Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура населения территории Беларуси в IX - XIII вв.




 

Развитие христианской веры на бел землях нач с X в. Ещё в 907 г войны Полоцка были союзниками киевского князя Олега в походе на столицу Византии город Царьград (Константинополь), где могли познакомиться с христианством. В 988 г великий киевский князь Владимир Святославович принял христианство. В связи с этим отказался от многоженства. В 922 г князь Изяслав основал в Полоцке епархию - большую церковную округу. Рагнеда и её сын Изяслав стали первыми христианами в полоцком княжестве.

Хр-во долго сущ-ло вместе с язычеством. Яз-во имело глубокие древние корни. Обычно местные жители насильно крестились в новую веру. В XI в на Полоцкой земле начали осваивать кирилловскую азбуку (составлена в 863 г братьями Кириллом и Мифодием, состояла из 43 букв). Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты - берёзовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты найдены в Витебске и Мстиславле. Они свид-т о том, что в городах грамотным было часть населения граждан, а их дети учились грамоте.

В первой половине XI в началось летописание - запись событий по годам в хронологичной послед-сти. В нач XII в монахом Нестером была создана «Повесть временных лет» - летопись, кот. содержит известия об Рогволоде, Рогде, Изяславе, Всеславе Чародее, битве на Немиге и др событиях из жизни вост. славян. Самой ранней рукописной книгой явл. созданная в XI веке «Туровское евангелие», украшенное заставками - разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг служил пергамент - специально выделанная шкура телят. Переплётом служили две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

Распространению письменности способствовали религиозно-просветительские деятели. Ефросинья Полоцкая - первая из женщин среди вост. славян, кот. православная церковь объявила святой. Она основывала мужские и женские монастыри, где переписывали церковные книги.

Известным религиозным просветителем явл. туровский епископ Кирилла Туровский не только читал книги, но и писал «слова» - обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притчи, кот. имеют поучительный хар-тер.

Свидетельством высокой к-ры вост. славян явл. летописи. Важн. источником по истории Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в 12-13 в явл. Ипатьевский летописный свод, кот. состоит из следующих летописей: «Повести временных лет», «Киевской летописи», «Галицко-волынской летописи». Существовала также Смоленская и Полоцкая летописи. Большое знач. среди памятников письменности принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в кот. рассказывается о походе Новгород - северского князя Игоря на половцев.

Развивалось в это время и устное народное творчество. Существовала также и переводная литература: «Библия», «Евангелие». «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия». Важную роль в развитии письменности, образовании всей к-ры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.

До конца X в на бел землях не сущ-ло монументальной архитектуры, но были богатые традиции деревянного зодчества. Принятие христианства вызвало необходимость в возведении в городах нашего края культовых каменных храмов. Интересная архитектурная школа сложилась в Полоцке. Она вобрала в себя лучшие традиции как местной, так и Европейской культуры. Одним из самых известных строений Полоцка является Софийский собор (50-е годы 11 в.) Собор был построен Всеславом Чародеем, как символ мощи Полоцка. Софийский собор был большим в размерах, крестово-купольным храмом с 7 куполами. Храм был украшен фресками, в нем хранилась гос-ная козна, архив, библиотека. Там подписывались самые важные договора, и хранилась печать Полоцкого княжества.

В сер XII в. по заказу Ефросиньи Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря (8-12 м). Эта церковь - первый памятник-храм, в кот Византийские традиции были переработаны в нац-ном духе. Всего в Полоцке в XII в. было построено 10 храмов. 6 из них найдены в раскопках. Они свид-ют, что в Полоцке сформировалась своя архитектурная школа, кот имела влияние на др. земли (Новгород, Смоленск). Еще одна архитектурная школа в г. Гродно - Борисоглебская церковь (Коложская церковь 12в.). Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. В верхней части стен вмонтированы сосуды-голосники, улучшающие акустику храма. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое оформление храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре XII в. Всего учеными установлено сущ-ние около 5 храмов в г. Гродно (Княжеский терем, Нижн. церковь и т.д.). Гродненская архит. школа развивалась под влиян Полоцкой и Волынской.

В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Новые соц-эконом отношения, рост торговли и городов способствовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства. В ХII-ХШ вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел (резьба по дереву, ювелирное, кузнечное, гончарное.) В производстве домашней утвари, оружия, украшений использовали дерево, железо, серебро, золото, стекло и т.д.

С появлением христианства стала распространяться живопись (роспись храмов) - фрески Софийского собора, Спасо-Преображенской церкви Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классической Византийской манерой письма + использовали местные традиции. В ХП-ХШ вв. у нас появились иллюстрированные рукописи, в кот находились рисунки - миниатюры. Самая известная - Радзивиловская летопись (около 600 рисунков). Оршанское и Лавришеское евангелие.

Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство - средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княжеских застольях, военных походах. Среди музыкальных инструментов, на которых играли, были трубы, дудки, гусли, рожки. Все это говорит о том, что в 9 - 13 вв. на белорусских землях развивалась художественная культура, что особенно видно в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных