Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ




Содержание дисциплины основывается и является логическим продолжением следующих дисциплин:

Наименование дисциплины (модуля)
  Философские проблемы науки и техники
  Исследование систем управления

Содержание дисциплины служит основой для изучения следующих дисциплин:

Наименование дисциплины (модуля)
  Финансовый анализ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зач. единиц, 180 часов.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр № 1
Общая трудоемкость дисциплины, час    
Контактная работа (аудиторные занятия), в т.ч.:    
лекции    
лабораторные    
практические    
Самостоятельная работа студентов, в том числе:    
Курсовой проект    
Курсовая работа    
Расчетно-графическое задания    
Индивидуальное домашнее задание    
Другие виды самостоятельной работы    
Форма промежуточная аттестация (зачет, экзамен) Э  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем, их содержание и объем

Курс 1 Семестр 1

№ п/п Наименование раздела (краткое содержание) Объем на тематический раздел по видам учебной нагрузки, час
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
1. Методология исследовательской деятельности, как научная проблема. Понятие о методологии как о системе принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Уровни методологии. Характеристика методологических принципов научного исследования: объективности, сущностного анализа, единства логического и исторического оснований, концептуального единства. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами.        
2. История становления научного метода. Динамика научного познания. Этапы развития науки. Возникновение проблемы метода в науке. Зарождение европейской научной рациональности в Античности. «Органон» Аристотеля: обоснование индуктивно-дедуктивного метода научного познания. Метода в философии Средних веков. Ревизия научного метода Аристотеля в Средневековье. Методологическая проблематика философии Нового времени. «Новый Органон» Френсиса Бэкона: становление индуктивизма. Индуктивно-дедуктивный метода Рене Декарта методологический солепсизм. Аналитико-синтетический метод Ньютона: единство математики и опыта без гипотез. «Система логики» Джона Милля: «системная» апологетика индуктивизма. Дж.С. Милль О невозможности индукции как метода открытия. Становление неклассической рациональности. Стандартная концепция научного метода: тупики индуктивизма и антииндуктивизма. «Принципы науки» У. Джевонса: синтез метода гипотез и теории вероятности.        
  Школы и направления современной методологии Становление неклассической науки и особенности неклассической методологии. Методология как анализ развития научного знания К. Поппера. Зависимость языка наблюдений от теории П.Фейерабенд. теория научных революций и методология познания в концепции Т. Куна. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.        
4. Научная проблема – исходный путь исследования Понятие научной проблемы. Возникновение проблемы, как выражение несоответствия в развитии научного знания. Решение проблем и прогресс научного знания. Постановка и разработка научных проблем. Формулировка проблемы собственного исследования. Научно-исследовательская программа, её структура и функции        
5. Теоретические методы исследования: общая характеристика Теоретический уровень научного исследования. Абстрагирование и идеализация – начало теоретического исследования. Методы построения и оправдания теоретического знания. Научные факты и их обобщение. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании.        
6. Методы анализа, классификации и построения теорий Общая характеристика природы, структуры и функций научной теории. Становление и развитие научной теории. Классификация научных теорий. Структура научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий. Основные функции научной теории. Проверка и принятие научной теории.        
7. Законы и их роль в научном исследовании. Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон». Эмпирические и теоретические законы. Динамические и статистические законы. Роль законов научном объяснении и предсказании        
8. Научная гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод Понятие научной гипотезы. Логико-методологические требования к научной гипотезе. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез. Индуктивная модель обоснования науки. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы. Гипотетико-дедуктивная модель науки        
9. Абдукция и поиск объяснительных гипотез. Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу. Абдуктивные рассуждения и их особенности. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске.        
10. Методы и функции научного объяснения Типы и методы научного объяснения. Каузальные, или причинные, объяснения. Дедуктивно-номологическая модель объяснения. Альтернативные модели научного объяснения. Методы и модели исторического объяснения в науке.        
  Методы и функции понимания. Проблема понимания в методологии науки. Гермневтический подход к проблеме понимания. Понимание как семантическая интерпретация. Взаимопонимание и диалог. Понимание как процесс развития познания. Особенности понимания в исторической науке.        
  Методы научного прогнозирования Логическая структура научных предсказаний. Основные типы предсказаний в науке. Прогнозирование как особый вид научного предвидения. Предвидения и пророчества в истории науки.        
  Методы эмпирического исследования. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Описание, сравнение, наблюдение. Наблюдение как метод познания. Наблюдение. Интерсубъективность и объективность. Непосредственные и косвенные наблюдения. Интерпретация данных наблюдения. Функции наблюдения в научном исследовании. Эксперимент как особая форма научного познания. Структура и основные виды эксперимента. Планирование и построение эксперимента. Контроль эксперимента. Интерпретация результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном исследовании. Измерения. Количественные методы исследования. Обобщение и обработка эмпирических данных.        
  Научная критика. Научная критика, ее задачи и функции. Теоретическая научная критика. Эмпирическое опровержение. Логическая фальсификация и реальное опровержение. Научная критика как ослабленная верификация. Парафальсификация и ее логика. Основные виды научных споров.        
 
  ВСЕГО        
             

4.2. С одержание практических (семинарских) занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Тема практического (семинарского) занятия К-во часов К-во часов СРС
семестр № 1
  Методология исследовательской деятельности, как научная проблема 1. Предмет, задачи и структура дисциплины. 2. Наука как важнейшая форма познания в современном мире/ 3. Понятие методологии/ 4. Уровни методологии/ 5. Характеристика методологических принципов научного исследования/ 6. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами/ 7. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами.    
  История становления научного метода   1. Динамика научного познания. Этапы развития науки 2. Античная наука, становление европейской рациональности 3. Проблема метода в средневековой философии 4. Проблема метода в философии Нового времени 5. Развитие методологии в XIX века    
  Школы и направления современной методологии   1. Особенности неклассической методологии 2. Философия науки и методология К. Поппера. 3. Философия науки и методология П.Фейерабенда. 4. Философия науки и методология в концепции Т. Куна. Философия науки и методология И. Лакатоса    
  Научная проблема – исходный путь исследования   1. Понятие научной проблемы. 2. Возникновение проблемы, как выражение несоответствия в развитии научного знания. 3. Решение проблем и прогресс научного знания. 4. Постановка и разработка научных проблем. 5. Формулировка проблемы собственного исследования. 6. Научно-исследовательская программа, её структура и функции    
  Теоретические методы исследования: общая характеристика   1. Теоретический уровень научного исследования. 2. Абстрагирование и идеализация – начало теоретического исследования. 3. Методы построения и оправдания теоретического знания. 4. Научные факты и их обобщение. 5. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании.    
  Методы анализа, классификации и построения теорий   1. Общая характеристика природы, структуры и функций научной теории. 2. Становление и развитие научной теории. 3. Классификация научных теорий. 4. Структура научных теорий. 5. Методологические и эвристические принципы построения теорий. 6. Основные функции научной теории. 7. Проверка и принятие научной теории.    
  Законы и их роль в научном исследовании.   1. Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон». 2. Эмпирические и теоретические законы. 3. Динамические и статистические законы. 4. Роль законов в научном объяснении и предсказании    
  Научная гипотеза и гипотетико-дедуктивный метод   1. Понятие научной гипотезы 2. Логико-методологические требования к научной гипотезе 3. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез 4. Индуктивная модель обоснования науки 5. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений 6. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании 7. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем 8. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы 9. Гипотетико-дедуктивная модель науки    
  Абдукция и поиск объяснительных гипотез   1. Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу 2. Абдуктивные рассуждения и их особенности 3. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений 4. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции 5. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске    
  Методы и функции научного объяснения   1.Типы и методы научного объяснения 2.Каузальные, или причинные, объяснения 3.Дедуктивно-номологическая модель объяснения 4.Альтернативные модели научного объяснения 5.Методы и модели исторического объяснения в науке.    
  Методы и функции понимания   1. Проблема понимания в методологии науки. 2. Гермневтический подход к проблеме понимания. 3. Понимание как семантическая интерпретация 4. Взаимопонимание и диалог 5. Понимание как процесс развития познания 6. Особенности понимания в исторической науке    
  Методы научного прогнозирования 1. Логическая структура научных предсказаний. 2. Основные типы предсказаний в науке. 3. Прогнозирование как особый вид научного предвидения. 4. Предвидения и пророчества в истории науки.    
  Эмпирические методы исследования   1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 2. Описание, сравнение, наблюдение. 3. Наблюдение как метод познания. 4. Эксперимент как особая форма научного познания. 5. Измерения. 6. Обобщение и обработка эмпирических данных.    
  Научная критика 1. Эмпирическое опровержение. 2. Логическая фальсификация и реальное опровержение. 3. Научная критика как ослабленная верификация. 4. Парафальсификация и ее логика. 5. Основные виды научных споров.    
   
ВСЕГО:  

Содержание лабораторных занятий

Учебным планом не предусмотрены






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных