Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приложение 8. Родителям о развитии талантов у ребенка




 

Творчески мыслящий человек – это свободный человек. К сожалению, за долгие годы мы привыкли к «шорам». Из года в год в школах дети послушно писали стандартные сочинения об «образе народа» и «символе крепостничества» и… постепенно переставали читать, а уроки физики и химии, которые таили в себе так много удивительного, превращались в заучивание формул и решение абстрактных задач. К сожалению, и сейчас еще многое осталось по‑старому. Как же помочь ребенку?

Начнем с самого простого, то есть с игры. Договоритесь с ребенком о том, что вы с ним писатели (или журналисты), приехавшие на неделю из другой страны, и вам надо за неделю сделать как можно больше заметок в своих записных книжках.

В чем смысл этой серьезной игры? Не каждому дано стать художником, композитором, поэтом. Даже если ребенок рисует или пишет стихи, он понимает, что он не Репин и не Пушкин. Но такой вид писательского творчества, как дневниковые записи, доступен любому ребенку. Каждый действительно может почувствовать себя писателем, ведь он творит, облекая свои впечатления в слова.

И пусть после прогулки по лесу, после путешествия по городу или просто в конце дня, богатого впечатлениями, ребенок делает записи в своем «писательском» дневнике. Оформите вместе его дневник (если ребенок еще мал) или обсудите идею оформления таких дневниковых записей (если ребенок уже подросток). По мере взросления ребенок научится не только смотреть, но и видеть окружающий мир, не только чувствовать, но и передавать свои чувства, пользуясь богатством нашего языка. Благодаря этому он будет внимательнее читать написанное другими, ибо пользуется тем же словесным материалом. Конечно, ему порой будет трудно найти нужное слово для выражения своих чувств и мыслей. Приобщаясь к творчеству того или иного писателя, ребенок увидит, каким образом автор выражал свои чувства, и как мастер умеет верно и точно подбирать слова, открывая читателю свой мир. Возможно, именно в этот момент ребенок откроет для себя что‑то очень важное, что‑то важное поймет. Так рождается радость сотворчества.

Знакомьте ребенка с дневниками писателей. Возможно, это для него станет захватывающим чтением. Лучше всего начать с книги М. М. Пришвина «Глаза земли» и дневников А. П. Чехова.

А дневниковые записи ребенка могут быть примерно такими:

«20 марта.

Некоторые думают, что воробьи – совершенно беззаботные птицы. Но никто так не сказал бы, если бы увидел, как воробьи купаются в лужах, приглаживают оперение после долгой и трудной зимы».

«16 августа.

Трава и листья деревьев приобретают хмурый зеленый цвет. На траве уже лежат листочки деревьев, которые не смогли преодолеть приближение осени». (Это дневниковые записи десятилетнего Саши В.)

«15 сентября.

Листья желтеют и падают в речку. Она становится желтой, как будто ее усыпали золотом и алмазами. А кругом все в осенних цветах». (Дневниковая запись Ромы Р. 11 лет.)

 

Есть еще одна область развития творческих способностей. Это – изобретательство. Лишь творческий человек может создать новое в любой сфере жизни. Читайте с детьми книги по изобретательству, заставляйте творчески работать их мозг! Начать можно с книги Г. Альтова «И тут появился изобретатель…» (М.: Детская литература, 1989).

И еще один совет: развивайте у ребенка чувство юмора. Научите его находить смешное, забавное в окружающем мире! Вспоминайте вместе смешные места из прочитанных книг, из мультфильмов и т. д.

И пусть веселым и увлекательным будет ваш путь по ступенькам творчества! Как это осуществить? Предложите занятные задачки, они поднимут настроение и активизируют мышление ребенка.

1. Двое ели сливы. Один сказал другому: «Дай мне свои две сливы, тогда будет у нас слив поровну», – на что другой ответил: «Нет, лучше ты дай мне свои две сливы, – тогда у меня будет в два раза больше, чем у тебя». Сколько слив было у каждого?

2. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок?

3. «Сколько лет твоему сыну?» – спросил один человек у своего приятеля. Приятель ответил: «Если к возрасту моего сына прибавить столько же, да еще половину, то будет 10 лет». Сколько же лет сыну?

4. Путешественник идет из одного города в другой 10 дней, а второй путешественник тот же путь проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу из этих городов?

5. Постоялец гостиницы обвинил слугу в краже всех его денег. Смекалистый слуга сказал так: «Это – правда, я украл все, что он имел». Тогда слугу спросили о сумме украденных денег, и он отвечал: «Если к украденной мною сумме прибавить еще десять рублей, то получится мое годовое жалование, а если к сумме его денег прибавить 20 рублей, получится вдвое больше моего жалованья». Сколько денег имел постоялец, и сколько рублей в год получал слуга?

6. Двое крестьян поделили между собой 7 рублей, причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому из них?

Примечание. Задачи были взяты из книги: Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. «Старинные занимательные задачи». Они хорошо развивают логическое мышление ребенка, пространственные представления, прививают интерес к решению задач, а также направляют волевые усилия ребенка к размышлениям.

Ответы к задачам

1. До передачи двух слив у одного было 10 слив, а у другого было 14 слив.

2. 16 человек.

3. 4 года.

4. 6 дней.

5. Годовое жалование слуги 10 рублей, а постоялец, заявивший, что его обокрали, вообще не имел денег.

6. Один крестьянин получил 5 рублей, а другому досталось только 2 рубля.

 

Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к этому так, словно они у ребенка уже есть. Эту древнюю мудрость подтверждает интересный эксперимент, который провели психологи в начальных классах общеобразовательной школы. Они провели обследование учеников и результат этого тестирования «по большому секрету» сообщили преподавателю. При этом назвали несколько фамилий учеников, успевающих «ниже среднего», и сказали, что у них имеются явные признаки таланта. Через год эти ученики стали успевающими. Изменилось отношение учителя к этим ребятам. Он стал воспринимать их как творческих личностей – и вот результат!

Еще один эксперимент описывает С. Соловейчик в своей книге «Учение с увлечением» (Москва: Детская литература, 1979. 2‑е изд., с. 61):

«Однажды психологи выбрали в группе студентов самую неумную и непривлекательную девушку и попросили ее товарищей изменить свое отношение к ней. В один прекрасный день все наперебой стали ухаживать за девушкой, добиваться ее внимания, провожать ее домой, уверять, что она красивая и умная.

И что же? Не прошло и года, как эта девушка и вправду стала привлекательной, милой, она стала держаться иначе и умнее отвечать: переродилась. Она не стала другой – в ней открылось то прекрасное, что есть в каждом человеке и что раскрывается только тогда, когда мы верим в себя и все окружающие верят в нас – любят нас».

Пусть у Вас никогда не опускаются руки, даже если Вы останетесь единственным, кто продолжает верить в вашего ребенка. Помните, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:

1. Не понимают, что от них хотят.

2. Понимают, но не получается.

3. Кое‑что получается.

4. Получается все лучше и лучше.

 

Отсюда следуют основные задачи родителей:

1. Предлагать новые игры и упражнения.

2. Демонстрировать, как нужно выполнять задание.

3. Создавать условия для возникновения у ребенка желания выполнять то или иное упражнение.

Личный пример родителей – это самое главное. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок писал и читал, пусть он чаще видит читающих родителей!

 

Список литературы

 

Ахутина Т. В. Диагностика развития зрительно‑вербальных функций. – М.: Академия, 2003.

Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. – СПб.: Речь, 2010.

Воронова А. А. Арт‑терапия для детей и их родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Ефимова И. В. Амбидекстры. – СПб.: КАРО, 2007.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2006.

Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. – М., 1976.

Лурия А. Р. Основы нейролингвистики. – М., 1975.

Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистическое исследование. – М., 2002.

Москвин В. А. Основы дифференциальной нейропедагогики. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2003.

Орлова М. М. Клиническая психология. – М.: Высшее образование, 2008.

Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. – М.: Академия, 2007.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002.

Семенович А. В. Эти невероятные левши. – М.: Генезис, 2005.

Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М., 1978.

Соболева А. Е. Решаем школьные проблемы. – СПб.: Питер, 2009.

Хомская Е. Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2008.

Хомская Е. Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.

Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. – М., 1992.

Хрестоматия по нейропсихологии. – М., 1999.

Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М., 1985.

Шишкова С. Ю. Арт‑терапия как один из методов развития ценностно‑смысловой сферы детей // Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: Материалы Международной научно‑практической конференции. Нижний Тагил, 2012. – С. 213–216.

Шишкова С. Ю. Буквограмма: в школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; 2015; 2016. – 156 с.

Шишкова С. Ю. Нейропсихология: Программа учебной дисциплины и методические рекомендации по ее изучению. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2007. – 20 с.

Шишкова С. Ю. Сенсорная комната как один из методов оздоровления детей дошкольного возраста и взрослых// Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Проблемы социологии и психологии. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2011. – С. 191–196.

 

 

Вклейка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных