Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личностное и эмоциональное развитие




Личностное развитие. К концу раннего детства в результате кризиса трех лет происходит отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для возникновения новой социальной ситуации развития. Если в раннем детстве деятельность ребенка осуществлялась в сотрудничестве со взрослым, то в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания, причем не только способен, но и активно хочет действовать сам. В результате его совместная деятельность со взрослым как бы распадается, однако прежнее эмоциональное отношение ребенка ко взрослому не ослабевает. Взрослый продолжает оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, подражать всем сложным формам их деятельности, их поступкам, взаимоотношениям с другими людьми. Взрослый выступает для ребенка в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, врач, шофер и т.д.)

Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б.Элъконин видит в том, что ребенок, являясь членом общества, имеет тенденцию активно входить в жизнь, но не может принять участия в системе общественного труда, так как жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Именно этим объясняется расцвет в период дошкольного детства сюжетно-ролевой игры.

 

Дошкольное детство характеризуется интенсивным развитием и усложнением мотивационной сферы. Если поведение ребенка в раннем детстве не имеет основной линии, мотивы импульсивны и неосознанны, то поступки дошкольника более осознаваемы, появляются новые группы мотивов, регулирующих его поведение. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом к миру взрослых. Другая группа мотивов - мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. В старшем дошкольном возрасте в игре на первое место выходят познавательные и соревновательные мотивы. Интенсивно развиваются мотивы самоутверждения, что обусловлено потребностью осознать свою собственную значимость, уникальность.

Но изменения в мотивах поведения состоят не только в том, что меняется их содержание и появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов начинают складываться отношения соподчинения, возникает иерархия мотивов.

По мнению А.Н.Леонтьева, система соподчиненных мотивов - важнейшее новообразование дошкольного детства. Подчеркнем, однако, что в младшем и среднем дошкольном возрасте система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального стимула, то есть соподчинение мотивов в этом возрасте неустойчивое, ситуативное.

В одном эксперименте дети 3,5 - 4 лет оказывались в ситуации конфликта мотивов. Они должны были осуществить выбор между малопривлекательным занятием (помочь воспитателю разложить по коробкам полоски бумаги разной длины) и игрой с новыми игрушками.

Иван (4,0): Ой! Какие игрушки красивые! (растерян, смотрит то на игрушки, то на воспитателя). Я сейчас посмотрю только, а потом буду бумажки раскладывать.

Воспитатель: Ну, так ты поможешь мне? Нужно, чтобы ты срочно мне помог, ведь сейчас ребята с прогулки вернутся.

Иван (в замешательстве): Пусть Вам Оля поможет, она все-равно ничего не делает (убегает играть). (В.С.Мухина, 1975).

 

У детей старшего дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое, внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем, во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, то есть опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольника они опосредуются прежде всего образцами поведения и деятельности взрослых, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Аналогичный эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста.

В комнату вносите новый конструктор.

Коля (6,0): Ольга Ивановна, а конструктор новый?

Воспитатель: Да, Коля, новый.

Коля: Очень красивый, да? А сколько в нем деталей?

Воспитатель: Красивый, и деталей много. Так ты мне поможешь?

Коля (вздыхает): Ну хорошо. Я сейчас Вам помогу, а потом с конструктором поиграю. (Мухина В.С., 1975)

Развитие самосознания. В дошкольном возрасте благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками у ребенка накапливаются представления о самом себе, которые дополняются соответствующим отношением к себе.

Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои качества и возможности, свои достижения и неудачи. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. У младшего дошкольника еще нет правильного мнения о себе. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества («Я хороший, потому что мама так говорит»), часто даже не зная, в чем они заключаются.

Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь.». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю.» (Мухина B.C., 1975)

В 3 - 4 года ребенок не имеет адекватного уровня притязаний, как правило, завышает свои возможности, не может оценить итог своей деятельности как успех или неудачу.

Трехлетний Дима соревнуется со своей сверстницей Наташей. Экспериментатор показывает ему рисунок медведя, якобы сделанный девочкой:

Экспериментатор: Кто лучше нарисовал мишку?

Дима: Мой мишка лучше, а Наташин хуже.

Экспериментатор: Почему?

Дима: Потому что мой в лифте сидит (и заключает своего мишку в квадрат).

Экспериментатор: Но ведь я не просил лифт рисовать.

Дима: Ну...потому что у моего шерсть есть.

Экспериментатор: А лошадку кто лучше нарисовал?

Дима: Моя лучше.

Экспериментатор: Почему?

Дима: Потому что у моей глаза, уши, рот.

Экспериментатор: А у Наташиной разве их нет?

Дима: И у этой есть (разочарованно)... А зато у моей хвост есть и спина.

Экспериментатор: А у Наташиной?

Дима: Тоже есть (с огорчением).

Экспериментатор: Так почему же твоя лучше?

Дима: Потому что эта (Наташина) слишком круглая (у самого лошадка состоит из двух квадратов, соединенных палочкой). (Субботский Е.В., 1991)

 

Существенную роль в развитии самосознания дошкольника играет общение со сверстниками.

Ø Во-первых, сравнить себя с ровесником ребенку легче, чем со взрослым, ведь взрослый для ребенка -недосягаемый эталон.

Ø Во-вторых, оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника, в оценке которого он более требователен и объективен.

К семи годам происходит важное преобразование в структуре самооценки. Из общей она становится дифференцированной. Ребенок начинает делать выводы о своих достижениях в разных видах деятельности, замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

Воспитатель: Максим, кто у вас в группе быстрее всех ест?

Максим (6,0): Я, конечно!

Воспитатель: А кто из вас быстрее всех думает на занятиях?

Максим (лицо сосредоточенное, говорит тихо): Миша, он

всегда руку первый поднимает. (Урунтаева Г. А., 1996)

 

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Если первоначально ребенок живет только настоящим, то с накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого, а также осознание своего будущего. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа: «Каким я был, когда был маленьким?» или «Каким я буду, когда вырасту?»

Развитие эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Возникновение общественных мотивов приводит к интенсивному развитию социальных эмоций и нравственных чувств. К изменениям в эмоциональной сфере приводит и установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие эмоциональные переживания дошкольника. Если у детей младшего и раннего дошкольного возраста эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются, то в среднем и старшем дошкольном возрасте эмоции постепенно теряют ситуативность. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций.

Постепенно у детей формируется эмоциональное предвосхищение. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным усвоением первичных этических норм поведения, нравственно-этических категорий («хороший - плохой», «добро - зло», «правда - ложь») и формированием связанных с ними моральных переживаний. Рождающиеся в дошкольном детстве нравственные представления и чувства Л.С.Выготский назвал «внутренними этическими инстанциями».

Нравственно-этические понятия и чувства неразрывно связаны с эмоциональностью, то есть усвоение моральных норм всегда сопровождается определенным эмоциональным отношением ребенка к этим нормам. У дошкольника возникает потребность соответствовать положительным этическим эталонам, причем осознание этого соответствия сопровождается эмоционально положительным отношением к себе. Стремление следовать положительному этическому эталону опосредовано притязанием на признание других людей. Однако в случае, если снимается социальный контроль, ребенок нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникающим желанием.

В одном эксперименте при ответе на вопрос: «Что ты будешь делать, если превратишься в невидимку?» подавляющее большинство детей 5 - 7 лет говорили о готовности нарушить правила: «Если я превращусь в невидимку, буду гулять, где захочу», «Один в трамвай сяду». (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, 1988.)

 

Когда же ребенок при сохранении внешнего контроля со стороны взрослого действует, нарушая нормы, это, как правило, сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями.

У детей младшего дошкольного возраста общее эмоциональное отношение (например, к другому человеку, к герою сказки) определяет и моральную оценку. «Он поступил хорошо, потому что он хороший» - так можно обозначить это отношение. Однако уже в этом возрасте у некоторых детей наблюдается несовпадение между оценкой поступка и эмоциональным отношением к герою.

Взрослый: Хорошо или плохо поступил медведь?

Ребенок: Плохо.

Взрослый: Почему он плохо сделал?

Ребенок: Потому что раздавил теремок.

Взрослый: Тебе медведь нравится или нет?

Ребенок: Нравится Я люблю мишек. (Д.Е.Элъконин, 1989.)

 

Подобное несовпадение выступает симптомом возникающей дифференциации непосредственного эмоционального отношения и моральной оценки поступка. Постепенно, в результате усвоения дошкольниками моральных оценок, последние все более отделяются от непосредственного эмоционального отношения и начинают определять его.

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо усвоил, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных