Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ




МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ ЛЕСНЫХ ПОРОД

Лесная селекция базируется на наследственной гетерогенности популяций древесных растений, которая позволяет вести отбор цен­ных генотипов. В последние годы в целях расширения селекцион­ной базы наряду с традиционными способами повышения генети­ческого разнообразия, такими как гибридизация и интродукция, успешно внедряются новые экспериментальные методы, основан­ные на достижениях генетики, эмбриологии и цитологии растений. Среди таких методов ведущее место занимает индуцированный мутагенез, полиплоидия и культура клеточных тканей и клеток.

Общие положения по использованию мутагенеза, полиплоидии и культуры тканей в селекции лесных древесных пород

Мутации, как известно, являются одним из основных факторов эволюции живой природы. Спонтанные мутации, возникающие как следствие естественных мутагенов, в гомозиготном состоянии проявляются фенотипически и немедленно подвергаются естественному отбору, а в гетерозиготном состоянии могут долго сохраняться и накапливаться в популяции.

Мутации, возникающие в половых клетках, называются генеративными и передаются новому поколению. Мутации, происходящие в любых других клетках организма, называются соматическими; они наследуются только при вегетативном размножении. Один из видов соматической мутации у древесных растений — почковые му­тации, возникающие в меристемных клетках точки роста стебля (предполагают, что благодаря этой мутации возникли пирамидаль­ные тополя). Различают генные, хромосомные и геномные мутации.

Генные мутации изменения, возникающие вследствие перестройки в молекуле ДНК чаще всего при замене одного или нескольких нуклеотидов в пределах гена. Это приводит к изменению строения молекул белков и появлению новых признаков и свойств (например, гроздешишечные формы у хвойных, “ведьмины метлы”, альбиносы, махровость у цветков, образование летальных генов и т.д.).

Хромосомные мутации связаны со структурными изменениями хромосом, при которых меняется положение участков хромосом, нарушаются существующие и возникают новые группы сцепления.

Геномные мутации это изменение числа хромосом. Они могут быть вызваны нерасхождением хромосом при делении. Особенно важными для селекции являются геномные мутации, возникающие из-за нерасхождения хромосом при мейозе, так как следствием мо­жет быть появление нового набора хромосом у гамет. Геномные мутации могут быть представлены гаплоидами (с хромосомной му­тацией), анеуплоидами (с лишней или недостающей хромосомой), полиплоидами (с кратным увеличением хромосом).

Спонтанные мутации возникают редко, носят случайный, ненаправленный характер. Они приводят к появлению необычных форм древесных растений. В природе у древесных растений кроме мута­ций, приводящих к изменению формы кроны, встречаются хлорофилльные мутации, мутации с морфологическими нарушениями листьев (рассеченные листья) и т.п. Такое мутантное дерево обычно произрастает в парках или садах, так как в лесу вероятность выжива­ния его очень низкая. Причиной появления около 50 % спонтанных мутаций у древесных пород считается естественная радиоактивность. Значительно больший интерес с точки зрения получения практичес­ких результатов имеет направленное получение мутаций, которое базируется на раскрытии молекулярных механизмов мутаций, управ­лении этими мутациями и получении форм живых организмов с за­ранее заданными признаками и свойствами. В селекции растений — это чаще всего выведение полиплоидных форм.

Полиплоидия, или кратное увеличение гаплоидного набора хро­мосом, вызванное геномной мутацией, — обычное явление в био­логии. По существу, в жизненном цикле высших растений споро­фит является полиплоидом по отношению к гаметофиту, так как клетки его содержат удвоенный (диплоидный) набор хромосом.

У древесных растений более трети всех родов имеют полиплоидные виды. У голосеменных древесных растений естественная поли­плоидия наблюдается очень редко. Истинным полиплоидом среди древесных форм голосеменных является секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens), у которой клетки спорофита содержат 66 хро­мосом.

Иная картина наблюдается у лиственных пород. По мнению некоторых исследователей, виды ольхи и березы произошли путем полиплоидизации из исходных видов, имеющих гаплоидный набор, состоящий из семи хромосом. Максимальное число полиплоидных видов и наибольший размер плоидности среди древесных растений наблюдается в родах Morus и Salix. Род Ива в естественных услови­ях представлен видами с уровнем плоидности In, Зп, 4п, 6п, 8n, 10n,12n. В эволюции многих видов и родов лесных древесных растений полиплоидия или была главным стратегическим направлением в видообразовании, или играла важную роль в сочетании с гибриди­зацией.

Одним из путей кратного увеличения набора хромосом в клетке является тот, когда при делении клетки хромосомы не расходятся в дочерние клетки. Если это происходит, например, во время анафа­зы II мейоза в микроспороцитах, то образуется диплоидная микро­спора, дающая в дальнейшем диплоидный спермий. При слиянии такого спермия с гаплоидной яйцеклеткой образуется триплоидная зигота. Естественный триплоид, возникший, как полагают, в резуль­тате опыления нормальной яйцеклетки лиственницы европейской диплоидной пыльцой лиственницы западной, описан в литературе (C.S. Larsen, M.A. Westergaard, 1938). Естественные триплоиды из­вестны и для лиственных пород. В 1935 году в лесах Швеции была найдена исполинская осина (Н. Nilsson-Ehle, 1936). Позднее эту форму осины нашли и в других странах, в том числе и в России (А.С. Яблоков, 1963; С.П. Иванников, 1958; В.Т. Бакулин, 1966). Деревья исполинской осины, как правило, обладают мощным ростом и по высоте превосходят одинаковые по возрасту деревья обычной оси­ны на 28 %, по диаметру — на 97 %; листья крупнее на 25-30 %, сред­няя длина устьиц больше на 15-20 %. Кариотипический анализ по­казал, что исполинская осина является триплоидом.

Поиск естественных полиплоидов в природе — дело трудное и непредсказуемое. Искусственно вызванная полиплоидия, получен­ная методом индуцированного мутагенеза, дает возможность полу­чать сорта с новыми признаками и свойствами, отсутствующими у исходных форм. В качестве мутагенных факторов чаще всего используют различные виды излучений, высокие и низкие темпера­туры, некоторые химические вещества. Обычно в роли химическо­го мутагена выступает ядовитое вещество колхицин, который полу­чают из растения безвременника осеннего (Colchicum autumnale). Колхицин разрушает веретено деления, и хромосомы не расходят­ся к полюсам клетки, а остаются на экваторе. В интерфазе хромо­сомы удваиваются и клетка становится полиплоидией. Мутагены, увеличивающие частоту мутаций в сотни раз, называют супермутагенами. Из химических супермутагенов в селекции лесных пород используют диэтилсульфат, диметилсульфат, этиленимин, нитрозоалкилмочевину и ряд др. При работе с высшими растениями воздействию мутагенов подвергают семена, почки, пыльцу. В этом случае мутации проявляются уже у растений нового поколения. Методом индуцированного мутагенеза получены искусственные полиплоиды у сосны, ели, лиственницы, осины, ольхи, березы и др. пород.

О возможности использования полиплоидных форм в селекции лесных древесных пород нет единого мнения. У голосеменных по­явление новых полиплоидных форм наблюдается редко, причем по величине прироста эти полиплоидные формы уступают диплоидным формам тех же древесных пород. Среди полиплоидных форм, полученных у хвойных с помощью колхицина, более быстрый рост по сравнению с нормальными диплоидными формами удалось дос­тичь только у криптомерии японской. У покрытосеменных расте­ний возможности использования полиплоидии более благоприят­ны. У полиплоидных форм лиственных древесных пород встречаются как быстрорастущие, так и медленнорастущие формы. Особенно быстрый рост выявлен у триплоидных форм осины и березы.

Искусственные тетраплоидные формы хвойных обычно отлича­ются замедленным ростом и представляют интерес только при раз­ведении карликовых растений в садах и парках. Эти формы почти не образуют репродуктивных органов и поэтому скрещивание их с нормальными диплоидными формами очень затруднено, хотя в результате могут быть получены триплоидные растения.

У триплоидных форм древесных растений при мейозе часть хро­мосом не находит себе пары. Поэтому образуются половые клетки с несбалансированным набором хромосом, которые затем погиба­ют, что приводит к снижению плодовитости или к полной бесплод­ности. Трудности с размножением бесплодных форм растений мо­гут быть преодолены с помощью еще одного экспериментального метода, интенсивно разрабатываемого в селекции в последние годы. Речь идет о методе вегетативного размножения растений с помо­щью культуры тканей и клеток in vitro.

Метод культуры тканей основан на тотипотентности клетки, способности ее к делению и формированию в массе размноживших­ся клеток, отдельных тканей и органов, а в дальнейшем и целого растения того вида, из которого была получена эта клетка. Много­численные опыты показали, что почти любая специализированная клетка содержит весь набор генов, контролирующий развитие ее в любом направлении. Первые успехи ботаников в этой области относятся к началу 30-х годов XX столетия. На пути к экспериментальному морфогенезу растений в культуре тканей надо было пре­одолеть три принципиальных барьера:

• первый барьер состоит в том, что необходимо создать пита­тельную среду, содержащую все требуемые вещества для изолиро­ванного существования клетки;

• второй барьер связан с тем, что уже сам процесс изоляции клетки труден, так как связь между клеточными стенками у расте­ний несравненно более прочная, чем у клеток животных;

• третий барьер заключается в том, что клетки большинства тканей растения теряют способность к делению, свойства эти со­храняются лишь у клеток специальных тканей, называемых мерис­темами.

Преодолев эти барьеры ученые получили почти идеальные модельные системы для изучения дифференциации клетки как осно­вы морфогенеза. Простота, тканевая однородность, возможность контроля за условиями культивирования — далеко не полный пе­речень достоинств этих моделей. Преимущества метода in vitro для древесных растений заключаются в независимости от вегетационно­го периода, неограниченного выхода посадочного материала от од­ной инициали, экономии времени при выведении и размножении сортов, закладке генетических банков, а также в возможности полу­чения гибридов между естественно нескрещивающимися видами.

Клетки органов и тканей растений при переносе на искусствен­ную питательную среду переходят при определенных условиях к неограниченному размножению, образуя бесформенный тканевой на­плыв — каллус. Периодически отделяя и перенося кусочки каллуса на свежую питательную среду, можно продлить жизнь культуры на неопределенно длительное время. Так появляется возможность сохранения селекционного материала в генных банках (коллекциях тканевых культур). Для размножения древесных растений in vitro чаще всего используют ювенильный материал (зародыши и их час­ти, ткани мегагаметофита и проростки). Было установлено, что чем моложе растение (стадия зародыша и 10-20-дневных проростков), тем легче идет образование каллуса, а в последствии и морфогенез. Работ, в которых в качестве исходного материала использовались ткани взрослых растений, относительно немного. Основная труд­ность при размножении тканями взрослых растений — это гибель эксплантата на первых или последующих этапах культивирования.

Серией экспериментов с каллусными культурами, проведенны­ми независимо советским биологом Р. Г. Бутенко и американским исследователем Ф. Стюардом, было показано, что каллусная клет­ка способна превратиться в клетку, дающую начало зародышу растения. Такая клетка функционально подобна оплодотворенной яй­цеклетке или зиготе. Это явление называется соматическим эмбри­огенезом в культуре тканей.

Особой формой культивирования клеток является культивиро­вание изолированных протопластов — клеток, лишенных внешней целлюлозно-пектиновой оболочки. “Голые”, окруженные лишь плазмалеммой клетки имеют ряд замечательных свойств и прежде всего способность к слиянию. Сливаться могут изолированные про­топласты разных видов растений. В результате возникает гибрид­ный протопласт, который можно отделить и заставить восстановить клеточную структуру. Образуется обычная по внешнему виду клет­ка, способная к культивированию в пробирке и образованию цело­го растения, но уже гибридного. Этот метод открывает широкие возможности для гибридизации, помогая преодолеть несовмести­мость родительских форм.

Древесные виды растений оказались очень трудным объектом для размножения in vitro. Тем не менее прогресс в этой области наблю­дается. Используя общепринятые методы селекции, в условиях Ка­нады улучшенные семена могут быть получены с лесосеменных плантаций только через 35 лет. Применение биотехнологии культу­ры тканей ускоряет этот процесс в три раза (S. Hashain, W. Cheliak, 1986). Для Новозеландской лесоводственной программы требуется ежегодно 75 млн. сеянцев сосны замечательной, для чего необходимо провести 500000 контролируемых скрещиваний. Методом клонального микроразмножения с одного гибридного семени в течение ше­сти месяцев можно получить более 250 побегов для черенкования и укоренения (S. Biondi, 1986).

Масштабные исследования по индуцированию органегенеза у различных представителей хвойных проведены и в России. Для 15 видов хвойных разработана технология клонального микроразмно­жения с использованием ювенильного материала. Преодолены труд­ности по укоренению получаемых в культуре побегов; перенесен­ные в почву растения развивались нормально. От одной инициали в течение года можно получить от 600 до 2 000 жизнеспособных ра­стений в зависимости от породы (Т.С. Момот, 1988).

Для некоторых древесных пород разработана специфическая ме­тодика культуры тканей: для размножения Acer rubrum используется каллус верхушки побега; ольхи — каллус эпикотиля и верхушки по­бега; березы повислой — каллус стебля и пыльников; Costarica saliva — каллус апекса зародыша и верхушки побега; Corylus avellana — апек­са зародыша. Для ели европейской в качестве эксплантата использу­ются мегагаметофиты и зародыши; для сосны обыкновенной — хвоя.

Как наиболее перспективный способ микроразмножения древесных растений рекомендуется индуцирование соматического эмбриогенеза как на эксплантатах, так и через культуру каллуса (Y.P.S. Bajaj, 1986). Ниже приводятся более подробные сведения о вышеупомянутых методах селекции, в том числе и лесных древесных пород.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных