Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Адаптация к обучению в школе




С

амо поступление в школу является для многих детей сложным испытанием. Каждый ученик сталкивается хотя бы с одной из следующих проблем:

· режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

· коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

· проблемы взаимоотношений с учителями;

· проблемы, связанные с изменением семейной обстановки (Г. В. Бурменская и др., 1990).

Первые 4-7 недель обычно являются периодом адаптации к обучению в школе (для некоторых детей он длится весь год, даже на фоне хорошей успеваемости). В это время одни дети отличаются повышенной шумливостью, носятся в перемены по коридорам, на уроках невнимательны, дерзят учителю; другие дети, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, при малейшем замечании плачут. У них может возникнуть нарушение сна, аппетита, капризы, возрастает интерес к игрушкам для самых маленьких.

В исследовании Г.М.Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе. Назовем основные характеристики каждого из них.. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко; внимателен, при выполнении заданий не требует внешнего контроля, решает усложненные задачи, в классе занимает благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно: усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Отношение к школе индифферентное или отрицательное; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; учебный материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; требуется контроль со стороны. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Успешность адаптации зависит от адекватности самооценки ученика, его внутрисемейного статуса и статуса в группе сверстников, уровня подготовленности к школе, отношений с учителем.

Развитие общения

В

заимоотношения младших школьников опосредуются успешностью в обучении. Высокий статус в группе одноклассников обычно имеют хорошо успевающие дети. Однако не знания, успеваемость являются значимыми сами по себе, они преломляются через отношение учителя к ребенку, поскольку отношение учителя легко транслируется ученикам. Это особенно характерно для 1-2 класса. На третьем году обучения личность учителя становится менее значимой, контакты с товарищами становятся более тесными, дети уже более независимы в установлении межличностных отношений, все большую роль в выборе партнера начинает играть оценка его нравственных качеств, наличие общих интересов.

Общение со сверстниками осуществляется в этом возрасте по принципу половой гомогенизации(В. В. Каган, 1991). Мальчики и девочки образуют однородные (гомогенные) по полу группы, отношения между которыми часто описываются как "половая сегрегация". Дети разбиваются на два противоположных лагеря со своими правилами и ритуалами поведения; измена "своему" лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.

Игры мальчиков подчеркнуто маскулинны: война, спорт, приключения, "мужские" кружки по интересам. Девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных "принцев" и "рыцарей", заводят первые тетрадки, в которые записывают лирические песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в "женские" дела (обмениваются выкройками, кулинарными рецептами и др.)

Младший школьный возраст - это время полоролевого развития через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений. Это развитие включает в себя возникновение интереса к противоположному полу, проявляющееся в своеобразном ухаживании. Мальчику надо, не вызывая осуждения сверстников, показать девочке, что он выделил ее среди других девочек и обратить ее внимание на себя, например, дернуть за косу. Девочка же, не вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему внешне агрессивных (мальчики) действий. От хулиганства эти действия отличаются тем, что всегда происходят публично, совершаются в понятном для самих детей условно-символическом контексте и не несут в себе злости или желания обидеть даже тогда, когда выглядят весьма задиристыми. В жалобах девочек обычно присутствует оттенок оповещения других о проявленном внимании. Отсутствие его может вызвать у девочек чувство "обойденности", своей непривлекательности. Одна очень серьезная четвероклассница сказала: "Удивительно глупые у мальчишек ухаживания! По мне-то никто даже портфелем по спине не треснул - почему?" Девочки сами провоцируют мальчиков на такое проявление внимания, всячески подтрунивая над ними.

Особенности поведения в период половой гомогенизации нередко вызывают у взрослых тревогу и стремление призвать детей "к порядку". Однако, если воспитатели все же добиваются "успеха", это мешает полному и развернутому прохождению закономерного этапа развития. Наверстывание его в последующем выражается в "застревании" на инфантильно-агрессивных способах ухаживания тогда, когда оно должно переходить к более зрелым формам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных