ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая характеристика этапов взрослостиПрофессиональное развитие человека также имеет много точек соприкосновения с личностным развитием. С одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей— активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации. С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например, на формирование самооценки, самоотношения, уровня притязаний и т.д. Так, на начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем наблюдается некоторое снижение ее уровня, происходят социально - психологические и психические изменения личности профессионала. При трех - пятилетнем стаже работы тревожность снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к росту профессиональных "заболеваний" и травматизма на этом этапе. В дальнейшем наблюдается некоторое снижение тревожности, затем имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального для данной деятельности. Иногда фиксируется еще один ее резкий подъем в предпенсионный период. Первая фаза периода зрелости длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным членом общества. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями, наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей. Это период, когда два человека активно создают собственный стиль жизни, физическую и психическую среду, которая будет формировать новое поколение. Именно в это время для них особенно актуальны такие вопросы: "Как мы общаемся друг с другом, как мы едим, как мы проводим наши вечера? Значит ли для нас что-либо совместно проводимое время, совместный завтрак, приход домой? Действительно ли мы говорим друг с другом или обмениваемся только короткими замечаниями, не интересуясь тем, что на самом деле происходит в душе другого? Как мы обставляем квартиру? Производит ли она личное впечатление или выглядит как витрина модного магазина, или как скопище всего, что оказалось под рукой?" (Б. Ливехуд, 1994, с.63). Отсутствие подобного опыта часто может приводить к замыканию человека на самом себе, избеганию контактов. К 25 годам человек, как правило, обретает постоянное профессиональное занятие, находясь либо в фазе адепта, когда выбор профессии уже сделан и начинается (продолжается) процесс ее освоения, либо на фазе адаптации, т.е. овладения и принятия норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимания смысла профессии и своей причастности, к ней. До 25 лет обычно наблюдается низкая удовлетворенность человека своей жизнью, связанная с трудностями взросления и вхождения человека в самостоятельную жизнь. После этого этапа "вырывания корней" разрабатывается "план на всю жизнь". Зарождается чувство хозяина своей жизни, социальная ответственность за себя и за дело, продолжается профессиональный рост. Трудовая деятельность, практический опыт и тренированность выступают в качестве основного сенсибилизирующего фактора развития психических функций личности (Ананьев Б.Г.,1969). Достижение более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе трудовой деятельности возможно потому, что некоторые психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки. Систематический труд приводит к специализации отдельных психических функций. Например, совершенствуются память и мышление, особенно в сензитивные возрастные периоды (20 - 24 и 29 - 33 года для памяти и 26 - 29 лет для мышления), происходит интеграция познавательных процессов. Личностное развитие мужчины несколько отличается от развития личности женщин. Во-первых, женщина в это время более зрела, чем мужчина. Переходная фаза у нее заканчивается примерно к 21 году, у мужчины же она может продолжаться до 24 лет. Во-вторых, если для мужчины основная задача в этот период - профессиональная карьера, то женщина стоит перед двойной задачей, часто приводящей к внутреннему конфликту: сохранение человеческого рода и интенсивное участие в профессиональной деятельности (Ливехуд Б., 1994; Гаврилица О.А., 1997;.ШихиГ,1998 и др.). В переходный период (29-32 года) стабилизируется самооценка личности и всех остальных ее структур. Корректируется разработанный "на всю жизнь" план, подводятся первые итоги. Теперь человек знает, что он может, что дается ему с трудом и чего он, вероятно, никогда не сумеет сделать. Период жизни от 30 до 45 лет часто рассматривается как "вершина жизни", "плато", "гребень вершины". В Древней Греции этот возраст и свойственное ему состояние духа называлось "акме" - наиболее полный расцвет человеческой личности. Продолжается профессиональный рост: повышается общая мотивация человека, уровень наблюдательности, развиваются критичность мышления, эмпатийность, складывается профессиональный тип личности. Однако, иногда - и преувеличение роли отдельных фрагментов, аспектов жизненного мира, сужение личностных интересов до профессиональных (Е.М. Борисова, 1991; А.А. Баталов, 1972). С другой стороны, человек, не сложившийся как "профессионал", характеризуется раздражительностью, конфликтностью, стремлением объяснить свои неудачи стечением неблагоприятных обстоятельств. В этот период усиливается дифференциация отдельных сторон всей системы интеллекта. Между 34 и 37 годами наступает второй пик в развитии мышления, развиваются и устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением, максимальное развитие получают творческие способности человека. Если, например, музыкальные и математические способности проявляются рано, то создание интегрированных концепций в естествознании относится к зрелым годам. Однако к 40 годам возможно снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальном напряжении в процессе деятельности, например, внимания и сенсорно-перцептивных функций. Осуществляется предварительное подведение итогов жизни и возможно возникновение "кризиса середины жизни": ощущения, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья Даже при успешном положении дел у человека могут возникнуть опасения, что он не успеет сделать то что считает нужным. Такой кризис - не редкость у людей творческих профессий. Об этом свидетельствует возрастающая частота смертных случаев среди артистов, поэтов и художников в возрасте 35-40 лет (Т.В. Карсаевская, 1997). Осознание расхождения мечты и действительности может вызывать тяжелые эмоциональные переживания, смятение, о которых писал Данте: "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу путь потеряв во тьме долины". Б. Ливехуд так описывает переживания сорокалетних: "Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой, еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большее - одни и те же проблемы, но с другой стороны". Э. Эриксон считал, что в 40 лет личность стоит перед выбором, по какому из двух возможных путей пойдет его дальнейшее развитие: неуспокоенность или застой. Неуспокоенность - это понятие, близкое понятию самореализации, самоактулизации, означающее стремление быть как можно лучше как в области родительско-супружеских отношений так и в профессиональной деятельности. В случае застоя "наблюдается регрессия к навязчивой потребности в псевдоинтимности, нередко сопровождающаяся растущим чувством личностного опустошения. Люди в этом случае часто начинают потакать себе, как если бы они были своим собственным... и единственным ребенком, и если только условия благоприятствуют тому, преждевременная инвалидность, физическая или психологическая, становится поводом для чрезмерной заботы о себе" (Э.Эриксон, 1963). Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для дальнейшего развития личности. Во-первых, уважение к мудрости должно сменить примат физической храбрости. Убывают физические силы и привлекательность, человек начинает все больше полагаться на "мозги", а не на "мышцы", разрабатывает программу ежедневных упражнений, соответствующих диет и т.д., чтобы поддержать необходимый уровень активности. Во-вторых, "социализация должна заместить в отношениях с людьми "сексуализацию". Теперь партнер по общению воспринимается прежде всего как личность, и эти отношения часто обретают "ту глубину взаимопонимания, которую прежняя эгоцентрическая сексуальная установка до известной степени блокировала" (Д. Пекк, 1968). В-третьих, необходимо сохранить эмоциональную гибкость, т.е. "способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности". Это особенно важно именно теперь, т.к. именно в это время умирают родители, вырастают и покидают дом дети, появляются новые члены семьи, ее границы становятся менее определенными. В-четвертых, важно сохранить душевную гибкость и способность противостоять тенденции к растущей ригидности во взглядах и действиях. В противном случае возникающая умственная жесткость перерастает в нетерпимость и неспособность воспринимать творческие решения проблем. Третья фаза периода зрелости (40/45 — 50/55 лет), часто именуемая как "стабилизация", представляет собой дальнейшее упрочение системы социальных ролей. Возрастает уверенность в жизненной позиции и общая стабильность образа жизни и развития, реалистичность самооценки. Успешное разрешение предшествующего кризиса включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все больше лишается своего исключительного положения (Гоулд Дж. 1972). Наблюдается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным, довольствоваться тем, что есть и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. Накоплен значительный профессиональный опыт, есть достижения и творческий потенциал. Профессионал — это опытный работник, который может вполне самостоятельно, все более надежно и эффективно справляться с основными профессиональными функциями. На этой фазе работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями или / и универсализмом и широкой ориентировкой в профессиональной области, он уже обрел свой индивидуальный стиль деятельности. В этот период развиваются вербальные функции, достигая самого высокого максимума после 40—45 лет. С возрастом 50—55 лет связан очередной нормативный кризис: человек в очередной раз подводит итог своей прошлой деятельности и свершениям, задумывается о ее цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Важным источником жизненной удовлетворенности после 50 лет жизни становятся успехи детей. Поздняя зрелость (50/55 — 60 лет), или четвертая фаза периода зрелости, часто характеризуется некоторым снижением физических и умственных возможностей, ослаблением сексуальных функций и интересов, стремлением продлить состояние жизненной активности. Вместе с тем, это пик для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. В развитии профессионала наступает следующая фаза — фаза наставничества. Появление учеников и последователей делает жизнь наполненной, осмысленной и перспективной. Однако возможны и менее продуктивные варианты личностного развития. Например, человек все больше погружается в свою работу, каждый одаренный молодой человек воспринимается как угроза. Все чаще считается, что надо настаивать на своих правах, даваемых рангом и положением, "цепляться" за свою номинальную позицию. Новое не может быть переработано, собственное прошлое и собственный жизненный опыт идеализируются: "Сегодняшняя молодежь ничего не может, избалована, зарабатывает слишком много, нахальна и больше не уважает старших" (Б. Ливехуд, 1994, с.85-86).
К завершению периода зрелости (примерно к 60/65 годам), как правило, обычно происходит снижение уровня профессиональных притязаний. Изменяется мотивация в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению. Эту фазу характеризуют по-разному: старение (Ш.Бюлер), инвентаризация (Б-Ливехуд) и др.. Теперь "нужно освободиться от того, что построил сам и что другие, конечно, будут продолжать по-другому" (Б.Ливехуд, 1994). Возникает психологически сложная задача: построить образ своего будущего после выхода на пенсию, осознать свою значимость вне пока еще выполняемой социальной роли, приготовиться к уменьшению физических сил и росту зависимости от других. Вопросы и задания для самопроверки 1. Гете характеризовал одну из фаз пройденной жизни так: "Ликование до небес - печаль до смерти". К какому периоду взрослости это скорее всего относится?
2. Определите психологический возраст следующих "персонажей": а) Персонажей, приславших письма в брачное агентство: • "...все мои фотографии мне дороги, поэтому вам их не высылаю", • "...люблю употреблять алкогольные напитки, в меру, разумеется", • "...Фигурой еврей я вполне довольна. Здорова. Наследственность не отягощена", • "... что касается разума и всего остального, то этого, как понимаете, письмом не опишешь", • "… двадцатилетняя жемчужина ищет себе достойную оправу", • "...ставлю эксперименты на себе и на своей дочке", • "...если вы умны и интеллигентны, и от вас можно рожать как минимум дважды, то мы могли бы быть парой". б) Определите психологический возраст "авторов" часто встречающихся в нашей жизни высказываний, а также психологический возраст тех, к кому они обращены: • "Отстань, без тебя разберусь!", "Я сам!" • "Леночка, давай сделаем это вместе". • "Сколько можно повторять!" • "Мы с Шуриком пошли в 1 класс". • "Не лезь не в свое дело!" • "Как вам не стыдно, безобразники!" • "Что нужно сделать, чтобы ты стал человеком?!" Примечание: учтите, что задача имеет еще одно решение. Попробуйте найти его, определив наиболее вероятный психологический пол "участников" разговора. Сделайте выводы. 3. Определите свой психологический возраст. С помощью этого теста можно самостоятельно оценить различные этапы своей жизни, включая прошлое и будущее, и узнать свой психологический возраст. Представьте себе мысленно всю свою жизнь — прошлое, настоящее, будущее. В каком году Вы родились? ——— Как Вы думаете, до какого возраста Вы доживете? ——— (дайте более или менее реальную оценку). В представленной ниже таблице обведите кружком число, соответствующее указанному Вами возрасту (с точностью до пяти лет). С помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для Вас событиями. Событиями могут быть какие-либо изменения в природе и обществе, в Вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), и состоянии Вашего здоровья, наконец — в поведении, в Ваших и поступках в семье и на работе, в учебе, общении и т. п. Исходя из такого понимания слова «событие», оцените сначала: насыщенность первого пятилетия (до 5-ти лет). Свою оценку отметьте знаком (+) в соответствующей клетке учитывая, что: 10 баллов — максимальная степень насыщенности; 1 балл— минимальная степень насыщенности. Таким образом оцените насыщенность каждого из оставшихся интервалов (как прошлых, так и будущих вплоть до отмеченного Вами возраста). Внимание! Каждое пятилетие должно иметь только одну оценку насыщенности, но иметь ее оно должно обязательно. Таблица для определения психологического возраста.
Вы ответили на все вопросы? Выполнили задание полностью? Теперь можете определить реализованность жизни и свой психологический возраст. Для этого: 1). Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям (и прошлым, и будущим). 2). Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия. Если Вам, к примеру, 30 лет, то следует взять сумму баллов от 1-5 до 26-30 лет включительно. Но если 31 год, то нужна небольшая поправка - к имеющейся "сумме прошлого" прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 31-35 лет. Если Вам 32 года, то прибавьте 2/5 этого балла, если 33- 3/5 и т. д. 3). Разделите общую сумму "баллов прошлого" на общую сумму баллов всех пятилетий. Полученный результат - показатель субъективной реализованности жизни. 4). Умножьте этот показатель на ожидаемую Вами продолжительность жизни. Сколько получилось? Это и есть Ваш психологический возраст. Интерпретация. Сравните полученное значение психологического возраста с вашим реальным хронологическим возрастом. Если психологически Вы намного старше своего возраста, значит необходимо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых жизненных планах, целях, ожиданиях. Если же психологически Вы намного моложе, это может свидетельствовать о чрезмерном оптимизме, поскольку Ваша перспектива рассчитана на больший диапазон времени, чем тот, которым Вы располагаете в действительности. На вопрос, что же лучше, чувствовать себя моложе или старше своих лет, существует следующий ответ: значение психологического и хронологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3-4 лет). И, если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте - моложе, то в зрелости главное - гармония перспективы и опыта.
4. Заполните приведенную ниже таблицу:
5. Назовите основные критерии взрослости. Предложите несколько возможных определений взрослости и взрослого человека. Назовите признаки старения и старости. Какие из них являются' общими для всех представителей данной возрастной группы, а какие - нет. Объясните, почему.
6. Какое развитие - личностное или профессиональное - преобладает во взрослом возрасте? Обоснуйте свой ответ примерами.
7. Назовите основные характеристики развития познавательной сферы взрослого человека.
8. Назовите основные концепции взрослости, разработайте сравнительную таблицу.
9. Как соотносится личностное развитие человека и развитие его межличностных отношений? Разработайте сравнительную таблицу.
10. В чем, на ваш взгляд, заключаются наиболее значимые различия между представителями трех возрастных групп: детьми, взрослыми и стареющими людьми? Разработайте сравнительную таблицу. Литература 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет научного познания. М.: Наука, 1961.-420с. 2. Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. - 1999. - т. 20. - № 1. - С. 6-19. 3. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред Л.И.Анцыферовой. М. Наука, 1980. - С. 159-177. 4. Братсь С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моек ун-та. Сер 14. - Психология. - 1980. - № 2. - С. 3 - 13. 5. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. - Т.2. - М.: Мир, 1992. -С.45. 6. Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость // Психология зрелости и старения. - Осень 1997. - С.8-12. 7. Климов А.Е. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -250с. 8. Ливехуд Б. Кризисы жизни - этапы жизни. - Калуга, 1994. - 140с. 9. Маркова А. К. Психология профессионала. - М.: Международн. гуманитарный фонд, 1996.-230с. Ю.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.- 420с 11. Нуркова С. В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психол. журн. - т. 17. - №2. - 1996. - С. 16-29. 12. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М.: Тривола, 1995. 13. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философ. - 1994. - №10, С. 112-123. 14. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб., 1999. 15. Эриксон Э. Идентичность: юность. - М.: ИГ "Прогресс", 1996. - 600с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|