ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Личностное развитие в поздние периоды жизни
Выход на пенсию, который в большинстве случаев является рубежом между закончившейся зрелостью и начинающимся пожилым возрастом, драматичен и может привести к деформации личности. По мнению Б.Г. Ананьева (1968), «внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а поэтому и личности». Это последний кризисный период в развитии личности. Американский исследователь Пекк считает, что в случае успешного разрешения последнего кризиса у человека развивается чувство полноценности. Для того чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса: Ø Первый подкризис заключается в пересмотре и переоценке собственного «Я» вне профессиональной роли (профессионального контекста), которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной; Ø Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие; Ø Третий подкризис связан с исчезновением самоозабоченности, в результате чего человек может без ужаса принять мысль о смерти.
Преодоление каждого из подкризисов зависит от того, насколько человек способен принимать действительность такой, как она есть, а также от адекватности образа «Я» в соотношении с адекватностью восприятия модели мира. Период старости, по мнению Э. Эриксона, характеризуется становлением цельного окончательного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Достигаемое на этой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой завершенной формы эго-идентичности, а именно: эго-интеграции. Эриксон отмечает несколько составляющих эго-интеграции: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности. Это постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни независимо от того, какой ценой они достигаются. Это и принятие своего жизненного пути как единственного должного и не нуждающегося в замене. Это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям. Это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявились в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение единственного жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу.
На этой стадии возникает мудрость, определяемая Э. Эриксоном как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» (1968). Напротив, отсутствие этой личной интеграции ведет к страху смерти. Возникает впечатление, что слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем.
По данным О.Н. Молчановой, в развитии личности пожилых людей существуют адаптационные процессы психологического витаукта (vita - жизнь; auctum - увеличивать), функционирующие на уровне Я - концепции. Так, проведенное экспериментальное исследование динамики самооценки в зрелости и старости свидетельствует о том, что наряду с общим снижением уровневых характеристик самооценки, с возрастом нарастают факторы компенсации, поддерживающие стабильность Я - концепции:
а) с возрастом все чаще отмечаются высокие позиции реальной самооценки по шкалам «характер», «отношение к людям», «участие в труде»; б) фиксация на позитивных чертах своего характера, т.е. чаще приписывают себе позитивные качества, реже - недостатки; в) снижение идеальных самооценок, что говорит о тенденции довольствоваться тем, что есть; г) ориентация на жизнь внуков и детей, что сохраняет перспективу личностного развития, а, следовательно, способствует осознанию ценности своего «Я»; д) ретроспективный характер самооценки. Будущее для лиц позднего возраста нередко представляется угрожающим, поэтому характерной особенностью их Я - концепции является обращенность в прошлое, которое для них приобретает большую ценность, чем будущее и даже чем настоящее.
В настоящее время отсутствует общая теория развития личности в поздние периоды жизни. По характеру конструирования своей жизни и преодоления жизненных трудностей в психологии выделяются различные типы личностных позиций, одна из которых представлена В.Д. Альперовичем (1998). Представители первого типа людей, вышедших на пенсию, мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Люди этого типа, старающиеся справиться с «шоком отставки», обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации. Широко используется техника «антиципирующего совладения». Она предполагает поиск новых путей включения в общественную жизнь, планирование свободного времени, предвидение негативных состояний и событий в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы, перехода в слабо структурированную область своего жизненного мира у личности появляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. Творческие силы можно развивать и в старости. Примерно двадцать лет тому назад Грандма Мозес, женщина, начавшая рисовать почти в 80 лет, имела большой успех у публики своими выставками и иллюстрациями в журналах. Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения в возрасте старше семидесяти лет. По преданию, японский художник Хокусай сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и другие композиторы работали до восьмидесяти лет (Б.Ливехуд, с.91).
У многих выход на пенсию связан со стремлением передавать профессиональный опыт своим ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.
У второго типа людей, вышедших на пенсию, в постпенсионный период развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта ситуация - пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификаций. Люди этого типа тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми, быстро дряхлеют. Привычные жизненные стратегии не включили приемов активного совладения с трудностями. Неспособность контролировать окружающие события обусловила восприятие жизненного мира лишь как источник непреодолимых трудностей и неприятностей. Еще одна причина неблагополучной старости - это социальный фактор - широко распространенный в современном обществе стереотип старости, «стариков, бредущих по «обочине» жизни». Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период, - результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Их интериоризация приводит к негативным изменениям еще совсем недавно здоровых и активных людей. О значении насильно навязываемых людям убеждений свидетельствуют воспоминания бывших узников фашистских концлагерей. Вот свидетельство одного из заключенных. Он рассказывает, что охранники изо дня в день внушали узникам, что у них нет никакой надежды на освобождение, и лишь смерть может открыть дверь лагеря. В конце концов. некоторые люди стали испытывать чувства безнадежности и беспомощности, что приводило к их быстрой гибели.
Распространенные в наши дни стереотипы старости применимы лишь к конечным этапам постпенсионного периода. На первых этапах, которые могут длиться десятилетиями, люди сохраняют работоспособность и желание приносить пользу обществу. Д. Бромлей выделила пять типов приспособления к старости. 1. Первый тип — конструктивная установка - человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими, критичен в отношении самого себя, терпим в общении с другими. Он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, рассматривает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений. Человек такого типа с доверием рассчитывает на помощь окружающих. 2. Установка зависимости - присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов. 3. Защитная установка - характерна для самодостаточных людей, обладающих «психологической броней», поглощенных профессиональной деятельностью. Они избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней деятельности. 4. Установка враждебности - присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, обществу в целом. Они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее. 5. Установка враждебности, направленная на самого себя - характерна для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе, смерть рассматривается ими как освобождение от страданий.
Существует немало типологий пожилых людей, но ни одна из них не может претендовать на исчерпывающее, абсолютное знание характеристик, свойственных стареющему человеку. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|