Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С экономического кризиса 1974-1975 гг. можно выделить следующую волну долговременного развития.




Выход на повышательную фазу в этой волне связан с укреплением экономического потенциала развитых стран на основе глубоких структурных сдвигов (реиндустриализации), рационализацией производства на базе внедрения новой техники и технологии, усилением его конкурентоспособности. В хозяйственном механизме приоритетное значение получают конкуренция, рынок, а также частномонополистическое регулирование. Вмешательство государства в экономические процессы уменьшается при одновременном усилении его роли в обеспечении стратегических условий развития и роста конкурентоспособности развитых стран.

Итак, для рыночной экономики характерны как малые, так и большие циклы экономического развития.

Малые и большие циклы экономического развития. Малые и большие циклы экономического развития не противостоят друг другу, а взаимодействуют, дополняя друг друга. Это выражается в следующем:

1) и малые, и большие циклы - это форма экономического движения, развития. В любом цикле каждая последующая фаза есть следствие кумулятивного накопления условий в течение предыдущей фазы. Каждый новый цикл закономерно следует за другим, так же как одна фаза одного и того же цикла сменяется другой.

В цикле сочетаются пределы и резервы развития, циклические кризисы есть не только нарушение равновесия, но и исходный момент восстановления сбалансированности. Негативные последствия кризисов вызывают необходимость социальной защиты населения. Эту функцию выполняет государство. В то же время, являясь импульсом нового витка развития, кризис сопровождается стимулированием экономического развития со стороны государства. В результате в рыночной экономике экономические циклы как форма движения сочетают стихийное и организованное начало;

2) основой механизма кратковременных и долговременных периодических колебаний является научно-технический прогресс. В малых циклах кризис является толчком к модернизации и техническому улучшению производства, а следовательно, к расширению рынка. В больших циклах кризисные процессы требуют внедрения базовых нововведений. Это стимулирует не только рост производства, но, и структурную перестройку всей экономики и механизма ее функционирования. Следовательно, большие циклы характеризуются не только расширением рынка, но и созданием новых циклыов

3) и малые, и большие циклы в экономике развитых стран движутся относительно синхронно, образуя мировые циклы;

4) малые циклы являются органической частью больших циклов. Если они возникли на понижательной фазе больших циклов, то они характеризуются глубиной кризиса, длительностью депрессии, слабостью и краткостью подъема. Для повышательной фазы больших циклов характерны малые циклы с сильными подъемами и слабыми депрессиями.

Таким образом, с ростом экономики скорее связаны малые циклы, так как рост экономики - это прежде всего устойчиво расширяющийся сбыт продукции. Он характеризуется количественными изменениями макроэкономических показателей, более глубоким изменением в накоплении капитала, сопровождаемым ростом материального богатства общества.

Состояние развития означает, что внутри экономики генерируются импульсы для кардинального изменения ее технологической структуры. Хозяйствующие субъекты готовы к формированию планов накопления реального капитала. На рынке появляется большое число нововведений: товаров, услуг, технологий, ресурсов или новых рынков сбыта. Их появление связано с тем, что предпринимательская активность направлена на поиск новых ориентиров развития, так как прежние цели уже достигнуты.

Как следствие в экономике активизируются инвестиционные процессы.

Рыночным ориентиром для инвестиций предпринимателей становятся инновации.

Определяя направление развития, инновации создают более или менее емкий рынок сначала для факторов производства (инновации в труд и капитал), а затем и для всего выпуска продукции. И чем эффективнее новые технологии, чем шире они распространяются в производстве, чем более емок рынок конечной продукции и чем сильнее импульс, данный инновациями всей экономике, тем успешнее накопление реального капитала, тем больше рост его эффективности или производительности. В этом заключается результат стадии развития, обеспечивающего рост и процветание на десятилетия.

Такие изменения во времени состояния экономической системы связаны с большими экономическими циклами (длинными волнами), в которых заключена логика развития системы.

В современной жизни термин «кризис» используется весьма свободно, тем более что кризисных процессов в нашей экономике немало. Но все же кризис кризису рознь. Только к воспроизводственным процессам применим термин «экономический кризис». Он является важнейшим механизмом функционирования рыночной экономики, а экономический цикл - соответственно закономерной формой ее развития.

В экономике централизованного планирования не существовало проблемы циклов и кризисов. Экономические кризисы считались особенностью капиталистического хозяйства, а заминки и колебания в социалистической экономике рассматривались как несущественные или на них не обращалось внимание. Связано это с тем, что реальный социализм был задуман как антитеза рыночному капитализму.

Действительно, в социалистической экономике была ликвидирована большая часть рынка (рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, валютный рынок). Остался только один фрагмент рыночной экономики - рынок потребительских товаров, на котором заключались неравные сделки между потребителем и государством. Поэтому рыночное неравновесие было вмонтировано в саму систему хозяйства.

Достичь рыночного равновесия было невозможно, так как существовала только одна, и не самая важная, часть рынка; цены формировались не на основе спроса и предложения; планируемая цена не несла информацию о состоянии рынка (о фактических производственных затратах).

В этих условиях отсутствовала информация о стоимости капитала, основных фондов, рабочей силы. В результате центр мог принимать ошибочные стратегические решения.

Но даже если в порядке реформирования экономики цена не устанавливалась сверху, а передавалась в компетенцию предприятий, все равно равновесие на достигалось, так как в силу отсутствия р ынка капитала и рабочей силы цена не включала информацию о элементах расчета рыночной стоимости (Данных о государственных капиталовложениях, стоимости рабочей силы).

В этой ситуации решения о ценах базировались на данных о ценах потребительских товаров, которые в силу существования монополии производитёля были деформированы. Предприятия принимали решения, руководствуясь своими краткосрочными интересами, без учета интересов общества в целом.

В результате возрастали трудности, появлялись новые нежелательные проблемы, поскольку реформы охватывали маленький островок экономики, а основ­ная, нерыночная часть ее развивалась в интересах государства, не совпадающих с интересами потребителей.

Таким образом, развитие экономики централизованного планирования, внешне весьма динамичной, состояло из череды волн нарушения равновесия. Централизованные механизмы восстановления равновесия были эффективны до определенного момента, до определенного барьера.

Следовательно, факторы экономического цикла действовали в советской экономике, но в скрытой форме. Об этом красноречиво свидетельствует практика капиталовложений. В силу своей материальной природы (натуральной формы)/капиталовложения с трудом поддаются регулированию, в том числе директивному.

Дело в том, что экономическая отдача от капиталовложений происходит с задержкой в несколько лет - так называемым инвестиционным лагом. Поэтому заранее исключается реакция капиталовложений на регулирующие импульсы. Кроме того, инвестиционная деятельность (особенно крупные капиталовложения) представляет собой однократные, не повторяющиеся акции, которые нельзя отрегулировать.

Но главное состоит в том, что капиталовложения - это многочисленные кумулятивные процессы (инвестиционный мультипликатор) и соответственно область нарастания развития (акселератор). Материальная природа капиталовложений помогает скрывать внутренние противоречия хозяйства, усиливая их остроту в дальнейшем.

Однако натуральная форма капиталовложений не сама по себе создает условия для циклических колебаний. Важен мотив инвестиционной деятельности (в рыночной экономике - это прибыль).

В экономике централизованного планирования - это интерес государства и предприятий. «Центр» заинтересован в росте капиталовложений, чтобы создать фундамент для материального благосостояния на более поздний период и обеспечить национальную безопасность.

Предприятия поддерживают и усиливают размах капиталовложений, так как, им легче в этих условиях выполнять план и противостоять последствиям дефицита. За счет расширения основных фондов предприятия легко приобретают общественный вес в стране, а все свои проблемы решают не за счет рациональной организации производства и стимулирования труда, а за счет расширения капиталовложений. Важно отметить также, что капиталовложения не создают для предприятия никакого риска, ибо положение, что продукция, созданная за счет капиталовложений, позднее могла не стать стоимостью, не имело под собой реальности. Не случайно широкое распространение получило выражение «освоение капиталовложений».

Следовательно, и государством, и предприятиями создавались условия для перенапряжения планов по капиталовложениям, что вызывало постоянную опасность избыточных инвестиций.

Таким образом, в условиях государственной монополии и отсутствия «нормального» рынка (когда нет реальных собственников на капитал, нет конкуренции и реальных цен) капиталовложения ради капиталовложений создавали иллюзию экономического роста и увеличения национального дохода.

На самом же деле происходил спад в самой существенной части национального дохода - в производстве фонда потребления. В условиях фондированного распределения ресурсов предприятия перекачивали в затраты максимально возможную часть фонда потребления. В результате потребление все больше выступало в иррациональной форме разбазаривания всевозможных фондов. И чем больше экономика производила, чем выше были темпы капиталовложений, тем беднее становилось население.

Эпизодическое «взбадривание» экономического роста в этих условиях происходило за счет временных реформ, направленных на расширение самостоятельности предприятий (1965 г.), инновационных процессов, диктуемых научно-техническим прогрессом, а также за счет увеличения объема внешнеторговых операций.

Таким образом, в экономике России не было «правильных» циклов. Циклические колебания в отечественной экономике имели в основном внеэкономические причины.

Например:

o кризис сбыта в промышленности 1923—1924 гг. как результат произвольного изменения цен;

o хлебный кризис 1927—1928 гг. как следствие насильственной ломки традиционного уклада аграрно-индустриальных отношений;

o голод 1932 г.;

o глубокий военный кризис 1941—1942 гг.;

o спад 1952-1953 гг., осложненный сменой политического руководства;

o общий кризис народного хозяйства 1963 г. как результат административно-политических просчетов в управлении экономикой;

o спад и депрессия 1972 г. как следствие нарастания кризиса административно-политической системы;

o спад конца 80-х и начала 90-х годов как результат полного разложения государственно-натурального уклада хозяйствования.

С начала 90-х годов отечественная экономика переживает стагфляцию (сочетание инфляции и спада производства). В состоянии спада находятся важнейшие макроэкономические параметры - капиталовложения, промышленное производство, внешняя торговля.

Современная российская экономика находится в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нет полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей степени последствия развала административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.

Для становления циклической формы движения в отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования инвестиционных процессов, а кризисы будут выполнять роль качественного структурно-инвестиционного фактора обновления основного капитала. Это ставит на повестку дня вопрос о разработке механизмов государственного регулирования инвестиционных процессов в национальной экономики России.

 

 

Вопрос 2. Государственное регулирование инвестирования национальной экономики

Инвестициями являются: денежные средства; целевые банковские вклады; паи; акции и другие ценные бумаги; технологии; машины; оборудование; кредиты; любое другое имущество или имущественные права; интеллектуальные ценности.

Инвестиции вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях:

· получения прибыли (дохода);

· достижения положительного социального эффекта.

Инвестиционная деятельность - это:

¨ вложение инвестиций (инвестирование);

¨ совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане; предприятия; предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица; государства; международные организации.

Инвестор самостоятельно определяет:

· объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций;

· физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций (привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе, в том числе через торги подряда).

Инвестиционная политика - это система взаимосвязанных мер политического, правового, экономического и организационного характера, определяющих объем, структуру и направления вложения капитала, рост основных фондов и их обновление на основе последних достижений науки и техники.

Стратегической целью государственной инвестиционной политики является модернизация экономики, способная обеспечить эффективное экономическое развитие России.

Инвестиционный климат - экономические, финансовые и другие условия, оказывающие влияние на эффективность инвестиций, степень риска.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики осуществляются:

1. в соответствии с государственными инвестиционными программами;

2. прямым управлением государственными инвестициями;

3. введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

4. предоставлением финансовой помощи в виде: дотаций; субсидий; субвенций; бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

5. проведением: финансовой и кредитной политики; политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг); амортизационной политики;

6. контролем за соблюдением:

o государственных норм и стандартов;

o правил обязательной сертификации;

7. антимонопольными мерами;

8. приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

9. экспертизой инвестиционных проектов.

В процессе осуществления госрегулирования инвестиционной деятельности должны быть решены следующие задачи:

• повышение технического уровня производственного аппарата;

• ускорение темпов экономического роста;

• обеспечение качественно новой структуры экономики;

• создание конкурентоспособных экспортных производств в обрабатывающих отраслях промышленности, сельском хозяйстве;

• создание высокотехнологичного инвестиционного комплекса.

Задачи и методы реализации инвестиционной политики меняются в разных фазах экономического цикла:

в фазе кризиса и депрессии целью инвестиционной политики является сохранение, поддержка и укрепление наиболее жизнеспособной и перспективной части основного капитала, способной производить конкурентоспособную продукцию;

в фазах оживления и подъема преобладает стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в своевременном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций, способствующих освоению новых и расширению прежних позиций на рынке;

в фазе стабильного развития государственная поддержка минимальна, инновации и инвестиции реализуются обычным рыночным путем в соответствии с выработанной на микроуровне политикой.

Следовательно, инвестиционная политика должна охватывать достаточно длительный период времени, чтобы своевременно учитывать перемены курса на различных стадиях экономического цикла.

К настоящему времени сложилась определенная структура иностранных инвестиций.

Можно выделить два основных вида иностранного капитала, который поступает в экономику России:

1) целевые кредиты инвестиционного характера:

• иностранных государств;

• международных финансовых институтов;

2) иностранные инвестиции в виде частного капитала.

Общий приток инвестиций складывается: из прямых иностранных инвестиций; портфельных инвестиций; облигационных займов; банковских кредитов.

При выборе приоритетов инвестиционной политики необходимо исходить из долгосрочной стратегии структурной перестройки российской экономики. Нужно выделить прорывные направления, требующие государственной поддержки, формирования долгосрочных инновационных и инвестиционных программ и проектов и выработки эффективного механизма их реализации. Эти программы охватывают стратегическую часть инвестиционной деятельности.

Приоритетами долгосрочной инвестиционной политики в Российской Федерации являются:

1) опережающее развитие потребительского сектора, где реализуются быстро окупаемые проекты, привлекающие средства населения:

строительство индивидуального жилья и дач; вложения в производство, переработку, хранение экологически чистого продовольствия; изготовление качественной бытовой техники, мебели, одежды, обуви; производство медицинской техники и лекарственных препаратов; развитие медицинских, бытовых, коммунальных, образовательных услуг, сферы культуры, туризма;

2) вложения в сферу духовного воспроизводства: науку, образование; культуру,

3) освоение и расширение производства высокотехнологичных товаров и услуг, технических систем новых поколений, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной продукции и повышение эффективности производства, в том числе в области:

микро- и наноэлектроники; биотехнологии; информатики; новейших средств транспорта и связи; промышленного освоения космического пространства и т. п.;

4) инвестиции в машиностроение. Необходимо сочетать прямую бюджетную поддержку базисных инноваций с экономическими льготами для предприятий, осваивающих и применяющих принципиально новую технику;

5) вложения в обновление производства топлива и сырья, среди которых проекты: по освоению ресурсосберегающих технологий; переработке отходов, в том числе ядерных; созданию экологически безопасных объектов и системы экомониторинга;

6) обновление подвижного состава транспорта, повышение его экологической безопасности;

7) реконструкция трубопроводов, строительство дорог с твердым покрытием, аэропортов;

8) повсеместное распространение средств связи, в том числе с использованием искусственных спутников Земли;

9) расширение инфраструктуры торговли, общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта, заготовок, гостиничного хозяйства;

10) обеспечение национальной безопасности и борьба с терроризмом, в том числе создание нового поколения документов с биометрическими данными человека, оборудование новейшей электроникой систем безопасности метро, аэропортов и др.

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты:

на новое строительство; расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий; приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря; проектно-изыскательские работы; другие затраты.

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется: органами государственной власти РФ; органами государственной власти субъектов РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений предусматривает:

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования,

• развития финансового лизинга в РФ;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета;

• размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

• защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материало-, энерго- и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

• разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ;

• иные меры в соответствии с законодательством РФ.

 

Вопрос 3. Государственное регулирование инновационного развития национальной экономики

В первую четверть XXI в. все большее число стран мира будет охватывать начавшийся в конце XX в. переход человечества к новому инновационному типу социально-экономического развития. Передовые в промышленном развитии страны, завершив структурную перестройку, вступили в новую фазу цивилизации - постиндустриальную. Отличительной чертой данной фазы является повсеместное внедрение передовых технологий в самые разные сферы экономики.

Страны постиндустриального общества наиболее активно решают новые задачи, связанные с проблемами глобализации, которые требуют смещения приоритетов научно-технической политики в сторону повышения качества жизни людей, развития информатизации, решения проблем экологии, медицины, а также других факторов устойчивого роста.

Наиболее развитые страны - США, Великобритания, Япония - провозгласили переход в новую фазу развития - экономику, основанную на знаниях. Правительства этих стран начиная с середины 80-х гг. сосредоточили свои усилия на ускорении инновационных процессов в экономике и создании национальных инновационных систем.

Инновационная деятельность в России характеризуется резким расхождением между достаточно высоким потенциалом для инноваций, в первую очередь человеческим, и крайне низкими результатирующими показателями.

Обобщенным показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности является доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции. Сейчас этот показатель составляет для России менее 1%. Число выданных патентов, приходящихся на душу населения, в России составляет примерно 3/4 американского.

Продолжается "утечка мозгов" в США, Европу, а с конца 90-х - начала 2000-х гг. - и в Азию.

С 1992 г. инновационная активность в промышленности и других отраслях материального производства стала резко снижаться. Особенно низок уровень инновационной активности в отраслях, ориентированных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка: легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.

Доля предприятий, осваивающих новую продукцию, не производившуюся ранее в России, незначительна и составляет примерно 6-7%.

Средний возраст производственного оборудования в промышленности превысил 17 лет. Доля относительно нового производственного оборудования со сроком ввода в эксплуатацию до пяти лет снизилась до 4%.

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составляет 2,7%.

Очень низкое общее число созданных передовых производственных технологий. Низок уровень наукоемкое продукции, что является симптомом тенденции к затуханию инновационных процессов, усилению псевдоинноваций, примитивизации промышленности.

Число промышленных предприятий, приобретающих новые технологии, постоянно уменьшается. Показателем результативности инновационной деятельности предприятий является объем экспорта инновационной продукции, который незначителен. Приведенная статистическая информация свидетельствует о весьма неблагоприятной ситуации в инновационной сфере России и необходимости безотлагательного принятия комплекса мер, которые позволят остановить усиливающиеся негативные тенденции и осуществить переход к активизации этой деятельности, улучшению инновационного климата, без чего нельзя рассчитывать в ближайшее время на выход из системного кризиса в России.

Сохранение научно-технического потенциала страны и создание условий для его адаптации к рыночной экономике - главная задача государственной научно-технической политики (ГНТП) в переходный период.

Основными целями ГНТП являются:

• развитие научно-технического потенциала;

• увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;

• реализация важнейших социальных задач;

• повышение эффективности материального производства;

• улучшение экологической обстановки;

• защита информационных ресурсов государства и безопасности личности, общества и государства;

• упрочение взаимосвязи науки и образования.

Основные направления ГНТП:

• сохранение фундаментальной науки;

• осуществление реструктуризации сети научных организаций;

• формирование системы финансирования научных исследований и разработок, характеризующейся многоканальностью и конкурентностью;

• построение законодательных основ и нормативно-правовой базы научно-технической деятельности;

• расширение международной кооперации в сфере НИОКР.

Новые подходы в государственном регулировании научно-технической сферы пока недостаточно развиты, в частности: нормативно-правовая база научно-технической деятельности, конкурсное финансирование научно-технических проектов, их независимая экспертиза, контрактная система, практика возвратного финансирования прикладных исследований и разработок, привлечение в научно-техническую сферу банковского и промышленного капитала и др.

В условиях переходного периода государственная инновационная политика должна предусматривать:

развитие направлений, в рамках которых создается техника новых поколений, обеспечивающая статус России как ведущей технологической державы;

сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно-технического прогресса;

содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого инновационного бизнеса.

Главная задача государственного регулирования в сфере научного и технологического развития - создание благоприятных экономических условий для инновационной и инвестиционной деятельности, расширение косвенного регулирования, в рамках которого необходима увязка налоговой и финансово-кредитной политики.

Выработаны следующие направления государственного регулирования инновационной сферы:

· налоговое стимулирование НИОКР.

Возможны следующие виды налоговых льгот:

¨ уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР;

¨ скидки с суммы начисленного к выплатам налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР;

¨ уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику; особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных иссле­дований и для НИОКР силами малого среднего бизнеса;

· усиление роли государственного заказа на научно-техническую продукцию как одного из главных инструментов инновационной политики;

· создание системы мониторинга и прогнозирования технологического потенциала сферы НИОКР,

· повышение роли рыночной конкуренции в сфере разработки и производства научной продукции путем проведения широкого конкурса среди наиболее эффективных НИОКР при обязательном государственном финансировании приоритетной части объема отобранных работ (речь идет о так называемом принципе "стартовых денег", который получил широкое распространение в Японии);

· расширение внебюджетных источников финансирования научных исследований (для этого необходимо усилить стимулирование инновационной активности частного сектора, заинтересованного в коммерческих результатах НИОКР. В России 90% научных расходов покрывается за счет средств федерального бюджета. В развитых странах до 2/3 расходов по выполнению НИОКР приходится на предпринимательский сектор);

· развитие городов-наукоградов и отраслевых научно-технологических центров;

· расширение международного сотрудничества в сфере НИОКР.

Особенность реализации инновационной политики, в отличие от научно-технической, заключается, в частности, в объемах ресурсов, которые необходимо направлять на эти цели (если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные НИОКР превышают их в 10 раз, а затраты на внедрение инноваций - в 100 и более раз).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных