Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнения для занятия 2




№ 1. Реципрокная координация рук. Вы показываете упражнение, поочередно сжимая и разжимая правую и левую руки, а затем ребенок повторяет.

 

 

№ 2. Пространственный праксис. Ребенок сидит напротив взрослого. И выполняет упражнения, повторяя движения той рукой, какой делает взрослый. После выполнения каждого задания принимается свободная поза.

№ 3. Из 6 спичек построить четыре треугольника. Сторона треугольника равна длине спички.

№ 4. Продолжите числовой ряд еще на два числа, предварительно выяснив закономерность построения этого ряда:

1) 10, 9, 8, 7, 6, 5, (продолжение 4, 3, 2, 1);

2) 9, 8, 7, … (продолжение 6, 5, 4);

3) 5, 10, 15, 20, 25, … (продолжение 30, 35, 40);

4) 6, 9, 12, 15, 18, 21, … (продолжение 24, 27, 30);

5) 3, 7, 11, 15, 19, 23, … (продолжение 27, 31, 35);

6) 4, 5, 8, 9, 12, 13, … (продолжение 16, 17).

 

 

Занятие 3

 

• Буква А •

1. Дыхательные упражнения

Исходное положение (и. п.) – лёжа на спине. Делаем глубокий вдох через нос, надувая при этом живот, как шарик, делаем выдох через рот‑трубочку, имитируем звук У, втягивая живот (4–6 раз).

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – лежа на спине, голова неподвижна.

Родитель берёт небольшой предмет (игрушку для детей от 1,5 до 4 лет и фломастер с цветным колпачком для детей от 4 до 10 лет) и плавно водит им перед глазами ребёнка: слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки (4–6 раз), вверх и вниз, по диагонали, от носа и к носу (ребёнок смотрит на предмет, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа).

На 3–4 секунды задержите предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ) – ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

1. Ребенок ползает на спине с помощью рук и ног, затем на животе.

2. Ползает на спине с только помощью ног (руки лежат на животе), при этом двигаются обе ноги.

3. Ползает на животе только при помощи рук, затем только при помощи ног (руки лежат на спине).

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные буквы и изучаем новую букву (последовательность действий указана в первом занятии).

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 3

№ 1. Дайте ребенку лист с изображением букв (приложение). Диктуя ребенку буквы в алфавитном порядке, замерьте время, за которое он найдет все буквы от А до Я.

№ 2. Кинетический (динамический) праксис. «Кулак – ребро – ладонь». Взрослый показывает, а ребенок после просмотра делает последовательные движения. Меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения. Если ребенок самостоятельно не может выполнить упражнение, выполняйте задание вместе с ним два раза, медленно и молча, потом предложите ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем – то же самое, но с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно прорабатываются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в другой последовательности, например, « ребро – ладонь – кулак».

 

 

!Очень важно! Научите ребенка любое задание сначала выполнять медленно, используя устное подкрепление, команду. Затем постепенно речь из устной переходит во внутреннюю, а скорость увеличивается. Этот прием дети могут использовать при любых затруднениях в школьной програме.

 

№ 3. Графический узор «Заборчик». Нарисуйте для ребенка образец:. Ребенок продолжает узор.

№ 4. «Муха» (игра). Нарисуйте большой квадрат (10×10 см) и разделите его на девять клеточек. В центре сидит «муха». Она совершает движение по квадрату «вверх» или «вниз», «влево» или «вправо». Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где «муха»? Можно увеличивать количество движений и скорость. Сначала ребенок пальцем водит по маленьким квадратикам, внимательно слушая ваши команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить, чтобы он с закрытыми глазами, представляя этот квадрат, мысленно совершал движения.

Варианты выполнения задания:

– диктовать ребенку команды;

– попросить, чтобы он давал команды вам;

– давать команды по очереди, по одной команде друг другу, по две, по три, четыре и т. д.;

– совместно следить за перемещением мухи.

 

Занятие 4

 

• Буква И •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Делаем вдох через нос, ребёнок медленно поднимает правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок. Выдыхая открытым ртом, медленно опускаем руку. То же самое делаем левой рукой.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – лёжа на спине, голова неподвижна, рот открыт, язык высунут. Родитель берёт небольшой предмет и плавно водит им перед глазами ребёнка слева направо и в обратном направлении, затем вверх, вниз и к носу.

Ребёнок следит глазами и направляет язык в ту же сторону, что и глаза (глаза вправо – язык вправо, глаза вверх – язык вверх и т. д.).

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и на расстоянии 10 см от переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

Ребенок ползает на животе (по‑пластунски):

1) одновременно сгибаются правая рука и нога – ребёнок отталкивается ими, затем отталкивается левой рукой и ногой;

2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога – ребёнок отталкивается ими, затем отталкивается левой рукой и правой ногой.

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные и изучаем новую букву (последовательность указана в первом занятии).

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

 

Занятие 5

 

• Буква Е •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Делаем вдох через нос, одновременно поднимаем правую руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делаем выдох через открытый рот, одновременно опускаем руку и ногу.

То же самое проделать левой рукой и правой ногой (4–6 раз).

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – лёжа на спине, голова неподвижна. Ребёнок перемещает предмет самостоятельно. Нужно взять в правую руку предмет (игрушку) и отвести его на расстояние вытянутой руки вправо. Следить за ним глазами.

На 3–4 секунды задержать предмет в крайнем положении, ребёнок должен удержать взгляд в крайней точке. Затем переложить в левую руку и отвести предмет влево, потом вниз к носу и отвести от носа. Глаза сходятся к переносице. Упражнение повторить 4–6 раз.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок шагает на четвереньках. Руки ставит перекрещивая. Это же упражнение выполняем, двигаясь назад.

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные и изучаем новую букву (последовательность указана в первом занятии).

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 5

Упражнение «Движения в одном направлении». Предложите ребенку вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т. д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

Упражнение «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого нужно повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Вращайте его и спрашивайте: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

Упражнение «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон – игроки. Игрок командует водящему: «Направо!». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с левой или с правой от себя стороны и поворачивается, а следующую команду дает кто‑либо из играющих (по договоренности).

 

Занятие 6

 

• Буквы Й, Ё •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Делаем выдох открытым ртом и одновременно поднимаем правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делаем вдох через нос, одновременно опускаем руку. То же самое делаем левой рукой.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – лёжа на спине, голова неподвижна, рот открыт, язык высунут и лежит спокойно. Ребёнок перемещает предмет самостоятельно.

Взять в правую руку предмет (игрушку) и вести им на расстоянии вытянутой руки плавно слева направо и в обратном направлении. Затем вверх и вниз к носу (нужно смотреть на предмет, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). На 3–4 секунды задержать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ). Ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и около переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок стоит на четвереньках, руки параллельны друг другу. Шаги делает произвольно, при этом рот открыт, язык высунут и направляется в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – язык вправо, левой рукой – язык влево). Это же упражнение выполняем, двигаясь назад.

Ребёнок стоит на четвереньках, руки параллельны друг другу. Начинает делать шаги (шаг правой рукой – голова поворачивается влево, левой – голова вправо). Затем пятится назад.

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные буквы и изучаем новую букву (см. последовательность в первом занятии).

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 6

Упражнение «Кто где стоит?». В эту игру должны играть не менее трех детей. Ставится задача – обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?». Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

Упражнение «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами в различных направлениях.

Упражнение «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг влево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т. д.)».

Упражнение «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т. д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

Упражнение «Мама, поверни направо…». Эта игра может использоваться и для занятий родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». – «Теперь налево». – «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое‑либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

 

Занятие 7

 

• Буква Э •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Делаем выдох открытым ртом и одновременно поднимаем правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делаем вдох через нос, одновременно опускаем руку и ногу.

То же самое делаем левой рукой и ногой.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – лёжа на спине, голова неподвижна, рот открыт, язык высунут и лежит спокойно.

Ребёнок перемещает предмет самостоятельно. Взять в правую руку предмет (игрушку) и вести им на расстоянии вытянутой руки плавно слева направо и в обратном направлении. Следить глазами и поворачивать язык в ту же сторону, что и глаза (глаза вправо – язык вправо, глаза влево – язык влево, глаза вверх – язык вверх и т. д.). На 3–4 секунды задержать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок стоит на четвереньках, руки параллельны друг другу. Взгляд направлен в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – глаза вправо, шаг левой – глаза влево).

Это же упражнение выполняем, двигаясь назад.

Ребёнок стоит на четвереньках, руки параллельны друг другу. Теперь порядок движений другой (шаг правой рукой – глаза влево, шаг левой – глаза вправо).

Это же упражнение выполняем, двигаясь назад.

4. Упражнения на буквы

Повторяем все пройденные и изучаем новую букву (последовательность указана в первом занятии).

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 7

Упражнение «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует выяснить, что где стоит: «Если стать лицом к окну, что будет справа? а слева? (и т. д.)». Взрослый дает инструкцию: «Покажи верхний правый угол впереди» и т. д. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к определению положения других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

Упражнение «Капризный фотограф». Фотограф (психолог), желая сделать фотографию животных, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову – справа от зайца, мишку – слева от мышки и т. д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по‑новому пересаживать зверей. Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу – слева от лисы». Модификация задания – ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем (если занятие проводится в группе) кто‑то из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

Упражнение «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».

 

Занятие 8

 

• Буква Х •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Делаем выдох открытым ртом и одновременно поднимаем правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делаем вдох через нос, одновременно опускаем руку и ногу.

То же самое делаем левой рукой и ногой.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – лежа на спину, голова зафиксирована неподвижно, рот открыт, язык высунут, лежит спокойно.

Ребёнок берёт в руку предмет (игрушку) и плавно отводит его на расстояние вытянутой руки вправо, внимательно следит глазами. Язык направлен в противоположную сторону (влево).

Глаза за предметом влево – язык вправо.

На 3–4 секунды задержать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ) – ребёнок должен удержать взгляд в этих крайних точках.

Отводит игрушку вверх – язык убирает, затем вниз к носу – язык снова высунут, следит за предметом глазами – они должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа.

Упражнение выполняем сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы (4–6 раз).

3. Упражнения на координацию движений

Ребенок стоит на четвереньках, руки параллельны друг другу. Взгляд и язык направлены в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – глаза и язык вправо, шаг левой – влево).

Ребёнок стоит на четвереньках, руки параллельны друг другу. Взгляд и язык направлены в противоположную сторону от шагающей руки (шаг правой рукой – глаза и язык влево, шаг левой – вправо).

Это же упражнение выполняем, двигаясь назад.

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные, изучаем новую букву.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 8

▶ Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения. Эта тема нуждается в тщательной проработке.

Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право – где у меня лево, а лево – где право».

Вариант А. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что их правые руки перекрещены.

Вариант Б. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные тоже поднимают свои правые руки и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг напротив друга.

Упражнение «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Теперь поменяйтесь ролями: инструкцию дает ребенок.

Упражнение «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих, не произнося ни звука, показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т. д.».

Упражнение «Найди свою правую руку». Сядьте напротив ребенка и дайте команду: «Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т. д.).

Упражнение «Найди правый рукав». Попросите ребенка показать правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на предметах одежды, лежащих в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.

Упражнение «Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить в течение длительного времени одновременно с другими заданиями по картинкам. Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей – дайте им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить такую работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.

Упражнение «Правильное зеркало». Станьте или сядьте с ребенком друг напротив друга, отрабатывайте схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Так, если психолог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую – влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

Упражнение «Неправильное зеркало». И. п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты – правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т. д. Далее отрабатываются движения с перешифровкой: одно– и двуручные, односторонние и с перекрестом.

Например: дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца; движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук психолога. Например: правая рука психолога двигается вправо, а правая рука ребенка – влево относительно себя (соответственно влево – вправо, вверх – вниз, вниз – вверх, к себе – от себя, от себя – к себе, налево вверх – направо вниз и т. д.).

 

Занятие 9

 

• Буква Ш •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Выполняем четырёхфазное дыхание (вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания).

Все фазы равны по времени.

Упражнение выполняем на счёт три.

Взрослый отсчитывает продолжительность каждой фазы.

Командуем:

«ВДОХ» и считаем: «Раз, два, три»;

«НЕ ДЫШИМ», считаем: «Раз, два, три»;

«ВЫДОХ», считаем: «Раз, два, три»;

«НЕ ДЫШИМ», считаем: «Раз, два, три» и т. д. (4–6 раз).

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребёнок сидит на полу, ноги прямые.

Родитель берёт предмет (игрушку) и плавно водит им перед глазами ребёнка слева‑направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки (4–6 раз).

На 3–4 секунды задерживаем предмет в крайних положениях, ребёнок должен удерживать взгляд в крайних точках.

Затем отводим предмет от лица и подводим к носу (ребёнок смотрит на предмет, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа).

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок стоит на четвереньках. Руки параллельны друг другу.

Взгляд направлен в сторону шагающей руки, а язык – в противоположную сторону.

Шаг правой рукой – глаза вправо, а язык влево; шаг левой рукой – глаза влево, а язык вправо.

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные буквы и изучаем новую букву.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 9

Упражнение. Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т. д.

Упражнение. Родитель задает траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т. д.). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира. В целом понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги, и только после этого следует этап графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти на чистом листе бумаги.

Упражнение «Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать на листе определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Теперь нужно определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

Упражнение «Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой (потом – поворотом головы, взглядом) сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем – по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т. д.).

Упражнение «Куда указывает стрелка?». Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех направлениях, которые вы называете. Пусть ребенок еще раз назовет эти направления.

Упражнение «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол» и т. д.

На следующем этапе в тетради в клеточку проводятся «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

Упражнение «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак „+” от первой точки снизу, от второй – сверху, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.

Упражнение «Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку вниз, от второй – вправо, от третьей – влево, от четвертой – вверх». Проверка: от какой точки стрелка направлена вправо? Еще раз повторить направления стрелок во всех выполненных заданиях.

 

Занятие 10

 

• Буква Т •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Выполняем четырёхфазное дыхание (вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания).

Командуем – «ВДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «ВЫДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем «Раз, два, три, четыре».

Все 4 фазы равны по времени. Упражнение повторяем 4–6 раз.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребёнок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются.

Рот открыт, язык высунут.

Родитель берёт предмет (игрушку) и на расстоянии вытянутой руки плавно водит им слева направо и в обратном направлении перед глазами ребёнка, затем – от лица и обратно к носу.

Ребёнок следит глазами и направляет язык в ту же сторону, что и взгляд (взгляд вправо – язык вправо, взгляд вверх – язык вверх и т. д.).

На 3–4 секунды задерживаем предмет в крайних положениях, ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. Упражнения на координацию движеий

Ребёнок ползёт на четвереньках, при этом руки ставит перекрещивая.

Рот открыт, язык высунут и направлен в сторону шагающей руки (шаг рукой вправо – язык вправо, шаг рукой влево – язык влево).

Это же упражнение ребёнок выполняет, двигаясь назад.

Ребёнок ползёт на четвереньках, при этом руки ставит перекрещивая.

Рот открыт, язык высунут и двигается в противоположную сторону (шаг рукой вправо – язык влево, шаг рукой влево – язык вправо). Это же упражнение делаем, двигаясь назад.

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные буквы и изучаем новую букву.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 10

Упражнение «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».

В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, затем – первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем – вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).

В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).

Проговорить еще раз направления стрелок во всех выполненных заданиях.

Упражнение «Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, две – вниз, одну – влево» и т. д. Более сложный вариант – движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну – налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться.

Каждый психолог легко может сам нарисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т. п., чтобы использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:

• сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем – левой рукой;

• ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;

• после того, как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к написанию двумя руками: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки – в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука – по инструкции, а левая – в противоположную сторону и наоборот;

• по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть – в противоположном направлении, затем – снова в заданном направлении и т. д.

Обязательно предложите ребенку самому продиктовать вам или другим детям графический диктант, а потом проверить работу.

 

Занятие 11

 

• Буква П •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Выполняем четырёхфазное дыхание (вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания).

Командуем – «ВДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «ВЫДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем «Раз, два, три, четыре».

Все 4 фазы равны по времени. Упражнение повторяем 4–6 раз.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребёнок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются.

Рот открыт, язык высунут.

И. п. – ребёнок сидит на полу, ноги прямые, не перекрещиваются.

Взрослый берет небольшой предмет (игрушку), плавно водит им перед глазами ребёнка слева направо, в обратном направлении и вверх, затем к носу и вниз, на расстоянии вытянутой руки.

При этом рот ребёнка открыт, язык высунут и направлен в противоположную направлению взгляда сторону (глаза вправо – язык влево, глаза вверх – язык вниз и т. д.).

На 3–4 секунды нужно задержать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ) – ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняем сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы (4–6 раз).

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок ползёт на четвереньках, при этом руки ставит перекрещивая.

Взгляд направлен в сторону шагающей руки (шаг рукой вправо – глаза вправо, шаг рукой влево – глаза тоже влево).

Это же упражнение нужно выполнить, двигаясь назад (пятясь).

Ребёнок ползёт на четвереньках, при этом руки ставит перекрещивая.

Взгляд направлен в противоположную руке сторону (шаг рукой вправо – глаза влево, шаг рукой влево – глаза вправо).

Это же упражнение ребёнок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные буквы и изучаем новую букву.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 11

Упражнения на психологические связи

1. Затылок (зрительные центры) имеет прямое отношение к ладоням, поскольку нервные дорожки от затылка идут в руки, ладони и пальцы. Подвижность ладоней также постоянно воздействует на «подвижность» затылка. Это все напрямую связано с кровообращением зрительных отделов головного мозга.

Возможны такие варианты упражнений:

• Растопырить десять пальцев рук как можно сильнее – ВДОХ, затем с силой сжать в кулачки – ВЫДОХ. Руки держим вытянутыми в стороны на уровне плеч горизонтально. Повторять по 5–10 раз (постепенно увеличивая нагрузку) 2 раза в день. Затем руки стряхнуть, опустив вниз.

Любые активные упражнения с пальцами благотворно действуют у детей на головной мозг (развивают и укрепляют интеллектуальную и эмоциональную сферу):

• Стирка носков кирпичиком мыла.

• Замес теста, разминать как можно сильнее тестовую массу.

• Во время мытья рук можно сжимать руки, массировать, вытирать жестким полотенцем, растирая каждый пальчик.

• Так же положительно действуют ЕЖЕДНЕВНОЕ растирание полотенцем и массаж руками ушных раковин.

• Массаж межпальцевых перепонок.

• Сильное действие на эмоциональную сферу оказывают хлопки в ладоши. Хлопать нужно по меньшей мере по 8 раз. Сначала хлопать, как обычно, затем тыльной стороной, затем только пальчиками, далее ребрами ладоней, кулачками… Фантазируйте! Прислушивайтесь к разным звукам, возникающим при хлопках.

2. Развитие фонематического слуха. Упражнения с различными звуками: бытовыми, музыкальными, хлопками, пение целыми словами и отдельными звуками – ООООО, АААА, ИИИИ, УУУУУ.

3. Совмещение движений в игре с пением.

 

Занятие 12

 

• Буква Н •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Выполняем четырёхфазное дыхание (вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания).

Командуем – «ВДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «ВЫДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем «Раз, два, три, четыре».

Все 4 фазы равны по времени.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребёнок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются.

Ребёнок сам держит предмет сначала правой рукой (ведёт им вправо), затем левой рукой (ведёт им влево), а затем двумя руками (ведёт вверх, вниз и к носу).

На 3–4 секунды нужно задержать предмет в крайних положениях – ребёнок должен задержать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки. Затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы (4–6 раз).

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок ползёт на четвереньках, при этом руки ставит перекрещивая.

Взгляд направлен в сторону шагающей руки (шаг рукой вправо – глаза вправо, шаг рукой влево – глаза тоже влево).

Это же упражнение нужно выполнить, двигаясь назад (пятясь).

Ребёнок ползёт на четвереньках, при этом руки ставит перекрещивая.

Взгляд направлен в противоположную руке сторону (шаг рукой вправо – глаза влево, шаг рукой влево – глаза вправо).

Это же упражнение ребёнок выполняет, двигаясь назад (пятясь).

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные, изучаем новую букву.

Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 12

Работа с таблицей алфавита

Данное упражнение при регулярном выполнении помогает получить следующие результаты:

• повышение концентрации внимания;

• укрепление зрительной памяти;

• расширение вектора сканирования и зрительного поля;

• улучшения качества чтения;

• увеличение скорости чтения.

Взгляд ребенка сосредоточен на центре таблице на черном круге (см. последнюю страницу вклейки). Далее ребенок по порядку называет и ищет буквы в алфавитном порядке (если возникают затруднения, взрослый называет буквы по порядку). Выглядит это следующим образом: А – аб – абв – абвг – абвгд – абвгде – и так до конца алфавита, при этом палец при поиске следующей буквы не отрывается от таблицы, а «прокладывает» маршрут от буквы к букве. Сначала можно пройти несколько букв, но постепенно нужно увеличивать количество букв, чтобы «маршрут» становился длиннее.

Затем следует убрать таблицу и попросить ребенка вспомнить и показать на столе, где находились буквы относительно центра (черного круга).

Упражнение. Старайтесь учить читать ребенка не по слогам, а охватывая целиком все слово. Для этого используйте слова, состоящие из трех букв и в то же время составляющие один слог. Запишите их: дом, рак, зуб, дым и т. д. Когда ребенок ознакомится с маленькими словами, выберите из них 4 слова и попросите ребенка читать их «по кругу», все быстрее и быстрее. Например: дом, рак, зуб, дым, дом, рак, зуб, дым, дом, рак, зуб, дым, дом… Добавьте еще одно слово, затем еще одно и т. д. В следующий раз другие 4 слова прочитайте быстро и добавляйте по одному слову, постепенно увеличивая их количество до 7 слов.

Упражнение. Учите ребенка понимать, что обозначают существительные. Подготовьте список, состоящий из имен существительных, значение которых ребенок может понять. Ребенок читает слово, останавливается и рассказывает, что это за предмет, его характеристики (вес, материал, качество поверхности, форма, из каких элементов состоит, функция).

Например: лопата нужна для того, чтобы копать землю, тяжелая, ручка деревянная, гладкая и т. д.; пуговица – чтобы застегивать одежду, легкая, гладкая, круглая и т. д. При этом обязательно предложите ребенку вспомнить все случаи, когда он сталкивался с тем или иным предметом.

Например: кот – котенок дома играл клубком; пил молоко; соседский кот царапнул; кошка на даче поймала мышку и т. д. Для того чтобы увеличить скорость выполнения задания, ребенок может вспоминать «про себя», фиксируя припоминаемые ситуации палочкой.

Например: /////… и т. д.

 

Занятие 13

 

• Буква Л •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Выполняем четырёхфазное дыхание (вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания).

Командуем – «ВДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «ВЫДОХ» и считаем: «Раз, два, три, четыре».

Командуем – «НЕ ДЫШИМ» и считаем «Раз, два, три, четыре».

Все 4 фазы равны по времени. Упражнение повторяем 4–6 раз.

2. Глазодвигательные упражнения

И.п. – ребёнок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются.

Ребёнок сам держит предмет сначала правой рукой (ведёт им вправо – глаза и язык вправо), затем левой рукой (ведёт влево – глаза и язык влево), затем вверх, к носу и вниз.

На 3–4 секунды нужно задержать предмет в крайних положениях, ребёнок удерживает взгляд в крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок ползёт на четвереньках, при этом руки ставит перекрещивая.

Взгляд направлен в сторону шагающей руки, а язык в противоположную сторону (шаг рукой вправо – глаза вправо, а язык влево; шаг рукой влево – глаза влево, а язык вправо).

Это же упражнение выполняем, двигаясь назад (пятясь).

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные и изучаем новую букву.

Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 13

Упражнение. Запишите имена существительные так, чтобы получались строки и столбцы. Предложите ребенку прочитать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие слова. Например: кот; кот – лист; кот – лист – груша; кот – лист – груша – пиджак; кот – лист – груша – пиджак – капуста и т. д. до слова «чай». Рекомендуется читать предыдущие слова как можно быстрее, но при этом осмысливать каждое слово. Прочитайте еще 2–3 раза эту строчку «по кругу», замеряя время. Проделайте эту работу с другими строчками.

Упражнение. Используйте для занятий книжку с изображениями каких‑либо предметов, под которыми написано их название. Если такой книги нет, сделайте картинки сами. Занимаясь по такой книжке, ребенку легче понять значение слова, поскольку он видит картинку. После того, как ребенок прочитает книжку несколько раз, старайтесь, чтобы он читал ее каждый раз все быстрее.

Упражнение. Выберите 4 картинки с надписями под каждой из них. Читайте слова много раз «по кругу». Затем читайте в произвольном порядке. Постепенно наращивайте скорость чтения. Затем предложите ребенку следующие 4 картинки. Снова проделайте то же самое и т. д.

Упражнение. Учите детей понимать смысл глаголов. Для этого составьте список глаголов, которые будут расширять кругозор ребенка. Прочитайте глагол (или пусть это сделает ребенок) и спросите его, что значит петь, шить, прыгать, хватать и т. д. Предложите ребенку изобразить действие прочитанного глагола и обязательно вспомнить случаи, когда он совершал это действие и использовал данный глагол. Например: шить – шил одежду для игрушек, для новогоднего праздника, пришивал пуговицу и т. д. Для увеличения скорости припоминания ситуаций ребенок может проделывать это мысленно, а на бумаге каждую ситуацию фиксировать палочкой. Например: //////. Качество чтения во многом зависит от способности найти глагол в предложении (сказуемое) и понять его значение.

Упражнение. Читайте несколько раз четыре глагола с увеличением скорости. Например: шить, пилить, ковать, прыгать; шить… добавьте еще один глагол и снова читайте еще быстрее и т. д. Затем также читайте другую группу из четырех глаголов, прибавляя по одному слову, и т. д.

 

Занятие 14

 

• Буква М •

1. Дыхательные упражнения

И. п. – лёжа на спине. Ребёнок выполняет четырёхфазное дыхание самостоятельно без команд взрослого (вдох – задержка дыхания – выдох – задержка дыхания).

«ВДОХ» – «Раз, два, три».

«НЕ ДЫШИМ» – «Раз, два, три».

«ВЫДОХ» – «Раз, два, три».

«НЕ ДЫШИМ» – «Раз, два, три».

Все 4 фазы равны по времени.

Упражнение повторяем 4–6 раз.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – ребёнок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются.

Сам держит предмет в руке.

Ведёт им вправо на расстоянии вытянутой руки, глазами следит за предметом, при этом рот открыт, язык поворачивается влево; теперь перемещает предмет влево (глаза влево, а язык вправо); предмет вверх (глаза вверх, а язык вниз).

На 3–4 секунды нужно задержать предмет в крайних положениях, ребёнок удерживает взгляд в крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок ползает на четвереньках боком (сначала правым боком, затем левым):

1) делает шаг одновременно правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой и т. д. (приставной шаг);

2) делает шаг одновременно правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой и т. д.

Ребёнок ползает на четвереньках боком: делает шаг одновременно правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой, при этом во время второго шага руки перекрещиваются.

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные и изучаем новую букву.

Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 14

Упражнение. Попросите ребенка придумать слово и разобрать по буквам. Запишите его на маленьком листке бумаги строчными печатными буквами (нарежьте бумагу заранее на кусочки размером 4×6 см). Попросите придумать еще 3–4 слова и запишите их. Теперь попросите ребенка прочитать их, предлагая слова в разной последовательности. Постепенно увеличивайте скорость всякий раз, когда предлагаете новое слово. Увеличивайте количество слов, добавляя к предыдущему по одному слову.

Упражнение. Используйте ранее составленный список глаголов, который выполнен в виде строк и столбцов. Прочитайте и попросите ребенка запомнить слова. Задача – быстро, сверху вниз читая слова, найти предложенное слово. После блоков переходите к колонкам, а затем и ко всей странице.

Упражнение. Подберите слова, которые будут расширять словарный запас ребенка. Предложите прочитать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие. Например: шить; шить – спасать; шить – спасать – привязать; шить – спасать – привязать – склоняться и т. д. до конца строчки. Читать максимально быстро. Прочитайте 2–3 раза эту строчку, замеряя время.

Упражнение. Ребенок придумывает фразы. Вы их записываете и просите прочитать в случайном порядке. Например: «Заяц бежит по лесу», «Кот пьет молоко», «Рыба попала на удочку» и т. д. Постепенно добавляя по одной фразе, увеличивайте количество этих фраз до 10–20. А затем попросите прочитать в произвольном порядке.

 

Занятие 15

 

• Буква Ж •

1. Дыхательные упражнения

Научите ребенка дышать так, чтобы выдох был длинее вдоха в два раза – это способствует гармонизации нервной системы.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – стоя. Родитель берёт небольшой предмет (игрушку) и плавно водит им перед глазами ребёнка слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки, затем вверх и вниз (ребёнок следит за предметом только глазами).

На 3–4 секунды задержите предмет в крайних положениях. Ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии согнутой в локте руки и, наконец, на расстоянии 10 см от переносицы (4–6 раз).

3. Упражнения на координацию движений

1. Ребёнок ползёт на четвереньках боком (сначала правым боком, затем левым боком).

Делает шаг одновременно правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой и т. д. (приставной шаг), при этом ребёнок направляет язык в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – язык вправо, шаг левой – язык влево).

Делает шаг одновременно правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой, при этом ребёнок поворачивает язык в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – язык вправо, шаг левой – язык влево). Упражнение повторяется 4–6 раз.

2. Ребёнок ползёт на четвереньках боком.

Делает шаг одновременно правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой, при этом после второго шага руки перекрещиваются, язык направлен в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – язык вправо, шаг левой рукой – язык влево).

Проделать упражнения, направляя язык в противоположную от шагающей руки сторону (шаг правой рукой – язык влево, шаг левой рукой – язык вправо).

4. Упражнения с буквами

Повторяем все пройденные и изучаем новую букву.

Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 15

Упражнение. Используйте сказку с иллюстрациями, под которыми написаны одна или две строчки текста. Читая текст в медленном темпе, указывайте ребенку карандашом или указкой на то слово, которое Вы читаете. Прочитайте эту книгу несколько раз.

Упражнение. Попросите ребенка прочитать ту книжку, которую он знает наизусть. Пусть вас не смущает, что он больше припоминает, нежели читает текст самостоятельно. Такая тренировка очень полезна. Дело в том, что постепенно внимание ребенка, направленное на процесс припоминания, будет переключено на текст, который он с легкостью прочитает, уже зная содержание. Так ребенку легче учиться, он верит в свои возможности, а вера в себя творит чудеса.

 

Занятие 16

 

• Буквы У, Д, З •

1. Дыхательные упражнения

Дышим так, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – стоя. Родитель берёт небольшой предмет и плавно водит им перед глазами ребёнка на расстоянии вытянутой руки слева направо и в обратном направлении, затем вверх, вниз и к носу.

Ребёнок следит за предметом, не поворачивая головы. Нужно следить глазами и направлять язык в ту же сторону, что и взгляд (глаза за предметом вправо – язык вправо, глаза вверх – язык вверх и т. д.).

На 3–4 секунды нужно задержать предмет в крайних положениях. Ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок ползёт на четвереньках боком:

1) делает шаг одновременно правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой и т. д. (приставной шаг), при этом ребёнок направляет взгляд в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – глаза вправо, шаг левой рукой – глаза влево);

2) делает шаг одновременно правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой, при этом ребёнок направляет взгляд в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – глаза вправо, шаг левой – глаза влево).

Проделать упражнения из п. 2 этого занятия, только взгляд направлять в противоположную от шагающей руки сторону (шаг правой рукой – глаза влево, шаг левой рукой – глаза вправо).

4. Упражнения с буквами

В этом занятии мы подошли к написанию букв, которые пишутся ниже строки. Обратите на это внимание ребенка. Повторяем все пройденные буквы и изучаем новую букву. Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 16

Упражнение. Выберите предложение в 1–3 строки. Попросите ребенка в первый раз прочитать его вслух медленно и понять содержание. Посмотрев на часы (лучше секундомер), зафиксируйте время.

Во второй раз пусть он прочитает на 2–3 сек. быстрее, в третий – еще быстрее и т. д. Доведите скорость чтения этого предложения до максимума. Но помните, что есть тот предел, когда быстрее прочитать уже невозможно. Точно так же работайте с другими предложениями, затрачивая от 3 до 5 минут. Затем читайте их как можно быстрее.

Сначала читайте предложение вслух, потом «про себя».

Упражнение. Выберите в книге, которую вы читаете ребенку, предложение в 2–3 строчки. Ребенок включает секундомер. Вы читаете вслух это предложение в медленном темпе. Запишите время, которое понадобилось вам для чтения. Теперь вы включаете секундомер, а ребенок читает то же самое, но как можно быстрее. Зафиксируйте время. Старайтесь читать все быстрее и быстрее. Доведите скорость чтения (вслух) этого предложения до максимума. Обычно скорость чтения у взрослого выше, но у ребенка значительно быстрее растет результат.

Если вы любите своего ребенка, то найдете повод его похвалить. Ему это так необходимо! Помните, что если ребенок не хочет читать, то он, во всяком случае, желает соревноваться с вами. Дух соперничества позволит ему быстрее освоить навыки чтения.

Для детей, которые уже читают целые слова, при выполнении упражнений вместо предложения используйте абзац или отрывок из этой же книги.

 

Занятие 17

 

• Буквы Р, Ф •

1. Дыхательные упражнения

Дышим так, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – стоя. Родитель берёт небольшой предмет и водит им перед глазами ребёнка на расстоянии вытянутой руки слева направо и в обратном направлении, затем вверх вниз и к носу. Ребёнок следит за предметом, не двигая головой. Язык поворачивается в противоположную от глаз сторону. Когда предмет приближается к носу, глаза должны сходиться к переносице. На 3–4 секунды задержите предмет в крайних положениях. Ребёнок должен удерживать взгляд на этих крайних точках. Выполните данное упражнение на комфортном ребенку расстоянии.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок ползает на четвереньках боком:

1) делает шаг одновременно правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой, при этом во время второго шага руки перекрещиваются, взгляд и язык направлены в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – глаза и язык вправо, левой – влево);

2) делает шаг одновременно правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой, при этом ребёнок направляет взгляд и язык в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – глаза и язык вправо, левой рукой – влево);

Проделать упражнение из п. 2 этого занятия, только глаза и язык направляются в противоположную от шагающей руки сторону: шаг правой рукой – глаза и язык влево, шаг левой рукой – вправо.

4. Упражнения с буквами

В этом занятии мы изучаем буквы, которые пишутся ниже строки. Обратите на это внимание ребенка. Повторяем все пройденные и изучаем новую букву.

Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 17

Очень важно развивать у ребенка смекалку и сообразительность, научить его вдумчиво относиться к выполнению любых заданий, стремиться к выработке нестандартных решений. Предложите ребенку эти занятные задания:

1. Найдите закономерность и продолжите буквенный ряд еще на две буквы: О, Д, Т, Ч, П, …

2. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100 метров канавы?

3. Представьте, что у вас в кармане коробок с одной‑единственной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь?

4. На дубе растут три ветки. На каждой ветке по три сливы. Сколько слив на дубе?

5. Отгадайте загадку. Стоит дуб. На дубе 12 веток, на каждой ветке по 4 гнезда, в каждом гнезде по 7 птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое черное.

6. По горам по долам ходит шуба да кафтан.

7. Два братца друг на друга глядят – сойтись не могут.

8. Какая водица только для грамотного годится?

9. Закутан ребенок в 40 пеленок.

Ответы:

1. Это первые буквы числительных: Ш‑6, С‑7…

2. 5 землекопов.

3. Спичку.

4. На дубе сливы не растут.

5. Год, месяцы, недели, дни и ночи.

6. Овца.

7. Берега реки.

8. Чернила.

9. Кочан.

 

Занятие 18

 

• Буквы Ц, Щ •

1. Дыхательные упражнения

Выдох должен быть в два раза длиннее вдоха.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – стоя. Ребёнок держит предмет в руке и перемещает его самостоятельно, удерживая сначала правой рукой (ведёт предмет вправо), затем левой (ведёт предмет влево), а затем двумя руками (ведёт предмет вверх‑вниз и к носу).

Ребёнок следит за предметом глазами (предмет влево – глаза влево, предмет вправо – глаза вправо, предмет вверх – глаза вверх, предмет вниз – глаза вниз, предмет к носу – глаза сходятся).

На 3–4 секунды нужно задержать предмет в крайних положениях. Ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Предложите ребенку самому провести данное упражнение.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок ползёт на четвереньках боком.

Делает шаг одновременно правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой. После второго шага руки перекрещиваются, взгляд направлен в сторону шагающей руки, а язык в противоположную (шаг правой рукой – глаза вправо, а язык влево; шаг левой рукой – глаза влево, а язык вправо).

Делает шаг одновременно правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой, при этом во время второго шага руки перекрещиваются, взгляд направлен в сторону шагающей руки, а язык в противоположную сторону.

4. Упражнения с буквами

В этом занятии мы продолжаем написание букв, которые пишутся ниже строки. Поговорите об этом с ребенком. Повторяем все пройденные и изучаем новую букву. Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 18

Предложите ребенку придумать упражнение.

 

Занятие 19

 

• Буквы Г, К, Ч, Ъ, Ь •

1. Дыхательные упражнения

Упражнения выполняются произвольно. Ребенок вспоминает все техники, которые ему известны.

2. Глазодвигательные упражнения

И. п. – стоя, рот открыт, язык высунут.

Ребёнок держит предмет в руке и перемещает его самостоятельно.

Удерживая его в правой руке, плавно ведёт слева направо и в обратном направлении, следит глазами и направляет язык в ту же сторону, что и глаза (глаза вправо – язык вправо, глаза влево – язык влево, глаза вверх – язык вверх, глаза вниз – язык вниз).

Упражнение сначала выполняется на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

На 3–4 секунды нужно задерживать предмет в крайних положениях – ребёнок должен удерживать взгляд в крайних точках.

3. Упражнения на координацию движений

Ребёнок делает шаги, стоя на коленях.

Делает шаг правой ногой, при этом правая рука кладётся на правый бок, следующий шаг левой ногой – правая рука опускается, левая кладётся на левый бок и т. д.

Делает шаг правой ногой, правая рука кладётся на левое плечо; следующий шаг – левой ногой, правая рука опускается, левая рука кладётся на правое плечо.

Ребёнок делает шаг правой ногой, при этом правая рука кладётся на левое плечо, левая рука на левый бок; следующий шаг левой ногой – левая рука кладётся на правое плечо, правая рука на правый бок.

Повторить упражнения, описанные в п. 2 этого занятия, делая шаги назад.

4. Упражнения с буквами

Покажите ребенку верх, низ головы, ее правую, левую стороны. Одновременно двумя руками ребенок прислоняет ладони к правой и левой сторонам лица, затем к подбородку и макушке.

Повторяем все пройденные и изучаем новые буквы. Начинаем составлять и писать слова на лице, в воздухе, на схемах.

5. Чтение вслух

а) читайте в течение 5–10 минут сказку, которая знакома ребенку;

б) читайте в течение 5–10 минут новую для ребенка книгу.

Упражнения для занятия 19

Упражнение. Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

Вы уже начали формировать эти представления, выполняя с ребенком упражнения на предыдущих занятиях. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутых произвольных действий.

Вспомните, пожалуйста, игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увлекались все дети. Били мячом о стену: сначала – обеими ладонями; затем – удар руками, сложенными в замок, снизу; потом – «белочкой»: из‑за спины мяч бросали о стену и ловили его; затем – из‑под ноги… Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а ударять мячом о стену необходимо было условленное число раз. А «Прятки», «Казаки‑разбойники»?.. Научите своего подопечного играть, и вы убедитесь, что старые игры очень интересны современным детям.

Упражнение. Из детской книги выберите предложение в 1,5–2 строчки. И предложите ребенку прочитать первое слово, затем прочитайте его еще раз. Быстро повторив первое слово, прочитайте второе; повторив первые два – третье и т. д. до конца предложения. Например: «У одного…»; «У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…»; «У одного крестьянина был сын…»; «У одного крестьянина был сын ростом…»; «У одного крестьянина был сын ростом с мизинчик».

Важно стараться каждый раз читать предыдущие слова все быстрее и быстрее. Дойдя до конца предложения, еще несколько раз прочитайте его.

Ежедневно проделывайте подобную работу, используя каждый раз 2–3 предложения. Такой способ позволит ребенку перейти от чтения по слогам к чтению словами и значительно лучше понимать содержание текста.

Упражнение. Подберите соответствующие возрасту ребенка скороговорки. Читайте с ребенком скороговорки многократно от начала до конца «по кругу». Постепенно увеличивайте скорость чтения, указывая пальцем на прочитанные слова. Когда читает родитель, ребенок должен следить за текстом и стараться увидеть то слово, которое произносится. Предложите ребенку читать это самостоятельно.

Продолжайте читать скороговорки, даже когда ребенок выучит их наизусть. Проведите соревнование, используя секундомер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных