Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Западноевропейская культура периодизация




Средневековая культура делится на несколько периодов:

V в. н.э. – конец VIII в. н.э. – период «варварства».

Конец VIII в. н.э. – первая половина IX в. н.э. – каролингское возрождение.

X – XII вв. – романский период.

XIII – XIV вв. – готический период.

 

Дороманское искусство (конец V века - X век). В дороманском искусстве выделяют в свою чередь:

Искусство эпохи Меровингов

К памятникам меровингского искусства относят главным образом искусство северных и центральных областей Франции. В памятниках меровингского периода явственно заметны позднеантичные традиции, галло-римские и варварские стили.

Группа германских племен, живших по Нижнему и Среднему Рейну, в конце V — начале VI в. завоевала Галлию и образовала Франкское государство. Ранний этап истории Франкского государства по правящей династии принято называть меровингским. МЕРОВИНГИ (лат. Merovingi), первая королевская династия во Франкском государстве (кон. V в. — 751 г.). Названа по имени полулегендарного основателя рода — Меровея.

Сохранялись навыки возведения сводов — крипта в Жуарре, Сен-Лоран в Гренобле. Знание позднеантичных традиций выдает баптистерий Сен-Жан в Пуатье (VII-VIII вв) и рельефы саркофагов.

Каролингское возрождение

В кон. 8 в. крупнейшей державой становится империя Карла Великого, опиравшегося на предания о могуществе Рима. В искусстве Каролингского возрождения возродился интерес к античности. На развалинах империи Каролингов образовались основные современные государства Европы. Для каролингской культуры характерно решительное обращение к античному наследию («семь свободных искусств», фигуративное и повествовательное начало в изображениях).

Оттоновское возрождение

Оттоновским возрождением называют культурный подъем 919-1038 гг. в восточных областях бывшей Каролингской империи, где правили короли Саксонской династии. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано главным образом с монастырями и епископскими городами. В искусстве Оттоновского возрождения ощутимы протороманские тендеции, стремление возродить легендарное римское великолепие подчас в варварской его интерпретации. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.

Оттоновское возрождение

В конце X века на первый план в Центральной Европе выступает Германия, и особенно ее восточная часть — Саксония. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них — Оттон I — коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации. Сильная монархическая власть, обеспечившая Германии не только мир и спокойствие, но и политическое преобладание в Европе, содействовали расцвету культуры.

 

Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античности, как это было на территории империи Карла Великого, там не существовало. Поэтому Оттон I и его преемники не имели последовательной программы возрождения античных традиций, хотя и опирались, как Карл Великий, на авторитет Рима. Однако каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей, да и само новое столетие предъявляло к культуре и искусству свои требования. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано главным образом с монастырями и епископскими городами. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.

Укрепление позиций церкви привело к интенсивному церковному строительству. На покоренных землях Восточной Германии, в Саксонии, интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри, которые были форпостами христианства на востоке Империи, в зоне непрерывных военных столкновений. Заказчиками оттоновского искусства, как и каролингского, под заметным влиянием которого оно сформировалось, были императоры и церковные иерархи. Изображения этих высокопоставленных особ сохранились в миниатюрах рукописей; среди них, кроме представителей правящей династии, — епископы Эгберт Трирский, Бервард Хильдесхаймский, Герон (будущий архиепископ Кельна); аббаты Рембольд из монастыря Сент-Эммерам и Гумберт Эхтернахский, аббатиссы Хитда из Мешеде и Ута из Нидермюнстера.

Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем еле заметны следы воздействия античных форм, зато вполне определились многие специфические черты средневекового искусства. Изобразительное искусство теперь предназначено поучать народ, и его отличает графическая наглядность. Здесь берет свое начало та дидактичность средневекового церковного искусства, та его адресованность широким массам верующих, которая стала одним из его главных признаков в романскую и готическую эпоху. Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились в Регенсбурге, Рейхенау, Кельне, Эхтернахе, Фульде. Самые роскошные и богато иллюстрированные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.

От скульптуры этого времени до нас дошли в основном распятия и реликварии; традиции художественного литья были продолжены создателями бронзовых врат Хильдесхаймского и Майнцского соборов.

Романика или Романское искусство (XI - XII вв., в некоторых странах до XIII в.)

Так называют стиль средневекового искусства Западной Европы в период укрепления и зрелости средневекового общественного строя. Термин введен французскими археологами XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Готика (с конца XII - XV вв.)

Так называют художественный стиль искусства Западной Европы завершающий развитие средневекового искусства. Термин введен итальянскими теоретиками XVI в., считавшими искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Поздний архитектурный готический стиль (XV - XVI вв., т. н. «пламенеющая готика») в некоторых странах (Франция) сосуществовал с искусством Ренессанса. Возрождение, отнесясь с пренебрежением к варварским наследникам Рима, не заметило значимости искусства Средневековья, объявив его варварским. Лишь в XX в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.

 

Искусство, возникшее в средние века и достигшее величайшего расцвета в эпоху Возрождения, знаменует огромный вклад в культуру всего человечества.В первый период шла утрата культурных ценностей, оскудение духовной и материальной жизни. Очагами культуры оставались монастыри.о второй период (в эпоху каролингского возрождения) появляется преклонение перед образованностью. Жители Европы начинают заново знакомиться с античной культурой. На европейские языки переводятся многие античные авторы, развивается ремесло, строятся города. Становится престижным быть образованным и культурно жить. После распада империи Каролингов закончилось и каролингское возрождение.Для романского и готического периодов характерно развитие архитектуры. К концу готического периода получают большое распространение литература и народное творчество.Для третьего, романского периода характерен романский стиль. Ведущая отрасль – архитектура, преимущественно церковная: храмы, монастыри; светская архитектура – замки. Строили в основном монахи. Миряне приходят в строительство в конце XI в. Сооружения романского стиля массивные, с толстыми стенами, узкими окнами из плохо обработанного камня, грубые, приземленные, не уютные внутри. Для скульптуры характерна приспособленность к архитектуре. Живопись плоская, нет перспективы, нет глубины пространства. Преобладают фрески (монументальный вид живописи по сырой известковой штукатурке специальными водными красками). Распространен орнамент: сюжеты фантастичны и мрачны.Для четвертого, готического периода характерно переплетение черт реализма с набожным умилением и религиозным экстазом. Значительно увеличивается число светских сооружений. Наряду с собором в городах строится великолепная ратуша, затем появляются большие здания купеческих гильдий и ремесленных цехов, каменные дворцы богатых горожан, многоэтажные каменные дома, замки, укрепления. Типичное здание церковной архитектуры – это городской собор. Нарядное здание с широкими стрельчатыми окнами, гармонично устремленное вверх. В готике много колонн и арок.Главный жанр готической живописи – иконопись. Изобразительное искусство представлено росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами. Живопись готики представлена также витражами в ущерб росписям, расширяется цветовая палитра, исчезает орнамент, появляются фигуры людей. Витражи украшают, поучают, освещают. Изобретена техника дублирования стекол, что обеспечивает тонкие нюансы цвета.В готический период крупнейшее достижение искусства книжной миниатюры – эволюция к реализму. Иллюстрируют Библии, Евангелия, Псалтыри, Часословы, учебники, энциклопедии, светскую литературу, поэзию.Развитие практической науки, алхимии; изобретены часы, производство бумаги, изобретены зеркало, очки.«Каролингское возрождение», культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8—9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

 

Дороманское искусство ( Искусство эпохи Меровингов,Каролингское возрождение,Оттоновское возрождение )
В конце V в. н. э. Западная Римская империя прекратила свое существование. Внутренние раздоры, войны, восстания рабов ослабили некогда могучее государство. Древний Рим не смог противостоять натиску пришлых племен (римляне называли их варварами). Варвары разрушили многие римские города, храмы, памятники искусства. Культура, которую завоеватели принесли с собой, находилась на более низком уровне развития, чем римской. Варвары не умели столь искусно, как римляне, строить каменные здания, крайне редко и примитивно изображали в искусстве человека, но зато с исключительным мастерством изготавливали изделия из металла, дерева, кости. Орнаменты и украшения чаще всего представляли собой фигуры борющихся друг с другом фантастических животных, чудовищ и птиц (так называемый «Звериный стиль»). Эти образы были порождены мифологическим сознанием и народной фантазией и долго сохранялись впоследствии в западноевропейском средневековом искусстве.
Художественные традиции древних греков и римлян, казалось, навсегда были забыты. Скульптура, каменная архитектура переживали упадок. Произведения искусства были лишены изящества, в них преобладал культ грубой физической силы, изображения были плоскими, без теней.
Архитектура дороманского периода несёт на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и культуры западноевропейских стран. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Своими истоками средневековая базилика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма. Среди них построенная Константином базилика св. Петра в Риме, 330 г. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Павла в Риме, IV–V вв., базилика св. Аполинария в Равенне, VI в., и др.). Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделённым двумя или четырьмя рядами колонн на три-пять нефов. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, выстраивалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф – трансепт. Перед зданием иногда устраивался окружённый галереями двор – атриум, посреди которого стояла чаша для обряда крещения.
В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения – нартекса, куда допускались люди еще не принявшие христианства.
Наряду с базиликальными строились и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний неф не имел значительного превышения над боковыми.
По мере образования новых «варварских» королевств постепенно формировались средневековая культура и искусство. Франкский король Карл Великий, создатель огромной державы, стремясь окружить свою власть величием и блеском, короновался в Риме и даже пытался возродить при своем дворе некоторые римские обычаи.

 

Когда в 800 г. папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814) «корону римских императоров», — в Западной Европе возродилась империя. Под владычеством Карла Великого оказалась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи. При Каролингах — так называлась династия, основанная дедом Карла Великого Карлом Мартеллом, — идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, зачастую просто заимствуя детали из древних зданий; римская живопись служила образцом для миниатюристов. Искусство той эпохи получило наименование «Каролингского ренессанса».
Из архитектурных памятников «Каролингского ренессанса» до наших дней дошли немногие. Среди них — капелла императорской резиденции в Ахене (788—805, Германия), «ворота» с надвратным залом в Лорше (ок. 800, Германия) и др. Ахенская капелла и надвратная постройка в Лорше — нетрадиционные сооружения раннего Средневековья. По литературным источникам известно об интенсивном строительстве обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций — «пфальцев».
Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806), а также фресками, содержание которых с течением времени становилось все более разнообразным. Церковь Св. Иоанна Крестителя (ок. 800) в Мюнстере (Швейцария), где находятся древнейшие из известных каролингских фресок, была расписана на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Именно в этой церкви впервые появилось изображение Страшного Суда, что впоследствии стало одной из характерных черт средневекового искусства. На фресках пропорции фигур выдержаны в античных традициях, с другой стороны, здесь нет той уравновешенности, которая свойственна античному искусству: жесты персонажей резки, широкие складки их одеяний развеваются, будто подхваченные вихрем. Имеются свидетельства, что в эпоху Каролингов развивалась также светская живопись, однако памятники этого рода до наших дней не дошли.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781—89 гг. по заказу Карла Великого в дворцовой книгописной мастерской в Ахене было создано Евангелие Годескалька, названное по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 г., а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны в Туре, Реймсе (современная Франция) и других городах. В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.
Одним из замечательнейших произведений «Каролингского возрождения» считается Утрехтская Псалтирь (IX в.), хранящаяся ныне в университете города Утрехта (Нидерланды). В книге сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного горна иллюстрирует следующий стих псалма. Средневековый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, он наполнил яркими и живыми образами. Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение. Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных окладах, выполненных из слоновой кости и золота, а также на небольших алтарях.
С середины IX в. приобрели известность иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Св. Мартина в Туре. В так называемой библии Карла II Лысого (846—51) изображена торжественная сцена поднесения книги этому государю: процессия монахов в окружении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстает перед императором. Эта миниатюра — одно из самых ранних изображений реального события в западноевропейском средневековом искусстве.
В 843 г. империя Каролингов распалась. Всю вторую половину IX столетия на территории бывшей империи не прекращались междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры.


В эпоху Каролингов (династия франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий) развернулось каменное строительство. Храмы и дворцы, для сооружения которых нередко использовали остатки старых античных зданий, украшались росписями и мозаиками. Большинство каролингских памятников погибло. До наших дней сохранилась дворцовая церковь – капелла в Ахене (ок. 798–805 гг.).

Культура эпохи Каролингов находилась под определяющим воздействием церковных христианских представлений о мире. Уже в раннем средневековье стали складываться строгие правила изображения священных сюжетов, обязательные для всякого художника.
О творчестве художников этой эпохи можно судить по изделиям из слоновой кости и драгоценных металлов, бронзовым статуэткам, и главным образом рукописным книгам с иллюстрациями – миниатюрам. Эти рукописи создавались по заказам императоров, крупных феодалов и епископов в специальных мастерских – скрипториях, существовавших при дворе и в крупных монастырях. Каролингские миниатюристы умело изображали человеческую фигуру, пейзажи, архитектурные сооружения. Иллюстрации каролингских книг выполнены пером, темперой, гуашевыми красками, нередко использовалось золото.
Начиная с X в. культурными центрами средневековой Европы становятся монастыри. Монахи переписывали книги, многие из них были строителями и художниками. Роскошные книги, украшенные миниатюрами, создавались на протяжении X в., например, в немецких монастырях Рейхенау, Фульде и др. А в мастерской немецкого епископа Бернварда Хильдесхеймского отливали скульптурные изделия из бронзы. Самым знаменитым памятником, созданным там, были бронзовые двери для церкви Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (1008–1015).

Романское искусство
В начале XI в. по всей Европе развернулось строительство каменных зданий. Постройки XI–XII вв., а затем и все изобразительное искусство этого времени позднее получили название романских. Этот термин был введен в XIX в. французскими археологами, которые обнаружили черты сходства культовых зданий с постройками Рима. Поэтому предложено условно назвать европейское искусство X–XII вв. романским.

В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. Формирование романского стиля было обусловлено развитием феодальных отношений и идеологией католической церкви. В области культовой архитектуры главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, а строителями, живописцами, скульпторами и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.
Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок вызывали ощущение устойчивости конструкции, это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже — куполами), пришедшими в романский стиль на смену деревянным перекрытиям и первоначально появившимся в боковых нефах.
Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.
В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и т.п.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.


Архитектура в романском искусстве играла ведущую роль. Особыми типами зданий являлись рыцарский замок, монастырским ансамбль, храм. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни. По соседству с ними располагались хижины крестьян.

Архитектура замков не отличалась особым изяществом. Храмы тоже были весьма массивны. Первоначально их строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные тяжелые стены. Интерьеры храмов украшались фресками, экстерьеры – рельефами (часто раскрашенными), стены храмов – ткаными коврами, с сюжетами даже нерелигиозного содержания.

Возведение соборов означало рождение городов. Собор был не только зданием для молитвы, в нем проходили народные собрания горожан. Собор царствовал над городом. К характерным образцам романской архитектуры относятся: собор Нотр-Дам в Пуатье (11 в); соборы в Тулузе, Велезе, Арне (Франция); соборы в Оксфорде, Винчестере (Англия) и т. д.

Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Европейскими центрами романского искусства являлись: Нормандия и Бургундия во Франции, Наумбург и Вормс в Германии, Венеция, Тоскана, Флоренция, Пиза в Италии, Сеговия в Испании, Дерхем и Иль в Англии. В городах, прилегающих к Адриатическому побережью, заметно было влияние византийской архитектуры.

Важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период была расположенная в центре страны Бургундия, где особенно влиятельной была власть римской церкви. Ее центр – крупнейший монастырь в Клюни, оказал большое влияние на развитие романского типа храма. В течение X – XI вв. здесь была построена огромная базилика и рядом с ней развился монастырский комплекс, характерный для романского периода. К бургундской школе относится и церковь Магдалины в Везлэ (начало XII в.) – характерный пример романского храма.

Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. В конструкциях арок и сводов появилась стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм. В Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле).

Памятники северных районов Франции более просты и строги. Наиболее крупные сооружения здесь обычно базиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми в боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры приобретает вертикальную устремленность, предвосхищая характер декоративного убранства готики (церковь Тринита в Кане, 1070 г.).

Романские храмы Германии отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются: церковь Михаила (XI в.), и церковь Годерхардта (XII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере (XI–XII вв.), Майнце (XI–XIII вв.), Вормсе (XI–XIII вв.) и др.

Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов.

Книжная миниатюра (аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв.). В эпоху зрелого романского стиля большое распространение получила каменная скульптура.

Романские постройки Италии отличаются пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п.), иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1014 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).

В Испании в романский период широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088–1091 гг.). Культовая архитектура часто следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчлененными массами, напоминающими крепостную архитектуру. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, и интенсивностью колорита.

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора – клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов началось в следующую, готическую эпоху (с XIII в.).

Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала – замка, обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте. Уже к X в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни донжона, окруженного валами и рвом. Первый этаж предназначался для хозяйственных служб и кладовых, второй служил жилищем феодала и верхний отводился для челяди и охраны.

С конца XI в. форма донжона усложняется: для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Архитектура замков отличалась суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. Территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений. Замки обычно строились из камня или кирпича с толстыми стенами и щелевидными окнами.

Для росписи и скульптуры романского периода характерны:

 


  • плоскостное двухмерное изображение;

  • обобщенность форм;

  • нарушение пропорций в изображении фигур;

  • отсутствие портретного сходства с оригиналом;

  • напряженная духовная выразительность;

  • строгость и нередко крайняя наивность изображения.


В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе («Христос во славе», «Страшный суд»). В строго симметричных религиозных композициях преобладала фигура Иисуса Христа, апокалиптические видения, «Страшный суд», сцены борьбы между ангелами и сатаной за человеческую душу, которые со временем принимали более свободный и динамичный характер.

Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям «звериного стиля»). Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».

За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в XII–XIII вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, XII–XIII вв.) Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике Владимиро-Суздальской школы).

Таким образом, в XII веке романский стиль выступает как первый общеевропейский художественный стиль.


Готическое искусство

В конце XII в. на смену романскому искусству пришел новый стиль – готический. Названия «готическое искусство», «готика» (от итал. gotico, буквально – готский, т. е., относящийся к германскому племени готов) возникли в Италии в эпоху Возрождения. Первоначально этим термином именовали все средневековое искусство, считая его порождением варварского племени готов, которое некогда разрушило Рим. В настоящее время готическим называют искусство главным образом Западной Европы конца XII–XIV в.

В эпоху готики появляются новые культурные центры средневековья – города. Появление их во многом изменило жизнь общества. В городах зародилась наука, расцвели художественное ремесло, рыцарская поэзия и народная сатира. Борьба городов встречала поддержку со стороны центральной королевской власти, стремившейся к объединению разрозненных феодальных владений в единое государство.

Готическое искусство, сменившее романский стиль, оставалось культовым по назначению и религиозным в своих основах. Оно было соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной и сводом знаний о ней стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, весь художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой системой их соподчинения, выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Готический собор – это целый мир.

Готические соборы: живописные, динамические, они воплощают собой Небесный град на земле, устремлённостью вверх они ещё раз напоминают человеку о том, к чему он должен стремиться, что цель его существования – обретение Града Небесного.

Собор был и главным средоточием готического искусства – скульптуры и живописи (преимущественно витражей). В готической скульптуре застылость романских статуй сменилась подвижностью фигур, динамичной открытостью пластики, в которой переплелись лиризм и трагическая аффектация, возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск и сатирическая образность.

Соборы возводили мастера-каменщики на центральных площадях городов на средства горожан. Храм был не только культовым сооружением, но нередко центром общественной жизни. Перед собором устраивались городские сходки, в самом здании совершались важные государственные акты, читались лекции студентам университетов.

Зодчие готических соборов были искуснее романских строителей. Они сумели выделить в здании его строительный каркас, облегчить конструкцию, добиться того, что стена перестала быть основной несущей конструкцией. Аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки, нервюры, пинакли, вимперги и другие детали – новые конструктивные элементы, применяемые в архитектуре, позволявшие избежать массивных стен, и готические архитекторы смело прорезали высокие окна и легкие арки, устремленные вверх, да и сами здания стали значительно выше.

Колыбелью готического искусства является Франция. Красивые соборы построены в городах Шартре (1145–1220), Париже (1163–1230), Амьене (1220–1269), но самый совершенный среди них – собор Нотр-Дам в Реймсе (1211–1311).
На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:
- Стрельчатая готика. Конец XII - XIII век.
- Лучистая готика - 1270 - 1380 гг
- Пламенеющая готика. Конец XIV - начало XVI века.


Огромный по своим размерам Реймсский собор поражает своей величественностью. Его длина составляет 138 метров, а высота превышает 40 метров. Главное внимание зодчие уделили сооружению и обработке западного фасада здания. В едином неудержимом порыве он устремляется ввысь. В центре движение постепенно затухает, зато по бокам стрельчатые арки и окна как бы взлетают к двум венчающим собор башням. Чем выше поднимается взгляд, тем более легким становится здание, тоньше и ажурнее каменная резьба. Создавалось впечатление, что камень потерял свои тяжесть и хрупкость, и сплетается в затейливые кружева в центральном круглом окне – розе, в переплетах окон, в резных башенках.

Интерьеры собора не менее впечатляющие. Высокие стройные столбы, окруженные тонкими полуколоннами, легко поднимаются вверх к окнам, которые мерцают в глубине храма разноцветными витражами. Проникая сквозь цветные стекла, свет красочными бликами играет на полу, колоннах и арках.

Готические храмы щедро украшались произведениями скульптуры. В готических статуях ваятели пытались передать душевные движения персонажей, стремились сделать позы и жесты фигур выразительными и одухотворенными. Святые начинают утрачивать былую строгость, наделяются чертами земных людей.

Наряду с храмами в эпоху готики большое внимание уделялось строительству светских зданий. В городах постепенно выделились две главные площади – соборная и рыночная. Вокруг рынка располагались торговые ряды, здесь находилась дозорная башня с часами и городской колодец. На рыночной площади появились первые ратуши – здания магистрата, городского самоуправления. Помимо этого, возводились городские укрепления, больницы, каменные дома богатых горожан.

Вслед за Францией готический стиль получил развитие в Германии, Англии, Польше и других странах.

В Германии замечательные готические здания находятся в Кёльне, Фрейбурге, Магдебурге, Марбурге. В Германии сложились типы зальной церкви и однобашенного кафедрального собора. Готическая скульптура выделяется жизненной конкретностью и монументальностью образов, пластической экспрессией. Среди работ средневековых немецких скульпторов, работавших в это время, особое место занимают 12 статуй донаторов – меценатов, пожертвовавших средства на строительство храма. Эти статуи установлены в городском соборе Наумбурга (1210–1240). Мастера, сделавшие статуи, никогда не видели этих людей, но каждую статую безвестные скульпторы наделили ярким и индивидуальным характером.

В готической архитектуре Англии строгая геометрическая простота объёмов компенсируется богатством и сложностью резного декора на сводах и фасадах. Таковы соборы в Солсбери, Кентербери, Линкольне. Воздвигнутые часто вне городских кварталов, в монастырях, они хорошо видны издали. Скульптура в английских соборах незначительна. Высокого развития в эпоху готики достигло искусство книжной миниатюры.

В Польше много замечательных памятников готического искусства
сохранилось в бывшей древней столице этого государства – Кракове. Они украшают в Кракове территорию королевского Вавельского замка и
рыночную площадь. Здесь высится костел Девы Марии, в котором можно увидеть замечательное произведение – большой алтарь (1477–1489),
вырезанный из дерева – который создал выдающийся скульптор – Вит Ствош (1455–1533). Он имеет 11 метров в длину и 13 в высоту. Это самый большой готический алтарь Европы. Он включает восемнадцать рельефов на створках – сцены из жизни Марии и Иисуса Христа, большую скульптурную группу Марии с апостолами в центре открытого алтаря и декоративные фигуры на обрамлениях. Алтарь выполнен из дерева с полихромной окраской, благодаря чему скульптура и живопись объединяются в единое целое. Образы алтаря драматичны, одухотворенны и возвышенны.

Большого расцвета в эпоху готики достигли книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство: ювелирное дело и резьба по слоновой кости. Наряду с изображениями на религиозные темы здесь часто встречаются изображения на светские сюжеты.

В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для возникновения культуры Возрождения, на протяжении XVI в. почти повсеместно вытеснившей искусство готики.

Назначение искусства в средневековом понимании заключалось в воплощении сверхчувственной идеи божественного архетипа в чувственных образах, выраженных условной символикой. Творчество Бога беспредельно, совершенно и абсолютно. Творчество человека относительно, ограничено и поэтому должно быть подчинено воле Бога. Вне Бога творчества быть не может. Художник, творец является ни чем иным, как проводником, исполнителем, средством реализации воли Бога. Именно поэтому средневековое искусство в большинстве своем безымянно. Главная тема в искусстве – Иисус Христос и его учение.

Однако в завершении эпохи средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации, прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей. Усилился интерес к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно отчетливо эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных