ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование рабочего класса. Рабочее движение во 2пол.19в. и его эволюция.
Пролетариат в Белоруссии в пореформенное время формировался из числа обедневших крестьян, разорившихся ремесленников, мелких торговцев и семей рабочих. Поскольку большинство промышленных предприятий в Белоруссии размещалось вне городов и местечек (в сельской местности), то и работали на них преимущественно местные крестьяне. Многие из них еще были тесно связаны с сельским хозяйством. Разорившиеся крестьяне, не имеющие возможности найти работу дома, шли в города и трудоустраивались на промышленные предприятия. Витебской льнопрядильной фабрике «Двина» выходцами из сельской местности были 82% рабочих, на обойной фабрике в Минске — 75%.(Ряды рабочего класса пополняли также разорившиеся ремесленники-кустари и мелкие торговцы. Особенно быстро они разорялись в период кризисов. Некот. из них, постоянно испытывая страх за свое будущее, сами бросали свои занятия, шли на фабрику или завод, чтобы иметь хоть и низкий, но постоянный заработок. Пролетариат Белоруссии пополнялся также членами семей рабочих — женщинами и детьми. Согласно переписи населения 1897 г., среди рабочих 5 белорусских губерний, учтенных в местной промышленности, торговле, строительстве, на транспорте, женщины составляли 16,4%, дети в возрасте до 15 лет — примерно 6%. В конце XIX века в Белоруссии уже насчитывалось 178,8 тыс. рабочих, занятых в крупной и мелкой промышленности, в том числе, в фабрично-заводской — 33,6 тыс., в ремесленной и капиталистической (мануфактурной и мелкокапиталистической) — 116,3 тыс. человек. У помещиков и кулаков работали еще 130 тыс. батраков — постоянных наемных с/х рабочих. Таким образом, всего в Белоруссии в конце XIX века насчитывалось примерно 400 тыс. постоянных наемных рабочих. Характерной особенностью пролетариата Белоруссии в этот период был его многонациональный состав. Так, среди рабочих железнодорожных мастерских и депо, паровозных машинистов, телеграфистов значительный удельный вес составляли русские. Подавляющее большинство рабочих, занятых на лесоповале, строительстве и ремонте железных и шоссейных дорог, на промышленных предприятиях в сельской местности, были белорусами. В спичечной, табачной, кожевенно-обувной отраслях производства, в типографиях преобладали рабочие — евреи. Но рядом с ними работали белорусы, русские и поляки. В мелкой и ремесленной промышленности, торговле и других видах обслуживания большинство наемных работников составляли лица еврейской национальности. Чрезвычайно тяжелые условия труда и быта вызывали сопротивление со стороны рабочих. Они постепенно втягивались в борьбу за улучшение своего положения. В Белоруссии первые выступления рабочих против буржуазии вылились в побеги со строительства железных дорог. В 1864 и 1865 г.х имели место побеги рабочих со строительства железной дороги Витебск-Динабург. В 70-е годы, по неполным данным, произошло 7 забастовок и волнений, крупнейшие из них состоялись в Бресте и Минске. В июле 1873 г. с кирпичного завода в Бресте в знак протеста против невыносимо тяжелых условий труда сбежали 128 рабочих. В марте 1876 г. бастовали 300 рабочих минских железнодорожных мастерских из-за систематических задержек выплаты зарплаты. В том же г. произошло крупное волнение 400 рабочих суконной фабрики помещика Пусловского в Слонимском уезде Гродненской губернии. В 1879 г. бастовали подмастерья швейных мастерских в Гродно. Они требовали сокращения рабочего дня. В 80-е годы в Белоруссии количество стачек было сравнительно невелико — всего 10, но они были уже более организованными. Самой крупной из них была стачка 1500 рабочих в 1884 г. на строительстве железной дороги Вильно-Барановичи в Лидском уезде Виленской губернии. Рабочие добились того, что подрядчики рассчитались с долгами и выдали им деньги для проезда домой. В июле 1886 г. 10 дней длилась стачка 472 рабочих гомельских железнодорожных мастерских. Они требовали повышения расценок сверхурочных работ, отмены некот. пунктов правил приема на работу. Забастовка закончилась частичной победой рабочих. Весной 1887 г. состоялась крупная забастовка рабочих кузнечно-слесарных мастерских в городе Минске. Рабочие требовали увеличения заработной платы. В 90-е годы забастовочное движение заметно усилилось. В Белоруссии произошло 59 стачек. Во главе движения шли железнодорожники, один из наиболее организованных и крупных отрядов рабочего класса Белоруссии. В январе 1893 г. бастовали рабочие пинских железнодорожных мастерских, в марте 1894 г. — гомельских мастерских, в 1895 г. — рабочие мастерских Московско-Брестской дороги в Минске и другие. Главной причиной забастовок было недовольство произволом администрации в области распорядка дня, распоряжений об удержании с рабочих в обязательном порядке денег в пенсионные кассы и другое. Но рабочее движение в это время было еще в основном стихийным и неорганизованным. Рабочий класс не имел еще своих политических партий и организаций. Первым планомерную пропагандистскую работу среди рабочих начали народники. Позже эту роль взяли на себя социал-демократы, кот. и создали первые политические партии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|