Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие литературы и искусства в 1 половине XIX в.




 

Отличительной чертой культурной жизни Беларуси первой половины XIX в. было развитие литературы и журналистики. Важнейшим направлением был классицизм. Во втором десятилетии начало проявляться новое направление – романтизм, который наиболее сильно проявился в творчестве А. Мицкевича, Я. Чечота, А. Одинца, Т. Зана и др.

Крупнейшим поэтом пер. пол. 19в. был Адам Мицкевич. Центральное место в его произведениях занимает тема Беларуси. В своих ранних произведениях и поэмах «Дзяды», «Пан Тадеуш», «Гражина» и др. он использовал темы и образы, связанные с белорусскими фольклором, историей, обычаями. Его творчество оказало большое влияние на развитие литературы Беларуси.

В 40-50-е годы появляются первые произведения критического реализма. Наиболее крупными представителями этого времени были В. Сырокомля, В. Дунин-Марцинкевич, А. Вериго-Даревский и др. Самый крупный вклад внес Винсент Дунин-Марцинкевич. Первыми его произведениями были пьесы «Рекрутский еврейский набор», «Соревнование музыкантов», «Чудодейственная вода», которые были поставлены на минской сцене. В 1846г. он издал в Вильно пьесу «Крестьянка», где впервые прозвучал живой белорусский разговорный язык. Эта пьеса, несмотря на запрещение цензуры, в 1852г. была поставлена на минской сцене специально созданной любительской труппой Дунина-Марцинкевича.

Знаменательным явлением литературной жизни 40-50-х годов было создание ряда анонимных произведений, имеющих социальную и политическую направленность. Это «Гуторка Данилы со Степаном», «Вот теперь какой люд стал», «Весна гола удалась» и др. Самым большим событием были анонимные пьесы «Тарас на Парнасе» и «Энеида наизнанку». Авторы их еще точно не установлены.

Развитие классицизма и реализма в изобразительном искусстве пер. пол. 19в. означало серьезные изменения в живописи Беларуси. В 30-40-е годы идейные каноны академизма все более старели. Сохранялся приоритет исторической живописи; бытовой жанр как полноправный еще не признавался. Идейно-художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства.

Важную роль в развитии живописи в этот период играла Виленская школа живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич, который вошел в историю живописи как мастер больших многофигурных композиций на исторические и религиозные темы, пейзажист и бытописец. Его ученики – мастер жанрового портрета Я. Рустем и скульптор К. Ельский. Значительное место в подготовке профессиональных художников принадлежало Полоцкой иезуитской академии.

Наиболее распространенными жанрами живописи были исторический жанр и портрет. В 30-40-е гг. распространение получает пейзаж и бытовой жанр. Как и во всем изобразительном искусстве можно выделить 2 направления развития. Первый связан с Виленской школой живописи (Ф. Смуглевич) и Петербургской школой живописи, которым были присущи традиции классицизма. Вторая линия была связана с именами В. Боровского и Кипренского, которые были склонны к романтизму и сентиментализму.

Крупным мастером портрета на Беларуси был член Императорской академии искусств И. Алешкевич. Кисти мастера принадлежат портреты известных политиков и деятелей: Чарторийского, Сапеги, Радивила, Мицкевича и др. В последние годы жизни Алешкевич писал много религиозных композиций («Мадонна с младенцем»). Не менее известным портретистом был Ю. Пешко. Он писал портреты представителей виленской шляхты и духовенства (виленский советник Вейс, С. Солтан, портрет известной опекунши искусств Теофилы Радивил).

Развитие исторического жанра в живописи Беларуси много чем определяется сохранением среди художников политических взглядов, которые были связаны с восстановлением РП. Поэтому многие брали сюжеты из польской истории. Известным историческим живописцем того времени был Я. Домель – «Смерть князя Понятовского», «Гибель предводителя крестоносцев Ульриха в Грюнвальдской битве», «Павел I освобождает Костюшко из неволи» и др. Известность получила картина «Переход Наполеона через Березину».

Большой вклад в белорусскую пейзажную живопись внесли Садовников, Герасимович, Дмаховский. Немного в стороне стоит творчество Наполеона Орды, который в основном работал как акварелист. Известны его произведения «Развалины замка в Лиде», «Крево», «Мир», «Несвиж», «Белая башня» и др.

Ярким представителем белорусской живописи был И.Т. Хруцкий, который вошел в историю как основатель классического натюрморта. В 1839г. за натюрморт «Цветы и плоды» он получил звание академика.

В творчестве живописцев первой половины 19в. развивался и бытовой жанр. Художники создали много ярких полотен, где показано богатство материальной и духовной культуры белорусского народа. Первыми в этом жанре были воспитанники Виленской школы живописи К. Кукевич, Ю. Корчевский, К. Русецкий и др. Несмотря на влияние классицизма, в творчестве представителей бытового жанра все более утверждается реалистический элемент.

Некоторые художники – уроженцы Беларуси – вошли в историю русской реалистической живописи. Среди них известные портретисты С. Зорянка и К. Корсалин.

Развитие полиграфии, массовые тиражи печатных изданий предполагали развитие белорусской графики. Среди мастеров этого вида искусства наиболее известными являются М. Подолинский, Ю. Гловацкий, Ю. Азембловский, Б. Клембовский.

Одной из форм изобразительного искусства была скульптура. Среди скульпторов того времени наибольшую известность приобрели Ельский (отец – Кароль и 2 его сына – Ян и Казимир), Я. Островский, Р. Слизень и др. Их творчество было разнообразным: портреты-бюсты, медальоны, барельефы исторических деятелей, близких, знакомых. Особое место в их творчестве занимала костельная скульптура.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных