Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура и скульптура




Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль в древнерусском зодчестве: городской твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественные сооружения и служила убежищем для окрестного населения во время войны. Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и Эрехтейоном и зданиями Пропилей, величайшими памятниками греческого зодчества, - это, кроме прочего, ещё и памятник, провозглашающий веру человека в возможность всё примиряющей гармонии не в воображаемом, а во вполне реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать её и служить ей во имя добра.

Он был воздвигнут во славу Афины, покровительницы Афин, которые были центром её культа. Место, на котором воздвигнут ансамбль Акрополя, представляло собой крутой и обрывистый холм с плоской вершиной. В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии, ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию целого. Подчиняясь природе, композиция ансамбля не на симметричном или последовательном, как в архаике, расположении памятников, а на свободном - при безупречной уравновешенности всех частей.

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей - торжественного входа в Акрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты, утверждаемый человеческим гением.

По ту сторону Пропилей вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины Воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь громовержца олицетворяла здесь на площади Акропля, военное могущество и славу своего города. Мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копьё богини-воительницы.

Ныне площадь пуста, от всей статуи, вызывавшей в древности восхищение, остался след пьедестала. А направо, за площадью, - Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, под сенью которго некогда возвышалась другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием, но не Афины-воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Он и стал центром композиции Акрополя. Гармоническое сочетание его совершенных пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные мастабы здания и по отношению к холму Акрополя, и по отношению к человеку определяют впечатление его монументальности и значительности.

В своих основных формах Парфенон - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он включает элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание. Причём черты ионического и дорического ордера сливаются в одно целое. Парфенон - это вершина античного зодчества, в которм архитекторам удалось создать ощущение гармонической ясности и свободы, воплощая в нём идею торжествующей демократии, ибо Афину Парфенос, воительницу и деву, афиняне почитали первой гражданкой своего города.

Высшую точку развития греческой классики знаменует фриз-зоофор Парфенона, изображающий праздничное шествие в честь Афины и фигуры богов. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и всё же каждый персонаж - не портрет того или иного афинянина, а типизированный образ - идеал греческой красоты. Да и вся процессия в целом - не рассказ о конкретном событии, а обобщённое изображение празднества. Люди и смотрящие на них боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам гордо утвержать эстетическое равенство человека и богов.

Акрополь, построенный во славу богов, не подавляет человека, всё в нем сопоставимо с человеком, который возвышается до божественно-героического уровня.

К началу второй половины V века до н.э. художественная жизнь протекала не только в Афинах, но и в других городах. Родом из Сикиона или Ароса происходил Поликтет, деятельность которого протекала в Аргосе. Его статуя юноши-копьеносца "Дорифор", воплощающаяся мужественный идеал доблестного гражданина-воина, была воплощением разработанной им системы идеальных пропорций и закона симметрии, по которым должно строиться изображение человека.

Свои теории Поликтет изложил в трактате "Канон". Согласно его пропорциональной системе, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступни - 1/6. Его система вела к утверждению известной нормативности и приземистости изображаемых фигур с несколько тяжеловесными пропорциями.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных