Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ И КРИТЕРИИ ВЫБОРА




ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Множество фирм-разработчиков делового програм­много обеспечения, несколько классификаций программ (малые, средние и крупные; DOS и Windows-ориентиро­ванные; учетные и управленческие системы), а также раз­личные подходы к формированию баз данных, заложен­ные в прикладные программные продукты, создают «про­странство выбора» и обусловливают определенные труд­ности в выборе программного обеспечения. Ведь в случае неудачного внедрения или недостаточной функциональ­ности программы расплачивается, как правило, заказчик. Большое количество (несколько сотен) разнообразных про­грамм делает невозможной их профессиональную оценку покупателем, который, как правило, располагает сведе­ниями не более чем об 1-2% потенциально возможных ре­шений. К тому же до настоящего времени не существует признанных методик выбора и сравнения финансово-эко­номических систем, крайне трудно найти независимых квалифицированных специалистов в этой области.

Выбор программного обеспечения следует произво­дить на основе трех основных оценок:

ü оценки возможностей предприятия;

ü оценки возможностей системы;

ü оценки фирмы-разработчика.

Оценка возможностей предприятия. Начинать систем­ный анализ целесообразно не с выбора программного обес­печения, а с оценки своих потребностей и возможностей. Методологически такую оценку следует проводить по сле­дующим направлениям:

Комплексность. Комплексная постановка задачи и оценка конечных результатов от внедрения системы пред­полагает учет всех возможных последствий. Например, при внедрении новой информационной технологии может возникнуть сопротивление со стороны исполнителей, обус­ловленное психологическими (нежелание перемен) или социально-экономическими (страх увольнения из-за не­компетентности в новой технологии работы) причинам. В принятии решения о замене информационной технологии должно участвовать как можно большее число его будущих пользователей. Таким образом будет создан «эффект учас­тия». Результативность работы человека, участвовавшего в принятии решения, повышается. Кроме того, внедрение делового программного обеспечения наиболее эффектив­но на тех предприятиях, где руководители понимают важ­ность и перспективность перехода на компьютерные тех­нологии.

Учет ограниченности ресурсов. Ресурсы, которыми рас­полагает предприятие в конкретный момент, практи­чески всегда ограничены. Это особенно характерно для малых предприятий. Недостаток оборотных средств сдер­живает отвлечение их на приобретение внеоборотных ак­тивов. Отсутствие «лишних» людей не позволяет отвлекать персонал на освоение новых информационных техноло­гий. Осваивать их приходится без отрыва от выполнения основных обязанностей.

Сопоставимость вариантов решений. Альтернативы ин­формационных решений и способы их оценки должны быть сопоставимы по ряду признаков — реализуемости, полно­те учета всех затрат и результатов и отсутствию повторного счета; степени достоверности применяемых показателей и критериев оценки.

Учет временного фактора. Наиболее целесообразно «привязать» внедрение программного обеспечения к нача­лу календарного года, однако при этом необходимо учесть сезонные колебания спроса для предприятий с ярко выра­женной сезонностью. Кроме того, если у предприятия нет ни собственного парка вычислительной техники, ни рабо­тающей информационной системы, ни подготовленных кадров, то вряд ли целесообразно внедрять сложный ин­формационный комплекс, рассчитанный на архитектуру «клиент-сервер».

Непрерывность. При внедрении программного обеспе­чения сегодня необходимо предусмотреть перспективу «ин­формационного роста» впоследствии. Мало создать информационную модель бизнеса, пусть даже удачную, — надо ее все время адаптировать, приводить в соответствие с постоянно меняющимся рынком.

Неопределенность и риск. При оценке возможностей предприятия и эффективности от внедрения программного обеспечения следует учитывать неполноту исходной и производной информации, возможность ее случайного или сознательного искажения и другие подобные факторы.

Этапность. Частичная автоматизация — необходимый этап перехода на информационные технологии, важно только, чтобы он не продолжался бесконечно долго. Внедряя частичную автоматизацию, необходимо просчитывать пос­ледующую перспективу. При этом каждый информацион­ный проект следует оценивать поэтапно, имея в виду, что наибольшую достоверность имеют оценки первых этапов работы и наименьшую - последние, сильно отдаленные во времени этапы.

Учет центров ответственности. Необходимо оценить, на какой уровень ориентирована система — на конкретно­го специалиста, на определенное подразделение, на пред­приятие в целом или на группу предприятий. При этом значимо, единична информационная база или распреде­лена во времени и пространстве и необходима консолида­ция нескольких таких распределенных баз в единую ин­формационную систему. Информационная система, даю­щая техническую возможность децентрализовать весь про­цесс принятия решений, может изменить иерархическую структуру управления.

Оценка возможностей системы. Основными критери­ями оценки программного обеспечения являются ее фун­кциональная полнота, возможность понимания пользова­телем, «дружественность» и надежность.

В специфических российских условиях предпринима­телю для обоснования управленческих решений недоста­точно бухгалтерских данных, тем более что они, как пра­вило, ориентированы на официальную отчетность и не всегда соответствуют реальному состоянию бизнеса. Для принятия управленческого решения важна система анали­тического учета и управленческого анализа, оперативного и стратегического управления, планирования и бюджети­рования, логистики и ситуационного моделирования, маркетинга и контроллинга. При широте охвата функций уп­равления и комплексности системы следует руководство­ваться принципом оптимальной функциональной доста­точности, так как многочисленные узкие специфические функции могут остаться невостребованными. Между тем они неоправданно осложняют работу с системой, приво­дят к ее удорожанию.

Система должна быть интуитивно понятной. Этому спо­собствуют: простота установки и легкость в обучении; диа­логовый режим и удобный интерфейс; экранные формы, где без обучения можно догадаться о назначении пунктов, строк, граф, окон.

 

Оценки делового программного обеспечения, данные пользователями

Критерии оценки бизнес-программ Оценки пользователей, %
Наглядность и простота  
Удобство работы  
Гибкость  
Надежность  
Стоимость  

Система должна отслеживать все виды случайных ошибок и предусматривать средства защиты от случайной или намеренной порчи информации, т.е. она должна про­информировать о возможности потери данных или отка­заться выполнять некорректную операцию. Кроме того, желательны средства защиты от несанкционированного доступа, устойчивость к сбоям электропитания и поломке оборудования.

При оценке и выборе программного обеспечения сле­дует предусмотреть возможность ее интеграции с другими программными продуктами. Ни один тиражный продукт не в состоянии обеспечить всех пользователей всем спектром решений. Индивидуальные же доработки программно­го обеспечения достаточно дорогостоящи и не всегда эко­номически оправданы. Экономически более целесообраз­ной в каждом конкретном случае может оказаться возмож­ность экспортировать проводки из одной программы в дру­гую.

Оценка фирмы-разработчика. Известные во всем мире критерии оценки фирм-разработчиков программного обес­печения не всегда применимы в условиях нестабильности экономической ситуации в России. Многие традиционные критерии не актуальны, в частности оборот компании в рублях при высокой инфляции не может служить характе­ристикой бизнеса. К тому же сумма поступлений зависит от конкретных условий контрактов (полная предоплата, частичная предоплата, оплата по факту и т.д.). Не всегда точно можно перевести рублевые поступления в долларо­вый эквивалент, так как денежные средства от покупателя к продавцу поступают в лучшем случае через несколько дней (по схеме «покупатель — банк покупателя — банк продавца — продавец»). При более сложных методах сбыта (диллерская или дистрибьюторская сеть) задержка плате­жей может составлять недели или даже месяцы.

Не вполне ясно, как определить число пользователей той или иной системы — по числу предприятий, числу проданных копий программы или по количеству автома­тизированных рабочих мест. Если же продолжить анализ на уровне понятий «легальный/нелегальный пользователь», задача становится неразрешимой.

С учетом сложности использования количественных характеристик для оценки фирм-разработчиков, на пер­вый план начинают выходить показатели качественные, характеризующие маркетинговую устойчивость и активность той или иной фирмы. Маркетинговые критерии в данном случае приобретают особую актуальность в связи с тем, что автоматизация предприятия - длительный процесс, сопровождающийся многократными обращениями к про­давцу (обновление версий, консультации, переобучение и т.д.). С учетом перспективы информационного роста поку­патель программного продукта должен быть уверен в том, что его поставщик будет способен оказывать необходимые ему услуги в течение всего жизненного цикла программы.

Учитывая специфику такого товара, как «программ­ный продукт», а также специфику российской экономи­ческой ситуации, можно выделить следующие критерии для оценки фирм-разработчиков программных продуктов для бизнеса.

Открытая ценовая политика. Наличие у фирмы-раз­работчика доступного любому потенциальному покупате­лю прайс-листа на все виды программной продукции по­ложительно характеризует компанию. Отсутствие прайс-ли­ста или неоднозначное определение цен на программные продукты и сопутствующие информационные услуги не могут не насторожить пользователя. Не исключено, что фирма работает по принципу «каждому покупателю — свою цену». Кроме того, одинаково опасны как слишком высо­кие, так и слишком низкие «демпинговые» цены. В первом случае у компании могут быть серьезные трудности со сбы­том, а во втором — может иметь место избавление от мо­рально устаревшего товара.

Рекламная активность. По рекламной активности ком­пании можно судить о ее стратегии на рынке. Отсутствие рекламы в течение достаточно длительного периода может свидетельствовать либо о финансовых затруднениях и от­сутствии средств на рекламу, либо о намерении уйти с рынка.

Участие в традиционных выставках. Выставки — одна из наиболее распространенных форм пропаганды програм­мных продуктов. Во время наиболее известных выставок интен­сивность переговоров достигает наивысшей отметки, а сбыт по результатам этих переговоров продолжается в течение нескольких недель и даже месяцев. Уход фирмы с традици­онной выставки или резкое сокращение размера стенда характеризует ее жизнеспособность весьма негативно. На­против, увеличение площади стенда, его оригинальное оформление косвенно свидетельствуют о стабильности компании.

Организация собственных мероприятий. Данный пара­метр характеризует интенсивность маркетинга и умение работать с потенциальными клиентами. Для организации собственных семинаров, конференций и т.д. фирме-разра­ботчику требуется особая изобретательность, опыт работы по организации подобных мероприятий и умение заинте­ресовать своими разработками. Особое внимание при оценке компаний по этому параметру следует обращать на выезд­ные семинары, для организации которых необходима ак­тивная поддержка местных структур.

Поддержка информационных каналов. Передачу инфор­мации можно осуществлять по почте (почтовая рассылка или direct mail), факсу, телефону, электронной почте (е-mail). Каналами информации могут служить также рассыл­ка собственных корпоративных изданий, телефонные кон­сультации («горячая линия»), подготовка информации для передачи в Интернет (Web-сервер). Наличие информаци­онной и консультационной поддержки пользователей сис­тем положительно характеризует разработчика.

Активность в прессе и других СМИ. Для поставщиков программных продуктов компьютерные и деловые перио­дические издания являются наиболее приемлемыми сред­ствами массовой информации. Именно здесь концентри­руется реклама этих фирм. Количество статей и упомина­ний о тех или иных фирмах-разработчиках косвенно сви­детельствует об их активности на рынке программного обес­печения.

И наконец, важными критериями оценки фирм-раз­работчиков является их стаж: работы на рынке, наличие/ отсутствие другой деятельности, наличие/отсутствие учеб­ных центров, отзывы пользователей.

Итак, выбор программного обеспечения осуществля­ется на основе нижеприведенных оценок:

Оценка возможностей предприятия:

ü ограниченность ресурсов;

ü учет временного фактора;

ü непрерывность и этапность;

ü неопределенность и риск;

ü масштаб деятельности;

ü комплексность охвата управленческих функций;

ü альтернативность вариантов решений;

ü учет центров ответственности.

Оценка возможностей системы:

ü функциональная полнота;

ü функциональная достаточность;

ü доступность в освоении;

ü надежность;

ü возможность интеграции с другими программ­ными продуктами.

Оценка фирмы-разработчика:

ü открытая ценовая политика;

ü рекламная активность;

ü участие в традиционных выставках;

ü организация собственных маркетинговых мероприятий;

ü поддержка информационных каналов;

ü активность в прессе и других СМИ;

ü стаж работы на рынке;

ü наличие/отсутствие других видов деятельности;

ü наличие/отсутствие учебных центров;

ü отзывы пользователей.

Как было отмечено выше, сфера услуг представляет собой обширное поле деятельности в плане перевода на современный уровень внутрифирменного управления и совершенствования информационного менеджмента. Оте­чественный рынок делового программного обеспечения предлагает широкий перечень продуктов, позволяющих перевести информационную поддержку управления на со­ответствующую времени компьютерную основу, внести кар­динальные изменения во все подсистемы менеджмента: информационную, кадровую, финансовую, налоговую, а также управление затратами, маркетингом, движением де­нежных и материальных потоков.

При совершенствовании информационных техноло­гий на внутрихозяйственном уровне необходимо учиты­вать следующие моменты:

ü учитывая изменчивость законодательства и воз­никающую при этом необходимость обновления программного обеспечения, информационные технологии следует ориентировать на отечествен­ные разработки, так как только в этом случае можно рассчитывать на их постоянную адапта­цию к изменениям в законодательстве и приве­дение в соответствие с действующими рыноч­ными реалиями;

ü при выборе программного продукта следует учи­тывать: его функциональные возможности, ру­ководствуясь принципом оптимальной функци­ональной достаточности; интегрируемость с дру­гими программными продуктами и возможность получения сопроводительных услуг в течение всего жизненного цикла программного продукта с учетом потенциала информационного роста пользователя;

ü при выборе фирмы-разработчика необходимо учитывать такие ее характеристики, как откры­тая ценовая политика, рекламная активность, по которой можно судить о стратегии фирмы на рынке, поддержка информационных каналов и консультационная поддержка пользователей про­граммных продуктов;

ü при разработке конкретной информационной системы следует учитывать наиболее типичные особенности внутрифирменной организации хо­зяйствующего субъекта, от которых будет зави­сеть сложность информационного комплекса; масштаб модели «продвинутого» информацион­ного менеджмента должен зависеть от масштаба деятельности хозяйствующего субъекта: очевид­но, что информационную систему малого и круп­ного предприятий нельзя ориентировать на одно и то же программное обеспечение; выбор бух­галтерского или экономического варианта инфор­мационной системы финансового контроллинга в каждом конкретном случае должен зависеть от квалификационного уровня сотрудников.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных