Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация прокуратурой координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью




В обобщенном виде необходимыми условиями организации координации являются:

1) информационно-аналитическая работа;

2) прогнозирование, планирование координационных мероприятий;

3) осуществление контроля;

4) ведение делопроизводства;

5) учет координационной деятельности.

Информационно-аналитическая работа. Особое значение в координационной деятельности, занимает ее информационно-аналитическое обеспечение. Не зря анализ преступности является не только одним из направлений координационной деятельности, но и ее задачей. Для разработки наиболее эффективных совместных мероприятий по борьбе с преступностью, необходимо знание структуры, состояния, динамики и причин преступности, а также степени влияния на ее состояние преступности различных социальных и экономических процессов. При соблюдении этого условия исключается возможность проведения мероприятий, не способных оказать должного влияние на повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Анализ преступности осуществляется с соблюдением нескольких основных правил:

1) анализируется фактическая, а не зарегистрированная преступность;

2) преступность анализируется в динамике;

3) преступность анализируется с учетом изменений уголовного законодательства[32].

Главная задача - на базе исходных материалов получить всестороннюю информацию, которая могла бы служить основой для принятия скоординированных решений по борьбе с преступностью.

Изучение преступности и результатов деятельности по борьбе с ней - не эпизодическая работа, а составная часть всей координационной деятельности.

Изучение преступности и личности преступника в целом, на отдельных объектах, территориях, по видам преступлений, а также результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с ними следует осуществлять совместно, комплексно, с соблюдением единых подходов. Организатором в данном вопросе должен, безусловно, выступать прокурор, обладающий в данном вопросе всеми необходимыми полномочиями. Кроме того, в ходе осуществления надзорной деятельности, в том числе за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие прокурор изучает весь объем уголовных дел, материалов проверок в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, розыскных дел и т.д. находящихся на поднадзорной территории. Обладание данным массивом информации без ее анализа и использования в том числе им в ходе координационной деятельности, будет крайне безответственно.

Одним из основных источников изучения преступности является - уголовная статистика, которая позволяет на основе количественных обобщений сделать выводы о распространенности, динамике преступлений. Ее значение возрастает с внесением изменений в ст.51 Закона о прокуратуре. Так, с 01.01.2012 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.

Представляется, что процесс изучения преступности должен складываться из следующих элементов совместной аналитической работы правоохранительных органов:

общий анализ состояния преступности в субъекте Российской Федерации, городе (районе);

обзоры о работе правоохранительных органов по соответствующим направлениям их деятельности;

анализ состояния преступности на отдельных крупных объектах (предприятиях, стройках, в населенных пунктах и т.п.);

обобщение судебной и следственной практики по категориям уголовных дел;

обобщение судебной, следственной, прокурорской и иной правоприменительной практики по отдельным сферам правовых отношений;

исследование судебной и следственной практики в части, касающейся категорий лиц, совершивших преступления, и др.[33].

Как ранее уже было указано, подготовка анализа по конкретному направлению борьбы с преступностью, в ходе координационной деятельности, как правило, поручается специально созданной межведомственной рабочей группе. Участник этой группы разрабатывают единый подход к сбору, накоплению и обработке соответствующей информации, формируют соответствующую программу (план), а по результатам готовят итоговый документ в виде аналитического обзора по рассматриваемому вопросу, который доводится до сведения членов координационного совещания.

Готовые материалы необходимо оценивать на заседании координационного совещания исходя из следующих критериев:

- указаны ли причины изменения общего состояния дел в данном направле­нии анализа по сравнению с предыдущим периодом;

- указаны ли причины роста или снижения показателей;

- качество анализа (ошибки, упущения, выводы и предложения);

- полнота анализа (охвачен ли весь круг поставленных вопросов);

- соответствие материалов анализа данным официальной отчетности;

- осуществлен ли анализ в назначенный срок.

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прокурорам предписано шире использовать возможности межведомственных рабочих групп, совместных целевых мероприятий по профилактике и пресечению преступности. Вести на постоянной основе мониторинг прокурорской, следственной и судебной практики, проявлять активность в распространении положительного опыта.

В информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.03.2008 № 20-6-2008 «О практике планирования координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» указано, игнорируя требования пункта 5 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, прокуроры практически не осуществляют анализ эффективности выполнения региональных программ борьбы с преступностью, не исследуют и не распространяют положительный опыт.

Прогнозирование. Прогнозирование в координационной деятельности представляет собой своеобразное предвидение будущего возможного состояния преступности, предположение о степени влияния совместных действий правоохранительных органов на эффективность борьбы с преступностью. Наличие прогнозов позволяет прокурору при организации координации осуществлять координационные полномочия в условиях меньшей неопределенности, более объективно подходить к распределению сил и средств конкретной координационной деятельности.

Правильно поставленное информационно-аналитическое обеспечение координации служит основой для прогнозирования развития криминогенной ситуации и разработки скоординированных мероприятий на том или ином направлении борьбы с преступностью.

Прогноз тенденций развития преступности разрабатывается по результатам анализа всей имеющейся информации и на основании глубокого изучения состояния, структуры и динамики преступности за несколько предшествующих лет.

Прогнозирование позволяет в условиях реальной действительности реализовывать координационные полномочия, объективно и обоснованно подходить к распределению сил и средств участников координационной деятельности.

В интересах координации можно прогнозировать развитие отдельных элементов преступности, тенденции которых существенны для будущего (тенденции рецидива преступлений, преступлений несовершеннолетних, отдельных видов преступлений против личности и т.д.). При необходимости возможно прогнозирование тенденций развития преступности в целом по городу (району), субъекту Федерации[34].

Планирование координационных мероприятий.

Планирование координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (далее планирование) одновременно являясь методом и функцией управления, имеет своей основной целью выработку совместных мероприятий правоохранительных органов направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью, определения ответственных исполнителей и сроков исполнения. При этом планирование имеет тесную связь с иными функциями управления: информационно – аналитической, прогнозированием, контролем исполнения. Выработанные наукой управления принципы, требования, методики планирования в полной мере (с учетом некоторых особенностей обусловленных совместным характером принимаемых решений) применимы и к планированию координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В соответствии с п.4.9. Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации[35] работа Координационного совещания руководителей федерального правоохранительных органов планируется отдельно. Несмотря на то, что в данном Регламенте речь идет о планировании работы лишь Координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в связи с этим, координационная деятельность не ограничивается данной формой координации, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации составляется План основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, которым, в том числе, осуществляется планирование работы координационного совещания.

В информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.03.2008 № 20-6-2008 «О практике планирования координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» в качестве одного из недостатков указанно, что ряд прокуратур разрабатывают планы работы координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а не планы координационной деятельности.

На основание изложенного можно прийти к выводу, что в прокуратуре субъекта Российской Федерации, прокуратурах районов (городов), приравненных к ним специализированных прокуратурах должен составляться План основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, и составление отдельного плана работы координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью не требуется.

Планирование координационной деятельности в Генеральной прокуратуре Российской Федерации осуществляется на год. В прокуратурах субъектов Российской Федерации однозначной позиции по срокам планирования координационной деятельности не выработано, в ряде прокуратур оно осуществляется на год, в других на полугодие. Однако с учетом принципа полугодового планирования работы прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненных ним и подчиненных прокуратур, представляется правильной практика полугодового планирования.

В любом случае в каждом регионе должны быть установлены единообразные подходы к соблюдению сроков планирования этой деятельности путем направления на места необходимых указаний и рекомендаций. Не допустима ситуация, при которой имеются различия в сроках планирования в прокуратуре субъекта Российской Федерации и в подчиненных прокуратурах городов (районов).

План содержит следующие сведения:

порядковый номер мероприятия; юридически грамотное наименование мероприятия, направленного на решение наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью, которые требуют скоординированных совместных действий правоохранительных органов; сроки исполнения; ответственные за исполнение должностные лица.

Мероприятия, включенные в план координационной деятельности, должны иметь основания, обусловленные, в том числе проведенной информационно-аналитической работой. Без соблюдения данного условия план будет носить формальный характер, не отвечающий требованиям актуальности, реальности. Планировать целесообразно только такие мероприятия, которые реально выполнимы наличными силами и средствами правоохранительных органов.

Основаниями для планирования мероприятий координационной деятельности являются анализ состояния законности и правопорядка, криминологический прогноз, решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, постановлений Координационного совещания руководителей федеральной правоохранительной органов, координационного совещания руководителей правоохранительных органов по федеральным округам, правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, требований организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Методика планирования координационной деятельности имеет определенную специфику, поскольку требует участия на этом важном этапе координационной деятельности всех ее участников. Одним из основных требований к плану является то, что он должен быть подписан руководителями всех правоохранительных органов участвующих в координационной деятельности.

Важное значения для организации данного вида работы имеют положения раздела 2 «Планирование работы» Регламента координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, определивших методику планирования координационной деятельности. При формировании соответствующего раздела в Регламенте координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации его следует использовать в качеств образца, закрепив совместным решением руководителей правоохранительных органов следующие положения.

1. Предложения о включении в план мероприятий вносятся всеми членами Координационного совещания. Они должны быть обоснованными, отражать вопросы, подлежащие рассмотрению на координационных совещаниях, и другие мероприятия координационной деятельности. Одновременно указываются предполагаемые сроки их исполнения, органы, ответственные за подготовку вопроса для рассмотрения на координационном совещании и исполнение других мероприятий, предполагаемые результаты исполнения (справки, аналитические информации, обзоры, обобщения и т.п.).

2. Сроки направления предложений в план с указанием мероприятия, а также срок рассмотрения и подписания плана руководителем каждого правоохранительного органа. При включении в число соисполнителей представителей других правоохранительных органов планируемые мероприятия согласуются с ними.

3. Предложения по проекту плана представляются за подписью руководителя соответствующего правоохранительного органа.

3. Выполнение запланированных мероприятий должно быть завершено в установленные планом сроки. Реализацию намеченного мероприятия обеспечивают руководители правоохранительных органов Российской Федерации.

4. Коррективы в план (перенос сроков, замена мероприятий или другие изменения) вносятся председателем координационного совещания- соответствующим прокурором на основании мотивированного предложения члена Координационного совещания, согласованного с заинтересованным руководителем правоохранительных органов – членами Координационного совещания.

Главная задача при подготовки указанного раздела Регламента координационных совещаний четко определить порядок подготовки проекта плана. Организующая роль в составлении плана принадлежит органам прокуратуры. Непосредственно подготовка проекта плана координационных мероприятий возлагается на секретариаты координационных совещаний, которые в том числе и контролируют поступление предложений их правоохранительных органов. Подготовленный проект плана, после доклада прокурору, направляемся для рассмотрения и согласования членам координационного совещания.

Проект плана прорабатывается в каждом правоохранительном органе, при необходимости вносятся дополнения и замечания, которые должны быть мотивированы, и вместе с проектом плана возвращены в секретариат. При отсутствии замечаний проект плана визируется руководителем соответствующего правоохранительного органа.

С учетом внесенных замечаний согласованный план представляется на подпись членам координационного совещания. Подписанный членами Координационного совещания план докладывается прокурору-председателю координационного совещания. Утвержденный председателем Координационного совещания план направляется для исполнения членам Координационного совещания, а также иным государственным, участвующим в реализации предусмотренных мероприятий.

План координационных мероприятий должен поступить в правоохранительные органы не позднее наступления срока начала его исполнения. Утвержденные планы мероприятий доводятся до сведения всех подчиненных работников, которые будут участвовать в их выполнении. Руководители правоохранительных органов инструктируют исполнителей и дают им указания по выполнению соответствующих мероприятий. Выполнение запланированных мероприятий должно быть завершено в установленные планом соки. Реализацию намеченного мероприятия обеспечивают руководители правоохранительных органов Российской Федерации.

Наряду с указанным порядком согласования плана координационной деятельности, возможно, закрепить в Регламенте необходимость рассматривать план на заседаниях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов и после подписания его всеми членами совещания принимать к исполнению.

В целях более эффективной реализации плановых мероприятий и постановлений координационных совещаний в прокуратурах субъектов Российской Федерации, крупных городов и межрайонных прокуратурах прокурорами могут издаваться распоряжения об организации исполнения этих документов с указанием сроков и конкретных должностных лиц, ответственных за их исполнение. Например, Генеральным прокурором РФ издано распоряжение от 21.01.2011 № 9/20 «Об организации исполнения плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов РФ по борьбе с преступностью на 2011».

Контроль за выполнением мероприятий плана возлагается, кроме руководителей правоохранительных органов, также на секретариат координационного совещания, который в обязательном порядке получает и анализирует информацию о ходе выполнения плана, ведет соответствующий наряд. Действенной формой контроля является заслушивание выполнения мероприятий плана на координационном совещании.

В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прокурорам предписано искоренить формализм и поверхностность в координационной работе; исключить случаи составления соответствующих планов на основе переноса в них мероприятий из других планов работы правоохранительных органов, не имеющих отношения к координации их деятельности; сосредоточить внимание на обеспечении взаимодействия правоохранительных и иных органов в борьбе с преступностью; последовательно контролировать исполнение принимаемых решений; систематически обсуждать планы координационной деятельности, а также внеплановые координационные мероприятия и подводить итоги их выполнения; устранить факты составления отчетов о проделанной координационной работе на основе сведений о проведении мероприятий по другим планам деятельности правоохранительных органов; повысить уровень информационно-аналитического обеспечения координационной деятельности; при анализе работы выявлять недостатки и упущения в организации взаимодействия правоохранительных и иных органов в борьбе с преступностью, рассматривать эти вопросы на координационных совещаниях с целью выработки мер по устранению допущенных нарушений.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в информационных письмах, при проведении анализа координационной деятельности, а также при проведении комплексных проверок неоднократно обращала внимание на следующие недостатки при планировании координационной деятельности:

1) в планах встречаются вопросы, не относящиеся к борьбе с преступностью, а связанные с надзором за исполнением федерального законодательства, то есть происходит подмена прокурорами координационной деятельности надзорными полномочиями, путем включения в планы мероприятий, относящихся к исключительной компетенции прокуратуры (планировании мероприятий по проверке исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, об обобщении практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в той или иной сфере отношений, об анализе результатов прокурорского реагирования на нарушения законодательства и др.). Недопустимо включать в планы основных текущую работу прокуроров, в том числе взаимный обмен информацией, обсуждение результатов прокурорской проверки и т.д.;

2) в качестве исполнителей мероприятий не всегда указываются все правоохранительные органы, когда это необходимо;

3) в качестве исполнителей указывается государственные органы не являющиеся правоохранительными

4) не устанавливаются конкретные сроки исполнения мероприятий;

5) планы не имеют даты утверждения;

6) кроме проведения заседания координационного совещания иная работа не планируется, членами координационных совещаний предложения в план не направляются или же предлагается только проведение координационных совещаний;

7) анализ хода выполнения планов и решений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов секретариатом не проводится;

8) имеет место перенасыщенность плана (21, 16 мероприятий), или же наоборот включение в план 1-2 мероприятий;

9) в планах встречаются декларативные формулировки.

Кроме составления Плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, могут составляться планы совместных мероприятий по борьбе с конкретными видами преступлений, по выполнению отдельных координационных мероприятий и другие. Например, направленный на повышение эффективности противодействия коррупционным проявлениям; противодействия экономической преступности; противодействия незаконному обороту наркотиков, курительных смесей; межведомственный план по усилению борьбы с преступностью в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; по совершенствованию мер противодействия организованной преступности; совместных комплексных организационно-практических мер по борьбе с убийствами и другими тяжкими преступлениями против личности и некоторые другие[36].

Главная задача состоит в том, чтобы составление указанных планов не проводило к заорганизованности в работе, не носило формальных характер, а их реализация положительно отражалась на изменениях в состоянии преступности на подведомственной территории.

Как ранние указывалось, прокуроры принимают активное участие в деятельности всех координационных совещаний по обеспечению правопорядка, работа которых осуществляется на плановой основе.В соответствии сприказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.12.2010 № 445 «Об организации исполнения Указа Президента российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» прокурорам субъектов Российской Федерации и другим, приравненным к ним прокурорам необходимо обеспечить своевременную подготовку и направление высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предложений в комплексный план мероприятий по своевременному предотвращению противозаконных действий, охране и поддержанию правопорядка на территориях субъектов Российской Федерации.

При формировании комплексных планов предложения в проекты направляются прокурорами субъектов Российской Федерации, прокурорами специализированных прокуратур по месту их дислокации, руководителями территориальных правоохранительных органов. Планы обсуждаются на координационных совещаниях по обеспечению правопорядка и утверждены высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации неоднократно обращала внимание на то, что в ряде регионов имеют место различные подходы к формированию комплексных планов. Так, утверждаются планы работы координационного совещания по обеспечению правопорядка, которыми предусмотрены даты и тематика его заседаний, тогда как п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 26.12.2010 № Пр-3782 обязывает разработать комплексный план действий координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.Не во всех субъектах Российской Федерации установлен единообразный подход к периодичности планирования. В большинстве регионов – годовое, а в некоторых – полугодовое.

Имеются факты утверждения планов без указания даты, протоколами заседаний координационных совещаний по обеспечению правопорядка без вынесения решений и оформления их актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, как того требует п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». В отдельных планах не нашли своего отражения актуальные вопросы профилактики экстремизма, коррупции, наркомании, правонарушений несовершеннолетних, а также правонарушений в сфере миграции, на которые особо обращено внимание Президентом Российской Федерации в п. 1 Перечня поручений от 26.12.2010 № Пр-3782.

Правоохранительные органы, могут решать стоящие перед ними задачи, в том числе и по повышению эффективности борьбы с преступностью, только в результате значительного повышения эффективности деятельности, широко используя научно обоснованные специфические методы работы, внедрения в практику основы научной организации управления и труда. Деятельность правоохранительных органов, их структурных подразделений, нуждается в организованном планировании, осуществляемом в различных формах.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах планируется отдельно. Подготовка планов координационной деятельности Главной военной прокуратуры, их выполнение и контроль реализации осуществляются в порядке, предусмотренном п.п. 5.1-5.3, 5.6 Регламента Главной военной прокуратуры (аналогично планированию работы коллегии) и раздела 2 Регламента Координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В Главной военной прокуратуре могут составляться планы совместных с командованием мероприятий по укреплению правопорядка и борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, планироваться мероприятия по реализации решений органов государственной власти, федеральных и ведомственных программ по вопросам борьбы с преступностью, коррупционными проявлениями, а также межгосударственных и ведомственных соглашений.

Контроль исполнения. Исключительно важное значение в организации координационной деятельности имеет контроль за исполнением планов и принятых решений координационных совещаний.

В практике деятельности прокуратуры принято делить контроль на текущий (промежуточный) и итоговый; сплошной и выборочный; постоянный и временный. Все упомянутые виды, формы и методы контроля используются в организации координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Контроль за выполнением решений координационного совещания в целом возлагается на председателя координационного совещания и руководителей правоохранительных органов, ответственных за исполнение того или иного пункта. Однако непосредственный контроль за выполнением постановлений координационных совещаний возлагается, как правило, на заместителей руководителей правоохранительных органов по направлениям деятельности, а также на секретариат координационного совещания и ответственного секретаря.

Действенными средствами контроля за исполнением принятых решений являются рассмотрение на координационных совещаниях хода выполнения ранее принятых постановлений и разработка мер по устранению волокиты и других недостатков при их исполнении. Важно, чтобы такие обсуждения не превращались в отчет о проделанной работе, а носили конструктивный, деловой характер и затрагивали в большей степени вопросы, которые необходимо решать путем осуществления совместных согласованных действий различных правоохранительных структур.

Кроме того, нельзя забывать, что руководители постоянно действующих межведомственных рабочих групп информируют председателя координационного совещания о своей деятельности. Об итогах координационной деятельности прокуроры сообщают в докладных записках по итогам работы за год.

Подходы и способы осуществления контроля в прокуратурах субъектов различны. Например, в штат некоторых прокуратур введена должность помощника прокурора области по организационным вопросам и контролю исполнения, который занимается исключительно вопросами координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В соответствии с приказом прокурора Республики Марий Эл № 56-2010 копии постановлений координационных совещаний, принимаемых на уровне городов и районов, в трехдневный срок со дня подписания поступают в аппарат прокуратуры республики, где они изучаются и анализируются. По результатам изучения на места, при выявлении недостатков по конкретному постановлению, направляются индивидуальные письма с требованием их доработки. Аппарат прокуратуры республики продолжил работу по улучшению качества координационной деятельности подчиненных прокуроров.

Во исполнение приказа прокурора Чувашской Республики проекты материалов, подготовленных на координационные совещания правоохранительных органов района (города), а именно, аналитические справки из заинтересованных правоохранительных органов, повестка дня, проекты решений и выступлений, готовятся прокурорами заблаговременно и не позднее, чем за 7 дней до даты проведения совещания представляются в прокуратуру республики на изучение. Замечания руководителей структурных подразделений аппарата направляются на места для внесения корректив. В таком порядке изучено подавляющее большинство материалов, подготовленных прокурорами на координационные совещания в 2010 году. В целях оказания практической помощи сотрудники аппарата выезжают на места для участия в совещаниях. При необходимости в ходе совещания оказывается практическая помощь. Работники отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в соответствии с распоряжением прокурора республики, выезжали для участия в каждом координационном совещании по профильному вопросу (докладная записка прокуратуры Чувашской Республики).

Одним из объектов контроля в Главной военной прокуратуре являются своевременность и полнота исполнения (рассмотрения) мероприятий координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, военных прокуратур окружного (гарнизонного) звена [37].

Учет координационной деятельности. С целью такого учетаприказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.06.2011 № 156 «Об утверждении и введении в действии статистического отчета «Сведения о работе прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» по форме КДПО» введена соответствующая форма отчета.

Отчет по форме КДПО состоит из 13 сток и 2 граф. При этом основное требование к его заполнению состоит в том, чтобы каждый показатель строки отчета документально подтверждался.

 

Заключение

Практика прокурорской деятельности, состояние преступности, анализ деятельности правоохранительных органов свидетельствует с одной стороны о необходимости и значимости роли прокурора как координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью прокурорского надзора, а другой стороны – подтверждают необходимость ее конкретизации.

В настоящее время к актуальным проблемам координационной деятельности, требующим незамедлительно решения, с учетом мнения практических работников можно отнести следующие:

Необходимо более четкое определение полномочий прокуроров, как координаторов деятельности по борьбе с преступностью, в части реагирования на факты неисполнения согласованных решений другими участниками координации, внесения прокурором предложений в соответствующие органы государственной власти о дисциплинарном или ином воздействии на должностных лиц, не обеспечивших выполнение согласованных координационных мероприятий, закрепления порядка рассмотрения такого предложения. Кроме этого, в Положении не определены правовые механизмы контроля исполнения принимаемых решений и привлечения к ответственности за их неисполнение[38].

Нормативно не определен механизм проведения совместных проверок, выездов на места, совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, подготовки и направления в правоохранительные органы совместных информационных писем, бюллетеней и других информационных изданий.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.12.2010 № 445 предписано не допускать дублирования полномочий по координации, возложенных на руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время, четких критериев для разграничения компетенции и предмета деятельности двух, одновременно действующих в одном регионе координационных совещаний, на сегодняшний день еще не выработано (докладная записка прокуратуры Приморского края)[39]. Во избежание дублирования, нерационального использования сил и возможностей прокуратуры, правоохранительных и других структур по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка следует законодательно разграничить предметы ведения, компетенцию различных органов в осуществлении координации, определить предмет, круг участников, приоритетные направления, формы и методы координации, ответственность участников координационной деятельности[40].

Необходимо также более четкое определение субъектного состава участников координационного совещания, поскольку предусмотренное в действующем Положении понятие «правоохранительный орган» не содержит законодательного определения, в связи с этим вызывает на местах различное толкование[41].

Представляется, что скорейшее решение обозначенных проблем позволит заметно повысить эффективность обозначенной функциональной деятельности прокурора, что безусловно положительно скажется на состоянии преступности Российской Федерации в целом.

 

Литература

 

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1.

Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.06.1993 № 5473-I.

Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567.

О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента РФ от 11.12.2010 № 1535.

Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве: приказ Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 № 189.

Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации: приказ Генерального прокурора РФ от 17.04.2008 № 67.

О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур: приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84.

Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции: приказа Генерального прокурора РФ от 15.05.2010 № 209.

Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: приказа Генерального прокурора РФ от 12.07.2010 № 276.

О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации: приказ Генерального прокурора РФ от 16.07.2010 № 284.

Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности: приказ Генерального прокурора РФот 16.01.2012 № 7.

Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики: указание Генерального прокурора РФ от 14.11.2008 № 229/7.

Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов: указание Генерального прокурора РФ от 10.11.2009 № 355/7.

О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма: распоряжение Генеральной прокуратуры РФ от 16.12.2008 № 270/27р.

Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в вооруженных силах и других войсках: утв. Генеральным прокурором РФ 10.09.1996.

Давыденко Л. М. Организующая роль районного (городского) прокурора в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. М., 1988.

Зиннуров Р.Н. Концептуальные основы и научно-практические проблемы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Дисс. д-ра юрид. наук. М., 2003.

Капитонова Ю.В. Основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Дис. канд. юр. наук. М. 2003.

Кобзарев Ф.М. Правовые и организационные основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Пособие для прокуроров. М., 1999.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Научно - методические рекомендации. М., 2001.

Координационная деятельность по борьбе с коррупцией: пособие /рук. авт. колл. А.В. Кудашкин. М.,2011.

Настольная книга прокурора/ под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. - М.: Издательство Юрайт, 2012.

Содержание

Введение 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных