Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опыт работы школы №133 по формированию здорового образа жизни




Какими мы хотим видеть наших выпускников?

Юноша – это развитая творческая личность, с аналитическими способностями, логичен, склонен к быстрому анализу ситуации, просчитывает все варианты, интуитивно чувствуя оптимальный, готов овладеть профессией в соответствии со способностями и склонностями, имеет твердые нравственные основы, патриот.

Девушка – по преимуществу может «жить сердцем», эстетически развита, воспринимает живопись, музыку, у нее хороший художественный вкус, знает, как сохранить семью, воспитывать ребенка, мир воспринимает целостно, хорошо одевается, любознательна, подготовлена к профессиональному росту, инициативна и предприимчива, имеет четкие нравственные ориентиры, добра и приветлива.

 

Что же делать, чтобы воплотить этот идеал в жизнь? Как достичь этого идеала?

В наше время этот идеал, к сожалению, не достижим. Для любой образовательной новации необходимы средства. А их, как известно, нет. Значит мы, педагоги, как всегда, на своем энтузиазме «сеем разумное, доброе, вечное» и в силу своих возможностей пытаемся что-то изменить и противопоставить агрессивному миру.

Эпиграфом нашей работы мы взяли слова из одного интервью «Учительской газете»: «Мы можем рассуждать о том, какого человека должна выпускать школа:

культурного, высоконравственного, творческого, но часто забываем: прежде всего – здорового».

Наш коллектив имеет давние традиции по аппробации новшеств в педагогике. Одними из первых мы начинали осваивать систему Эльконина-Давыдова, плодотворно работали над проблемой качества, определяя его критерии, работали над проблемами индивидуализации и дифференциации обучения.

Педагоги пришли к выводу, что категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье». Это уже как аксиома воспринимается всеми.

Работая над качеством нужно видеть конкретного ученика, его проблемы, его здоровье в полном сочетании физического, психического, социального и духовного благополучия.

Отрадно, что сейчас все это осознали. С высоких трибун все чаще звучат слова о необходимости заботы о здоровье. Проходят форумы разных уровней от региональных до всероссийских и международных, на которых специалисты, теоретики и практики в области здоровья и оздоровления ищут возможности, чтобы сберечь и развивать человека. Ибо здоровье во всех его проявлениях – одно из важных факторов устойчивого развития и национальной безопасности.

Проблемы здоровья и оздоровления выходят за границы здравоохранения.

Понятие здоровья – междисциплинарное, точнее, полидисциплинарное, что подтверждают распространенные словосочетания.

«Здоровая и нездоровая экономика»

«оздоровление экономики»

«оздоровление природных систем»

«здоровье нации»

«оздоровление образования»

«оздоровление образовательных систем»

Особая роль в устойчивом развитии социальных систем отводится здоровью подрастающего поколения. Именно поэтому сейчас образовательные учреждения становятся в авангарде по здоровьесозиданию, здоровьесбережению, здоровьеразвитию и т.д. Хотя мы не должны забывать, что, имея огромный неиспользованный потенциал здоровьеформирующего фактора, традиционное общее образование в современных условиях информационной интенсификации становится все более здоровьезатратным.

В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Статья 5.1 предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников ОУ в соответствии с существующим законодательством несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Приказ №1418 МО РФ от 15.05.2000 г. Предусматривает создание Центра содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников ОУ. Постановление правительства РФ от 29.12.2001 № 916 предполагает создание общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Письмо МО РФ от 26.08.2002 г. №13-51-104/13 «О работе экспериментальных ОУ по направлению «Здоровьесберегающих технологий». Разрабатываются и издаются соответствующие документы на региональном и муниципальном уровнях. Наши педагоги участвовали в конференциях и коллегиях разного уровня:

- Всероссийская научно-практическая конференция в г. Казани 4-6 апреля 2000 г.

- Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье и образование ребенка» 25-27 сентября, г. Пермь, 2002 г.

- Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогической валеологии, 2001 г.»

- собрание городского актива «О состоянии и дальнейшем развитии физической культуры, спорта и здоровьесбережения по физическому воспитанию в ОУ г. Перми» 20 декабря 2001 г.

- районная коллегия «Сохранение физического и нравственного здоровья подрастающего поколения как одна из задач повышения качества образования» - 2002 г.

Проблема формирования ЗОЖ поставлена в центре педагогической концепции школы с 1998 г.

Проанализировав условия, в которых обучаются дети, проанализировав отрицательную динамику здоровья, педагогический коллектив обозначил ряд имеющихся в школе проблем, которые нужно было срочно решать.

1. Для сохранения и улучшения здоровья детей в процессе обучения и воспитания необходимо обеспечить здоровьесберегающие условия.

2. Для воспитания культуры здоровья, чувства долга за свое собственное здоровье и здоровье окружающих требуется построить систему работы по валеологическому образованию.

3. Для целенаправленного формирования у учащихся потребности в здоровье необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.

4. Необходимо формирование валеологической культуры у всех участников образовательного процесса.

Найти пути решения этих проблем своими силами было сложно. Сказывался консерватизм мышления учителей, слабая разработанность вопроса, многочисленные споры о новой науке «валеологии».

Поэтому было решено использовать опыт и ресурсы медицинских ВУЗов города. Заключили договоры с сотрудниками ПГФА, пригласили специалистов медакадемии.

Тесные связи у нас сложились с кафедрами экологический и катастрофной медицины, микробиологии, фармакологии. Была разработана программа «Здоровье», создан валеологический центр, к работе которого привлечены научные кадры, практикующие врачи, специалисты разных профилей. Руководитель центра кандидат медицинских наук, доцент Соловьева Н.И.

Система школьного оздоровления детей представлена на схеме. Принципы, на которых строится работа педагогического коллектива по здоровьесбережению:

1. Комплексность, работа затрагивает все стороны школьной жизни.

2. Первоочередная разработка приоритетных направлений (например, профилактика СЗЗ, ККО, РО).

3. Принятие всем педагогическим коллективом категории «здоровье» как профессиональной и личностной ценности.

4. Диагностическая основа проводимой работы с участием разных специалистов (медики, психологи, педагоги).

5. Совмещение теоретических основ ЗОЖ с системой практических занятий.

Ближайшую цель, которую ставит педагогический коллектив активное формирование устойчивой мотивации на ЗОЖ.

Для реализации этой цели педагогический коллектив решает целый блок задач, которые четко определены и для реализации которых определены мероприятия. Действия охватывают различные направления школьной жизни.

 

О различных направлениях нашей работы будет сказано более подробно, мне же хочется назвать отдельные значимые блоки нашей работы:

ü Открытие естественно-научного класса медицинского профиля с преподаванием:

- химии, биологии;

- латинского языка;

- фармакологии, микробиологии;

- первой медицинской помощи.

из 2-х выпусков – 12 человек поступили в ПГФА, ПГМА, медучилище, СХА.

ü Работа волонтеров «Движение оранжевых».

ü «Университет здоровья».

ü Секция НОУ «Медицина и фармация».

ü Индивидуальные диагностические осмотры ведущими специалистами поликлиник города.

Положительные моменты:

ü Появление потребности к развитию школы в контексте здоровьесбережения.

ü Сформирована система дополнительного образования с множеством программ и проектов.

ü Осознание педагогами школы значимости валеологического обеспечения УВП, освоение и использование в работе элементов здоровьесберегающих методик.

 


                   
     
Школа центр развития ребенка
 
 
     
 
 
 

 


Питание Сан.проф.работа Мед.обслуживание Сан.эпид.надзор

       
 
   
 
 
 

 


Средства реализации
Профилактика ОРВИ и гриппа, сколиоза, нарушений остроты зрения
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ РАБОТ
Фитотерапия, витаминотерапия
Комплексно-оздоровительные мероприятия школы
Мероприятия по оздоровле-нию педагог. коллектива
Индив. Работа педагога, психолога, педиатра с детьми и родителями
ЛФК
Инновационный потенциал педагогического.коллектива
Взаимосвязь с научными подразделениыми
Система работы с родителями
Междисциплинарный совет специалистов (консилиум)
Единая медико-психолого-педагогическая помощь ребенку
Логопедия
Медико-психолого-педагогическая
Реабилитация и оздоровление детей и пед.коллектива
Медикоментозная
Компенсирующие
Оздоровительно-развивающая среда
Оздоровительные
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «КАЧЕСТВА» ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ (норма, не норма, уровень развития) каждого ребенка
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Общеразвивающие  

 


§4 Проблемы социализации детей в МОУ «СОШ №133»

Решение данной группы проблем строится на принципе дифференцированности, разноуровневости при широком спектре дополнительных образовательных услуг, которые из состояния возможностей должны перерасти в сферу жизнедеятельности ребенка.

Школа ставит перед собой задачу подготовки быстрого и гиб­кого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию. В центре педагогического воздействия находится личность человека, его собственная активность в преобразовании мира и самого себя, социальная ответственность.

Практически решение данных задач: создание в школе разноуровневых классов:

- классы для детей с повышенной мотивацией к обучению,

- общеобразовательные классы;

- классы повышенного внимания для детей, испытывающих трудности в обучении / КРО/.

На 3-й ступени школы функционируют классы:

- с углубленным изучением химии и биологии с профилированием на медико-фармацевтические специальности;

- физико-математическая направленность - спрофилированные на Пермский технический университет.

В организации учебно-воспитательного процесса учитывается:

1) совершенствование учебного плана и учебных программ;

2) оптимальное сочетание базового и дополнительного образо­вания;

3) развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе меж­предметных связей;

4) Расширение круга интересов учащихся путем организации кружков, факультативов по предметам, проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы;

5) Создание единого воспитательного пространства школы, единая система дополнительного образования, единое реабили­тационное пространство.

Для социализации важно формирование физически здо­ровой личности, что достигается через:

1. контроль перегрузки учащихся в учебной ситуации;

2. оптимальную организацию учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащихся.

3. привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, создание «групп здоровья» для ослабленных детей;

4.формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни;

5. организацию и работу Центра «Здоровье»

Психологическое сопровождение образовательного процесса и процесса социализации:

1)Создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимо­действия.

Формы работы

-психолого-медико-педагогический консилиум;

-проблемные семинары;

-мониторинг успешности;

-классно-обобщающий контроль;

-консультации для детей, имеющих проблемы в нервно- психическом развитии.

2) профилактика асоциальных форм поведения, семейной психотерапии и формирование адекватных взаимоотношений в триаде "учитель-ребенок-родители", работа лектория для родителей.

3) Социальные педагоги участвуют в проведении социально-педагоги­ческой адаптации, реабилитации ребенка, проводят комплекс мер по выявлению нарушений социализации детей в семьях, внутри школы, оказывают помощь в решении проблем, связанных со школьной дезадаптацией, отклоняющимся поведением, влиянием негативной среды.

Например:

в 2003 г. школа планирует решить следующие проблемы:

- Развитие общественных форм управления школой:

попечительский совет

совет школы

совет старшеклассников;

-Обеспечение информатизации процесса обучения /оборудование нового компьютерного класса,

обеспечение новой оргтехникой,

оснащение новым программным обеспечением, бухгалтерии и

делопроизводства/

- Материально-техническое обновление образовательного процесса

- Охрана здоровья школьников развитие работы Центра «Здоровья».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных