Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие интеллектуальной сферы




В

подростковом возрасте происходит завершение перестройки мыслительных структур. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подростки, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, основываясь на общих посылках, строят гипотезы и проверяют их, т.е. рассуждают гипотетико-дедуктивно. Кроме того, они способны на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, подросток старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них.

Ж. Пиаже предлагал младшим школьникам и подросткам сложные познавательные задачи. Дети получали 5 сосудов с бесцветными жидкостями и должны были найти такую комбинацию жидкостей, которая при смешивании дает определенную окраску. Если младшие школьники действуют методом проб и ошибок, смешивая жидкости в случайном порядке, то подростки рассчитывают возможные комбинации, выдвигают гипотезы смешения и систематично их проверяют. В результате они получают результат, который заранее логически обосновывают.

Развиваются такие операции как аналогия, классификация, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: подростки анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяющей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано становление основ мировоззрения,

В подростковом возрасте происходит интеллектуализация таких психических процессов, как восприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Интенсивно развивается воображение. Причем воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого, но оно богаче фантазии ребенка. Кроме активного воображения, в этот период активно актуализируется пассивное воображение. Эмоции, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни фантазии легко исполняются в воображаемой ситуации. Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свои жизненные планы, свой жизненный путь.

Вопросы и задания для самопроверки

1.Прокомментируйте высказывание юноши. О каких особенностях личности подростка свидетельствует данное высказывание? Характерно ли это для подросткового возраста?

«Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими».

2. Какие закономерности возрастного развития подростка иллюстрирует это воспоминание Ж.-Ж. Руссо?

«Любовь к воображаемым предметам и легкость, с которой я заполнял ими свой внутренний мир, окончательно отвратили меня от всего окружающего и определили мою склонность к одиночеству...»

З. В эксперименте изучалась возрастная динамика тревожности. Оказалось, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада и наименьшую - с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую - со сверстниками. Подумайте, какие виды тревожности можно предположить у подростков. Какие взаимоотношения выступают основным источником тревожности?

4. Родители подростков считают, что они нужны выросшим детям в том же качестве, что и в раннем детстве. Выражением этой мечты стало сочинение Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Идеальный воспитанник Эмиль, женившись и готовясь стать отцом, говорит своему идеальному воспитателю: «Советуйте, руководите нами, мы будем послушны; пока я буду жив, я буду нуждаться в вас».

Прокомментируйте точку зрения Руссо. Как вы считаете, насколько адекватна такая стратегия взросления? Как могут отразиться такие взаимоотношения воспитателя и воспитанника на дальнейшей жизни Эмиля?

5. Проанализируйте с психологической точки зрения приведенное ниже типичное подростковое стихотворение (Кулагина И.Ю. 1996, с. 148): Пусть говорят, что я самовлюбленная, Не тихая, не «чистая», не скромная, Что резкая я, мутная и темная, Пусть говорят, что я непокоренная!

Пусть говорят; и буду я такою!
Не доброю, не нежною, а злою,.
Ревнивою и гордою до боли.
И непреклонною, и с пробою на горе...
Я ветрена, неверна: я колючая.
Но для тебя, я знаю, буду лучшая!

Какие особенности подросткового возраста нашли свое отражение в этом стихотворении?

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского -М,1979, с. 105 -145.

2. Выготский Л. С. Педология подростка.//Собр. соч. В 6 т. - М., 1984. - Т.4.

3. Кон И.С, Психология ранней юности. - М.,1989, с. 69 -105,106 -166.

4. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М., 1991.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996, с. 140 - 161.

6. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет./ Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.,1988.

7. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М, 1993, о. 107 - 136).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных