёская структура определяется полоым, возрастным, этническим составом работников предприятия,
i их образования, квалификацией и стажем работы. ВыдеЮотся гомогенные и гетерогенные типы социально-демографи!Секой структуры трудового коллектива. Установлено, что осо‘енности этих типов оказывают существенное влияние не только на






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных