ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие взрослости и проблема периодизации развития взрослой личности
Проблема взрослости - одна из наименее разработанных в возрастной психологии. Несмотря на множество эмпирических исследований, выполненных на "взрослых" выборках, существование теоретических схем, пытающихся описать поведение взрослого человека, сам феномен взрослости (и, в частности, понятия взрослости и взросления) остается малоизученным. «Исследователи детского развития зафиксировали малейшие нюансы взросления и развесили всюду удобные таблички вроде "Невыносимые Двухлетние" или "Шумливые девятилетние". Поведение подростков было настолько тщательно расшифровано, что у них должно было бы пропасть всякое желание безобразничать.... Однако за методичной проработкой периодов развития личности до 18-20 лет - ничего, сплошное белое пятно, мы предоставлены сами себе и плывем вниз по течению к старости, где уже попадаем в руки геронтологов.... Где руководство, как пройти "Испытательные Двадцатые" или "Роковые Сороковые" нашей жизни?» - спрашивает известная исследовательница взрослости Гейл Шихи (1999). Теоретические изыскания в области психологии взрослости чаще всего являются фрагментами других исследований и формулируются в аспекте проблем специфики детства или старости по сравнению со взрослостью (Б.Г. Ананьев). В качестве основы для сравнительного анализа выступает "эталон" взрослого - "нормального человека", свойства и характеристики которого неясны и интересуют исследователей не сами по себе, но лишь как "не-детские" и "не-старческие" (например, зрелость, по Ф. Олпорту, - «мера, в которой человек превзошел детские формы мотивации»). Взрослость рассматривается как точка на континууме ''аккумуляция социального опыта", как время реализации способностей и навыков, полученных ранее (Л.И. Анцыферова, 1999; Л.А. Рудкевич, 1993), как "компенсация нарастающих процессов старения" (И.С. Кон, 1991; Б.Г. Ананьев, 1961 ). И только лишь в работах, посвященных методологическим исследованиям проблем непрерывного образования, взрослость - этап собственно развития личности, а не функционирования и ускоряющейся "деградации" (Л.И. Анцыферова, 1999). Этапы взрослости различные исследователи определяют неодинаково. Э.Эриксон называет раннюю (до 45 лет), среднюю (40/45 - 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). По Д.Бромлей, цикл взрослости состоит из трех стадий: ранней (21—25 лет), средней (25—40 лет) и поздней взрослости (40—55 лет). Ш. Бюлер отводит зрелости возраст 25/30 - 45 лет. Чаще всего зрелость относят к отрезку жизни между 20 и 60 годами, разбивая его на временные интервалы от 5 до 7—10 лет. Обычно пяти-семи лет человеку хватает, чтобы изменить свои привычки, стиль жизни и общения практически полностью. Очередное же "десятилетие" нередко служит поводом для возникновения того, или иного "возрастного кризиса". Как и в предыдущих возрастных периодах, каждую фазу взрослости заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьировать в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом. Обычно предполагается, что к началу периода зрелости завершается половое созревание человека, окончательно дифференцируются его умственные способности и интересы, у человека складываются устойчивая система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция) и целостный образ Я, формируется готовность к самообучению и саморазвитию личности, созревают профессиональные намерения. Однако конкретное содержание этапов развития взрослого человека и сама проблема периодизации взрослости до сих пор остаются наиболее дискуссионными вопросами возрастной психологии. Основные трудности разработки единой системы периодизации связаны с тем, что центральными характеристиками личностного развития взрослого человека становятся гетерохронность и индивидуальность. Именно поэтому в психологии так остро стоит проблема критериев взрослости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|