Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуальные различия




В дошкольном возрасте происходит формирование качеств личности, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность ребенка. Они складываются в условиях сложного взаимодействия биологических и социальных факторов (природных особенностей, передающихся по наследству, и условий жизни, воспитания и обучения).

Наиболее существенные индивидуальные различия касаются прежде всего темпа психического развития, который первоначально зависит от врожденных особенностей, однако, в последующем определяется и Другими (средовыми) факторами. Даже дети, воспитывающиеся в условиях одной и той же культуры, имеют различные сроки возникновения возрастных кризисов развития, темпы овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов. Уже в дошкольном детстве выявляются варианты психического развития, отклоняющиеся от нормативного - с одной стороны, случаи особенно быстрого и яркого развития (дети-вундеркинды), раннего проявления способностей (музыкальных, математических); с другой - случаи задержки психического развития, умственной отсталости. Наблюдаются индивидуальные различия в формировании самосознания - в динамике самооценки, направленности притязаний, а также в полоролевой идентификации.

Различия индивидуально-типологических особенностей дошкольников ярко проявляются в своеобразии их темперамента и характера. В развитии ребенка довольно рано обнаруживаются психодинамические свойства. Например, эмоциональность, экспрессивность, импульсивность, экстраверсия - интроверсия проявляются уже в младшем дошкольном возрасте (В.С.Мерлин, 1986). Всем дошкольникам присущи такие особенности нервной системы, как близость к слабому типу, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, общая слабость возбуждения и торможения. Однако указанные выше особенности не у всех детей проявляются одинаково, равно как и специфические свойства каждого типа темперамента наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного (сангвиник), инертного (флегматик) и слабого типов (меланхолик) (А.И.Захаров, 1986).

Дошкольники заметно отличаются друг от друга в выраженности черт характера. Особенности характера можно пронаблюдать в играх, в общении со взрослыми и сверстниками. Одним детям присущи жизнерадостность, активность, самостоятельность, другим - склонность к беспокойству, робость, впечатлительность, третьим - замкнутость, повышенная ранимость. Своеобразие черт характера бывает настолько выразительным, что это дает право говорить об акцентуациях характера уже применительно к детям старшего дошкольного возраста. Наиболее часто приходится наблюдать дошкольников с гипертимным, шизоидным, истероидным (преимущественно у девочек) и тревожным типом акцентуации характера (А.И.Захаров, 1986).

Вопрос об индивидуальных различиях детей, проявляющихся в деятельности и общении, достаточно актуален для дошкольной психологии. По данным исследований, уже в старшем дошкольном возрасте формируется индивидуальный стиль деятельности (В.С.Мерлин, 1986), для усвоения которого первостепенное значение имеет конструктивная деятельность и игра. В общении со сверстниками среди дошкольников довольно рано выделяются как дети, обладающие яркими лидерскими качествами, так и дети, избегающие общения. Дети, обнаруживающие уже в дошкольном возрасте признаки социальной изоляции, как правило, имеют в дальнейшем личностные и коммуникативные проблемы: они застенчивы, стремятся к одиночеству, имеют заниженную самооценку. По мнению ряда исследователей, такое поведение связано с высокой познавательной мотивацией и сниженной потребностью в общении (Л.Н.Галигузова, 1996).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных