Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК ПРОИСХОДИТ ЛЕЧЕНИЕ?




Сегодня при описании и обозначении бо­лезни исходят из патологоанатомических данных. То есть за основу берется физиче­ское изменение. Вопрос, что привело к это­му, в большинстве случаев остается откры­тым. Этот вид рассмотрения болезни связан со временем. Долгое время, например, ре­шающим для болезнь считали движение со­ков в организме (гуморальная патология). Но можно сделать шаг вперед и спросить: какие изменения сил в организме влияют на изменение соков или на изменения в клетках? Антропософское воззрение на чело­века позволяет конкретно понять силы, ле­жащие в основе жизненных процессов (эфирное тело), также силы, связанные с душой человека (астральное тело), а также про­следить воздействие духа («Я» человека) вплоть до субстанции. Благодаря этому можно понять, пример, болезненные наруше­ния, выражающиеся совершенно по-разному и все же охватываемые одним медикаментом.

Например, в результате духовнонаучного изучения может быть установлено, что в человеке нарушен процесс, связанный с оловом. Это может выразиться как в нарушени­ях печени, так и в недостаточном образовании хрящей, что может привести к опреде­ленным заболеваниям суставов. Можно про­следить влияние процесса, связанного с этим металлом, по нарушениям в облике чело­века, вплоть до структуры мышления — и использовать терапевтически, что, конечно, требует обстоятельного изучения, благодаря чему открываются новые, обычно недостижи­мые терапевтические возможности.

То же относится и к другим процессам, связанным с металлами или минералами. Чтобы понять их влияние, необходимо так же выработать понятие сущности соответст­вующей субстанции, как для понимания воз­действия различных антибиотиков необходи­мо приобрести знание бактерий (смотри вы­шеназванный пример). Тогда можно понять, почему определенное вещество может спра­виться с такими различными явлениями, как больная печень, изменения в суставах, даже воздействовать на сущность человека, как это было описано в качестве примера для про­цесса олова.

Из-за этой иной основы невозможно срав­нивать «успехи» химиотерапии с этим спосо­бом лечения. Понимание болезни и цели ле­чения совершенно различны. Решающим раз­личием является то, снимать ли реакции ор­ганизма, заменять ли их — или же так сти­мулировать организм, чтобы он снова учил­ся реакциям или обрел силы самому бороться с бактериями. В одном случае человек иск­лючается, в другом — является центром вра­чебных усилий. Всякая болезнь, которая про­сто отнимается у организма, не ведет его дальше. Тем самым человек отделяется от болезни.

Этим затрагивается вопрос судьбы, глу­боко связанный с болезнью. К существен­ным результатам духовной науки относится осознание связи болезни и судьбы с челове­ческой индивидуальностью, что приводит к необходимости признания не только сущест­вования после смерти, но и до рождения, то есть перевоплощения духовной сущности че­ловека. В конце концов и способность чело­века болеть является духовной проблемой, которую нельзя решить ни на чисто естествен­нонаучном уровне, ни посредством изучения только души.

Нынешний терапевтический образ мыслей скован и одурманен быстрым и интенсивным воздействием многих медикаментов. Он при­нимает их как масштаб. Способность орга­низма реагировать при этом учитывается так же мало, как вопрос целесообразности для будущей жизни. Многократно врач и паци­ент бывают ослеплены мгновенными успеха­ми, не думая о последствиях, которые может иметь, например, подавленная картина бо­лезни. — Путем расширенного восприятия болезни можно, например, попять, что тем­пература, также как и другие воспалитель­ные реакции, могут означать для человека не только опасность, но и помощь для всего его развития, которая может изменить всю конституцию и предрасположенность к бо­лезням, что проявится, вероятно, гораздо позже. Описанная выше противоположность между воспалением и склерозом позволяет конкретно рассмотреть это взаимодействие. Болезнь означает — как было показано — разделение, раздвоение, но прежде всего неравновесие. Это лежит в основе любой бо­лезни — впрочем, часто завуалировано. За­дачей врача является вскрыть нарушенные отношения и ввести новый порядок. Но ис­целение достигается лишь в том случае, ес­ли пациент в состоянии самостоятельно овла­деть процессами, которые привели к избытку или же к недостатку, то есть к разделению, к неравновесию. Тогда организм чему-то «на­учится» в борьбе с болезнью; заметно или не­заметно он станет другим. Это невозможно без активного участия пациента. Это не зна­чит, что на процесс исцеления как таковой можно сознательно и непосредственно воздей­ствовать, но решающую роль для организма и его реакций играет вся жизненная позиция и установка человека, Поэтому хотя человека можно «лечить» или даже «исправить» без его участия или даже против его воли, но нельзя вылечить. Легче помочь кому-либо, чем вы­лечить его.

Большинство нынешних терапевтических мероприятий основывается на кратковремен­ном эффекте и успехе. Поэтому наибольшие возможности нынешней медицины заключены в овладении острыми заболеваниями. Соглас­но Жоресу, «хронический больной, напротив, является нерешенной проблемой нынешней медицины»1.

Большая часть этих хронических болез­ней, особенно хроническо-воспалительных за­болеваний, являются следствием невылеченных, то есть подавленных острых заболева­ний. Дальнейшая большая часть хронических болезней дегенеративного типа, как, напри­мер, рак и другие, является следствием обыч­ного подавления каждого заболевания, со­провождающегося температурой, из-за чего грубо нарушается описанное выше равнове­сие болезненных тенденций.

Необходимыми вспомогательными средст­вами для достижения исцеления являются для врача лекарственные средства; они по­могают пациенту преодолеть болезненный кризис. Многие медикаменты только от­нимают у него трудности или действуют вме­сто него, сами понижая давление крови или температуру, убивая бактерии и тому подоб­ное. Но подлинное лечебное средство долж­но «показать» пациенту, как проходит здо­ровая реакция, не принуждая его к этому. Поэтому для лекарства не может быть мери­лом, как быстро и интенсивно оно понижает температуру или устраняет другой симптом. Все это может быть полно смысла и даже необходимо для организма. Но много важ­нее дать организму возможность самому ов­ладеть реакциями, охватить состояние в це­лом, так что образование, например, высо­кой температуры не становится больше «не­обходимым». Этого можно достичь с помощью подходящих лекарств. Они действуют в ру­ках врача так, что ведут пациента через бо­лезнь и помогают ему преодолеть ее, при­чем ограничиваются только избыточные ре­акции. При этом существенный принцип ле­чения заключается в том, что, например, излишние реакции, как очень высокая темпе­ратура, ограничиваются в разумной мере но не подавляются совершенно или насильно. — Обычное снотворное принуждает человека ко сну, если его доза достаточно велика, не­зависимо от того, от чего больной страдает бессонницей. Болезнь бессонница как тако­вая этим не затрагивается. Лечебное же средство «учит..» снова спать, для чего необ­ходимо знание причин. Лекарства должны быть столь же многообразны, как и причины. В зависимости от готовности организма они мо­гут, и так бывает, подействовать очень быст­ро. Но часто при «обучении» речьидет о при­обретении способностей, что достижимо не при однократном действии, а только путем тренировки. При этом истинные лекарства яв­ляются «учителями».

Характерной чертой лечебного сродства в этом смысле является то, что оно воздейству­ет на пациента в единстве его тела, души и духа, и приводит организм в состояние, ког­да он способен сам восстановить свою гар­монию. Область действия исцеления распо­ложена в сфере жизни и души и возвыша­ется над всеми вещественными явлениями: это область творческих сил как таковых, которая затрагивается при лечении, благода­ря чему достигается новый порядок, в проти­вовес уклонению от болезни. Лечение есть восстановление божественного прообраза че­ловека, лекарственные средства являются орудием этого. Так можно понять греческо­го философа Герофила, назвавшего лекарст­венные средства «руками богов».

Понятно, что применение этих лекарствен­ных средств осуществляется на основе все­объемлющего образа человека, как это бы­ло описано. Путь к этому лежит через про­никновение в сущность минералов, растений, животного и человека. Речь идет при этом не только о регистрируемом знании, а о раз­витии и приобретении способностей, и тем самым о вживании в закономерности высших миров, частицей которых является человек.13 Речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы отвергать или презирать оружие сов­ременного врача, а о том, чтобы использо­вать это как инструмент наряду с другими познаниями и возможностями. Таким обра­зом, можно расширить нынешнюю, односто­ронне ориентированную на естественные нау­ки медицину до искусства врачевания.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

Требованием нашего времени не может быть создание еще более интенсивных и бы­стродействующих медикаментов, им должно быть стремление к более глубокому понима­нию явления болезни, а отсюда к подлинному лечению. Возможность для этого предостав­ляет медицина, расширенная благодаря ан­тропософии.

Она никоим образом не отвергает дости­жений современной медицины, но дополня­ет их в их односторонности.

«Речь идет не об оппозиции медицине, работающей с применением признанных на­учных методов современности. Ее принципы находят у нас полное признание. И мы счита­ем, что предлагаемое нами должен применять в своем искусстве врачевания лишь тот, кто может быть полноценным врачом в духе этих принципов.

Но мы добавляем к тому, что можно знать о человеке, пользуясь признанными сегодня научными методами, другие знания, найденные другими методами, и поэтому, считаем своим долгом работать, исходя из этого рас­ширенного познания мира и человека для дальнейшего расширения врачебного искус­ства.

Возражений признанной медицины против того, что мы выдвигаем, в принципе быть не может, так как мы ее не отрицаем. Только тот, кто не только требует признания своего знания, но еще претендует на то, что нет знания выше, чем его, может отвергать наш опыт». (Р. Штайнер)14.

В свое время нашлись врачи, проявив­шие живой интерес к расширению искусства врачевания в соответствии с духовно научными познаниями. Для них Рудольф Штайнер прочитал в 1920 году первый медицинский курс, за которым последовали другие. В 1921 году врач Ита Вегман основала клинико-терапевтический институт в Арлесхайме под Базелем (Швейцария). К этой клинике, ко­торая теперь носит ее имя, присоединилась лаборатория, задачей которой было готовить дляврачей - антропософов специфически используемые лекарственные средства. В Штуттгарте также совместно с клиникой изготовля­лись и испытывались лекарственные средст­ва. Изготовители потом объединились в фир­му с центром в Арлесхайме (Швей­цария) с филиалами в почти всех странах западного мира.

Сегодня во всем мире врачи практикуют в духе этого расширенного искусства врачевания. Клиники существуют в Германии (4), Швей­царии (2), Голландии (1) и Бразилии (1). Существуют медицинские семинары, вклю­ченные в состав клиники Св. Луки (Арлесхайм, Швейцария) и Фильдер-клиники (Штуттгарт), в которых регулярно два раза в год происходит трехмесячный курс для врачей. В различных местах проходят курсы усовершенствования и конференции, в кото­рых пытаются представить и развить даль­ше основы и практику этой медицины.

Временная ситуация, а также положение в области медицины со времени окончания земной деятельности Рудольфа Штайнера (1925) обострились в духе односторонности воззрений на человека при отделении или пренебрежении его духовной сущностью. Все отчетливее время требует от человека, чтобы он «не только теоретически подходил к при­роде и духовным силам, но и учился исполь­зовать их, чтобы строить жизнь в ее здоро­вых и больных состояниях, исходя из духов­ного познания. С развитием цивилизации жизнь становится все сложнее. Уже сегодня в глубине многих душ живет стремление найти то, что соответствует этой все услож­няющейся жизни. Антропософия стремится, прежде всего, считаться с этими стремления­ми. И мы увидим, что она, вопреки всему разрушительному в нынешней жизни, желает честно трудиться над созданием, ростом и процветанием цивилизации — но не в без­вольных фразах, а в деятельности, в практи­ческих вопросах жизни, повсюду, где требу­ется познание, она хочет познавать так, что­бы познание входило в жизнь, и повсюду, где что-то появляется в жизни, она хочет познавать так, чтобы иметь возможность помочь». (Р. Штайнер)8

В антропософии Рудольфа Штайнера за­ключен духовный портрет человека, из кото­рого следует взгляд на болезнь, охватывающий всю сущность человека. Только путем конкретного привлечения духа, души и жиз­ни возможно очеловечивание медицины. Не­обходимые для этого лекарственные средст­ва только тогда могут выполнить свое пред­назначение, если они сообразны человеку.

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Жорес, Артур

Jores, Artur: Die Medizinin der Krise unserer Zeit. Bern, 1961.

2. Подробное описание и перечень литературы по этому вопросу можно найти в кни­ге Хуземанна/Вольфа:

Нusemann/Wolf: Das Bild des Menschen als Grundlage der Heilkunst, Stuttgart 1986.

3-4-5. Ганеманн, Самуэль:

Hahnemann, Samuel: Organon der Heilkunst

6. Пеликан:

Pelikan, Wilhelm, Georg Unger: Die Wirkung potenzierter Substanzen. Dornach, 1965.

7. Pelikan, Wilhelm, в: Potenzierte Heilmittel. Stuttgart, 1971.

Pelikan, Wilhelm, в: Evolution und Heilmittel. Weleda-Korr. bl. Für Ärzte 79/1971.

8. Штайнер, Рудольф

Steiner, Rudolf: Was kann die Heilkunst durch eine geisteswissenschaftlische Betrachtung gewinnen? R. St. Verlag, Dornach, 1958.

9. Martini, цит. по Stiegele, Alfons: Homöopathische Arzneimittellehre, Hipp. – Verlag, Stuttgart 1949

10. Обобщение работ см.

Wolf, Otto: Die Mistel in der Krebsbehahdlung. Frankfurt 1975.

11. Kolisko, Lilli: Sternenwirken in der Erdenstoffen. St. 1927

Pelikan, Wilhelm: Sieben Metalle. 1952

12. Подробное описание см.:

Wolf, Otto: Therapie mit Metallen. B: Evolution und Heilmittel

Нusemann/Wolf: Das Bild des Menschen alsGrundlage der Heilkunst

13. В связи с этим следует указать на основополагающие труды Рудольфа Штайнера: «Философия свободы» - «Духовное познание», Калуга, 1994

«Как достигнуть познания высших миров» - «Духовное познание», Калуга, 1993

«Очерк тайноведения» - «Ной», Ереван, 1993

«Практическая подготовка мышления»

«Здоровье и болезнь»

14. Штайнер, Рудольф/Вегман, Ита

Steiner, Rudolf/Wegman, Ita: Grundlagen des fur eine Erweiterung der Heilkunst nach geisteswissenschaftlischen Erkenntnissen, 1925

 

*В Германии законодательным путем произведена замена названий, содержащих железо и др.

В некоторых странах действуют старые обозначения:

 

Старое обозначение Новое обозначение
Ferrum per Urticam Urtica dioica Ferro culta
Stannum per Cicorium Cichorium Stanno cultum

 

* Старое название Новое название
  Ferrum per Chelidonium Chelidonium Ferro cultum
  Stannum per Taraxacum Taraxacum Stanno cultum

 

*Другие препараты из омелы, созданные на осно­ве указаний Рудольфа Штайнера: Iscucin,Viscum, Abnoba, Helixor, Visorel.

 

 

Приложение

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных